Конкуренция в туризме. Стратегия поведения фирмы в условиях конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Индустрия туризма – это отрасль экономики, которая имеет благородную цель – развитие культуры и образования, организацию общения и отдыха, восстановление сил человека. Для предпринимательской деятельности в сфере туризма в большинстве случаев характерна высокая степень конкуренции. Конкуренция — один из сущностных признаков туристского рынка. Сбор всех данных, необходимых для анализа конкурентов, на практике почти всегда невозможен. Поэтому часто используется схема исследований, предложенная американским ученым М. Портером.Анализ позиций конкурирующих фирм дает весьма ценную информацию. Наше исследование проводилось в три этапа: сбор вторичной внешней маркетинговой информации; исследование конкурентов на рынке туристских услуг г. Сочи; построение карт стратегических групп соперничающих туристских фирм. В работе приводиться анализ туристической фирмы "Агура".

Содержание

Введение
Глава 1. Роль и экономическое значение конкуренции в условиях рынка
1.1 Структура туристского рынка и методы конкурентной борьбы на туристском рынке
1.2 Конкурентная среда туристского предприятия и формирование конкурентоспособности
1.3 Элементы анализа конкурентов в туристской среде
Глава 2. Стратегический анализ деятельности туристского предприятия
2.1 Исследование конкурентных позиций тур. фирм г. Сочи
2.2 Общая характеристика туристской фирмы "Агура"
2.3 Анализ внешней среды и конкурентных сил в отрасли туризма
2.4 Стратегическое планирование и конкурентные стратегии
Глава 3. Стратегии по усилению позиций туристской фирмы "Агура"

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 72.39 Кб (Скачать)

     Первоначально нами была собрана информация, характеризующая  состояние туристской отрасли в  регионе в целом. Это позволило  определиться с кругом показателей, по которому в дальнейшем проводился опрос. На основании данных, полученных с помощью статистических исследований а так же анкет, были сделаны соответствующие выводы и построены карты стратегических групп, помогающие наглядно определить конкурентов фирмы в различных позициях.

     Сбор  вторичной внешней маркетинговой  информации

     Для сбора вторичной внешней маркетинговой  информации изучались данные статистических изданий, справочники, периодическая  печать, законодательные и нормативные  акты, а также другие документы  органов государственной власти и управления, ресурсы Интернета.

     Было  установлено, что в последние  годы в г.Сочи наблюдается спад в обслуживания туристов. Это связано в основном с постройкой олимпийских объектов к Олимпиаде 2014 года.

     В г.Сочи приезжают гости из Украины, Белоруссии, Армении и других стран СНГ.

     Туризм  стал стабильным источником пополнения доходной части областного бюджета.

     Следует также обратить внимание на ситуацию, сложившуюся в санаторно-курортной  сфере. В настоящее время в  г.Сочи функционируют санаторно-курортные комплексы широкого профиля лечения и различной формы собственности. Эти организации рассчитаны на детей и взрослых, проживающих на территории г.Сочи и за ее пределами.

     К сожалению, обладая хорошей лечебно-оздоровительной  базой, санаторно-курортные учреждения области не имеют в настоящее  время стабильной загрузки.

     Таким образом, собранная информация помогла  оценить ситуацию, сложившуюся в  настоящее время на рынке туризма  города, проанализировать динамику произошедших изменений, что послужило отправной  точкой для исследования конкурентных позиций Сочинских туристских фирм.

     Исследование  конкурентов на рынке туристских услуг г.Сочи

     В настоящее время в г.Сочи действуют 45 крупных туристских фирм. Причем наблюдается тенденция постоянного увеличения их числа.

     Для оценки конкурентных позиций тур.фирм нами была разработана анкета, согласно которой в период с апреля по май 2010 г. было опрошено 9 туристических фирм г.Сочи, что составило около 50% от числа предприятий, работающих на рынке более года. В качестве источника информации выступили руководители, а также ведущие менеджеры исследуемых предприятий.

     Анкета  включала два блока: вопросы, характеризующие  саму тур.фирму и блок, посвященный основным показателям ее деятельности.

     В табл. 1 представлены данные этих блоков.

     Характеристика  тур.фирм, работающих в г. Сочи

 

      Таблица 1

Характеристика Турфирма
  Агура Ноев ковчег Рута Славянка Анастасия Эдельвейс Экс-тур Аргона  Турист Сочи
Организационно- правовая форма ООО ИП ООО ООО ИП ИП ООО ООО ООО
Год основания фирмы 2002 2006 2001 2001 2003 2004 2001 2002 2006
Вид деятельности турфирмы Тур -агент Тур -агент Тур - агент, туроператор Тур - агент, туроператор Тур - агент Тур - агент Тур - агент, туроператор Тур - агент Тур - агент, туроператор
Численность персонала 30 25 35 34 28 31 32 30 35
 

     Анализ  показал, что наиболее распространенной организационно-правовой формой деятельности выступает общество с ограниченной ответственностью. Многие специалисты  полагают, что для малого туристского  бизнеса эта форма является наиболее гибкой.

     В среднем количество сотрудников, работающих в Сочинских тур.фирмах, не превышает 35.

     В практике туристского бизнеса существует два типа фирм: туроператоры и турагенты. В отличие от турагентов, которые занимаются продвижением и реализацией турпродукта, туроператоры прежде всего формируют тур.

     Исследование  показало, что большинство Сочинских  тур.фирм работает в качестве турагента. Существуют также фирмы, сочетающие одновременно функции турагента и туроператора. При этом в качестве туроператора они выступают при предложении внутриобластных и внутрироссийских маршрутов, а в качестве турагентства — при предложении международных.

