Круизный бизнес в России и за рубежом: история и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:47, реферат

Описание работы

задачи:
1.Раскрыть специфику использования транспорта в туризме
2.Привести классификацию транспортных средств в туризме;
3.Дать общую характеристику понятия « круизный бизнес»;
4.Проанализировать основные этапы развития круизного бизнеса в России;
5. Проанализировать основные этапы развития круизного бизнеса за рубежом;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы круизного бизнеса 5
1.1 Особенности использования транспорта в туризме 5
1.2 Круизный бизнес: общая характеристика понятия 8
2 История развития круизного бизнеса в России и за рубежом 12
2.1 История развития российского круизного дела 12
2.2История развития международного круизного бизнеса 19
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 26

Работа содержит 1 файл

Круизный бизнес в России и за рубежом.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

  Круизный туризм играет очень важную роль в развитии российских городов, расположенных по берегам судоходных рек: Оки, Волги, Енисея и др. и рынка внутреннего туризма. Ежегодно в акваториях страны, согласно данным Минспорттуризма, работает около 200 теплоходов вместимостью до 300 человек. Ежегодно по России совершается примерно 1,8 тыс. организованных речных круизов, оборот в этом сегменте туристического рынка составляет более 2 млрд руб., а объем доходов, поступающих в бюджеты всех уровней, достигает 200 млн руб. в год. [15, с.376]

Современный речной транспорт и круизы России - это высокоразвитая сеть внутренних водных путей, протяженность которых около 100 тысяч километров, это грузовые суда и толкаемые составы, доставляющие более 580 миллионов тонн различных грузов ежегодно, включая нефть и нефтепродукты, лес и лесоматериалы, зерно, соль, уголь и другие грузы, это, наконец, комфортабельные туристские и пассажирские теплоходы, обслуживающие ежегодно более 100 миллионов туристов и пассажиров на самых разнообразных маршрутах речных круизов и туров на теплоходах. К сегодняшнему дню эта цифра составляет более 1 млн. человек. Почти 150 тыс. км голубых дорог страны освоено ныне туристами. На них работает 700 гидротехнических сооружений, в том числе 122 шлюза. [15, с.382]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2      История развития международного круизного бизнеса

Массовый туризм является во многом функцией развитости транспорта. В зависимости от того, сколь доступен и удобен транспорт, имеет или не имеет место и массовый туризм. Транспорт - это необходимое, но не достаточное условие развития массового туризма.

Транспорт – одна из важнейших составных частей материальной базы экономики любой страны.  С древних времен транспорт являлся двигателем прогресса. Человек использовал любые подручные средства для перевозки людей и грузов. С изобретением колеса, а несколько позже и различных типов двигателей человек стал соответственно развивать и средства передвижения: повозки, кареты, пароходы, паровозы, самолеты и т. д. Это позволяло совершать поездки на большие расстояния и с различными целями.

          Исторически на формирование транспортных систем различных государств оказывало влияние их географическое расположение, природный потенциал, а нередко и климатические, и ландшафтные характеристики. Это привело к формированию тех транспортно-технических баз, которые наиболее рационально используются в условиях конкретного региона и государства.

     Начиная с 1960-х годов, морской транспорт устойчиво теряет свое значение в регулярных пассажироперевозках и постепенно сводится исключительно к круизам. Перевозки на большие расстояние, особенно связанные с пересечением океанов, стали делом авиатранспорта. Особым видом путешествий является морской круизный туризм, который в последние 10—15 лет испытывает настоящий бум; если в 1980 г. число любителей морских путешествий в мире составляло 1,4 млн. чел., то в 1990 г. — 4 млн.. а в 1999 г. — 8,7 млн. Причины такого роста «круизников» заключаются в общем росте числа туристов в мире, перенасыщенности отдыхающими большинства приморских курортов; соединении в круизном лайнере свойств транспортного средства, высококлассного отеля и культурно-развлекательного и спортивного центра; слабой зависимости этих путешествий от сезон­ности и возможности перебираться на судне из одних климатиче­ских условий в другие. [15, с.360]

