Методика подготовки и проведения городской обзорной экскурсии «Мой белый город»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Тема городских обзорных экскурсий на сегодняшний день весьма актуальна. Это обосновано тем, что городские обзорные экскурсии – самые посещаемые; обзорные городские экскурсии представляют наибольший интерес как для местных, так и, особенно, иногородних граждан; количество обзорных экскурсий, проводимых туристско-экскурсионными организациями города, всегда намного превышает количество любых тематических; на городских обзорных экскурсиях экскурсанты получают возможность познакомиться с основными памятниками и памятными местами города, важнейшими страницами его истории, со своеобразием его современного вида.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….3
1. Методика подготовки городской обзорной экскурсии …………………..4
2. Методика проведения городской обзорной экскурсии ……………...….10
3. Методическая разработка экскурсии «Мой Белый город»……………...15
3.1. Характеристика экскурсии………………………………………….15
3.2. Маршрут……………………………………………………………..16
3.3. Контрольный текст………………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………….....30
Список использованных источников……………………………………..….31
«Портфель экскурсовода»…………………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

Курсовик по ИЭД.docx

— 67.89 Кб (Скачать)

 

Зарегистрировано «___»_____20___г.

_________________________________

Подпись     (расшифровка подписи)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(НИУ «БелГУ»)

 

 

Факультет Бизнеса  и сервиса

 

 

Кафедра ТУРИЗМА И СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА

 

 

 

 

 

 

 

 

«МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ГОРОДСКОЙ ОБЗОРНОЙ ЭКСКУРСИИ «МОЙ БЕЛЫЙ ГОРОД»

Курсовая работа

студентки дневного отделения 2 курса  группы

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЕЛГОРОД 2011

 

Содержание 

 

   Введение…………………………………………………………………….….3

   1. Методика подготовки городской обзорной экскурсии …………………..4

  2. Методика проведения городской обзорной экскурсии ……………...….10

   3. Методическая разработка экскурсии «Мой Белый город»……………...15

         3.1.  Характеристика экскурсии………………………………………….15

         3.2.  Маршрут……………………………………………………………..16

        3.3.  Контрольный текст………………………………………………….17

  Заключение………………………………………………………………….....30

  Список использованных источников……………………………………..….31

  «Портфель экскурсовода»…………………………………………………….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема городских обзорных экскурсий на сегодняшний день весьма актуальна. Это обосновано тем, что  городские обзорные экскурсии –  самые посещаемые; обзорные городские  экскурсии представляют наибольший интерес как для местных, так  и, особенно, иногородних граждан; количество обзорных экскурсий, проводимых туристско-экскурсионными организациями города, всегда намного  превышает количество любых тематических; на городских обзорных экскурсиях экскурсанты  получают возможность познакомиться  с основными памятниками и  памятными местами города, важнейшими страницами его истории, со своеобразием его современного вида.  
 Городские обзорные экскурсии имеют свои отличительные черты, которые диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определённому городу, что подчёркивает уникальность этого города, и говорит о том, что таких аналогов нет в мире. Большое значение в обзорных городских экскурсиях имеет то, что события излагаются крупным планом. Это даёт общее представление о городе, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии – время существования города с первого упоминания о нём до сегодняшнего дня и перспективы развития. В городской – обзорной экскурсии освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и другие). 
 Все обзорные городские экскурсии имеют цель показать экскурсантам роль города в истории Родины, познакомить их с наиболее яркими достопримечательностями города, рассказать о выдающихся страницах его истории, культуры, науки.

Цель – изучить методику подготовки и проведений обзорной городской экскурсии.

  1. Методика подготовки городской обзорной экскурсии

 

Экскурсия – методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а так же умелый рассказ о событиях, связанных с ними. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста – экскурсовода. Процесс восприятия объектов экскурсантами подчинен задаче раскрытия определенной темы. Экскурсовод передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом

При подготовке обзорной экскурсии  следует помнить, что многоплановый  её характер, включающий различные, зачастую далёкие друг от друга подтемы, определяет сложные логические переходы от одной  подтемы к другой, с помощью  которых экскурсовод должен связать  их в единое целое. Это одна из наиболее сложных задач в городских  обзорных экскурсиях, на что необходимо обратить особое внимание, начиная  со стадии сбора творческой группой  литературного и фондового материалов. 
При создании обзорной экскурсии по городу отдаётся предпочтение тем подтемам, которые определяют лицо города. Во многих старых городах в числе обязательных могут быть следующие подтемы: выступление народных масс против угнетателей, революционное движение, борьба за установление и укрепление власти, героизм и самоотверженность советских людей в годы Великой Отечественной войны; возникновение города, история его роста и застройки, особенности планировки, архитектурные памятники; промышленность города, его культурные, научные, учебные учреждения. В городских обзорных экскурсиях освещаются следующие основные вопросы: историческое прошлое и архитектурный облик города; народно-освободительное и революционное движение; развитие города. Однако не во всех городах эти вопросы найдут отражение, так как, например, у городов-новостроек нет исторического, революционного прошлого, нет памятников архитектуры. Здесь необходимо рассказать, что было до появления этих городов, рассказать об улицах, площадях, учреждениях, названных именами выдающихся исторических деятелей [6].

