Культура - наследие казахского народа

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Но нельзя ограничивать понимание культуры только сферами искусства и народного творчества. Культура сегодня должна рассматриваться как смыслообразующий фактор духовной жизни, разносторонний и в тоже время целостный мир, созданный человеческой деятельностью. За века и тысячелетия накопились огромные материальные и духовные богатства. Что-то из культурных ценностей ушло из жизни, исполнив свое назначение, что-то продолжает жить и служить обществу.

Содержание

Введение 3



1. Теоретические основы экскурсоведения 5

1.1. Навыки и умение экскурсовода 5


2. Технологические документы экскурсии «Культура – наследие народа!» 8

2.1. Титульный лист экскурсии «Культура – наследие народа!» 8

2.2. Схема маршрута экскурсии «Культура – наследие народа!» 9

2.3. Вступление к экскурсии «Культура – наследие народа!» 11

2.4. Технологическая карта «Культура – наследие народа!» 12

2.5. Заключение экскурсии «Культура – наследие народа!» 18

2.6. «Портфель экскурсовода» 19

2.7. Контрольный текст экскурсии «Культура – наследие народа!» 27


Заключение 35



Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ТРАДИЦИИ КАЗ.doc

— 264.50 Кб (Скачать)

    СОДЕРЖАНИЕ

     

       Введение                                                                                                        3

     

    1. Теоретические основы экскурсоведения                                               5

    1.1. Навыки и умение экскурсовода                                                          5 

    2. Технологические документы экскурсии «Культура – наследие народа!»                                                                                                     8

    2.1. Титульный лист  экскурсии «Культура – наследие народа!»          8

    2.2. Схема маршрута  экскурсии «Культура – наследие народа!»         9

    2.3. Вступление к экскурсии  «Культура – наследие народа!»               11

    2.4. Технологическая  карта «Культура – наследие народа!»              12

    2.5. Заключение экскурсии  «Культура – наследие народа!»                 18

    2.6. «Портфель экскурсовода»                                                                    19

    2.7. Контрольный текст  экскурсии «Культура – наследие народа!» 27 

      Заключение                                                                                              35

     

      Список использованной литературы                                                      36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Все мы любим отдыхать, одна из распространенных форм отдыха - туризм. Туризм прекрасен тем, что каждый находит в нем то, что хочет. Кому-то нравятся горы, кому-то реки, кто-то любит отдыхать на пляже, а другие – узнают о культуре разных народов, тем самым воспитывая и расширяя свой внутренний кругозор.

    Почти 70 лет Алмата была столицей Казахстана, средоточием мысли, силы, творчества, художественных и научных дерзаний, исторической и политической жизни. Потеряв столичный статус, она  одновременно приобрела статус делового, финансового, научного и культурного центра Республики Казахстан. Утрата звания ведущего города страны практически не отразилась на таком мегаполисе, как Алмата. Он давно уже, подобно гигантскому живому организму, функционирует по своим особым законам. Город, несмотря ни на какие коллизии, остался прежним. С непередаваемым ароматом цветущих яблоневых садов, разлитым в воздухе ранней весной, и дымкой тлеющего саксаула, исходящей от многочисленных мангалов. И в то же время он изменился: стал современным, величественным.

    В данной курсовой работе я расскажу об экскурсии по старейшему проспекту  Абылай хана, ведь очень важно знать  и хранить культуру. Экскурсия  наполнена историей и богата интересными  фактами. Для проведения данной экскурсии была выбрана малозатратная форма – пешеходная экскурсия. Экскурсия предназначена для взрослых.

     Описывая  экскурсию «Культура – наследие народа!», я бы хотела в основном делать акцент на самом ценном, что  у нас есть – на истории нашей  культуры, а если быть немного точнее, то акцентировать внимание на архитектурных достопримечательностях нашего города.

     Экскурсия позволит проследить историю строительства  города Алматы. Лучшие архитекторы  и инженеры-конструкторы осуществляли работу по улучшению и оформлению города: благоустройству, оснащению, декоративному оформлению улиц, бульваров и скверов, сооружению фонтанов, декоративных водоемов и бассейнов, проектированию и сооружению памятников, монументов и мемориальных комплексов.

