Методические приемы показа и рассказа в экскурсии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 23:20, реферат

Описание работы

Показ — процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно (например, с памятником архитектуры или с архитектурным ансамблем). Показ может рассматриваться как действие (или сумма действий) экскурсовода, направленное на выявление сущности предмета.
Показ на экскурсиях – многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, процесс, во время которого действия экскурсантов производятся в определенной последовательности, с конкретной целью. Термин «показ» не имеет общепринятого толкования. Как специальный термин введен в обиход учеными-экскурсионистами и широко используется в методической литературе по экскурсионному делу. В словарях термины «показ» и «демонстрация» отождествляются.

Содержание

Показ в экскурсии.
1.1. Ступени показа.
1.2. Виды показа.
1.3. Особенности показа на экскурсии.
1.4. Показ как реализация принципа наглядности.
1.5. Выводы.
Рассказ в экскурсии.
2.1. Трансформация устной речи (рассказа) в зрительные образы.
2.2. Особенности рассказа на экскурсии.
2.3. Выводы.

Работа содержит 1 файл

Реф_3.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

     Хорошо подготовленная и проведенная  экскурсия позволяет экскурсанту  увидеть мысленным взглядом нечто  большее, чем то, что перед ним  находится в данный момент  в качестве объекта или группы объектов наблюдения.

     Зрительные объекты большинства  экскурсий интересны не сами  по себе, а в связи с теми  событиями, которые происходили  на этих объектах или были  связаны с ними. Обозначив буквой  А экскурсионный объект, а буквой  В — события, с ними связанные, мы получим простую формулу:  А + В. Содержание этой формулы в экскурсионной практике имеет много вариантов. Назовем некоторые из них.

     Рассказ по отношению к показу  звучит в разное время: до  показа, в ходе показа и после  показа. Так, в тематической экскурсии мы имеем дело с тремя вариантами рассказа на одну тему. В первом случае рассказ предваряет наблюдение объекта экскурсантами. Обычно – это краткая справка об объекте, задача которой направить внимание экскурсантов на какие-либо особенности объекта, заинтересовать их с помощью любопытной подробности. (Например, предваряя показ Боголюбовского замка, экскурсовод просит обратить внимание на лестничную башню, где в июньскую ночь 1174 г. разыгралась кровавая трагедия. Здесь был убит заговорщиками-боярами князь Андрей Боголюбский.) Во втором случае в ходе показа рассказ дополняет зрительный ряд, имеет форму справки, характеристики, комментария, репортажа, объяснения, реже – описания или литературного монтажа. В третьем случае после показа рассказ более лаконичен – это краткие выводы по поводу увиденного, краткий рассказ, иногда две-три фразы на тему экскурсии. Как правило, какие-либо методические приемы в заключении не используются.

     Из трех приведенных вариантов  взаимодействие рассказа и показа имеет место только во втором – слово непосредственно взаимодействует с объектом и с наибольшей полнотой раскрывает тему. В первом варианте слово предваряет показ, в третьем – заключает показ. 

   2.3. ВЫВОДЫ.

     Словесное начало в экскурсии  получило условное название «рассказ». На самом же деле это информационный и аналитический материал, раскрывающий тему, состоящий из комментариев при показе объектов, оценок и выводов по основным вопросам и подтемам. Экскурсовод в рассказе сообщает, поясняет, характеризует, дает представление о зрительном облике объекта, картине события. Рассказ же в его общепринятом понимании является лишь частью выступления экскурсовода.

     В экскурсионном рассказе используют  различные формы, которые с  давних пор экскурсионные работники относят к методическим приемам рассказа – справки, описания, характеристики, объяснения, комментирования и т.д.

     Особенности рассказа на экскурсии  состоят в том, что он, как  правило, основан на зрительных  восприятиях. Рассказ экскурсовода  не может быть автономным, т.е. его речь не может абстрагироваться от объекта показа. Выводы экскурсантов строятся на основе не только услышанного, но и увиденного. 
 
 

Список  литературы 

   1. Емельянов Б.В. Организация работы  экскурсионного учреждения.- М.: Высш. шк., 1987

   2. Емельянов Б.В.. Экскурсоведение:  Учебное пособие. М.: Высш. шк., 1992.

   3. Ишекова Т.В. Экскурсионное дело: Учебное пособие - Саратов: Изд-во  «Научная книга», 2006.

   4. Немоляева М.Э., Ходорков П.Д. Международный  туризм: вчера, сегодня, завтра. М:  Международные отношения, 1990.

   5. Ножин Е.А. Мастерство устного  выступления. Учебное пособие.- М.: Высш. шк.,1978

   6. Пасечный П.С. Туризм и экскурсии.  М.: ЦРИБ «Турист», 1983.

   7. Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева  Н.А. Основы экскурсионного дела.- СПб.: «Паритет»,2001.


Информация о работе Методические приемы показа и рассказа в экскурсии