Маркетинговые исследования в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:46, реферат

Описание работы

В прошлом веке маркетинговые исследования как таковые не были нужны, так как большинство фирм были мелкими и знали своих клиентов лично. В XX веке появилась необходимость в получении более обширной информации о клиентах и их покупательских потребностях. Появилась проблема нехватки информации. Необходимость в проведении маркетинговых исследований очевидна. В этом и состоит актуальность данной темы.

Содержание

Введение…...……………………………………………………………………….3-4
1. Процесс маркетинговых исследований……………………………………….5-6
1.1 Основные понятия……………………………………………………….7
1.2 Сущность и содержание маркетинга в туризме…………………..…8-10
2. Маркетинговое исследование………...…………………………………….…..11
2.1 Анкетирование, как метод проводимого исследования ………….......11
2.2 Сбор необходимой информации………………………..……………....12
2.3 Представление полученных результатов и анализ, проводимого анкетирования....................................................................................................................13
Заключение…………………………………………………………...……………..14
Список используемой литературы………………

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 49.85 Кб (Скачать)

      ФЕДЕРАЛЬНО  АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Уральский  государственный  университет путей  сообщения»

(ФГБОУ  ВПО УрГУПС, УрГУПС)  
 

НАУЧНО  – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА

По  учебной дисциплине «Основы научных  исследований»

Тема: Маркетинговые исследования в туризме 
 
 
 

Выполнил  студент группы МТ-329

Золотавина  Ю.И

Проверил  преподаватель 

Антропов  В.А 
 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург, 2011

Содержание

Введение…...……………………………………………………………………….3-4

1.  Процесс  маркетинговых исследований……………………………………….5-6

     1.1 Основные понятия……………………………………………………….7

     1.2 Сущность и содержание маркетинга  в туризме…………………..…8-10

2. Маркетинговое исследование………...…………………………………….…..11

      2.1 Анкетирование, как метод проводимого исследования ………….......11

      2.2 Сбор необходимой информации………………………..……………....12

      2.3 Представление полученных результатов и анализ, проводимого анкетирования....................................................................................................................13

Заключение…………………………………………………………...……………..14

Список используемой литературы……………………………...............................15

Приложение 1………………………………………………...…………………16-17

Приложение 2……………………………………………………………………….18

Приложение 3…………………………………………………………………….....19

Приложение 4………………………….……………………………………………20

Приложение 5…………………….…………………………………………………21 

Введение

     В прошлом веке маркетинговые исследования как таковые не были нужны, так  как большинство фирм были мелкими  и знали своих клиентов лично.  В XX веке появилась необходимость  в получении более обширной информации о клиентах и их покупательских потребностях.  Появилась проблема нехватки информации.  Необходимость в проведении маркетинговых  исследований очевидна.  В этом и  состоит актуальность данной темы. 

     В настоящее время индустрия туризма  является одной из наиболее динамично развивающихся форм в международной торговле услугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений- 14%.Так, если в 1950 г. число туристов во всем мире составляло 25 млн., каждое 16-е рабочее место, а оборот туриндустрии- 2,1 млрд. долларов США , то согласно данным Всемирной Туристской Организации (ВТО) в 1995 г. в мире было зарегистрировано 576 млн. прибытий туристов, поступления от международного туризма достигли 372 млрд. долларов). 

     Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте 11% и 8,6% соответственно.

     Международный туризм в мире крайне неравномерен, что объясняется в первую очередь  разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил  в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно 20% приходится на Америку, менее 10% - на Азию, Африку и Австралию вместе взятые.

     Подобное  развитие международных туристических  связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих улучшению работы этой сферы международной торговли. Многие высокоразвитые страны Запада, такие, как Швейцария, Австрия, Франция, значительную долю своего благосостояния построили на доходах от туризма. За послевоенные годы была создана мощная исследовательская база и система профессиональной подготовки в области туризма.

     Цель: рассмотрение процесса маркетинговых исследований в области туризма.

 Для достижения поставленной цели выделим  ряд задач:

    • Произвести анализ научно-методической литературы
    • Рассмотреть процесс маркетинговых исследований в международном туризме                                                                                     
    • Определить сущность и содержание маркетинга в туризме
    • Рассмотреть ценообразование и рекламу в маркетинге и туризме
    • Подготовка маркетинговых исследований методом анкетирование
    • Разработать анкету
    • Собрать необходимую информацию
    • Проанализировать собранную информацию

      Предметом исследования является туристические  фирмы, а объектом международный туризм.

     Итак, международный туризм, характерной  чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более  заметную роль в мировой экономике.  
 
 
 
 
 
 
 

1.Процесс маркетинговых исследований в туризме

     Маркетинговое исследование – процесс, состоящий  из пяти этапов. На первом происходит четкое определение проблемы и постановка целей исследования. Второй этап – разработка плана сбора информации с использованием первичных и вторичных данных. Сбор первичных данных требует выбора методов исследования (наблюдение, эксперимент, опрос); подготовка орудий исследования (анкеты, механические устройства); составления плана выборки (единица выборки, объем выборки, процедура выборки) и выбора связи с аудиторией (телефон, почта и личное интервью). Третий этап – сбор информации с помощью внекабинетных или лабораторных изысканий. Четвертый этап – анализ собранной информации для вывода из совокупности полученных данных показателей среднего уровня, переменных составляющих и выявления разного рода взаимосвязей. Пятый этап – представление основных результатов, которые дадут управляющим по маркетингу возможность принимать более взвешенные решения.

