Конкуренция и её виды в сфере регионального туризма и гостиничного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:54, контрольная работа

Описание работы

Туризм по праву считается одним из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, являясь активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает влияние на платежный баланс страны. Помимо влияния на экономику многих стран, международный туризм воздействует на их социальную, культурную и экологическую среду.
Поэтому неслучайно, что интерес к этой д

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Конкуренция в сфере туризма………………………………..4
Конкуренция как основа рыночной организации экономики………..4
Конкуренция в сфере гостиничного хозяйства………………………..7
Глава 2. Анализ и оценка конкуренции предприятий
на рынке турфирм в Приморском крае………………………11
Анализ конкурентной среды и характеристика качеств услуг
туристского рынка г. Владивостока………………………….11
Оценка конкуренции предприятий на рынке турфирм
г. Владивостока…………………………………………………17
Заключение………………………………………………………………21
Список использованных источников…

Работа содержит 1 файл

Кр по ЭРР - копия.docx

— 52.48 Кб (Скачать)

 

 

Контрольная работа

 

Тема:  Конкуренция и её виды в сфере регионального туризма и гостиничного хозяйства

 

 

 

                                                        Выполнила: студентка 4 курса ЗФО

                                                 

                                                         Оценка____________________

                                                         Подпись преподавателя___________

                                                         Дата поступления работы_________

 

 

2010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

                                                                                                                  cтр.

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1. Конкуренция в  сфере туризма………………………………..4

Конкуренция как основа рыночной организации экономики………..4

Конкуренция в сфере гостиничного хозяйства………………………..7

Глава 2. Анализ и оценка конкуренции  предприятий 

на рынке турфирм в  Приморском крае………………………11

Анализ конкурентной среды  и характеристика качеств услуг 

              туристского рынка г. Владивостока………………………….11

Оценка конкуренции предприятий  на рынке турфирм 

г. Владивостока…………………………………………………17

Заключение………………………………………………………………21

Список использованных источников…………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Туризм по праву считается  одним из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся  отраслей экономики, являясь активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает влияние на платежный баланс страны. Помимо влияния на экономику многих стран, международный туризм воздействует на их социальную, культурную и экологическую среду.

Поэтому неслучайно, что  интерес к этой деятельности возрастает с каждым годом, вовлекая в нее  практически все страны мира, в  том числе и Россию.

Объектом моего исследования является туристический рынок г. Владивосток.

  Я считаю, что актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время рынок туризма развивается со стремительной скоростью. Появляется все больше новых предприятий готовых предлагать все более широкий ассортимент туристических услуг. В связи с этим у организаций долго и четко стоящих на лидирующих позициях появляются новые конкуренты готовые предоставить более высокий уровень работы.

Целью моей работы является изучение конкурентоспособности предприятий на рынке турфирм  в Приморском крае.

Для достижения данной цели,  мною были поставлены следующие задачи:

    • рассмотреть понятие конкуренции и ее видов в сфере туризма;
    • проанализировать конкурентоспособность турфирм города Владивостока;
    • сделать оценку конкурентной среды на данном объекте.

 

Глава 1. Конкуренция  в сфере туризма

Конкуренция как  основа рыночной организации экономики

Конкуренция – это соперничество, соревнование товаровладельцев на рынке за наиболее выгодные условия производства и  сбыта товара, продукции или услуг  для получения на этой основе максимально  возможной прибыли.

Конкуренция представляет собой  одну из самых эффективных и действенных  средств возбуждения деловой  активности, роста качества товаров  и услуг, удовлетворения меняющихся запросов потребителей.

Состояние конкурентной борьбы и уровень прибыльности в любой  отрасли определяются влиянием внешних  и внутренних факторов. Внешние факторы  – это экономическое состояние  региона, содействие государства развитию отрасли, нормативно правовая структура  и т.д. К внутренним факторам относятся  финансовое состояние предприятий, их рентабельность и профессионализм.

