Конкуренция в туризме. Стратегия поведения фирмы в условиях конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Индустрия туризма – это отрасль экономики, которая имеет благородную цель – развитие культуры и образования, организацию общения и отдыха, восстановление сил человека. Для предпринимательской деятельности в сфере туризма в большинстве случаев характерна высокая степень конкуренции. Конкуренция — один из сущностных признаков туристского рынка. Сбор всех данных, необходимых для анализа конкурентов, на практике почти всегда невозможен. Поэтому часто используется схема исследований, предложенная американским ученым М. Портером.Анализ позиций конкурирующих фирм дает весьма ценную информацию. Наше исследование проводилось в три этапа: сбор вторичной внешней маркетинговой информации; исследование конкурентов на рынке туристских услуг г. Сочи; построение карт стратегических групп соперничающих туристских фирм. В работе приводиться анализ туристической фирмы "Агура".

Содержание

Введение
Глава 1. Роль и экономическое значение конкуренции в условиях рынка
1.1 Структура туристского рынка и методы конкурентной борьбы на туристском рынке
1.2 Конкурентная среда туристского предприятия и формирование конкурентоспособности
1.3 Элементы анализа конкурентов в туристской среде
Глава 2. Стратегический анализ деятельности туристского предприятия
2.1 Исследование конкурентных позиций тур. фирм г. Сочи
2.2 Общая характеристика туристской фирмы "Агура"
2.3 Анализ внешней среды и конкурентных сил в отрасли туризма
2.4 Стратегическое планирование и конкурентные стратегии
Глава 3. Стратегии по усилению позиций туристской фирмы "Агура"

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 72.39 Кб (Скачать)

     Уставный  капитал общества составляет 25000 (двадцать пять тысяч) рублей. Для государственной  регистрации каждый из участников обязан внести не менее 50% своей доли в уставный капитал. Участник обязан полностью  внести свою долю не позднее года после  регистрации общества.

     Общество  создавалось в целях:

  1. туристско-экскурсионного обслуживания
  2. перевозка туристской группы в специализированном автобусе
  3. реализация туристских путевок

     На  данный момент основная численность  персонала ООО "Агура" составляет 30 человек. Из них 12 экскурсоводов, 10 реализаторов, 8 водителей. Основная масса прибыли организации представляет собой прибыль от заказов на выполнение работ по организации туристических выездов, проведению экскурсии, реализации туристских путевок. Прибыль от реализации услуг - основных фондов, нематериальных активов - определяется как разница между ценой реализации без налога на добавленную стоимость (и других вычетов предусмотренных законодательством) и остаточной стоимостью основных фондов, нематериальных активов. В соответствии с действующим законодательством прибыль организации подлежит налогообложению. База для налогообложения - валовая (балансовая) прибыль. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации после налогообложения, называется чистой прибылью. Эта прибыль направляется на капитальные вложения и прирост основного и оборотного капитала; на покрытие убытков прошлых лет, на отчисления в резервный капитал, на расходы социального характера.

     Права и обязанности общества

     Права общества:

     При выполнении своих задач общество имеет право:

     -пользоваться  кредитами банков и других  кредитных учреждений;

      -создавать другие хозяйственные  товарищества и общества, а также  объединяться с другими юридическими  и физическими лицами в ассоциации, союзы, иные объединения;

     -распоряжаться  прибылью, остающейся в распоряжении  общества в соответствии с  действующим законодательством  Российской Федерации и настоящим  Уставом, получать любой, не  ограниченный по размеру доход.

     Обязанности общества:

     - обязано предоставить заказчику  необходимую и достоверную информацию  о программе тура, корректно оформить  документы ;

     - обязано исполнить условия, указанные в туристском договоре;

     - не несет ответственности в  случае изменения программы тура  по причинам, от нее не зависящим  (угроза военных действий, беспорядков,  катастроф, технические поломки  и повреждения самолетов, задержка  и перенос рейсов, а также в  других случаях, когда надлежащее  исполнение оказалось невозможным  вследствие непреодолимой силы).

     Общество  преследует в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли  и является коммерческой организацией.

