Конкуренция и её виды в сфере регионального туризма и гостиничного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:54, контрольная работа

Описание работы

Туризм по праву считается одним из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, являясь активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает влияние на платежный баланс страны. Помимо влияния на экономику многих стран, международный туризм воздействует на их социальную, культурную и экологическую среду.
Поэтому неслучайно, что интерес к этой д

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Конкуренция в сфере туризма………………………………..4
Конкуренция как основа рыночной организации экономики………..4
Конкуренция в сфере гостиничного хозяйства………………………..7
Глава 2. Анализ и оценка конкуренции предприятий
на рынке турфирм в Приморском крае………………………11
Анализ конкурентной среды и характеристика качеств услуг
туристского рынка г. Владивостока………………………….11
Оценка конкуренции предприятий на рынке турфирм
г. Владивостока…………………………………………………17
Заключение………………………………………………………………21
Список использованных источников…

Работа содержит 1 файл

Кр по ЭРР - копия.docx

— 52.48 Кб (Скачать)

Но этот процесс увеличения фирм, оказывающих туристские услуги, говорит лишь о количественном, но не качественном улучшении структуры  туристского рынка Приморского  Края.

Во-первых, среди данного  перечня турфирм лишь 40% были чисто  туристские. Во-вторых, остро ощущался недостаток профессионально подготовленных кадров. В-третьих, в силу отсутствия материальной базы и ряда других проблем  национального уровня, турфирмы края предпочитают заниматься коммерческим туризмом.                                                               

Но, не смотря на уменьшение количества турфирм и попытки  улучшения качества обслуживания в  компаниях, число претензий и  жалоб со стороны туристов на некачественное обслуживание не уменьшается.

Анализ статистики претензий  туристов показывает, что из общего числа жалоб на работу турфирм  только 15% приходится на те турфирмы, которые прошли сертификацию. За 1998 год из 165 фирм прошли сертификацию всего 140 предприятий. За 1997 год аннулировано действие сертификата у 7 предприятий, действие лицензии у 17, а также у 37 предприятий действие лицензий приостановлено вследствие нарушения требования Закона «Об основах туристской деятельности» и Закон РФ «О защите прав потребителей». На сегодняшний момент в Приморском крае зарегистрировано 197 туристских предприятий, имеющих право на осуществление международной туристской деятельности.

Среди характерных нарушений  следует отметить:

  • отсутствие полной и достоверной информации о предприятии и оказываемых услугах,
  • несоответствие качества туристских услуг условиям договора. Сюда относят несвоевременное начало маршрута, проблемы прохождения таможенного и пограничного контроля, низкое качество услуг принимающей стороны, начиная с момента проживания, питания и предоставление экскурсионной программы и заканчивая их невыполнением,
  • несоответствие применяемых бланков туристской путевки и договора с клиентом требованиям законодательства в области туризма,
  • отсутствие договора между туристским предприятием и клиентом, что приводит к многочисленным жалобам и заявлениям на несоответствие оказанной услуги, информации получаемой из рекламных объявлений, проспектов и т.д.

Объем туристских услуг оказанных туристскими компаниями края составил 118млн. рублей, или 150 % к уровню прошлого года[4, c.114]. Десятку лидеров по этому показателю возглавляют «Диалог народов», «Лотос», «Спутник», БМТ «Приморье», «Интурист-Владивосток», «Элипс-Тур», «Дальинтурист», «Фрегат-Аеро», «Приморавтотранс», «Приматур».

Говоря о негативных факторах, следует отметить, что существенной особенностью ситуации на рынке туристских услуг Приморского края и России в целом являются кризисные явления.

Наиболее трудным для  туристской отрасли Приморья стал 1996 год и второе полугодие 1998 года. В1996 году произошло сокращение въездного  и выездного туризма.

Сокращение въездного  потока туристов было вызвано постоянным в этой области фактором- недостатком услуг. Но помимо этого серьезное влияние на спад потока иностранцев в Приморье оказал ряд социально-бытовых проблем, пик которых пришелся на 1996 год- отключение воды, света, отопления и т.п.

