Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 13:32, дипломная работа
Общеизвестно, что успех любого бизнеса зависит от его правильной организации. Гостиничный бизнес не является исключением из этого правила, поэтому организационная структура в очень высокой степени влияет на абсолютное большинство показателей деятельности предприятия.
Положение устанавливает
организационную структуру
Положение определяет перечень средств размещения, а также минимальные требования к средствам размещения различных категорий, включая здания, территории, техническое оборудование, номерной фонд, техническое оснащение, санитарные объекты общего пользования, общественные помещения, помещения для предоставления услуг питания. Особое внимание уделено требованиям к услугам, предоставляемым в гостинице, услугам питания, а также требованиям к персоналу.
Более того, система классификации гостиниц учитывает неоднородность гостиничных объектов и предлагает щадящий режим аттестации для некоторых из них, допуская уменьшение общего количества балов на 10% и вводя категорию "без звезд".
Принятая система классификации гостиниц является важным шагом на пути улучшения качества обслуживания в российских гостиницах и хочется надеяться, что она будет поддержана гостиничной отраслью. Ведь дальнейший успех предприятий на рынке гостиничных услуг во многом зависит от их конкурентных преимуществ, во основе которых, несомненно, лежит качество.
Итак, в соответствии с классификацией, по уровню услуг гостиницы подразделяют на следующие группы:
- дешевые гостиницы
- экономического класса, это гостиницы
с ограниченным сервисом и
минимальным набором услуг.
- гостиницы среднего
уровня (2-3 звезды) - стремятся максимально
использовать современные
- гостиницы высокого
класса (3 супер-5 звезд) - имеют большой
размер - от 400 до 2000 номеров. Характеризуются
большим набором
- гостиницы типа
"люкс" - номерной фонд от 100
до 400 номеров. Обладают
Обязательный минимум для всех отелей -- это светящаяся вывеска, круглосуточно работающие лифты, аварийное освещение, горячее и холодное водоснабжение, отопление, прием и передача почты гостям, ежедневная уборка номеров, возможность обменять валюту и воспользоваться сейфом... Остальное, будь то бассейн, сауна, ковры, химчистка, стирка и глажение белья, обмен валюты или спортивный зал с тренажерами, добавляется в зависимости от количества "звезд".
Обязательными являются и нормативы по площади номера. Например, одноместный номер в гостинице, работающей круглый год, не может быть меньше 9 кв. метров, двухместный -- меньше 12 кв. метров. Устанавливается несколько категорий номеров. Высшая -- это "сюит", "апартамент", "люкс", "студия". Более привычные -- номера первой, второй, третьей, четвертой и пятой категорий. Они различаются между собой величиной площади и оснащением комнат. Так, "люкс" не может быть меньше 35 кв. метров, а апартаменты - меньше 40 кв. метров. Они рассчитаны на проживание одного или двух человек и состоят из двух и более жилых комнат.
Глава 2. Организационная
структура гостиничных
2.1. Службы гостиничного предприятия, их назначение
В гостиничной
индустрии использование
Для классификации различных служб внутри отеля в мире применяют термины "front of the house/ FOH" и "back of the house/ BOH" (от англ. "фасад" и "тыльная сторона дома"). Соответственно: службы, работающие непосредственно с гостями, и службы, контакта с гостями не имеющие.
К "FOH" относят: комбинат питания и жилой фонд (включая службу приема и отдел бронирования). К "BOH": отдел технической эксплуатации здания, бухгалтерию, отдел кадров.
Другой тип
классификации структурных
Различные по размерам
и характеру специализации
Большие, средние
и малые предприятия должны отличаться
по своей организационной
В малом предприятии нет особой необходимости содержать собственный отдел по работе с кадрами: эти функции может выполнять для своего отдела каждый из начальников тех отделов, необходимость существования которых будет признана.
На учредительном собрании будут собираться директор, исполнительный директор, главный бухгалтер вместе раз в неделю на час или два, чтобы обсудить следующие темы: гостей, служащих, общее качество управления, прогнозы на заполняемость, обучение персонала, главные статьи расхода, вопросы реконструкции, экономию энергии, новое законодательство, доходность предприятия.
