Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:59, курсовая работа
Цель данной работы заключается в проведении маркетинговых исследований конкурентной среды туристического предприятия «Солнечная Аратинга» и разработка предложений по совершенствованию маркетинговой деятельности турфирмы на основе проведенного исследования.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты проведения маркетинговых исследований конкурентов;
2. Дать характеристику туристическому предприятию и провести анализ конкурентной среды;
3. Проанализировать конкурирующие туристические фирмы.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретическая часть
1. Понятие конкуренции и ее виды…………………….5
2. Система конкуренции туристического предприятия…………………………………………………8
1. Элементы системы конкуренции…………….8
2. Стратегические группы конкурентов………15
3. Методы изучения фирм- конкурентов…………….17
2. Аналитическая часть
1. Характеристика туристического предприятия «Солнечная Аратинга»…………………………………21
2. Анализ конкурентной среды туристического предприятия «Солнечная Аратинга»…………………24
3. Анализ конкурирующих фирм …………………..32
Заключение……………………………………………………………………36
Список используемой литературы…………………………………………37
Конкуренция принимает острый и непредсказуемый характер при увеличении различий между фирмами в смысле их стратегий, кадрового состава, общих приоритетов, ресурсов. Подобные различия увеличивают вероятность того, что отдельные фирмы будут вести себя непредсказуемо и принимать маркетинговые стратегии, которые приведут к рыночным неопределенностям. Наличие таких «чужаков» (обычно это, действительно, новые фирмы на рынке) создает подчас совершенно новые условия рыночной ситуации.
Совокупность объектов рынка и их отношений, складывающихся в ходе конкурентной борьбы и определяющих интенсивность конкуренции, представляют собой очень важное с практической точки зрения направления маркетинговых исследований.
Анализ
конкурентов и выработка
Практически все выдающиеся маркетинговые успехи фирм основываются на концепции собственных лучших сил против слабых мест конкурентов. Сделать это удается лишь при хорошо налаженной системе их исследования.
Такая система обеспечивает туристскому предприятию ряд преимуществ.
Система
маркетинговых исследований конкурентов
дает туристскому предприятию |
Рис. 2. Значение
маркетинговых исследований
конкурентов
1.2.2. Стратегические группы конкурентов
Оценка состояния конкурентной борьбы осложняется тем, что чрезвычайно сложно проводить анализ деятельности всех конкурентов, работающих на рынке. Поэтому выделяются стратегические группы конкурентов:
Существуют прямые конкуренты – это предприятия, которые в прошлом и настоящем выступали как таковые.
Среди потенциальных конкурентов различают:
Выявление стратегических групп конкурентов проводится, как правило, с использованием двух подходов:
Первый
тип подхода имеет целью
Классификация конкурентов по
типу применяемых ими
Идея
стратегических групп помогает сделать
процесс анализа конкуренции
более управляемым. Так, различные
конкуренты должны быть подвергнуты
анализу с разным уровнем глубины.
Те, которые оказывают или могли бы оказать
существенное влияние на деятельность
фирмы, исследуются особо тщательно. Однако,
как уже отмечалось, потенциальные «новички»
на рынке зачастую несут не меньшую угрозу,
чем прямые конкуренты.
1.3 Методы изучения фирм-конкурентов
Схема анализа конкурентов, представленная на рисунке 3, состоит из пяти последовательных блоков
Рис.3. схема анализа конкурентов
Блок будущие цели подразумевает ответы на следующие вопросы. Является ли целью конкурента завоевание наибольшей доли рынка, то есть лидерство на рынке, или фирма-конкурент рассматривает себя лишь как ведомая другим лидером? Добивается ли конкурент превосходства в отдельных областях технологии, и как он извлекает выгоду из своих преимуществ? Каково отношение конкурента к получению дохода, объему продажи, прибыльности и завоеванию доли рынка? Готов ли он пожертвовать одной задачей для повышения значимости других? Таким образом, блок "будущие цели" позволяет понять стратегическую направленность конкурента, а, следовательно, и его возможные действия при долгосрочных продажах.
Блок текущие стратегия и тактика содержит ответы на следующие вопросы. Какова основная стратегия конкурента? Является ли она "уникальным проектом продажи"? Как конкурент уравновешивает победу своего дела и проникновение в существующую структуру клиента? Какой тип перспективных действий он предпочитает? Как конкурент использует управление процессом продажи? Таким образом, блок текущих стратегии и тактики позволяет разобраться с методическими приемами конкурентов при планировании продажи своего товара.
Блок возможности включает ответы на следующие вопросы. Каковы сильные и слабые стороны конкурента в управлении клиентом? Насколько строго требование клиента к техническим параметрам товара применительно к конкуренту? Где конкурент уязвим? Следовательно, блок возможностей конкурента дает вам описание сильных и слабых сторон конкурирующей фирмы и выявляет те уязвимые места, которые могут явиться основой для выигрыша вашей фирмы.
