Методика обзорных и тематических экскурсий

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Экскурсионная методика – совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также методических приемов подготовки экскурсий разных видов на разные темы и для различных людей. Главная задача любой методики, в том числе и экскурсионной, - всемерно содействовать достижению поставленной цели с наибольшей эффективностью и с наименьшими трудовыми затратами.
Целью данной работы является анализ экскурсионной методической документации и индивидуального текста к экскурсии «Пассаж – торговый дом европейского стиля» для выявления эффективности методики и ее целесообразности.

Содержание

Вступление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Исследование экскурсионного рынка Санкт-Петербурга . . . . . 4
Характеристика методической документации и текста экскурсии «Пассаж – торговый дом европейского образца». . . .8
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Примечания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ+3.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

    Министерство  культуры и массовых коммуникаций

    Санкт-Петербургский  государственный 

    Университет культуры и искусств

    Кафедра музееведения и экскурсоведения 
 
 
 
 

    Курсовая  работа

    по предмету

    "Методика обзорных и тематических экскурсий"

    по  методической разработке экскурсии:

    «Пассаж – торговый дом  европейского стиля» 
 
 

    Выполнила: Кириллова М.М.                                      

                                                                   группа 305 в

    Руководитель:     Молозина И.В. 
 
 
 
 

    Санкт-Петербург

    2007

    Содержание 
     

    Содержание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . 2

    Вступление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

    Исследование  экскурсионного рынка Санкт-Петербурга . . . . . 4

    Характеристика  методической документации и текста экскурсии «Пассаж – торговый дом европейского образца». . . .8

    Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

    Примечания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

    Список  использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Вступление 
     

              Экскурсионная методика – совокупность  требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также методических приемов подготовки экскурсий разных видов на разные темы и для различных людей. Главная задача любой методики, в том числе и экскурсионной, - всемерно содействовать достижению поставленной цели с  наибольшей эффективностью и с наименьшими трудовыми затратами.

    Целью данной работы является анализ экскурсионной  методической документации и индивидуального  текста к экскурсии «Пассаж –  торговый дом европейского стиля» для  выявления эффективности методики и ее целесообразности.

     Ставятся  такие задачи, как определение  актуальности темы, избранной автором  экскурсии. Для решения поставленных  задач проводилось исследование  экскурсионного рынка, большей частью с помощью глобальной сети Интернет. Сопоставлялись официальные сайты разных компаний, таких как - транспортно-туристическая компания «НЕВАЛАЙН»1, ООО «Агентство путешествий и экскурсий «Эклектика»2, туристическая компания «Русский тур»3, ООО «Бюро "Петроградъ"»4, ООО «АВАНТАЖ»5, "Довранов"6, туристическая фирма "Фортуна"7,  туристическая фирма "Музыка путешествий"8  - на предмет наличия в составе их экскурсий экскурсии "Пассаж - торговый дом европейского стиля". Также характеризовалась предложенная методическая документация и текст экскурсии.

    Основным источником сведений для данной работы служил Интернет, по той причине, что данная тематика экскурсий появилась сравнительно недавно, следовательно, она мало изучена и полностью отсутствует в письменных источниках9. Книга Гэри Дала "Реклама для "чайников" и "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия" были использованы для анализа и поиска наилучшего варианта названия экскурсии.  Книга Емельянова Б.В. "Экскурсоведение"10 помогала исследовать методические приемы показа и рассказа. Официальный сайт ЗАО "ТПФ Пассаж" 11 помог составить более полную картину о пассаже, но вовсе не предоставил более новые сведения о себе, как обещала автор экскурсии.  
     
     
     
     
     
     
     
     

    ГЛАВА 1

    Исследование  экскурсионного рынка  Санкт-Петербурга. 

    1.1. Анализ современного  состояния рынка  в отношении избранной  экскурсии.  

            С помощью глобальной информационной  сети Интернет были изучены  предложения фирм по экскурсии  – «Пассаж – торговый дом  европейского стиля».