     Для более подробной оценки конкурентоспособности  турфирм по структуре предложения  нами была построена матрица видов  туризма, предлагаемых сочинскими тур.фирмами (табл. 2). 

     Таблица 2. Матрица видов туризма, предлагаемых сочинскими тур.фирмами

Турфирма Вид туризма Оценка
  образовательный религиозный культурно - познавательный лечебный деловой  
Агура +   + +   0,38
Ноев  Ковчег +   + +   0,38
Рута + + + +   0,5
Славянка +   + +   0,38
Анастасия     + +   0,25
Эдельвейс +   +   + 0,38
Экс-тур     + +   0,25
Аргона + +     + 0,38
Турист  Сочи +   + + + 0,5
 

     По  вертикали матрицы расположены  тур.фирмы, по горизонтали — виды туризма. Самая последняя правая колонка содержит оценку туристской фирмы по видам ее предложений. Оценкой туристской фирмы является отношение числа предлагаемых фирмой видов туризма к числу всех видов туризма в матрице. Наилучшим показателем считается 1, наихудшим — 0.

     Наиболее  высокий показатель по количеству видов  туризма имеют фирмы "Рута" и "Турист Сочи" (0,5). В то же время  турфирмы "Экс-тур" "Анастасия" имеют низкие баллы (0,25). Это объясняется концентрацией их усилий лишь на организации двух видов туризма.

     Анализ  матрицы показал, что на туристском рынке Сочи существует достаточно жесткая  конкуренция при предложении  образовательного и культурно-познавательных и лечебных туров. Менее напряженная  ситуация наблюдается в таких  направлениях, как деловой, религиозный. Спортивный и экотуризм туризм не представлены вообще, данная ниша является свободной, и это следует учитывать фирмам, входящим в туристский рынок.

     Возрастной  состав клиентуры

     Кроме предложения разнообразных видов  туризма тур.фирмы могут специализироваться на обслуживании определенных возрастных групп туристов. Нами был выявлен возрастной состав клиентов сочинских тур.фирм. При этом выяснилось, что тур.фирмы не предлагают специализированных туров, ориентированных на конкретные возрастные группы. Во всех исследуемых фирмах отсутствует сегментация рынка по возрастному признаку. Представленный турпродукт не учитывает возрастные особенности клиентов.

     Виды  туров

     В зависимости от заявки туриста и  способа организации продажи  туры могут быть индивидуальными  и групповыми.

     Несмотря  на то, что организация индивидуальных поездок является очень трудоемким процессом, с экономической точки  зрения она более выгодна для  туристических фирм, так как дает более высокие доходы в расчете  на одного туриста по сравнению с  доходами от групповых туров. Этот факт подтверждает и проведенный нами опрос, согласно которому Сочинские  тур.фирмы специализируются в большей степени на более дорогих индивидуальных программах, нежели на более дешевых групповых.

     Уровень обслуживания туристов

     В последнее время одним из приоритетов  в деятельности туристских фирм является регулирование качества туробслуживания. Более того, обеспечение качества стало наиболее эффективным способом выживания в условиях жесткой конкуренции. Поэтому нам важно определить уровень обслуживания во время турпоездок, предлагаемых по Большому Сочи.

     Для обозначения качества предоставляемых  услуг применяются классы обслуживания туристов. Нормативных стандартов по установлению классов туров и  программ обслуживания не существует как у нас в стране, так и  на международном рынке. Поэтому туроператоры и турагенты при продвижении и продаже туристского продукта уровень обслуживания условно обозначают следующими категориями: "люкс", первый класс, туристский класс, экономический класс

     Первый  класс — это также достаточно высокий уровень обслуживания, предусматривающий  размещение в 4—5-звездочных гостиницах, отличную кухню и широкий выбор  блюд, возможен вариант шведского  стола, индивидуальный трансфер, кураторство гида.

     Туристский  класс — самый массовый вариант  обслуживания, который предусматривает  размещение в гостиницах категории "2—3 звезды", питание по типу шведского  стола или самообслуживание, групповой  трансфер (туристов развозит автобус по местам рекреации и отдыха).

     Экономический класс — это самый дешевый  вариант обслуживания. Обычно экономическим  классом пользуются студенты и малообеспеченные люди. Программы этого класса предусматривают  минимум услуг и невысокого уровня. Размещение в гостиницах "1—2 звезды", в хостелах, общежитиях, в малых частных или кооперативных гостиницах, предусматривающих сервис по принципу самообслуживания: питание может не предоставляться вообще, может быть запланирован завтрак по типу шведского стола, с ассортиментом блюд по типу континентального завтрака; встреча и проводы могут быть организованы на общественном транспорте. 

     2.2 Общая характеристика туристской  фирмы "Агура" 

     Туристско-экскурсионная  фирма "Агура" работает на рынке туристско-экскурсионных услуг с 1990 года и зарекомендовала себя как надежная, ответственная фирма, занимающаяся туристско-экскурсионным обслуживанием отдыхающих. За 20 лет работы накоплен большой опыт в этой сфере деятельности, что дает возможность предоставлять высококачественные профессиональные туристические услуги на территории города Сочи.

     20 марта 1990 года, было зарегистрировано  общество с ограниченной ответственностью  туристско-экскурсионная фирма "Агура". Высшим органом управления общества является собрание Участников. Общество раз в год проводит годовое собрание Участников независимо от других собраний. Собрание созывается генеральным директором общества, ревизионной комиссией или по требованию не менее 2 участников. Собрание избирает из числа участников ревизионную комиссию для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

Информация о работе Конкуренция в туризме. Стратегия поведения фирмы в условиях конкуренции