     Общество  осуществляет следующие виды экскурсий:

  • Гора Ахун
  • Тисо-Самшитовая роща
  • Ореховские водопады Сочи
  • Дача Сталина Сочи
  • Скальный участок (Краснополянское шоссе)
  • Агурские водопады Сочи
  • Адлер Красная Поляна
  • 33 водопада
  • Чайные домики
  • Форелевое хозяйство и страусовая ферма
  • Обезьяний питомник
  • Сплав по реке Мзымта
  • Вечерний Сочи
  • Океанариум в парке Ривьера
  • Аквапарк "Аквалоо"

     Экскурсии проводятся 3 раза в день. Экскурсии  не имеют возрастных ограничении. Экскурсионная группа доставляется на экскурсионный объект и обратно в специальном автобусе, с экскурсоводом. 

     2.3 Анализ внешней среды и конкурентных  сил в отрасли туризма 

     Определив миссию и основные цели в условиях конкурентной борьбы, турфирма сталкивается с необходимостью анализа отраслевой конкуренции. При этом должны учитываться:

  1. место отрасли в системе народного хозяйства;
  2. конкурентная среда в самой отрасли.

     Для решения первой задачи используется несколько подходов. Один из них  — концепция национального ромба М. Портера. Автор концепции вводит четыре основополагающих понятия, на основе анализа которых он предлагает оценивать конкурентные преимущества отраслей, закономерности их возникновения, развития и упадка.

     Рассмотрим  содержание каждого из блоков.

  1. Параметры факторов, под которыми подразумеваются материальные и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества в самом производственном процессе фирмы в стране еe базирования. Факторами могут являться рабочая сила, природные ресурсы, телекоммуникации, дороги и т. д. В зависимости от параметров эти факторы могут выступать либо как возможности, либо как угрозы для организации.
  2. Стратегия фирм, их структура и соперничество, определяющие силу конкуренции.
  3. Параметры спроса — показатели, характеризующие требования потребителей к качеству товара; эластичность спроса по цене и уровню дохода; степень осознания социальными группами актуальности какой-либо потребности; национальные традиции; фазы жизненного цикла; структура спроса, его динамические показатели.
  4. Родственные и поддерживающие отрасли, которые являются потребителями и (или) поставщиками данной отрасли, что особенно важно в сфере турбизнеса. К поддерживающим можно отнести отрасли легкой и пищевой промышленности (поставляющие необходимые компоненты интерьера гостиниц, оборудование, мебель, продукты питания и т. д.), транспортного машиностроения, медицины и здравоохранения, культуры и образования и др. В свою очередь, у каждой отрасли существуют перекрестные связи с другими (например, мебельная промышленность взаимодействует с лесообрабатывающей, текстильной и т. д.).

     Основная  идея концепции национального ромба  — конкурентное преимущество отрасли в рамках государства — определяется детерминантами конкурентного преимущества страны, которые значительно влияют друг на друга.

     В данную модель. М. Портер вводит еще  два фактора: случайные события и действия правительства. Под случайными событиями подразумевается:

     изобретения; новейшие технологии; значительные колебания  цен на ресурсы; резкие изменения  на мировых финансовых рынках или  в курсах национальных валют; колебания локального и международного спроса; политические решения национальных и зарубежных правительств; войны; масштабные природные катаклизмы и другие форс-мажорные обстоятельства.

     Под действиями правительства понимается влияние исполнительной власти на кредитно-денежную, налоговую, таможенную политику в стране. Правительство также определяет нормы, стандарты, которые могут воздействовать как на производителей, так и на потребителей. Кроме того, оно является крупнейшим заказчиком в экономике. Его влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

     Анализ  особо эффективных отраслей в  различных странах показал, что  процесс их формирования и развития подчиняется определенным закономерностям. Для его характеристики был введен термин "отраслевой кластер", под которым подразумевается неформальное сообщество отраслевых и смежных компаний, отличающихся способностью взаимного усиления конкурентных преимуществ. Например, возникает несколько организаций с высокими значениями конкурентных преимуществ. При определенных внешних условиях они способствуют росту своих компаний-поставщиков прежде всего за счет ужесточения требований к качеству комплектующих, чтобы обеспечивать потребителей высококачественной продукцией. В данном случае возникает положительная обратная связь и усиливается процесс укрепления конкурентных преимуществ.