Видовая конкуренция  выражается в том, что конкурентные отношения возникают между фирмами, осуществляющими продажу товаров  или услуг одного функционального  назначения. Таким образом, видовая  конкуренция определяется совпадением  ассортимента предлагаемых услуг, и  когда предлагаемые услуги существенно  не отличаются по качеству и цене.

Следует различать  прямую и косвенную формы конкуренции. Под прямой формой понимается такая конкуренция, при которой зоны обслуживания фирм одного функционального назначения пересекаются. Под косвенной формой конкуренции подразумеваются конкурентные отношения между фирмами различного функционального назначения[1,c.31].

Существуют так  же три вида конкуренции:

  1. Соревновательная конкуренция ведется между двумя фирмами, основана на противоречии интересов заинтересованных сторон.
  2. Коммерческий тип конкуренции использует эффективные приемы полного удовлетворения потребностей покупателей.
  3. Представительный тип конкуренции возможен в условиях преимущества над конкурентным окружением. Это значит, что руководство фирмы конкурирует не для увеличения прибыли, а для престижа, удовлетворения своих честолюбивых потребностей в успехе и признании.

Конкурентоспособность предприятия  определяется как возможность эффективной  хозяйственной деятельности и ее практически прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Эта реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у предприятия  средств. Производство и реализация конкурентоспособных товаров и  услуг – обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умение эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал. Иначе говоря, показатель конкурентоспособности  – это итоги работы предприятия.

Конкурентоспособность предприятия  будет обеспечена в том случае, если оно сможет своевременно предложить услуги, соответствующие требованиям  потребителей в необходимом количестве, ассортименте, качестве.

Конкурентоспособность предприятия  характеризуется следующими показателями[1, c. 43]:

1. Конкурентоспособность  товара и услуг

2. Прибыль с объема  продаж

3. Темпы роста объема  продаж

4. Объем реализованных  товаров или услуг

Увеличение перечисленных  показателей будет свидетельствовать  о повышении конкурентоспособности  предприятия.

Для анализа конкуренции  можно использовать различные методы. Одним из показателей, характеризующим  ситуацию на рынке относительно конкуренции  является показатель концентрации фирм, предлагающих товары и услуги.

Концентрация фирм отражает относительную величину и количество фирм, действующих на данном рынке. Чем меньше число фирм, тем выше уровень концентрации. При одинаковом числе фирм на рынке, чем меньше они отличаются друг от друга по размеру, тем ниже уровень концентрации.

Уровень концентрации влияет на поведение фирм на рынке: чем выше уровень концентрации, тем  в большей степени фирмы зависят  друг от друга. Так же уровень концентрации влияет на склонность фирм к соперничеству  или сотрудничеству: чем меньше фирм действует на рынке, тем легче  им осознать взаимную зависимость друг от друга, и тем скорее они пойдут на сотрудничество.

Поэтому можно сделать  такой вывод, что чем выше уровень  концентрации, тем менее конкурентным будет рынок.

Уровень концентрации определяется с помощью индекса Герфенделя. Индекс принимает значение от 0 (в идеальном случае совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма, производящая 100% выпуска). Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке. Индекс концентрации Герфенделя (К) определяется по формуле:

Кр =S хdi2 ,

Где di- удельный вес   i-ой фирмы в товарообороте рынка по соответствующей товарной группе.

Другой способ анализа  конкуренции разработан американским математиком П. Саажи – метод анализа иерархии в конкуренции. Основа данного анализа лежит в обработке экспертной информации, возникающей при парном сравнении элементов системы и иерархическом синтезе полученных результатов. Этот метод больше всего подходит для исследования конкурентных отношений в розничной торговле.

