Маркетинг, как инструмент внутренней деятельности туристской фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является – систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед тур. фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах и о последующем использовании исследования. Таким образом, данное исследование представляет собой процесс, состоящий из шести этапов. На первом происходит четкое определение проблемы и постановка целей исследования. Второй этап – разработка плана сбора информации с использованием первичных и вторичных данных

Содержание

Введение 3
Глава 1. ИССЛЕДОВАНИЕ СРЕДЫ МАРКЕТИНГА ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Анализ внутренней среды 5
1.2 Анализ внешней среды 8
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ СОСТОВЛЯЮЩИХ ТУРИСТСКОЙ СРЕДЫ 15
2.1 Маркетинговые исследования туристского рынка 15
2.2 Маркетинговые исследования туристского продукта 21
2.3 Маркетинговые исследования конкурентов 26
2.4 Ориентация на потребителя — основной принцип маркетинга 29
Заключение 35
СПисок используемой литератуРЫ 37

Работа содержит 1 файл

kyrsovaya_stryzhko_a._a..docx

— 142.70 Кб (Скачать)

   На  силу конкурентной борьбы среди местных  тур фирм влияет множество факторов. Однако, некоторые из них повторяются чаще других. Рассмотрим наиболее важные[10,с.83]:

   1. Борьба усиливается, когда число конкурирующих фирм увеличивается и когда они становятся относительно сравнимы с точки зрения размеров и возможностей. Число фирм является важным фактором, поскольку большее число предприятий повышает вероятность новых стратегических инициатив. При этом уменьшается влияние каких-либо отдельных фирм на всех остальных. Это хорошо заметно в разгары сезонов, когда появляется большое количество фирм предлагающих аналогичные продукты.

  2. Конкурентная борьба усиливается тогда, когда спрос на продукт растет медленно. В быстро расширяющемся рынке соперничество ослабляется тем, что здесь всем хватает места. Правда, чтобы идти в ногу с развивающимся рынком, фирмы обычно используют все свои финансовые и управленческие ресурсы, уделяя намного меньше внимания переманиванию клиентов от соперников. Когда рост рынка замедляется, предприятия начинают борьбу за рыночную долю. Это стимулирует появление новых стратегических идей, маневров и мер, направленных, на переманивание клиентуры конкурентов.

  3. Конкуренция на туристском рынке усиливается тем, что спрос на туристские услуги отличается значительными сезонными колебаниями. Поэтому фирмы часто прибегают к использованию скидок, уступок и других тактических действий, имеющим цель — увеличение продаж.

  4. Конкурентная борьба усиливается, если туристские продукты фирм недостаточно дифференцированы. Дифференциация туристского продукта сама по себе не является сдерживающим конкуренцию фактором. Однако она имеет возможность оживлять (разнообразить) конкурентную борьбу посредством принуждения фирм к поиску новых путей повышения качества туристских услуг.

  5. Соперничество возрастает в соответствии с размером отдачи от успешных стратегических маневров. Чем больше отдача от стратегии, тем больше вероятность, что другие фирмы будут склонны принимать тот же стратегический маневр. Отдача существенно зависит от скорости реакции конкурентов. Если ожидается, что конкуренты будут реагировать медленно или не реагировать совсем, фирма— инициатор новых конкурентных стратегий может получить преимущество во времени, которое труднопреодолимо для соперников. Предприятия, которые обладают объективными данными о потенциале конкурентов, находятся в выгодной позиции, поскольку могут правильно оценить скорость и саму ответную реакцию соперников. Такие знания и умения являются очевидным преимуществом при оценке потенциальной отдачи от стратегических инициатив.

  6. Борьба имеет тенденцию к усилению, когда уход из отрасли становится дороже, чем продолжение конкуренции. Чем выше барьеры для выхода (т.е. уход с рынка более дорогой), тем сильнее фирмы расположены остаться на рынке и конкурировать на пределе своих возможностей, даже если они могут заработать меньшую прибыль.