Снижение выездного потока туристов стало результатом действия таких причин как:

1.   Резкое увеличение  транспортных тарифов на Российском  рынке.

2. Резкое снижение покупательской  способности населения, вызванной  безработицей и невыплатой заработной  платы.

Общим для обеих сфер международного туризма фактором, вызвавшим снижение эффективности их функционирования (в большей мере выездного потока) стал тот факт, что в 1996 году вышло  достаточно много постановлений  Правительства России и различных  законодательных актов, которые  осложнили въезд иностранных  туристов в Россию и выезд за рубеж  российских граждан. Можно сказать  о постановлении Правительства  РФ №808 от 18 июля 1996г. «О порядке перемещения  физическими лицами через таможенную границу РФ товаров, не предназначенных  для производства той или иной коммерческой деятельности» не только парализовало туристские связи со многими странами, но и ухудшило экономическое положение региона в целом. Так как зависимость края от импорта превышает 60%, большая часть промышленных и производственных товаров ввозится из стран АТР физическими лицами. Ежегодно из Приморья направляются устойчивые потоки «челноков» в основном в Китай, Южную Корею и Японию.

Введение в действие разделов постановления Правительства в  части повышения ставок ввозных  таможенных пошлин повлекло за собой  снижения насыщения рынка дешевыми товарами первой необходимости и  повседневного спроса, резкий рост цен, а в целом снижение жизненного уровня населения и социальной стабильности в регионе.

Данное постановление  Правительства и на сегодняшний  день является одним из основных сдерживающих факторов развития туризма в Приморье.

Другим, наиболее мощным сдерживающим фактором, значительно снизившим деловую активность туристской отросли Приморского края, явился финансовый кризис, охвативший Россию в середине августа 1998 года.

Снижение уровня туризма  так же было вызвано повышением стоимости  услуг (авиа, железнодорожные билеты). Под давлением этих неблагоприятных  факторов туристские фирмы Приморского  края понесли большие убытки. За последние три квартала 1998 года, выездной поток туристов сократился по сравнению с тем же периодом 1997 года на 14,3% или в 1,2 раза.

В настоящее время рынок  туристских услуг Приморья частично стабилизировался, туристские предприятия  стремятся нормализовать свою работу, хотя некоторые туристические компании временно или навсегда прекратили работать, а остальные перешли к активным действиям (обновлению и расширению предложения, занялись новыми направлениями, внутренним туризмом) для обеспечения конкурентоспособности в данной сфере.

Анализ рынка туристских услуг позволяет определить рейтинг  основных направлений на рынке туруслуг г. Владивостока. 

Таблица 2. Рейтинг основных направлений на рынке туруслуг г. Владивостока

Страна

Количество турфирм, предлагающих данное направление.

Китай

52

Япония

51

Тайланд

45

Корея

40

Сингапур

34

США

20

Франция

16

Малайзия

14

Италия

13


 

Анализ, выше приведенных  таблиц показывает, что наибольший рост предложения на рынке туруслуг со стороны туристских фирм наблюдается в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом, самым популярным направлением является Китай, занимающий лидирующие позиции по <шоп> - турам и комбинированным турам (экскурсии и отдых).

За Китаем, в рейтинге основных рекламируемых направлений  на рынке туруслуг г. Владивостока, следует Япония. Основной поток предложений в эту страну по целям поездки составляют туры за автомобилями (авто-шоп).

Третье место в данном рейтинге занимает одна из стран Юго-Восточной  Азии – Тайланд.

На четвертой строчке  рейтинга основных рекламируемых направлений  на рынке туруслуг находится Корея. Доля этого направления в общей структуре предложений делится на такие цели поездки как «шоп» - туры, авто-туры, комбинированные и обучающие туры.

Приводя анализ рынка туристических  услуг, следует отметить, что в  настоящее время структура предложения  по целям поездки имеет следующий  вид.           