Блок достижения содержит следующие вопросы. Какие факторы рассматривает конкурент как ключевые факторы успеха на будущее? Каким образом организационная структура конкурента и процесс принятия решений способствуют влиянию на клиента? Как победный подход к процессу продажи видоизменен данным конкурентом? Как видим, блок достижений конкурента конкретизирует тактические и стратегические приемы конкурентной фирмы применительно к процессу продажи данного товара.
Блок профиль конкурента является суммирующим и содержит, главным образом, следующие вопросы. Каково разделение ответственности между главным офисом, региональным представителем и лидером группы успеха? Какие уникальные преимущества подчеркивает конкурент при презентациях товара покупателю? Ключевым результатом составления блока профиля конкурента является прогнозирование действий конкурента и подготовка к ним.
При выполнении анализа конкурентов следует помнить о том, что вы должны убедить клиента в конкурентных преимуществах вашего товара или вашей фирмы. Клиент не будет платить за те ценности, которые он не может оценить
Еще одним методом изучения конкурентов является оценка их предложений, которая может состоять из следующих позиций:
Достоинства товара и его послепродажного обслуживания. Данная позиция может включать описание основных конкурентов и их отношения с клиентом; достоинств каждого продукта, каждого конкурента; достоинств послепродажного обслуживания товара каждым конкурентом.
Отношения с покупателем. Позиция отношения с покупателем должна, прежде всего, содержать информацию о менеджерах или работниках фирмы-покупателя, которые поддерживают или, наоборот, препятствуют продвижению товара фирмы-конкурента. Она может быть оформлена в виде таблицы с разделами: фирма-конкурент; отношение; ключевой сторонник; менеджер, отрицающий данную фирму-конкурент.
Стратегия продажи. Описание стратегий продажи каждой фирмы-конкурента может быть дополнено описанием стратегии предложения продукта (стратегии презентации) и ценовой стратегии. Несмотря на то, что указанные стратегии могут являться частью общей стратегии продажи конкурента, их вклад в победу велик, поэтому при подробном анализе фирм-конкурентов ценовую и презентационную стратегии следует рассматривать отдельно и подробно.
Решение важнейших требований клиента. Решение требований клиента удобно оформить в виде таблицы, сравнивая между собой способы решения данных требований различными фирмами-конкурентами и вашей фирмой.
Сравнение с конкурентом-лидером. Сравнение с конкурентом-лидером может быть также выполнено в виде таблицы по следующим разделам: маркетинг, продажа, технология, качество, обслуживание, финансирование и т.д. По каждому разделу следует дать объяснение вашего отставания или превосходства, и возможные действия по преодолению отставания или закреплению превосходства.
Ключевое достоинства и недостатки вашего товара. Завершающей позицией при оценке предложений конкурентов должна быть оценка ключевых достоинств и недостатков вашего товара. Такая оценка должна преследовать цель выработки конкретных действий по усилению и использованию в процессе продажи ваших достоинств, а также исключению или максимальному снижению уровня недостатков вашего товара.
Оценив
позиции вашей фирмы в
2.1. Характеристика туристического предприятия «Солнечная Аратинга»
Туристическая фирма «Солнечная Аратинга» успешно начала свою работу в городе Санкт- Петербург на туристическом рынке в 2010 г. По своей организационно-правовой форме турфирма является обществом с ограниченной ответственностью (ООО), и эта форма, по мнению специалистов, для малого туристского бизнеса является наиболее приемлемой в силу своей гибкости.
Фирма
имеет предусмотренный
Юридический адрес фирмы: г. Санкт – Петербург, Невский район, м. Ломоносовская, ул. Народная 15.
Специализацией фирмы «Солнечная Аратинга» является туристская деятельность, в рамках которой фирма осуществляет функцию – турагента. Турфирма успешно начала работать с такими ведущими операторами, как Тез тур, Пегас, Мострэвел, которые предлагают в качестве туроператора при предложении клиентам внутрироссийских маршрутов, а в качестве турагента – при предложении международных туров. Данный статус обусловлен особенностями развития рынка туриндустрии в России в целом, специфика которого обусловлена изменившимися потребностями клиентов. Сегодня россияне все активнее стремятся путешествовать и отдыхать, не выезжая за пределы страны. Поэтому и российские турагентства стремятся учитывать особенности потребительского спроса и дополнительно выполнять туроператорские функции.
В силу этой специфики все клиенты турфирмы систематизированы в три группы:
а) туристы, путешествующие на российских маршрутах;
б) туристы, отправляющиеся за рубеж.
Туры «Солнечной Аратинги» реализуются не только в городах России, но и странах СНГ.