  7. Конкуренция принимает острый и непредсказуемый характер при увеличении различий между фирмами в смысле их стратегий, кадрового состава, общих приоритетов, ресурсов. Подобные различия увеличивают вероятность того, что отдельные фирмы будут вести себя непредсказуемо и принимать маркетинговые стратегии, которые приведут к рыночным неопределенностям. Наличие таких "чужаков" (обычно это, действительно, новые фирмы на рынке) создает подчас совершенно новые условия рыночной ситуации.

  Анализ  конкурентов и выработка конкретных действий в отношении главных  соперников часто приносят больше пользы, чем даже существенный реальный рост на данном сегменте рынка. Зная сильные  и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал, цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволит стратегически точно сориентироваться на то, где конкурент слабее. Таким образом, предприятие может расширить собственные преимущества в конкурентной борьбе [14,с.308] .

  Так как услуги воспринимаются очень  индивидуальны зависят от того, кто  их оказывает, в сфере туризма  велико значение качественных характеристик конкурентов. Качественная информация представляет собой область субъективных оценок, поскольку включает многие неформализованные параметры. Она может быть дополнена отзыва клиентов, специалистов, экспертов.

Результаты  анализа показывают:

  • где сильные места у конкурентов и где они слабее;
  • чему конкуренты отдают предпочтение;
  • как быстро можно ожидать реакции конкурентов;
  • какие существуют барьеры для выхода на рынок;
  • каковы перспективы выстоять в конкурентной борьбе.

  Информация  о конкурентах, сгруппированная по определенным показателям, дает возможность построить конкурентную карту рынка. На которой было бы видно реальное положение вашей тур фирмы на конкурентном рынке.

2.4 Ориентация на потребителя - основной принцип маркетинга

 

   Анализ рыночных возможностей  туристского предприятия завершается  этапом, имеющим не только исключительное  значение с точки зрения успешной организации деятельности в соответствии с маркетинговой концепцией, но и обладающим огромной чисто практической ценностью. Дело в том, что в системе рыночной экономики направления деятельности любой фирмы определяет потребитель, который приобретает туристский продукт по своему собственному усмотрению, и тем самым указывает продавцу, что необходимо предлагать на рынке. Туристское предприятие, предлагающее услуги, которые эффективно удовлетворяют нужды и запросы клиентов, будет щедро вознаграждено. И наоборот, тот, кто не сумеет добиться этого, будет наказан потерей потребителей со всеми вытекающими отсюда последствиями. Именно поэтому изучение потребителей в такой специфической сфере как туризм можно назвать важнейшим направлением маркетинговых исследований [8,с.38] .

  Исследование  потребителей, выявление основных мотивов приобретения туристских услуг и анализ потребительского поведения вооружает руководителей и специалистов фирмы мощным арсеналом, без которого невозможна успешная деятельность на современном рынке, а именно — знанием своего клиента. "Знать своего клиента" — основной принцип маркетинга.

  Правильное  понимание потребителей предоставляет  туристской фирме возможности;

  • прогнозировать их потребности;
  • выявлять услуги, пользующиеся наибольшим спросом;
  • улучшать взаимоотношения с потенциальными потребителями;
  • приобретать доверие потребителей за счет понимания их запросов;
  • понимать, чем руководствуется потребитель, принимая решение о приобретении туристских услуг;
  • выяснять источники информации, используемые при принятии решения о покупке;
  • устанавливать, кто и каким образом оказывает влияние на выработку и принятие решения о приобретении туристского продукта;
  • вырабатывать соответствующую стратегию маркетинга и конкретные элементы наиболее эффективного комплекса маркетинга;
  • создавать систему обратной связи с потребителями туристских услуг;
  • налаживать эффективную работу с клиентами.

   Формирование  правильного понимания потребителей в маркетинге исходит из следующих принципов [12,с.10]:

   -потребитель независим;

   -поведение потребителей постигается с помощью исследований;

   -поведение потребителей социально законно.

  Поведение потребителей поддается воздействию. Маркетинг может оказывать достаточно сильное влияние на мотивацию и поведение потребителей. Это достигается при условии, что предлагаемый туристский продукт действительно является средством удовлетворения потребностей клиента. При этом речь не должна идти о каком-либо манипулировании поведением потребителей [12,с.38].

