Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 23:20, реферат
Показ — процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно (например, с памятником архитектуры или с архитектурным ансамблем). Показ может рассматриваться как действие (или сумма действий) экскурсовода, направленное на выявление сущности предмета.
Показ на экскурсиях – многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, процесс, во время которого действия экскурсантов производятся в определенной последовательности, с конкретной целью. Термин «показ» не имеет общепринятого толкования. Как специальный термин введен в обиход учеными-экскурсионистами и широко используется в методической литературе по экскурсионному делу. В словарях термины «показ» и «демонстрация» отождествляются.
Показ в экскурсии.
1.1. Ступени показа.
1.2. Виды показа.
1.3. Особенности показа на экскурсии.
1.4. Показ как реализация принципа наглядности.
1.5. Выводы.
Рассказ в экскурсии.
2.1. Трансформация устной речи (рассказа) в зрительные образы.
2.2. Особенности рассказа на экскурсии.
2.3. Выводы.
Рассказ – это звучащий
В ходе экскурсии происходит нарастание рассказа от устной информации к зрительной, от зрительных впечатлений – к словесным оценкам и выводам.
Б. Е. Райков высказал мысль, что малоразвитые группы, новички в экскурсионной работе, иногда относятся к объяснениям, как к чему-то совершенно лишнему и ненужному, чего они вовсе не ждали. Для них экскурсия – только зрелище, по возможности занимательное зрелище, и словесные комментарии их как-то тяготят. С этим настроением необходимо считаться, выдвигая на первый план конкретное содержание экскурсии. Он отмечал, что продолжительные теоретические объяснения на экскурсии нежелательны, так как засушивают ее и превращают в простую лекцию. С малоподготовленной аудиторией надо быть в этом смысле особенно осторожным, здесь показательная сторона – все.
Н. А. Гейнике считал, что преувеличение
значения рассказа при
Роль объектов состоит в том,
чтобы помочь экскурсоводу
Рассказ на экскурсии в полном объеме готовится заранее. Неправильно рассматривать рассказ экскурсовода как импровизацию, т.е. произведение, содержание и языковые особенности которого формируются исключительно в момент его исполнения. В то же время это не означает, что в рассказе экскурсовода не может быть экспромта. Речь идет о примере, изложении факта, небольшом стихотворении или отрывке из художественного произведения, включение которых в рассказ вызывается составом группы или же значительным событием, которое только что произошло в жизни данного города, страны. Например, если экскурсовод при знакомстве с группой узнает, что она состоит из педагогов, – в рассказ может быть включен пример работы одной из школ города. После сообщения в печати о значительном событии в жизни страны – выборах в государственные органы, новом указе Президента.., экскурсовод в обзорной или другой экскурсии дает краткую характеристику происшедшему. Такие короткие экспромты рождаются в ходе экскурсии.
Основные требования к
Особенность рассказа состоит в том, что он носит характер монолога. В то же время нужно отметить, что отдельные экскурсоводы делают попытки превратить часть экскурсии в открытый и скрытый диалог. При диалоге между экскурсоводом и экскурсантами возрастает активность восприятия материала.
В период перехода словесной
части экскурсии от монолога
к диалогу важное место
Реплика экскурсанта — это
его мнение о чем-то, причем
не всегда правильное. Уходить
от реплик экскурсантов не
следует. Существует
В таких формах, как экскурсия-консультация и экскурсия-демонстрация, рассказ экскурсовода построен в виде беседы. Некоторые беседы построены на вопросно-ответном приеме, при этом вопросы задаются как экскурсоводом, так и экскурсантами. Методика придает значение связи таких понятий, как содержание экскурсии, формы ее проведения и методические приемы рассказа.
Эти понятия связаны с вопросами: о чем сказать, как сказать и с какой целью. Если говорить о рассказе экскурсовода в целом, то перед ним ставятся задачи: помочь экскурсантам правильно увидеть, понять и оценить объект; на основе увиденного прийти к нужным выводам. В своем рассказе экскурсовод сообщает аудитории и о таких свойствах объекта, которые зрительно не воспринимаются. Он обобщает наблюдения экскурсантов, помогая им более правильно воспринимать полученную информацию. Одна часть рассказа определяет объекты, другая – поясняет, третья – характеризует объекты (выявляет их качества), четвертая – дает представление о зрительном облике, пятая – «рисует» картину события. В зависимости от этих задач используются определенные методические приемы рассказа.
Одна из задач рассказа – определение, истолкование предмета, о котором пойдет речь.
Всякое определение предмета
в экскурсионном рассказе
Определение имеет вид
Рис. 2.1.
Виды определений.
В экскурсионной практике
2.1. ТРАНСФОРМАЦИЯ УСТНОЙ РЕЧИ (РАССКАЗА) В ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ
Термин «трансформация»
Для превращения одного вида
информации (речь) в другой (зрительные
образы) должны быть созданы
Трансформация определенной
Понятность речи, ее точность, выразительность,
красота зависят от ряда
а) повествовательный рассказ, который дает экскурсантам ясное представление о том, где и каким образом происходили события;
б) реконструктивный рассказ,
задачей которого является
Язык экскурсовода должен отвечать
определенным критериям. Критерий
ясности — доходчивость и доступность
речи для аудитории. Критерий точности
— соответствие содержания речи мыслям
экскурсовода, цели и теме экскурсии.
Критерий чистоты речи — логически оправданное
использование экскурсоводом языковых
средств.
2.2.
ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗА НА
В практике можно обнаружить шесть особенностей рассказа:
1 . Зависимость рассказа от скорости передвижения группы.
Рассказ подчинен ритму
2. Подчиненность рассказа показу.
Рассказ экскурсовода не может
быть абстрагирован от
3. Использование в рассказе
зрительных доказательств.
4. Адресность рассказа, т.е. привязка к наблюдаемым экскурсантами объектам. Адресный характер рассказа экскурсовода состоит в том, что, рассказывая, экскурсовод имеет в виду конкретный объект – здание, архитектурный ансамбль, инженерное сооружение, памятник природы и т.д.
Особенность методики состоит
в том, чтобы сформулировать
указания экскурсантам: на что
обратить внимание; чему адресует
рассказ экскурсовод; какую
5. Конкретность экскурсионного рассказа. Конкретность – это не только формулировка темы, но и сами по себе приводимые факты, их толкование. Конкретность требует, чтобы на экскурсии преподносился не материал вообще, а материал, раскрывающий конкретную тему.
Неправильно рассматривать
Конкретизация материала в
6. Утверждающий характер
Необходимо иметь в виду и такую особенность рассказа, как наличие в нем подтекста. Подтекст — это внутренний, добавочный (скрытый в речи) смысл текста, рассказа экскурсовода. Подтекст находит выражение в чувствах экскурсовода, эмоциональной насыщенности его рассказа, в жестах и мимике, в тональности речи. Суть подтекста – отношение экскурсовода к предмету разговора, оценка определенного факта или какой-то детали в излагаемом материале.
Информация о работе Методические приемы показа и рассказа в экскурсии