Все обзорные городские экскурсии  имеют цель показать экскурсантам роль города в истории Родины, познакомить  их с наиболее яркими достопримечательностями  города, рассказать о выдающихся страницах  его истории, культуры, науки. Всё  в городской обзорной экскурсии  должно быть подчинено этой цели: отбор  объектов, подбор материалов при написании  текста, отрывки из литературных источников и документов, предназначенные для  цитирования, иллюстрации «портфеля  экскурсовода» и другое. Экскурсовод  обязан найти такие стороны жизни  города и такие слова, характеризующие  их, которые выгодно бы их окрашивали, подчёркивали его уникальность. Любой  столичный, областной, и не только областной, город имеет только ему присущие черты. Города с их старой и современной  архитектурой, памятниками великим  историческим событиям и выдающимся людям, промышленными предприятиями  и научными учреждениями, музеями  и выставочными галереями представляют собой неиссякаемый источник для  создания экскурсий, прославляющих  их [4].

Городскую обзорную экскурсию  практически невозможно построить  в хронологическом варианте, она  создаётся по тематико-хронологическому или тематическому принципу, что  предоставляет определённую свободу  при разработке последовательности показа экскурсионных объектов и  маршрута экскурсии.

При значительном количестве памятников, включённых в экскурсию, ряд заметных, привлекающих внимание экскурсантов городских объектов остаётся неохваченным. К ним всегда проявляют  интерес экскурсанты, задавая соответствующие  вопросы. Экскурсовод обязан предугадывать  вопросы и быть готовым на них  ответить. Хороших знаний, связанных  с одним маршрутом, недостаточно для того, чтобы стать высокопрофессиональным экскурсоводом. Он обязан обладать разносторонними краеведческими знаниями, тогда ни один вопрос участника экскурсии не застанет его врасплох [2].

Правомерно включение  в городскую обзорную экскурсию  посещения мемориальных, художественных, тематических музеев. Время, отводимое  на их осмотр, не должно превышать 15–25 минут, так как они дают представление  только о какой-либо одной подтеме, а в задачи обзорной экскурсии  входит ознакомление экскурсантов со многими другими сторонами жизни  города.

Принято, что время, отведённое на осмотр той или иной музейной экспозиции, не должно превышать 30–40 минут, и желательно, чтобы экскурсию  по музею вёл экскурсовод, проводящий всю экскурсию, что позволяет  сохранить её целостность. Об этом заранее  должна быть договоренность между музеем и экскурсионным бюро, а экскурсовод  бюро обязан сдать методической комиссии музея свою экскурсию по соответствующей  его экспозиции [3].

Ещё одной из особенностей городской обзорной экскурсии является постоянное, крайне динамичное её обновление, так как город развивается, в  нём появляются новые современные  здания, учреждения науки и культуры, спортивные сооружения, где-то открывают  новую мемориальную доску и т.п. Все эти изменения городской  среды должны немедленно отражаться в экскурсии, иначе экскурсанты  могут в знаниях о городе оказаться  просвещённее экскурсоводов.

Особенностью обзорной экскурсии  является постоянное её обновление, так  как город развивается, в нём  появляются новые промышленные предприятия, учреждения науки и культуры, памятники, жилые районы. Материал о современности  должен быть тесно связан с важнейшими событиями текущего дня.

В городской обзорной экскурсии, как ни в какой другой, имеются  большие возможности для рекламы  других экскурсий. При раскрытии  подтем экскурсовод приглашает посетить тематические экскурсии по соответствующим направлениям, на которых экскурсанты глубже знакомятся с интересующими их вопросами, объектами.

Эффективность экскурсии  зависит от техники ее проведения [1].

Экскурсия начинается со вступления (введения), которое делается на месте  встречи экскурсовода с группой  до начала маршрута. После выхода из автобуса экскурсовод должен сразу  же определить место расположения группы. Методической разработкой обычно предусмотрены  несколько вариантов (точек) расположения группы. Это обусловлено тем, что  у одного и того же объекта могут  одновременно находиться несколько  групп, поэтому свою группу следует  разместить на некотором удалении. Кроме того, место расстановки  группы может меняться в зависимости  от времени дня, погодных условий  и поставленной задачи.

