Методические приемы показа и рассказа в экскурсии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 23:20, реферат

Описание работы

Показ — процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно (например, с памятником архитектуры или с архитектурным ансамблем). Показ может рассматриваться как действие (или сумма действий) экскурсовода, направленное на выявление сущности предмета.
Показ на экскурсиях – многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, процесс, во время которого действия экскурсантов производятся в определенной последовательности, с конкретной целью. Термин «показ» не имеет общепринятого толкования. Как специальный термин введен в обиход учеными-экскурсионистами и широко используется в методической литературе по экскурсионному делу. В словарях термины «показ» и «демонстрация» отождествляются.

Содержание

Показ в экскурсии.
1.1. Ступени показа.
1.2. Виды показа.
1.3. Особенности показа на экскурсии.
1.4. Показ как реализация принципа наглядности.
1.5. Выводы.
Рассказ в экскурсии.
2.1. Трансформация устной речи (рассказа) в зрительные образы.
2.2. Особенности рассказа на экскурсии.
2.3. Выводы.

Работа содержит 1 файл

Реф_3.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

     Рассказ – это звучащий индивидуальный  текст экскурсовода, исполненный  им с соблюдением требований  устной публичной речи и представляющий образец монологической речи.

     В ходе экскурсии происходит  нарастание рассказа от устной  информации к зрительной, от зрительных  впечатлений – к словесным  оценкам и выводам.

     Б. Е. Райков высказал мысль,  что малоразвитые группы, новички  в экскурсионной работе, иногда относятся к объяснениям, как к чему-то совершенно лишнему и ненужному, чего они вовсе не ждали. Для них экскурсия – только зрелище, по возможности занимательное зрелище, и словесные комментарии их как-то тяготят. С этим настроением необходимо считаться, выдвигая на первый план конкретное содержание экскурсии. Он отмечал, что продолжительные теоретические объяснения на экскурсии нежелательны, так как засушивают ее и превращают в простую лекцию. С малоподготовленной аудиторией надо быть в этом смысле особенно осторожным, здесь показательная сторона – все.

     Н. А. Гейнике считал, что преувеличение  значения рассказа при изучении  темы, преобладание словесного материала  в экскурсии лишает ее важных  преимуществ. Наиболее часто встречающейся  ошибкой экскурсовода является то, что он не столько показывает экскурсионный материал, сколько рассказывает о нем, т.е. гасит самостоятельную работу экскурсантов, превращая экскурсию в лекцию с иллюстрациями. Он считал, что все, о чем идет речь в экскурсии, должно быть в зрительном ряду. Экскурсовод показывает группе объекты и сопровождает показ глубоким анализом, пояснениями, историческими справками.

     Роль объектов состоит в том,  чтобы помочь экскурсоводу зримо  восстановить для экскурсантов  прошлое, убедительно нарисовать жизненные картины. Глубина рассказа диктуется объектом, его особенностями, количеством информации, которой объект располагает. Время рассказа на экскурсии должно быть значительно меньше общей продолжительности экскурсии.

     Рассказ на экскурсии в полном объеме готовится заранее. Неправильно рассматривать рассказ экскурсовода как импровизацию, т.е. произведение, содержание и языковые особенности которого формируются исключительно в момент его исполнения. В то же время это не означает, что в рассказе экскурсовода не может быть экспромта. Речь идет о примере, изложении факта, небольшом стихотворении или отрывке из художественного произведения, включение которых в рассказ вызывается составом группы или же значительным событием, которое только что произошло в жизни данного города, страны. Например, если экскурсовод при знакомстве с группой узнает, что она состоит из педагогов, – в рассказ может быть включен пример работы одной из школ города. После сообщения в печати о значительном событии в жизни страны – выборах в государственные органы, новом указе Президента.., экскурсовод в обзорной или другой экскурсии дает краткую характеристику происшедшему. Такие короткие экспромты рождаются в ходе экскурсии.

     Основные требования к рассказу: тематичность, конкретность, связанность, логичность, краткость, убедительность, доступность изложения, законченность суждений, связь с показом, научность.

     Особенность рассказа состоит  в том, что он носит  характер  монолога. В то же время нужно  отметить, что отдельные экскурсоводы  делают попытки превратить часть экскурсии в открытый и скрытый диалог. При диалоге между экскурсоводом и экскурсантами возрастает активность восприятия материала.

     В период перехода словесной  части экскурсии от монолога  к диалогу важное место занимают  ответы на вопросы экскурсантов и «работа» экскурсовода с их репликами.