Конкуренция в сфере гостиничного хозяйства

В наше время гостиничная индустрия  представляет собой отрасль с  высоким уровнем конкуренции. Все  чаще мы становимся свидетелями того, как открываются новый ресторан или гостиница, имеющие своей целью максимально полное удовлетворение потребностей определенных групп потребителей. Предприятия создаются, а через некоторое время часть из них не выдерживает конкуренции и выходит из бизнеса. В гостиничном хозяйстве слово «сервис» означает систему мер, обеспечивающих высокий уровень комфорта, удовлетворяющих самые разнообразные бытовые, хозяйственные и культурные запросы гостей. И с каждым годом эти запросы и требования к услугам повышаются. И чем выше культура и качество услуг обслуживания гостей, - тем выше имидж гостиницы, тем привлекательнее она для клиентов и, что не менее важно сегодня, - тем успешнее материальное процветание гостиницы. Важной ответственной задачей для гостиниц является создание репутации предприятия высокого качества обслуживания. Высокое качество обслуживания гостей обеспечивается коллективными усилиями работников всех служб гостиницы, постоянным и эффективным контролем со стороны администрации, проведением работы по совершенствованию форм и методов обслуживания, изучению и внедрению передового опыта, новой техники и технологии, расширению ассортимента и совершенствованию качества предоставляемых услуг. В условиях сегодняшней конкуренции предприятия индустрии гостеприимства, если они хотят выжить, не могут больше опираться на традиционные неэффективные консервативные формы культуры производства[5,c.87]. Индустрия гостеприимства исторически сформировалась и выросла из сектора средств размещения, представленного различными типами гостиничных предприятий. В классическом понимании гостиница - это дом с меблированными комнатами для приезжающих. В современных условиях гостиница - это предприятие, предназначенное для гостиничного обслуживания граждан, а также индивидуальных туристов и организованных групп. Современное гостиничное предприятие предоставляет потребителям не только услуги проживания и питания, но и широкий спектр услуг транспорта, связи, развлечений, экскурсионное обслуживание, медицинские, спортивные услуги, услуги салонов красоты и пр. Фактически гостиничные предприятия в структуре индустрии туризма и гостеприимства выполняют ключевые функции, так как формируют и предлагают потребителям комплексный гостиничный продукт, в формировании и продвижении которого принимают участие все секторы и элементы индустрии туризма и гостеприимства. Исходя из этого, правомерно выделить гостиничную индустрию или гостиничный бизнес как крупнейшую комплексную составляющую индустрии туризма и гостеприимства и рассматривать ее самостоятельно, в значительной степени отождествляя с единой индустрией туризма и гостеприимства. Итак, гостиница - это имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенное для предоставления услуг размещения. Будучи определена как коллективное средство размещения, гостиница объединяет в себе количество номеров (гостевых комнат), начиная от необходимого законодательно установленного уровня (в России он составляет 10 номеров) и до количества, зависящего от типа и задач конкретного предприятия. Все номера подчиняются единому руководству и группированы в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и имеющимся оборудованием. Организационная структура средства размещения в ее каноническом понимании состоит комплекса отделов (служб, департаментов), которые условно можно разделить на две группы. Функция служб первой состоит в непосредственном контактировании с гостями и оперативном их обслуживании. В английском варианте эту группу удачно называют "front-office". Если мысленно проследовать за прибывающим гостем, можно составить представление о структуре этой части организационной структуры гостиницы. Для более полной зарисовки возьмем за пример гостиницу высокого класса. Первой точкой контакта является сотрудник гаражной службы, берущий на себя обязанности по парковке и консервации автомобиля гостя. Далее эстафету принимает швейцар (зачастую выполняет чисто декоративные функции) и посыльный в холле, принимающий багаж. Гость регистрируется у портье, идентифицируя свою бронь (если таковая имеется), заполняя карточку гостя, получая и оплачивая номер. Все. Чистоту и спокойствие тем временем поддерживает служба горничных и дежурные на этажах. Цепочка невелика, но поскольку первые впечатления самые важные, и исправить их шанса не представится, координация здесь чрезвычайно важна. О приезде гостя необходимо знать заранее, иметь свободный и полностью подготовленный и функционирующий жилой номер. Процедура идентификации и регистрации должна проходить быстро и без ошибок. Именно в упрощении и ускорении этого процесса и состоит основная функция гостиничной автоматизированной системы управления.Несколько иная ситуация имеет место в группе отделов, работа которых посвящена функционированию внутренних механизмов предприятия, а именно: отделе маркетинга, бухгалтерии (финансовый отдел), администрации. Именно сюда стекается большая часть информации, где она систематизируется, анализируется и экстраполируется. Это так называемый "back-office" средства размещения. В последние годы гостиничный рынок характеризуется ростом предложения при одновременном сокращении спроса на услуги размещения. Такое положение, как нетрудно догадаться, чревато усилением конкуренции, и без того не дававшей спокойно спать владельцам отелей на протяжении последней четверти двадцатого века. Одним из основных направлений формирования стратегических конкурентных преимуществ в гостиничном бизнесе является предоставление услуг более высокого качества по сравнению с конкурирующими аналогами. Ключевым здесь является предоставление таких услуг, которые удовлетворяли бы и даже превосходили ожидания целевых клиентов. Ожидания клиентов формируются на основе уже имеющегося у них опыта, а также информации, получаемой по прямым (личным) или по массовым (неличным) каналам маркетинговых коммуникаций. Исходя из этого, потребители выбирают производителя услуг и после их предоставления сравнивают свое представление о полученной услуге со своими ожиданиями. Если представление о предоставленной услуге не соответствует ожиданиям, клиенты теряют к сервисной фирме всякий интерес, если же соответствует или превосходит их ожидания, они могут вновь обратиться к такому производителю услуг. Покупатель всегда стремится к определенному им соответствию цены услуги и ее качества. Интересно заметить, что, как правило, покупатель услуги реже жалуется на ее высокую цену, чем покупатель физического товара. Если он считает цену завышенной, то просто уходит без покупки. Неудовлетворенность услугой ведет, как правило, к большим потерям в доле рынка. Именно поэтому производитель услуг должен как можно точнее выявлять потребности и ожидания своих целевых клиентов.