            Ни одна из рассмотренных фирм  – транспортно-туристическая компания  «НЕВАЛАЙН»12, ООО «Агентство путешествий и экскурсий «Эклектика»13, туристическая компания «Русский тур»14, ООО «Бюро "Петроградъ"»15, ООО «АВАНТАЖ»16, "Довранов"17, туристическая фирма "Фортуна"18,  туристическая фирма "Музыка путешествий"19 – не имеет в своем ассортименте данной экскурсии.

            Были расширены параметры поиска. Изучались теперь также экскурсии  со схожей тематикой, с упоминанием  в плане экскурсии Пассажа.  Ниже находятся результаты анализа  экскурсионного рынка: 

  1. Санкт-Петербургское  экскурсионное агентство "Версты" 20

    А) В  туре для школьников и  студентов, рассчитанном на 4 дня и 3 ночи, в экскурсионно-развлекательную  программу 2-го дня входит (помимо других достопримечательностей Санкт-Петербурга) посещение Гостиного двора и  Пассажа.

    Б) Качество услуг (отличный автотранспорт, профессиональные экскурсоводы, продуманная организация); индивидуальный подход к каждому клиенту (учитывают пожелания клиентов, вносят изменения в программу, работают с индивидуальными туристами); 

  1. Некоммерческое  Партнерство "Санаторно-курортное объединение "Олимп-Юг"21

    А) Программа   "НА КРЫЛЬЯХ МЕРКУРИЯ"

    (Банкиры  и меценаты Санкт-Петербурга)

    5 дней/4 ночи

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН22

    2д•  Автобусная экскурсия, посвященная  торгово-финансовой жизни Петербурга "На крыльях Меркурия". "Петербургское  купечество XVIII-XIX вв". Посещение Елисеевского магазина, исторического торгового центра: Большой Гостиный двор, Перинные ряды, Малый Гостиный двор. "Банки и банкирские дома" - Петербургское Сити, Морские улицы, Невский проспект

    4д•  Экскурсия "Государственная политика и судьбы. С.Ю.Витте и П.А.Столыпин" - современные торговые центры Санкт-Петербурга: "Пассаж". "Гранд-Палас", один из супермаркетов "Лукоморье", "Гулливер", "О Кей".

    Б) Программа  корректируется в зависимости от времени прибытия группы в Санкт-Петербург, большой опыт работы со студенческими группами, свои квалифицированные экскурсоводы.  

  1. Группа  компаний "ПУТЕШЕСТВУЙ!"23

    А) Обзорная экскурсия

    (Экскурсия  на автотранспорте, продолжительность  экскурсии - 3 часа)

    Объекты показа: Невский проспект, Адмиралтейство, Казанский собор, Гостиный Двор, универмаг "Пассаж» (без посещения), ансамбль площади Островского со зданием Публичной библиотеки и памятником Екатерине II, Аничков дворец, площадь Восстания с Московским железнодорожным вокзалом и комплекс Александро-Невской Лавры, Аничков мост, река Нева, мосты и набережные, Стрелка Васильевского острова, Ростральные колонны, памятник Петру 1 ("Медный Всадник")

    Б)  Обеспечение максимального удобства для каждого клиента. Экскурсионные  туры с профессиональными эрудированными гидами. Программы экскурсий, составленные оптимальным образом, позволят без усталости и утомления увидеть все запланированное и осмотреть все самое важное в путешествии.  

  1. У туристско-экскурсионной  фирмы "ВТ-Сервис" предлагается лишь одна экскурсия по сходной тематике: Особняк купцов Брусницыных
 

    ТАКИМ ОБРАЗОМ, в РФ на данный момент экскурсий, в которых главным или одним  из главных объектов является пассаж или торговый дом мало, а если точнее - практически нет. Пассаж (торговый дом) выступает пока только как дополнительный объект, заслуживающий внимания лишь как цель для покупок, да и то - по большей части сувениров.

              Экскурсии данной тематики недавно  появились на российском рынке  экскурсионных услуг. Данная тема  только получает свое развитие  в РФ. 24

              

    1.2.  Оценка актуальности  данной темы.  