  Все многообразие факторов, влияющих на потребителей туристских услуг, можно разбить  на две группы:

внешние побудительные факторы;

личностные  факторы.

Внешние побудительные факторы включают;

  • факторы маркетинга;
  • факторы среды.

   Факторы среды не поддаются непосредственному  контролю со стороны туристского предприятия. Однако они оказывают весьма существенное влияние на поведение клиентов. Поэтому их следует постоянно учитывать не только принимая какое-либо серьезное маркетинговое решение, но и в повседневной деятельности.

   Среди факторов среды выделяются такие, как;

  • экономические;
  • политические;
  • культурные;
  • социальные.

  Особенно  сильное влияние на поведение  человека оказывают многочисленные референтные группы. Особенно хорошо это видно в регионе КМВ. Благодаря специфической культуре сложившейся на Северном Кавказе, эти группы играют значительную роль в принятии решений о покупке  того или иного туристского продукта [12,с.129].

  Референтная группа — это любая совокупность людей, влияющая на позицию, занимаемую человеком, и его поведение.

  Таких групп, формальных и неформальных, насчитывается великое множество. Некоторые, называемые первичными, невелики и однородны, чтобы все их члены общались друг с другом (например, семья, индивидуальный круг общения, сослуживцы).

  Членам  референтных групп свойственно  стремление к унификации своего образа жизни, в том числе и в приобретении туристских услуг. Понятно, у молодежи это стремление выражено более ярко, чем у людей с определенным жизненным опытом. Она склонна быстро реагировать на "мнение лидера" в своей неформальной группе, как, впрочем, и быстро "свергать" его с пьедестала.

  Человек принадлежит ко многим референтным  группам. Его позиция в каждой из них может быть определена ролью  и статусом.

   Знание  личностных факторов имеет исключительное значение для туристской деятельности. Это связано с тем, что они оказывают влияние на [5,с.43]:

  • вид предлагаемых услуг;
  • выбор мест их приобретения;
  • возможный размер цены, которую потребитель готов уплатить за предоставленные услуги;
  • способы, при помощи которых можно повлиять на клиента и склонить его на свою сторону.

   Среди наиболее значимых личностных факторов обычно выделяют следующие[5,с.38]:

  • возраст и этап жизненного цикла;
  • род деятельности;
  • образование;
  • экономическое положение;
  • тип личности и самомнение;
  • образ жизни.

   На  протяжении своей жизни один и  тот же человек меняет свои вкусы, желания, ценности и общее поведение. Естественно, что эти изменения  отражаются на покупательском поведении. Поскольку человека окружает семья, целесообразно весь его жизненный цикл разделить на этапы,с учетом изменений в семейном кругу. Выделим 8 таких этапов (таб. 2.).

Таб. 2. Этапы жизненного цикла человека

Этап  жизненного цикла Характеристика
Незамужний, холостяцкий период Молодые, отдельно живущие люди
Недавно созданные семьи Молодожены  без детей
Полная  семья, 1-я стадия Молодые супружеские  пары с маленькими детьми до 6 лет
Полная  семья, 2-я стадия Молодые супружеские  пары с детьми до 6 и более лет
Полная  семья, 3-я стадия Супружеские пары, живущие вместе с несовершеннолетними детьми
"Пустое  гнездо ", 1-я стадия Пожилые супружеские  пары, с которыми не живут дети, работающие
"Пустое  гнездо ", 2-я стадия Пожилые супружеские  пары, с которыми не живут дети, на пенсии
Престарелые одиночки Вдовствующие  лица, с которыми не живут дети
 

  Для эффективной организации маркетинговой  деятельности необходимо учитывать не только почему (мотивы), но и как (процесс покупки) потребитель принимает решение в отношении туристского продукта.

  Процесс покупки — это продвижение  туристского продукта к потребителю с момента, когда потребность в нем возникает в сознании, до того момента, когда проводится анализ совершенной покупки.

Информация о работе Маркетинг, как инструмент внутренней деятельности туристской фирмы