Таблица 3. Структура предложения по целям поездки на рынке туруслуг г. Владивосток

Цель

Количество  направлений

Шоп - туры

50

Авто – туры

64

Комбинированные (Экскурсии +отдых)

227

Обучающие

14

Всего

355


 

В целом, данный анализ позволил выделить основные направления, в которых работают туристические компании г. Владивостока, а значит и те направления, в которых высоко развита конкурентная среда.

Оценка конкуренции  предприятий на рынке турфирм  города Владивостока

Анализируя состояние  внешней и внутренней среды туристской отрасли г. Владивостока можно расчитать уровень конкуренции между турфирмами. Как это было сказано в разделе 2.1 во Владивостоке 197 турфирм, имеющих право заниматься туристской деятельностью на основании лицензии.

Организацией поездок  за рубеж занимаются 95% фирм, внутренним и въездным туризмом занимаются не более 10% фирм. Средний объем услуг  на каждую фирму составляет 461 тыс. руб. в год или чуть больше $1000 в  месяц, т.е. составляющая въездного  туризма очень мала.

Следующий список отражает турфирмы, занимающиеся въездным туризмом в Приморском Крае.

1 A/S Ко ЛТД    4 Нью-турс

2 Акфес турцентр   5 Нарута Сан

3 Амурский Залив   6 Прима Тур

7 Вояж-Сервис   13 Приморье

8 Вэлкам    14 Соит

9 Глобус    15 Старвинд-виза

10 Компания ЛЕВ  16 Стар тур

11 Лаксман    17 Диалог народов

12 Лаки тур   18 Лотос

Согласно нашим исследованиям  можно выделить 5 крупнейших турфирм  занимающихся ввозом иностранных туристов в Приморский край:

    1. Интурист Находка (Находка)
    2. Панорама (Находка)
    3. Лотос (Владивосток)
    4. Нью-Турс (Владивосток)
    5. Лакитур (Владивосток)

По объему ввозимых туристов < Лакитур > стабильно занимает 1-е место во Владивостоке. Они работают совместно с крупнейшими туристическими фирмами Японии.

С помощью следующего списка десяти фирм, находящихся во Владивостоке можно сделать анализ уровня конкуренции (для этого будем использовать годовой товарооборот турфирмы и  расчитаем уровень концентрации по формуле Герфенделя

 

Кр =S хdi2 ,

Где ni- средний товарооборот фирмы,

di- удельный вес   i-ой фирмы в розничном товарообороте локального рынка).

Таблица 4. Наиболее успешные турфирмы, занимающиеся въездным туризмом

 

Название

турфирмы

Товарооб.

Млн. руб.

год

 

di

 

di2

 

Кол-во

Филиал.

 

ni

ni

сумма

ni

ni´di

сумма ni

1

Лакитур

9.93

0.246

0.0605

1

9.93

0.246

0.0149

2

Ньюс-Тур

9.01

0.223

0.05

1

9.01

0.223

0.0112

3

Лотос

8.63

0.214

0.046

1

8.63

0.214

0.00984

4

Диалог народов

3.26

0.081

0.00656

1

3.26

0.081

0.000531

5

Спутник

2.01

0.05

0.0025

1

2.01

0.0497

0.000124

6

БМТ Приморье

1.93

0.048

0.0023

1

1.93

0.0477

0.00011

7

Интурист-

Владивосток

1.86

0.046

0.00212

1

1.86

0.046

0.000098

8

Элипс – тур

1.43

0.035

0.00123

1

1.43

0.0354

0.000046

9

Дальинтурист

1.32

0.033

0.00109

1

1.32

0.0327

0.000032

10

Фрегат-Аэро

1.04

0.026

0.0068

1

1.04

0.026

0.000018

Сумма

 

40.42

1.00

0.1791

10

40.4

1.00

0.0369

Информация о работе Конкуренция и её виды в сфере регионального туризма и гостиничного хозяйства