   Впервые английский пастор Томас Кук, от которого отсчитывается история современного туристского движения, организовал именно железнодорожное путешествие из Ливерпуля в Лондон. Затем в 1843 г. он организовал лодочные экскурсии по Темзе. Практически в это же время на американском континенте на легендарном колесном пароходе «Миссисипи» компания «Америкен Экспресс» открыла регулярные экскурсии по Миссисипи. Аналогичные круизы стали совершаться по Нилу, Рейну, Дунаю. [19, с.46]

    Прогресс в развитии морского транспорта сделал туризм вполне массовым явлением. Со второй половины XIX века морской транспорт стал стремительно развиваться в сторону увеличения именно пассажироперевозок. Появилось даже отдельное специализированное направление в судостроении. В итоге к началу XX века морские суда могли перевозить в относительно комфортных условиях сотни пассажиров одновременно.

Эволюция шла и в сторону увеличения преодолеваемых расстояний. Например, путешествие из Британии в Австралию в конце XIX века занимало не более двух недель, и туристические поездки стали таким образом реальностью. До этого времени морские путешествия, в основном, были привилегией профессиональных моряков, торговцев и эмигрантов. Пика своего развития туристический морской транспорт достиг, скорее, в первой половине ХХ века. Самые крупные суда строились в 1910-е годы, затем они стали более комфортными, но не такими громадными.

Характерно, что морской или океанский круиз считается одним из самых роскошных видов отдыха. Сложно сказать, чем определяется устойчивость такого образа. Вероятно, привлекает возможность находиться некоторое время в полной бездеятельности и при этом иметь гарантированный сервис. Турист в какой-то степени имитирует жизнь представителя высшего общества. Популярность круизов у западного среднего класса в 1960–70-е годы объясняется, вероятно, именно их имитационными атрибутами: на краткое время круиза средний класс становится высшим.

Морской транспорт не вполне безопасен: именно круизы дали некоторые классические примеры бедствий и катастроф. Самая известная из них – гибель “Титаника”, одно из наиболее страшных крушений, происшедших за все времена мореплавания, и, несомненно, самая горестная трагедия в истории круизов. Эта трагедия стала темой многочисленных экранизаций и романов и, вероятно, навсегда останется одной из наиболее романтических и трагических страниц в истории круизов.

Трагедия “Титаника” не единична, и, тем не менее, круизный туризм устойчиво развивается. После очередной катастрофы спрос на круизы несколько падает, но в целом этот вид отдыха не исчезает из списка предложений туристических агентов уже около 100 лет. Объяснение феномену может быть различным. Первое, на что следует обратить внимание: круизы - это, как правило, действительно предельно роскошный сервис. И сколь бы ни были высоки цены, всегда найдется немалое количество достаточно богатых людей. Круизный туризм – это во многом привилегия западной СКС. В иных СКС он развит в очень незначительной степени, а если развивается, то существенно меняет свои функции. В частности, определенные усилия в этом направлении прилагались в СССР.

В 1960–70-е годы круизы стали особенно популярны. Для европейцев они, в основном, связаны со Средиземным морем, а для американских туристов – с Карибским бассейном. В 1980-е годы развитие круизного туризма пошло по пути создания специализированных маршрутов в места, которые ранее в массовом порядке никогда туристами не посещались. Например, стали популярны круизы в арктических и антарктических водах. Нашлось немалое число охотников, готовых рискнуть для получения удовольствия от плавания среди айсбергов.

Хотя круизный туризм и дорогостоящий вид туризма, высокая стоимость участия в круизах вполне оправдывает­ся достоинствами и привлекательностью для сравнительно обеспе­ченной категории людей, что делает этот вид туризма экономически эффективным и перспективным. Это стимулировало и рост числа круизных судов: вложение с 1960 г. по 1986 г. в мире 3 млрд. долл. в эту сферу позволило удвоить флот и число круизных судов. Порт­фель заказов на новые суда составляет около 13 млрд. долл. Многие из этих лайнеров, а также пассажирско-автомобильных паромов, курсирующих в основном через проливы в Европе и Юго-Восточ­ной Азии, поражают своими размерами и комфортом. Так, гигантс­кий «Вояджер Эксплорер» имеет 142 тыс. т водоизмещения, «Grand Princess» — 109 тыс., что в 2 раза превышает водоизмещение пе­чально известного «Титаника». [8, с.286]