     Устойчивые  конкурентные преимущества нации могут  базироваться только на прочных конкурентных преимуществах её отдельных отраслевых кластеров. Порождение в отрасли  хотя бы одной организации — прародительницы кластера способствует укреплению конкурентоспособности и конкурентного потенциала остальных отраслевых организаций, которые, ведя борьбу за выживание, укрепляют свои конкурентные преимущества.

     При изменении детерминант конкурентного  преимущества страны, в частности, при  их ухудшении, происходит утрата конкурентных преимуществ, которая может сопровождаться распадом отраслевых кластеров. 

     2.4 Стратегическое планирование и  конкурентные стратегии 

     Повышение эффективности системы маркетинга связано с выбором правильной стратегии управления маркетингом. Процесс стратегического планирования для отдельных предприятий и сфер бизнеса включает 8 шагов:

     1. Миссия бизнеса

     Каждое  стратегическое подразделение компании должно определить свою специфическую  миссию, которая вписывается в  рамки общей миссии компании. В  этой миссии указываются специфика  по товарам, сфера их применения, конкурентная позиция, рыночные сегменты, вертикальное позиционирование, географическое положение.

     2.Анализ  внешней сферы: ее возможностей  и опасностей Необходимо знать, какие внешние факторы следует держать под контролем, чтобы предприятие достигло своих целей. Макро- и микрофакторы влияют на получение прибыли предприятием, и поэтому необходимо отслеживать изменения этих факторов и главные тенденции в их развитии.

     Чтобы преуспеть, компания должна соответствовать  не только требованиям рынка, на котором  собирается работать, но и превосходить потенциал своих конкурентов. Лучшие шансы на успех у той компании, которая предлагает наиболее ценимый рынком товар, способный выдержать испытание временем.

     Угрожающие  факторы можно определить как некую опасность, вызванную к жизни неблагоприятными тенденциями или развитием событий, которые в отсутствие защитного маркетингового действия приведут к падению сбыта или доходов. Эти факторы классифицируются по степени серьезности и возможности появления.

     3. Анализ внутренней среды: преимущества  и недостатки

     Благоприятного  стечения обстоятельств только лишь внешнего характера недостаточно. Предприятие должно обладать внутренней силой, чтобы преуспеть в этих обстоятельствах. Поэтому необходимо всегда знать уровень конкурентной силы своего предприятия.

     Оценку  преимуществ может проводить  руководство компании либо независимый  консультант по следующим параметрам: маркетинговый, финансовый, производственный и организационный аспекты. Цель изучения сильных и слабых сторон состоит в том, чтобы предприятие решило для себя вопрос, стоит ли успокаиваться достигнутым положением или необходимо бороться за лучшее.

     Иногда  плохие показатели предприятия объясняются  не тем, что отдельные службы слабы, а тем, что им не хватает слаженности  в работе. Поэтому необходимо время от времени давать оценку взаимоотношениям между отделами в порядке проверки состояния его внутренней среды. Чтобы предприятие выжило в условиях жесткой конкуренции, необходимо научиться управлять этими процессами, чтобы они шли согласованно.

     4. Формулирование целей предприятия

     После того как предприятие определило главную, стратегическую, миссию, проанализировало свои достоинства и недостатки, благоприятные  возможности и угрожающие факторы, оно может сформулировать свои цели на период планирования. Эта стадия называется "формулирование целей".

     Как правило, предприятие преследует достижение нескольких целей, среди которых  можно назвать такие, как увеличение доходов предприятия, рост продаж, повышение  доли на рынке, уменьшение риска деятельности, поддержание репутации. Чтобы лучше  скоординировать планирование и  реализацию составленного плана, необходимо определить значимость целей в иерархическом порядке, начиная с наиболее важной. При этом необходимо приводить количественное выражение поставленных целей. Например, достичь повышения дохода от инвестиций на 20 % в ближайшие 2 года. Детализация перспективных целей упрощает процесс планирования, реализации и контроля.

Информация о работе Конкуренция в туризме. Стратегия поведения фирмы в условиях конкуренции