На рисунке 1.
показана примерная схема
Обязанность администратора состоит в том, чтобы улучшать обслуживание гостей. Функции: оценить заполняемость номеров; рассчитать среднюю выручку с номера за прошедшую ночь; уточнить коллективные заявки на ближайший месяц; просмотреть список убывающих и прибывающих гостей в этот день; просмотреть список важных гостей и подготовить бумаги для регистрации; принимать участие в учредительных собраниях; проверить график работы; провести инструктаж работников по обслуживанию гостей.
Рис. 1. Пример организационной структуры гостиничного предприятия
Главный бухгалтер анализирует результаты хозяйственной и финансовой деятельности.
Управляющий занимается вопросами оперативного и стратегического планирования.
Ресторан (повар, бармен, официант) обеспечивает обслуживание гостей предприятия в ресторане, баре гостиницы, решает вопросы по организации и обслуживанию банкетов, презентаций.
Заведующий хозяйством
отвечает за непосредственные закупки
продуктов и расходных
Вспомогательные службы (охранники, горничные) обеспечивают процесс работы гостиничного комплекса, предлагая услуги прачечной, бельевой служб, уборка помещений.
Каждый сотрудник должен не только знать свои непосредственные обязанности и функции, но и хорошо понимать, каким именно образом его работа соотносится с той, которую выполняют другие сотрудники или подразделения, и каким образом их общая деятельность влияет на эффективность работы отеля. Для директора исключительно важно постоянно сопоставлять упомянутую выше схему с гаммой тех услуг, которые предоставляет отель - это позволит сделать вывод о том, нет ли на отдельных участках избытка рабочей силы и наоборот.
В наши дни в
маленьких гостиницах обычно мало существует
проблем связанных с
Организационная структура гостиничного предприятия определяется назначением гостиницы, ее местоположением, спецификой гостей и другими факторами. Она является отражением полномочий и обязанностей, возложенных на каждого ее работника. Но это не мешает определить основные службы, имеющиеся в любой гостинице:
- Служба управления номерным фондом (отдел обслуживания гостей);
- Служба общественного питания;
- Административная служба;
- Коммерческая служба;
- Инженерные (технические службы);
- Вспомогательные и дополнительные службы.
В независимости от факторов, влияющих на размер гостиничного предприятия и состав его структуры, существует понятие "гостевого (или технологического) цикла", который определяет минимальный набор служб гостиницы, необходимых для производства и реализации качественного гостиничного продукта (рис. 1).
На гостиничных
предприятиях различных типов и
разного размера количество служб,
обслуживающих "гостевой цикл" может
быть больше или меньше. Их функции
также могут различаться. Например,
только в структуре крупных
Этот же "гостевой цикл" позволяет четко разделить все службы гостиницы на два уровня в зависимости от степени контакта с потребителем. Первый уровень - это службы, персонал которых имеет непосредственный контакт с потребителем (контактные службы), второй уровень - службы, персонал которых практически не контактирует с гостем (неконтактные службы).
Управление любым
гостиничным предприятием осуществляется
на базе организационной структуры,
выбранной самостоятельно. При этом
необходимо обеспечить эффективное
распоряжение функций управления по
подразделениям с выполнением следующих
требований: решение одних и тех
же вопросов не должно находиться в
ведении разных подразделений; все
функции управления должны входить
в обязанности управляющих
- Служба управления номерным фондом (отдел обслуживания или служба размещения) занимается решением следующих вопросов: бронированием номеров; приемом туристов, пребывающих в гостиницу, их регистрацией и размещением по номерам; отправка туристов домой или к следующему пункту маршрута путешествия после окончания тура; обеспечение обслуживания в номерах; поддержание необходимого санитарно-гигиеническое состояние номеров и уровня комфорта в жилых помещениях; оказание бытовых услуг гостям.
Отдел обслуживания включает следующие подразделения:
Директор или менеджер по эксплуатации номеров.
Служба бронирования. К функциям службы бронирования относятся: прием заявок и их обработка, составление необходимой документации: графика заездов на каждый день (неделю, месяц, квартал, год), карты движения номерного фонда.