Главная акватория круизных путешествий — бассейн Карибского моря концентрирует почти 75% всего круизного рынка, что объя­сняется тропическими широтами региона, экзотикой находящихся здесь островов и их мощной туриндустрией, близостью крупных поставщиков туристов из Северной Америки. На втором месте - Средиземное море (стык трех частей света; множество разнообраз­ных стран, культур и религий; теплый климат, близость европей­ских поставщиков туристов). Заметную роль в круизах играют Бал­тийское и Северное моря, страны АТР; все чаще совершаются морские туристские туры в Арктику и Антарктику. [6, с.167]

 

   Во многих странах большой популярностью у туристов пользуются речные круизные путешествия. Речные круизы менее подвержены влиянию погоды, более информативны (береговой обзор), имеется возможность воспользоваться многочисленными, в том числе специальными туристскими, стоянками.

Речные путешествия можно классифицировать следующим образом:
■ перевозка пассажиров и туристов на регулярных рейсах;
■ перевозка пассажиров и туристов на чартерных рейсах;
■ перевозка пассажиров и туристов на скоростных и экспрессных линиях;
■паромные переправы;
■прогулочные и экскурсионные рейсы;
■ перевозка водными видами транспорта самодеятельных туристов;
■краткосрочные и длительные круизы;
■ специальные круизы (конгресс-круизы, бизнес-круизы, учебные круизы и др.);
■ использование плавательных средств в форме «плавучих отелей» и др.
              Речные путешествия и круизы бывают кратковременными (1—3 дня) и длительными (25—30 дней) [9, c.112].
           Россия обладает уникальными возможностями для речных путешествий. Реки, озера и каналы в Европейской части России позволили соединить Балтийское, Белое, Азовское, Черное и Каспийское моря, а Москва стала портом пяти морей. Кроме того, для туристских путешествий используются каналы: Беломоро-Балтийский (227 км); Волго-Балтийский (361 км); Волго-Донской (101 км). Практически 80% круизного речного флота сконцентрировано на маршрутах между Москвой и Санкт-Петербургом.                                             

    Речные круизы относятся к дорогому виду туризма и это в современных экономических условиях приводит к тому, что происходит сокращение объема пассажирских перевозок на туристских линиях. В то же время речным круизам присущи:
а) уникальные свойства туристского продукта, которые позволяют в сжатые сроки ознакомиться с неповторимыми природными и историческими местами в России и, возможно, зарубежных стран при выполнении круизов по схеме «река — море — река»;
б) возможность проведения туров с различными программами, направленными только на отдых, сочетающие отдых и спорт, деловые поездки-семинары и т. д.;
в) упрощенный визовый режим для круизеров при посещении портовых городов в зарубежных странах (Греция, Испания, Португалия, Франция и др.), - дирекция круиза обеспечивает взрослых и детей, не оформлявших визы, разрешение на сход и пребывание на берегу по так называемым круизным спискам;
г)достаточно высокий уровень обслуживания;
д) конкурентоспособные цены, позволяющие сформировать устойчивый спрос;
е) малая доля речных круизов в других странах.
             По сравнению с морскими маршрутами речные круизы менее подвержены влиянию погоды, более информативны и дают возможность для кратковременных стоянок.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что   во многих странах большой популярностью у туристов пользуются речные и морские круизные путешествия. Необходимо помнить, что   водные туристские путешествия имеют как ряд неоспоримых достоинств, так и ряд недостатков. Можем выделить достоинства:
-высокий уровень комфорта;
-значительный объем единовременной загрузки (1000 человек и более);
-возможность реализации различных видов и целей туризма (познавательный туризм, бизнес-туризм, учебный туризм, шоп-туризм, паломнический туризм и пр.);
-возможность полноценного отдыха;
-полный комплекс жизнеобеспечения.