          Из сущности маркетинга туризма  как системы вытекают основные  принципы, обстоятельства, требования, лежащие в основе маркетинга  и раскрывающие его назначение. Сущность маркетинга состоит в том, чтобы предложения туристских услуг в обязательном порядке ориентировалось на потребителя и постоянное согласование возможностей предприятия с требованиями рынка. Исходя из этого, для маркетинга в туризме характерны следующие основополагающие принципы:

  • Ориентация на эффективное решение проблем конкретных потребителей.
  • Рынок образуют потребители с определенными потребностями, для удовлетворения которых они желают и способны приобрести туристский продукт. Именно идентификация запросов потребителей в маркетинге придается особое значение. Предлагаемые на рынок продукты должны рассматриваться предприятием с учетом того, насколько они могут помочь в решении их проблем.
  • Нацеленность на четко выраженный коммерческий результат,

        что для фирмы, в конечном  счете, сводится к овладению  намеченной долей рынка  соответственно ее долговременным целям. Сформулировав эти цели, определяют три главных компонента маркетинговой деятельности: сроки, ресурсы, ответственность. Отсюда ориентация на долгосрочное прогнозирование всей маркетинговой ситуации, начиная от платежеспособных потребностей населения и заканчивая собственными возможностями в этой перспективе.

  • Комплексный подход к достижению поставленный целей,

      поскольку успех обеспечивается только всей совокупностью  средств маркетинга, взятых во взаимосвязи и взаимообусловленности. Комплексность означает, что определенные маркетинговые действия (анализ потребностей, изучение туристского продукта, реклама и т.д.), взятые сами по себе, не способны обеспечить того эффекта, который дает применения маркетинга как системы.

  • Активность, наступательность, предприимчивость,
  • что обеспечивает быструю и эффективную реакцию на изменения внешней по отношению к фирме среде. Без этого невозможно добиться коммерческого успеха и получить конкурентные преимущества.
1.1 Основные понятия  маркетинга 

     Маркетинговые исследования – это систематический  сбор, регистрация и анализ данных по проблемам, относящимся к маркетингу. Задачи исследования маркетинга входят в состав информационной системы  маркетинга, являющейся частью информационной системы управления предприятием. Маркетинговые  исследования связаны с принятием  решений по всем аспектам маркетинговой  деятельности. Все маркетинговые  исследования в двух разрезах: оценка тех или иных маркетинговых параметров для данного момента времени  и получение их прогнозных значений.

      Маркетинг обеспечивает не только эффективное удовлетворение потребностей рынка, но и успех предприятия в конкурентной борьбе. Зародившись в производственной сфере, маркетинг достаточно длительное время не находил соответствующее применение в сфере туризма. Однако возрастание конкуренции, коммерциализации туристской деятельности привели к необходимости скорейшего внедрения основных элементов маркетинга в практику работы туристского предприятия. Вместе с тем туризм имеет определенные особенности, связанные с характером оказываемых услуг, формами продаж и так далее. Для того чтобы реально использовать маркетинг как надежный инструмент достижения успеха на рынке, специалистам туристских предприятий необходимо овладеть его методологией и умением применять ее в зависимости от конкретной ситуации.

       

1.2 Сущность и  содержание маркетинга в туризме 

     Туризм  по своим основным характеристикам  не имеет каких-либо принципиальных отличий от других форм хозяйственной деятельности. Поэтому все существенные положения современного маркетинга могут быть вполне применены и в туризме.

          В то же время в туризме  есть своя специфика, отличающая  его не только от  торговли  товарами, но и от других форм  торговли услугами. Здесь имеет  место торговля,  как услугами, так и товарами (по оценкам  специалистов, доля услуг в туризме  составляет 75%, товаров – 25%), а  также особый характер потребления  туристических услуг и товаров  в месте их производства, более  того, в определенной ситуации.

          В традиционном производстве, имеющий  конкретный результат труда, понятие  маркетинга имеет более конкретное  содержание. В туризме результат  деятельности сводится к туристическому  продукту. По сути, туристический  продукт – это любая услуга, удовлетворяющая те или иные  потребности туристов и подлежащая оплате с их стороны. К туристическим услугам относятся гостиничные, транспортные, экскурсионные, переводческие, бытовые, коммунальные, посреднические и другие. В то же время «туристический продукт» можно рассматривать в узком и широком смысле. Туристический продукт в узком смысле – это услуги каждого конкретного сектора туристической индустрии (например, гостиничный продукт, транспортное предприятие и так далее). В широком смысле туристический продукт – это комплекс товаров и услуг, в совокупности образующий туристическую поездку (тур) или имеющий к ней непосредственное отношение. Основным туристическим продуктом является комплексное обслуживание, т.е. стандартный набор услуг, продаваемый туристам в одном «пакете».

          Туристическому продукту, наряду  с общими специфическими характеристиками услуг, присущи свои отличительные особенности:

     Это комплекс услуг и товаров, характеризуемый  сложной системой взаимоотношений между различными компонентами.

     Спрос на туристические услуги чрезвычайно  эластичен по отношению к уровню дохода и ценам, но во многом зависит  от политических и социальных условий.

     Потребитель, как правило, не может увидеть  продукт до его потребления, а  само потребление в большинстве  случаев осуществляется непосредственно  на месте производства туристической  услуги.

     Потребитель преодолевает расстояние, отделяющее его от продукта и места потребления, а не наоборот.

     Туристический продукт зависит от таких переменных, как пространство и время, для  него характерны колебания спроса.

Информация о работе Маркетинговые исследования в туризме