Экскурсионная группа должна стоять так, чтобы видеть и объект, и экскурсовода, в свою очередь  экскурсовод должен видеть и группу, и объект. Самое удобное расположение группы – полукольцом. Экскурсовод  должен стоять на краю полукольца вполоборота  к экскурсантам. Если экскурсанты  у объекта не построились подобным образом, экскурсовод побудительным  жестом показывает, как они должны стать. В практике проведения экскурсий  экскурсовод часто становится в  центре полукруга. В этом случае его  рассказ лучше слышен всем экскурсантам, не требуется сильно напрягать голос, но при такой расстановке экскурсовод  стоит спиной к объекту, что затрудняет показ, и жесты экскурсовода не всегда целенаправленны и точны [3].

Для проведения экскурсии, показа каждого объекта, освещения каждой подтемы методической разработкой  отводится строго определенное время. Некоторые экскурсоводы, особенно начинающие, увлекшись рассказом, перерасходуют  время уже на первых двух-трех объектах, и естественно, что для освещения  последующих подтем времени не хватает. Чтобы избежать этого, экскурсовод  должен несколько раз «провести» экскурсию, засекая время. Это помогает убрать все лишнее из рассказа, ведущее  к перерасходу времени. Иногда по причинам, не зависящим от экскурсовода (долгие сборы группы, опоздание автобуса), экскурсия начинается позже назначенного времени. Автобус не должен задерживаться после установленного времени окончания экскурсии, так как  должен быть подан для новой экскурсионной группы. И в том и в другом случае необходимо сократить время экскурсии, но за счет не уменьшения количества подтем и показа основных объектов, а исключения второстепенных деталей в показе и рассказе. Все основные объекты должны быть показаны.

Рассказ на экскурсии начинается с показа объекта, т.е. носит адресный характер. Экскурсант должен ясно представлять, к какому объекту или его детали, фрагменту относится рассказ. Экскурсовод  может начать рассказ лишь после  того, как удостоверится, что все  хорошо видят объект. Помимо показа объекта экскурсовод должен владеть  техникой показа наглядных пособий. Наглядные пособия показываются тогда, когда этого требует излагаемый материал. Не следует во время рассказа раздавать наглядные пособия  для более детального ознакомления. И лишь после того, как завершено  изложение подтемы и наступает  пауза во время переезда от одного объекта к другому, экскурсовод  может дать возможность экскурсантам ознакомиться с уже продемонстрированными  наглядными пособиями. Пособия, предназначенные  для демонстрации при раскрытии  последующих подтем экскурсии, заранее не показываются [5].

Всю экскурсию экскурсовод  проводит в большинстве случаев  стоя лицом к экскурсантам (если автобус оборудован вращающимся  креслом, экскурсовод может сидеть, повернувшись к экскурсантам). Садится  экскурсовод при длительных автобусных переездах от объекта к объекту, что бывает обычно на загородных экскурсиях.

Немаловажное значение имеет  и правильное применение в рассказе приема цитирования. Цитаты выписываются на небольшие карточки (примерно 11х15 см, или на четверть листа обычной  писчей бумаги). Карточки имеют порядковые номера и складываются перед экскурсией в нужной последовательности. Экскурсовод  может пользоваться этими карточками в процессе рассказа, ибо сразу наизусть запомнить все цитаты трудно, а точность в воспроизведении отрывков литературных источников, особенно исторических документов, важна.

На остановках экскурсовод  первым выходит из автобуса, ведет  группу к объекту показа. По окончании  осмотра он входит в автобус последним. Если во время стоянки экскурсанты  приобретают сувениры или самостоятельно еще раз осматривают объект, экскурсовод  предупреждает о време6ни отправления автобуса [8].

В пути следования группы экскурсанты  задают экскурсоводу вопросы. Вопросы  могут относиться к объектам, связанным  с темой экскурсии и не имеющим  никакого отношения к ней. Отвечать на вопросы, интересующие одного-двух человек, немедленно не следует, ибо  это отвлекает остальных участников от восприятия темы. Экскурсовод во вступлении должен условиться с группой  о том, что для вопросов по содержанию экскурсии и ответов на них  будет отведено время после ее окончания. Давать ответы на вопросы, не имеющие отношения к теме экскурсии, не входит в обязанности экскурсовода. Он может дать совет, на каких экскурсиях, в каких литературных источниках можно найти ответ на интересующие экскурсантов вопросы [10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методика проведения городской обзорной экскурсии

 

Методика проведения экскурсий  направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче усвоить содержание экскурсий. Делается это с помощью методических приемов,  которые делятся на две группы – приемы показа и приемы рассказа.

Задача методических приемов  – обеспечить наилучшую действенность  экскурсионного метода сообщения знаний аудитории. Методические приемы могут  быть рассмотрены в нескольких аспектах: как оптимальный способ выполнения определенных действий; как средство превращения пассивного осмотра  в активное наблюдение объекта экскурсантами; как основа процесса трансформации  устной информации в зрительную; как  основа анализа и синтеза на экскурсии  и т.д. [5].

Информация о работе Методика подготовки и проведения городской обзорной экскурсии «Мой белый город»