К недостаткам мы отнесем следующие аспекты круизного бизнеса: 
-невысокая скорость движения транспортных средств;
-ограниченная мобильность;
-синдром замкнутого пространства;
-подверженность части людей морской болезни;
-в ряде случаев высокие тарифы и другие факторы.
      В целом рынок круизного туризма находится в бурном развитии и далек от насыщения. Хотя по-прежнему основным районом круизных поездок остается Карибский бассейн, тем не менее растет спрос на круизы в районы Аляски, Балтийского и Средиземного морей. Продвижение круизов на рынке во многом зависит от работы туроператоров, которая, прежде всего, связана с проведением рекламы и политикой цен.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.Александрова, А.Ю. Международный туризм.[Текст]/ А.Ю. Александрова. М.: Аспект Пресс, 2006. – 470 с.

2. Биржаков, М.Б. Индустрия туризма: Перевозки [Текст]. / М.Б. Биржаков, В.И. Никифоров - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Изд. дом Герда, 2007. - 528 с. + 1 электрон. опт. диск (CD).

3. Бутко, И.И. Транспортное обслуживание туризма [Текст] : учеб. пособие / И.И. Бутко, В.А. Ситников. - М., Ростов-н/Д: МарТ, 2006. - 336 с.

4.Воскресенский, В.Ю. Международный туризм.[Текст]. / В.Ю. Воскресенский. М.: Дашков, 2006. – 366 с.

5.География туризма. Учеб. Пособие.[Текст]/Кол. авторов; под ред. А.Ю. Александровой. - М. : КноРус, 2008. - 592 с.

6.Глушко, А.Н., Сазыкин, А.М. География туризма: Учебное пособие. .[Текст]/ А.Н. Глушко, А.М. Сазыкин. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2006. - 265 с.

7.Громов, Н.Н., Персианов, В.А., Усков, Н.С.
[Текст]. / Н.Н. Громов, В.А. Персианов, Н.С. Усков. М.:«Академия», 2006.-
528 с.
8.Гуляев, В.Г. Организация туристских перевозок [Текст] / В.Г. Гуляев. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 512 с.

9. Зорина, Г.И, Ильина, Е.Н, Мошняга, Е.В. Основы туристской деятельности[Текст]. / Г.И. Зорина и др.  М.: Дело, 2005. – 200 с.

10. Зорин, И.В, Квартальнов, В.А. Энциклопедия туризма: справочник. 2-е изд. [Текст]. / И.В. Зорин,, Квартальнов В.А. М.: Финансы и статистика, 2005. – 368 с.

11.Ильина, Е.Н. Менеджмент транспортных услуг: индустрия авиаперевозок[Текст]. / Е.Н. Ильина. - М. : Советский спорт, 2005. - 176 с.

12.Ильина, Е.Н. Организация водных путешествий [Текст] : учебник / Е.Н. Ильина. - М. : РИБ «Турист», 2002. - 107 с.

13. Ильина, Е.Н. Организация железнодорожных путешествий [Текст] : учебно-метод. пособие / Е.Н. Ильина. - М. : Советский спорт, 2003. - 104 с.

14. Кусков, А.С. Транспортное обеспечение в туризме [Текст] / А.С. Кусков, Ю.А. Джаладян. - М.: КНОРУС, 2008. - 368 с.

15. Кусков, А.С., Понукалина, О.В. Менеджмент транспортных услуг  [Текст] / А.С. Кусков, О.В. Понукалина. - М.: Рконсульт, 2006. - 448 с.

16. Кусков, А.С., Одинцова, Т.Н.. Понукалина, О.В. Менеджмент транспортных услуг. Железнодорожные и воздушные перевозки. Речные и морские круизы. Учебное пособие. [Текст]. /  А.С. Кусков и др. Саратов: Изд-во СГТУ, 2003.- 100 с.

17. Осипова, О.Я. Транспортное обслуживание туристов [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.Я. Осипова. - М. : Академия, 2004. - 368 с.

18.Романов, А.А., Саакянц, Р.Г.
География туризма.Учебник
[Текст]/   А.А. Романов, Р.Г. Саакянц. М.: Советский спорт, 2002.
- 464 с.             

19. Сапожникова, Е.Н. Страноведение: Теория и методика туристского изучения стран: Учеб. Пос. [Текст]/ Е.Н. Сапожникова. — 3-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 240 с.

Информация о работе Круизный бизнес в России и за рубежом: история и современность