     Реплика экскурсанта — это  его мнение о чем-то, причем  не всегда правильное. Уходить  от реплик экскурсантов не  следует. Существует определенная  методика «работы» экскурсовода  с репликами. Ответ на реплику (как реакция на мнение одного экскурсанта) должен быть умело вплетен в рассказ экскурсовода. При всей абсурдности какой-то реплики не следует проявлять запальчивость, необходимо тактично разъяснить несостоятельность высказанного мнения. Ответ на любую реплику не должен уводить от экскурсионной темы, нарушать логику рассказа. Иногда реплики показывают одобрение экскурсантами отдельных положений, выдвинутых экскурсоводом, выражают отношение аудитории к услышанному. В этом случае экскурсовод, опираясь на высказанное мнение, продолжает рассказ, и это делает его более убедительным. В этом случае экскурсовод выступает с позиций собеседника.

     В таких формах, как экскурсия-консультация  и экскурсия-демонстрация, рассказ  экскурсовода построен в виде  беседы. Некоторые беседы построены на вопросно-ответном приеме, при этом вопросы задаются как экскурсоводом, так и экскурсантами. Методика придает значение связи таких понятий, как содержание экскурсии, формы ее проведения и методические приемы рассказа.

     Эти понятия связаны с вопросами: о чем сказать, как сказать и с какой целью. Если говорить о рассказе экскурсовода в целом, то перед ним ставятся задачи: помочь экскурсантам правильно увидеть, понять и оценить объект; на основе увиденного прийти к нужным выводам. В своем рассказе экскурсовод сообщает аудитории и о таких свойствах объекта, которые зрительно не воспринимаются. Он обобщает наблюдения экскурсантов, помогая им более правильно воспринимать полученную информацию. Одна часть рассказа определяет объекты, другая – поясняет, третья – характеризует объекты (выявляет их качества), четвертая – дает представление о зрительном облике, пятая – «рисует» картину события. В зависимости от этих задач используются определенные методические приемы рассказа.

     Одна из задач рассказа – определение, истолкование предмета, о котором пойдет речь.

     Всякое определение предмета  в экскурсионном рассказе должно  быть ясным, соразмерным (объем  определяемого понятия должен  быть равен определению, которое  дается). Оно не должно быть негативным (отрицательным) и противоречивым, не должно строиться на отрицании. Цель определения – уточнение содержания используемых понятий. (Например, «архитектура – вид искусства», а точнее «архитектура – строительное искусство»; «обелиск – памятник», а точнее «обелиск – памятник, сооружение в виде сужающегося кверху столба».) 

     Определение имеет вид равенства:  Различают реальные и номинальные  определения.  Реальные определения  раскрывают существенные признаки  предмета (объекта);  номинальные  определения — взамен описания какого-либо предмета (объекта) вводится термин (имя предмета), объясняются значение термина и его происхождение. (Например, «Публичная распродажа имущества, когда владельцем становится тот, кто предложил более высокую цену, называется аукционом», «Скульптурное или архитектурное сооружение в память кого-нибудь или чего-нибудь называется памятником».) 

Рис. 2.1.  Виды определений. 

     В экскурсионной практике широко  используются оба вида определений. 
 

    2.1. ТРАНСФОРМАЦИЯ УСТНОЙ РЕЧИ (РАССКАЗА) В ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ

     Термин «трансформация» означает  преобразование, превращение. Методистам  и экскурсоводам при разработке  новой экскурсионной темы необходимо  иметь в виду особенности устной  речи с учетом требований профессии  экскурсовода, и прежде всего такую важную особенность, как трансформация рассказа в зрительные образы у экскурсантов.

     Для превращения одного вида  информации (речь) в другой (зрительные  образы) должны быть созданы определенные  условия. Такое превращение зависит  от содержания рассказа, языка экскурсовода (его образности), от методики преподнесения материала. Широкие возможности для трансформации раскрывает использование отрывков из художественных произведений. На этом построен методический прием литературного монтажа и прием цитирования.

     Трансформация определенной части  рассказа экскурсовода происходит  в ходе показа и при его  активном «содействии».

     Понятность речи, ее точность, выразительность,  красота зависят от ряда факторов: правильного подбора слов, выражающих  мысли, построения фраз; связи между предложениями; использования выразительных средств в речи; владения техникой речи (дыхание, голос, дикция); соблюдение речевой интонации. В экскурсии используются две формы рассказа:

     а)  повествовательный рассказ,  который дает экскурсантам ясное представление о том, где и каким образом происходили события;

     б)  реконструктивный рассказ,  задачей которого является восстановление  перед мысленным взором экскурсантов  того или иного объекта (здания, сооружения, памятного места).

