Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:59, курсовая работа
Цель данной работы заключается в проведении маркетинговых исследований конкурентной среды туристического предприятия «Солнечная Аратинга» и разработка предложений по совершенствованию маркетинговой деятельности турфирмы на основе проведенного исследования.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты проведения маркетинговых исследований конкурентов;
2. Дать характеристику туристическому предприятию и провести анализ конкурентной среды;
3. Проанализировать конкурирующие туристические фирмы.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретическая часть
1. Понятие конкуренции и ее виды…………………….5
2. Система конкуренции туристического предприятия…………………………………………………8
1. Элементы системы конкуренции…………….8
2. Стратегические группы конкурентов………15
3. Методы изучения фирм- конкурентов…………….17
2. Аналитическая часть
1. Характеристика туристического предприятия «Солнечная Аратинга»…………………………………21
2. Анализ конкурентной среды туристического предприятия «Солнечная Аратинга»…………………24
3. Анализ конкурирующих фирм …………………..32
Заключение……………………………………………………………………36
Список используемой литературы…………………………………………37
2.3 Анализ конкурирующих туристических фирм
В данной курсовой работе провела сравнительный анализ туристических фирм «Солнечная Аратинга» и «Триумф Тур».
Данные фирмы являются между собой конкурирующими, т.к. имеют осуществляют туроператорскую и турагентскую деятельности в Санкт – Петербурге.
Сбор всех данных, необходимых для анализа конкурентов, на практике почти всегда невозможен. Поэтому часто используется схема исследований, предложенная американским ученым М. Портером. Эта схема состоит из четырех основных элементов, характеризующих конкурентов:
Проведение анализа
- количественная, или формальная, информация;
- качественная информация.
Количественная
информация является объективной, отражает
фактические данные о деятельности конкурентов
и включает аспекты, приведенные в таблице
4.
Таблица 4. Сравнительные количественные критерии конкурентоспособности | ||
Элементы анализа конкурентов (количественные) | Туристическая фирма «Солнечная Аратинга» | Туристическая фирма «Триумф Тур» |
Численность персонала, сотрудников | 15(экскурсоводы, гиды, проводники и др.) | 17(гиды, экскурсоводы и т.д) |
Активы, млн. руб., | 1,2, из них 0,6 техническое оснащение | 30 |
Доступ к другим источникам средств | Нет | Есть |
Объемы продаж в месяц, путевок | 150-200 (заграница + РФ) | 100-150 |
Доля рынка, % | 50 | 30 |
Рентабельность, % | 100 | 60 |
Руководители фирмы, человек | 2 (генеральный директор, исполнительный директор) | 1 генеральный директор |
Наличие и размеры филиальной сети | Филиалов нет. Наличие деловых партнеров в РФ и за рубежом | 2 Филиала. Наличие деловых партнеров в РФ и за рубежом |
Другие количественные данные (расходы на рекламу), тыс. руб. в месяц | 20 000 (печать в СМИ, реклама на радио, рекламные ролики) | 10 000 |
Перечень основных видов услуг | Все виды активного отдыха югу Красноярского края, по РФ и за рубежом | Культурно-познавательные туры, отдых за рубежом, лечебно-оздоровительные туры (В лен. области), детские и молодежные туры, организация маршрутов выходного дня по СПб, экскурсии и индивидуальных туров |
Качественная информация представляет собой область субъективных оценок, поскольку включает многие неформализуемые параметры (таблица 5).
Таблица 5. Сравнительные качественные критерии конкурентоспособности | ||
Элементы анализа конкурентов (качественные) | Туристическая фирма «Солнечная Аратинга» | Туристическая фирма «Триумф Тур» |
Известность, престиж, % | 60 | 80 |
Опыт руководства и сотрудников | Не менее 3 лет. Стаж работы в туризме | 8 лет на руководящей должности (ген. директор) |
Частота трудовых конфликтов | Нет | Нет |
Приоритеты на рынке | 50% внутренний,
50% внешний |
Внутренний туризм |
Гибкость маркетинговой стратегии | Есть | Есть |
Эффективность продуктовой стратегии, % | 70 | 80 |
Работа в области внедрения на рынок новых продуктов | Есть (поиск новых партнеров) | Есть |
Ценовая стратегия | Есть (скидки, бонусы, комиссионные скидки партнерам) | Есть (скидки) |
Сбытовая стратегия | Есть | Есть |
Коммуникационная стратегия | Есть | Есть |
Организация маркетинга | Есть | Есть |
Контроль маркетинга | Есть | Есть |
Уровень обслуживания клиентов | Высокий | Высокий |
Приверженность клиентов | Есть | Есть |
Данные таблицы позволяют дать комплексную оценку деятельности основных конкурентов. Анализ материалов этих таблиц позволяет правильно и своевременно реагировать на:
- смену основных конкурентов;
- специфические особенности стратегий конкурентов.
Результаты анализа указывают на тот факт, что турфирма «Триумф Тур» является более конкурентоспособным по отношению к турфирме «Солнечная Аратинга». Стратегия данной фирмы носит более устойчивый характер в условиях конкурентной борьбы на туристическом рынке Санкт- Петербурга.
Наиболее сильные стороны у туристической компании «Триумф Тур»:
- занимает наибольшую долю рынка на исследуемом сегменте в Санкт - Петербурге;
- имеет развитую систему филиалов;
- более
разнообразный и интересный
- более продвинутая ценовая стратегия;
Таким образом, можно сделать вывод, что новая турфирма «Солнечная Аратинга» менее перспективное предприятие, что позволяет турфирме «Триумф Тур» с его приоритетами быть лидером лишь на исследуемом сегменте рынка туриндустрии, в котором работает фирма «Солнечная Аратинга».
В курсовой работе рассмотрены теоретические вопросы проведения маркетинговых исследований конкурентов. Проработаны отчетные материалы предприятия, теоретические литературные источники по маркетингу, маркетинговым исследованиям и периодическая литература, затрагивающая вопросы по рассмотренной теме.
Дана характеристика объекта работы, проанализированы основные показатели маркетинговая деятельности туристической фирмы. Проведен анализ конкурентной среды, а также основных показателей конкурентоспособности туристической фирмы.
Анализ конкурентной среды турфирмы «Солнечная Аратинга » показал, что компания не занимает место лидера в исследуемом сегменте рынка, но имеет стабильную возрастающую прибыль, высокое качество обслуживания и конкурентоспособность. Конечно, чтобы создать конкурентоспособное туристическое предприятие, руководству «Солнечной Аратинги» надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Причем главным должно быть умение определить, а затем быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимущества. Все усилия предприятия должны быть направлены на развитие тех качеств, которые выгодно отличают его от потенциальных или реальных конкурентов.
В результате можно сделать вывод, что конкурентная среда является движущей силой любого предприятия, в частности турфирмы, цель которой завоевать предпочтение потребителей, а в конечном итоге занять привилегированное положение на рынке по отношению к другим фирмам.
Список
используемой литературы