       Но  нельзя ограничивать понимание культуры  только сферами искусства и народного творчества. Культура сегодня  должна рассматриваться как смыслообразующий фактор духовной жизни, разносторонний и в  тоже время целостный мир, созданный человеческой деятельностью. За века и тысячелетия накопились огромные материальные и духовные богатства. Что-то из культурных ценностей ушло из жизни, исполнив свое назначение, что-то продолжает жить и служить обществу. Некоторые явления, казалось бы, отжившие свое время,  вдруг обретают вторую жизнь и начинают активно влиять на культуру нового времени. И в этих условиях  одной из важнейших функций культуры выступает передача от поколения к поколению духовного богатства общества.     

     Перед нами стоит важнейшая задача формирования такой социокультурной общности, которая опираясь на богатейшие достижения духовной и материальной культуры нашего народа, органически восприняла бы многогранный опыт духовно-культурного развития всей мировой цивилизации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ЭКСКУРСОВЕДЕНИЯ 

    
    1. Навыки  и умение экскурсовода
 

       Основу  профессионального мастерства экскурсовода составляют его умения и навыки. «Умения – освоенный субъектом  способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков». Для формирования профессионального  умения необходимы глубокие знания и умение владеть методическими приемами (т.е. умение воспользоваться конкретными практическими навыками для приведения приема в действие). Известны различные пути приобретения умений экскурсоводами: при повторении опыта других экскурсоводов, выполнении учебных упражнений, прослушивании экскурсий и др. Одним из важных умений экскурсовода является компоновка преподносимых экскурсантам знаний в любой комбинации, в том сочетании, в каком они необходимы для данной аудитории.

       Навыком называют умение выполнять определенное действие. Это умение достигается неоднократным повторением одного и того же упражнения. В результате у работника приобретаются привычки, позволяющие ему выполнять эту работу более качественно. Для экскурсовода такими действиями являются процессы подготовки и проведения экскурсий. Его привычками становятся образ действий, порядок и последовательность «операций» в ходе проведения экскурсий. На основе приобретенных привычек формируются и совершенствуются навыки. Таким образом, навык – это отработанные практикой действия экскурсовода, которые производятся по одной и той же схеме (направленность, последовательность, одинаковые затраты времени и др.). Навык может быть определен как более высокая степень умения. Навык является действием, совершаемым автоматически. Сознательный контроль самого исполнителя работы за такими действиями сведен до минимума. Приобрести навык означает не только сделать работу более быстрой и точной, но и выполнять ее более уверенно.

       Навыки  экскурсовода можно разделить на несколько групп: навыки разработки новой темы экскурсии; навыки показа объектов в экскурсии; навыки экскурсионного рассказа; навыки техники ведения экскурсии; навыки демонстрации экспонатов «портфеля экскурсовода»; навыки работы с экскурсионной аудиторией; навыки речевого этикета; навыки работы с книгой, в музее, на выставке, в архиве; навыки подготовки к ведению экскурсии; навыки рекламы экскурсий; навыки после экскурсионной работы; навыки прослушивания экскурсии. Они могут быть подразделены по степени сложности, уровню автоматичности, наличию творческих элементов и т. д. В ходе практической деятельности имеет место процесс взаимодействия различных навыков (например, навыков речи и демонстрации объектов, показа памятников и использования наглядных пособий). Взаимодействие навыков выражается в комплексном использовании методических приемов, в их влиянии друг на друга. Повышение эффективности экскурсии связано с формированием экскурсионных навыков и постоянным их совершенствованием.

       В усвоении методических приемов и совершенствовании навыков их использования существуют два основных пути. Первый из них – стихийный путь проб и ошибок, он более длителен и менее эффективен. Экскурсовод использует приемы, самостоятельно анализирует уровень их действенности, совершенствует навыки, вносит изменения в процесс их применения, обнаруживает и исправляет просчеты и ошибки. Второй – управляемый путь предполагает постановку и решение конкретных задач – усвоение определенных навыков и в определенной последовательности. При этом происходит формирование навыков, обладающих свойствами, которые необходимы для практической деятельности экскурсовода как специалиста определенной отрасли знаний (историка, филолога, ботаника, инженера-механика, архитектора). При управляемом пути формирования навыков используются различные формы обучения: учебные упражнения на маршруте около экскурсионного объекта, изучение методической литературы, посещение экскурсий, прослушивание магнитофонных записей экскурсий, усвоение методической документации и т. д.