 

 

 

 

Глава 2. Анализ и оценка конкуренции предприятий на рынке турфирм в Приморском крае

Анализ конкурентной среды и характеристика качеств услуг туристского рынка города Владивостока

Включение России в мировую  систему туризма выдвинуло одну из наиболее важных проблем туристских услуг- конкуренцию.

Положение, в котором находятся  в последнее время предприятия  сферы туризма в РФ со всеми  острейшими проблемами (кризисное состояние  экономики переходного периода, спад производства, сокращение платежеспособного  спроса) делает решение проблемы конкурентоспособности  туристских продуктов действительно  основным вопросом. Конкурентоспособность  туристских продуктов зависит от следующих составляющих:

  • качество менеджмента,
  • использование прогрессивных технологий при производстве туристской продукции,
  • сапоставимость качества и цены,
  • равномерный покупательский спрос,
  • профессиональные кадры.

Все эти составляющие для  российских предприятий в сфере  туризма являются пока не благоприятными.

Интенсивное развитие турбизнеса в России началось в первой половине 90-х годов. Туристский рынок находился  в условиях свободной конкуренции, которая способствовала появлению  большого числа туристских предприятий, занимающихся и туроператорской  и турагентской деятельностью, не четко  понимая разницы в данных видах  деятельности. В результате этого, на российском туррынке сложилась ситуация, когда фирм туроператоров было в 4 раза больше, чем фирм- агентов. В то время, как на цивилизованном рынке наблюдалась тенденция увеличения турагентов, и соотношение туроператоров к турагентам равнялось 1:100.

Однако постепенно, с ростом конкуренции и повышения требований клиентам к туристским организациям, наметилось изменение ситуации: разделение туроператоров и турагентов.

На сегодняшний момент, российский туррынок претерпевает большие  изменения, которые выражаются в  ужесточении конкуренции, как между  собой, так и между иностранными компаниями.

Важным фактором, послужившим  импульсом в развитии международного туризма в Приморском Крае стало  принятое в 1992, решение Правительства  страны об открытии страны для посещения  иностранцами Владивостока и ряда других закрытых районов края.

До 1992г. большая часть  приморского туризма была замкнута на Краевой Совет по туризму. Но в  связи с либерализацией экономической  жизни страны с 1992 года начался бурный рост туристских предприятий Приморьях[4,c.89].

Информация о работе Конкуренция и её виды в сфере регионального туризма и гостиничного хозяйства