               Определив ситуацию с этой  экскурсионной темой в России,  автор заинтересовался тем, как  обстоят дела с данной темой  за пределами РФ.

    Например, во Франции. В Париже. После анализа  французского экскурсионного рынка было обнаружено следующее: во Франции есть порядочное число экскурсий, посвященных пассажам, в которых они являются единственными и главными объектами экскурсии.

               Вот некоторые из них: 

    • «Пассаж Шуазель»25  

    «……Эта  крытая улица магазинов (вход с St.Augustin, 25) и сегодня служит одним из самых излюбленных мест для покупок. Построенный в 20-е гг. XIX в., пассаж пережил cвой звездный час между 1855 и 1862гг., когда "Theatre des Bouffes Parisiens" был зимней квартирой Жака Оффенбаха. 21 октября 1858г. здесь Орфей впервые спустился в ад, а затем за короткое время был вынужден повторить этот трюк еще 228 раз. Весь Париж бросился доставать билеты, а тогда в пассаже прогуливались все, кто имел в городе имя и должность. Театр в пассаже Шуазель сохранился в своем историческом виде. Он особенно знаменит постановками комедий. В построенной в 1826г. Galerie Vivienne до сих пор существует несколько интересных магазинов: маленький букинический, магазин игрушек, чайный салон и магазин марочных вин у главного входа….» 

  • "Галереи  и пассажи. Парижская жизнь"26 

    Когда-то в Париже было 120 галерей, сейчас осталось около 20, коммерция в них убыточная, люди  предпочитают коммерческие центры. Ремонтировать собственникам было не на что, и галереи сносили. Оставшиеся теперь взяты под охрану государства. 27

    Passage Colbert 1826

    Passage Choiseul 1825

    Galerie Vivienne 1826

    Saint Honoré.  

  • Пешеходная  экскурсия "Сказки парижских пассажей"28
 

                   Экскурсии по пассажам популярны  и актуальны как во Франции (как видно на примере), так и в других странах  (давать информацию об экскурсиях по пассажам этих стран нет необходимости).

                   Актуальна ли данная тема для  России? Да, экскурсии данного типа  существуют. Но насущны, важны  ли они? По предложению на рынке видно, что экскурсия «Пассаж – торговый дом европейского стиля» и подобные ему экскурсии  не пользуются популярностью среди экскурсантов. Однако всем известно, что не только предложение зависит от спроса, но и спрос от предложения. В данный момент причиной малой заинтересованности, считаю:

    -отсутствие  рекламной компании (мало кто  знает, что данная экскурсия  вообще может существовать и  что она существует)

    -отсутствие  действительно хорошей авторской  экскурсии именно по пассажам29

    -малое  предложение, впрочем, обусловленное  тем, что у данной экскурсии достаточной узкий круг потенциальных экскурсантов, что не выгодно. В Петербурге просто огромное количество памятников истории и искусства. Данная экскурсия, ввиду своей низкой важности для экскурсантов в сравнении с ними30, может иметь шанс на популяризацию в массах только при своем видоизменении. Закон Дарвина.  Рассмотрим один пример такого развития:

    […..9 июня 2007 г. Российский совет торговых  центров принимал коллег,  ведущих  специалистов в сфере торговой  недвижимости из Австрии. Целью  визита австрийских коллег в Россию стало знакомство с практическим опытом реализации проектов торговой недвижимости, их управлением и эксплуатацией. В Санкт-Петербурге участникам была предложена экскурсия по таким торговым центрам, как «Радуга», «Сенная», «Гулливер», «Гранд Каньон». По окончанию деловой программы участники тура встретились с управляющим директором Российского совета торговых центров Олегом Войцеховским. В ходе встречи он познакомил коллег с деятельностью Российского совета торговых центров, рассказал об особенностях развития российского рынка торговой недвижимости, о выдающихся проектах Москвы и Санкт-Петербурга. Так же обсуждались вопросы инвестиций и развития форматов торговых центров в России…. ]31

Информация о работе Методика обзорных и тематических экскурсий