       Система учебных упражнений. В ходе своеобразных репетиций без участия экскурсионной  группы многократно повторяются  определенные элементы конкретной экскурсии. Обычно – это методические приемы показа объектов и рассказа, в основе которых лежит тот или иной методический прием преподнесения словесного материала. Занятия проводят методисты или опытные экскурсоводы. При этом происходит, например, отработка приема использования экспонатов из «портфеля экскурсовода» или вариантов расстановки экскурсантов на месте показа объекта наблюдения. В ходе подобных упражнений усваиваются, уточняются и автоматизируются действия экскурсовода. Не менее важное место занимают упражнения в ходе работы экскурсоводов, при которых используется определенная методика. Сначала они проводятся в замедленном темпе. Затем темп ускоряется по мере усвоения навыков экскурсоводом. Многократное повторение одного и того же упражнения ведет в выработке им автоматизма в своих действиях.

       Определенную  сложность представляет развитие навыков наблюдательности у экскурсоводов. Цель упражнения – выработка у них быстроты восприятия наблюдаемого объекта. Вот содержание одного из таких упражнений: экскурсоводам на 20-30 секунд показывается несколько предметов. Затем задаются вопросы: Что каждый из вас увидел? Как показанные предметы выглядят? Какой из них наиболее интересен? Упражнение повторяется несколько раз. Время его проведения (в секундах) с каждым повторением сокращается, а количество увиденных деталей увеличивается. Другая группа упражнений направляет внимание экскурсоводов на сравнение схожих друг с другом предметов. Перед началом упражнения дается задание назвать признаки, детали, отличающие наблюдаемые предметы. Участники упражнений, сравнивая наблюдаемые объекты, формулируют, что именно отличает один предмет от другого. Таким образом, формируются навыки наблюдательности. В зависимости от содержания экскурсий, характера и особенностей объектов для экскурсоводов организуются и другие упражнения. Однако цель их остается неизменной – формирование практических навыков ведения экскурсий.

    Домашние  задания. Большое место в повышении  профессионального мастерства экскурсовода, формировании и закреплении навыков  занимает выполнение домашних заданий. Характерная черта этого вида занятий – конкретность. Экскурсоводу, например, дается задание отрепетировать технику использования приема реконструкции при показе памятника в городской экскурсии, прием использования жестов и т. д. Эффективность экскурсии зависит не только от знаний и умений экскурсовода, но и от умений экскурсантов владеть навыками наблюдения объектов, от их внимания к рассказу экскурсовода, умения воспринимать фактический материал, делать необходимые выводы. Поэтому важной задачей экскурсии является научить экскурсантов видеть и воспринимать объекты, т. е. привить им определенные навыки наблюдения и изучения объектов.

    Навык – это определенные, отработанные практикой действия, в силу привычки совершаемые автоматически. Эти  действия всегда проводятся по одной  и той же схеме. Методический прием ведения экскурсии и навык неразрывно связаны, так как навык является способом использования методического приема на практике. Закрепления приемов возможно с помощью неоднократных упражнений. Схема: методический прием способ подачи материала и навык умение в совершенстве использовать методические приемы – в ходе экскурсии должна действовать в автоматическом режиме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ  ДОКУМЕНТЫ ЭКСКУРСИИ 

               2.1. Титульный лист  экскурсии «Культура  – наследие народа!» 

                     Утверждаю директору

                     Тур.фирмы  «Alma-tour»

                     ____________

                     21.04.11г. 
                 
                 
                 
                 
                 

Экскурсия «Культура – наследие народа!» 
 

Вид экскурсии: пешеходная

Продолжительность: 3 часа

Протяженность: 4км

Состав экскурсантов: взрослые

Цель экскурсии: воспитание интереса к культуре Казахстана.

Задачи экскурсии: ознакомить с историческими и  современными объектами культуры проспекта  Абылай хана.

Информация о работе Культура - наследие казахского народа