     Язык экскурсовода должен отвечать определенным критериям.  Критерий ясности — доходчивость и доступность речи для аудитории.  Критерий точности — соответствие содержания речи мыслям экскурсовода, цели и теме экскурсии.  Критерий чистоты речи — логически оправданное использование экскурсоводом языковых средств. 

   2.2. ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗА НА ЭКСКУРСИИ

     В практике можно обнаружить  шесть особенностей рассказа:

     1 .  Зависимость рассказа от  скорости передвижения группы.

     Рассказ подчинен ритму движения  экскурсантов, маршруту экскурсии. Например, рассказ, подготовленный для экскурсии с детьми, нельзя без изменения использовать на экскурсиях для взрослых из-за различной скорости передвижения этих групп. Также неодинаков рассказ на пешеходной и автобусной экскурсиях на одну и ту же тему.

    2.  Подчиненность рассказа показу. Рассказ экскурсовода не может  быть абстрагирован от объектов  показа, которые расположены на  маршруте. Содержание рассказа подчинено  задаче наблюдения объектов. Рассказ  сопровождает показ объектов, дополняет  и поясняет то, что видят экскурсанты, направлен на зрительное воссоздание картины, которая по замыслу авторов экскурсии должна возникнуть перед мысленным взором экскурсантов. Содержание рассказа определяется объектом изучения (природа, экспозиция музея, исторический памятник, места знаменательных событий).

    3.  Использование в рассказе  зрительных доказательств. Особенность  рассказа состоит в том, что  в нем отсутствуют устные доказательства. Их роль выполняет зрительный  ряд. Экскурсовод так строит  показ, чтобы «заговорил» сам объект, чтобы экскурсанты увидели то, о чем он рассказывает. Это достигается путем образного рассказа, умелого показа памятника, демонстрации наглядных материалов из «портфеля экскурсовода». Рассказ, не связанный со зрительным рядом, излишние подробности в рассказе ведут к такому недостатку, как лекционность.

    4.  Адресность рассказа, т.е. привязка  к наблюдаемым экскурсантами  объектам. Адресный характер рассказа  экскурсовода состоит в том,  что, рассказывая, экскурсовод  имеет в виду конкретный объект – здание, архитектурный ансамбль, инженерное сооружение, памятник природы и т.д.

     Особенность методики состоит  в том, чтобы сформулировать  указания экскурсантам: на что  обратить внимание; чему адресует  рассказ экскурсовод; какую часть  здания, сооружения (этаж, окно, балкон, пролет моста) он имеет в виду; какие растения показываются. Такое понимание достигается при помощи конкретных указаний, где именно происходило это событие, где проживал тот человек, о котором рассказывает экскурсовод, чью деятельность он характеризует. Если показ происходит на улице, застроенной несколькими домами, рядом расположенными и порой схожими между собой, экскурсовод называет цвет (белый, бежевый, красный), в который окрашено нужное здание, его внешние признаки – этажность, особенности конструкции. Убедившись, что экскурсанты поняли, о каком здании пойдет речь (узнали адрес рассказа), экскурсовод продолжает ведение экскурсии.

    5.  Конкретность экскурсионного  рассказа. Конкретность – это  не только формулировка темы, но и сами по себе приводимые факты, их толкование. Конкретность требует, чтобы на экскурсии преподносился не материал вообще, а материал, раскрывающий конкретную тему.

     Неправильно рассматривать конкретность  в рассказе экскурсовода как  обилие фактического материала (фактов, примеров, дат, цифр, фамилий действующих лиц).

     Конкретизация материала в экскурсии  – выражение мысли, изложения  определенного положения в более  точной, конкретной форме.

    6.  Утверждающий характер рассказа. Рассказывая об историческом  событии, экскурсовод с максимальной убедительностью утверждает, что оно происходило именно так, именно на этом месте, что его участниками были называемые им лица, а не кто-нибудь иной. Экскурсовод, характеризуя конкретное событие, относит его к настоящему (прошлому или будущему) времени, преподносит его как объективный факт и указывает на конкретное лицо, которое совершает (совершало или будет совершать) это действие.

     Необходимо иметь в виду и  такую особенность рассказа, как  наличие в нем подтекста.  Подтекст  — это внутренний, добавочный (скрытый в речи) смысл текста, рассказа экскурсовода. Подтекст находит выражение в чувствах экскурсовода, эмоциональной насыщенности его рассказа, в жестах и мимике, в тональности речи. Суть подтекста – отношение экскурсовода к предмету разговора, оценка определенного факта или какой-то детали в излагаемом материале.

Информация о работе Методические приемы показа и рассказа в экскурсии