Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 13:55, курсовая работа
В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.
Введение…………………………………………………………………………...2
I.Сущность экскурсии……………………………………………………….3
II.Экскурсия как педагогический и воспитательный процесс……………10
III.Город Биляр и его историческое значение…………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………………………....25
– экскурсия-прогулка, при этом совмещаются элементы познания с элементами отдыха;
– экскурсия-лекция, при этом преобладает рассказ над показом.
Процесс экскурсии выполняет многие функции и задачи:
– образовательная;
– воспитательная;
– рекреационная;
– рекламная;
– коммуникативная.
Экскурсия как процесс познания окружающего мира, его предметов, свойств и отношений опирается на две формы познания: чувственное и логическое мышление.
Чувственное познание основывается на ощущениях, воздействиях на органы чувств; восприятии – совокупности ощущений, то есть отражении в сознании человека образа предмета в целом; представлении – чувственно-наглядном образе объекта, сохраненном в сознании и воспроизведенном без непосредственного воздействия самого объекта.
Логическое познание – это мышление, в процессе которого человек сравнивает, анализирует и синтезирует. Результатом является образование понятий – совокупности суждений о наиболее существенных признаках объекта.
Экскурсии как эффективная форма обучения активно используется в педагогическом процессе. Педагогические задачи экскурсии:
– построить экскурсию на основе максимальной активности экскурсантов;
– стимулировать творческую самодеятельность участников экскурсии;
– вооружить навыками самостоятельного наблюдения;
– стимулировать навыки самостоятельного анализа зрительных впечатлений.
Сегодня, когда заметно вырос интерес к внутреннему туризму, "душой" которого являются экскурсии, перед специалистами-экскурсоводами стоит задача: тщательно осмысливать все функции, возложенные на этот процесс, используя в своей деятельности принципы дифференцированного подхода.
Схема 2. Экскурсия как процесс познания
Важное место в деятельности экскурсовода занимает педагогика – наука о закономерностях воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых. Любая экскурсия дает человеку новые знания о природе, обществе, исторических событиях, природных явлениях, т. е. она является частью процесса образования. Общение с экскурсоводом, его рекомендации, замечания оказывают также воспитательное воздействие на экскурсантов. Воспитывает сам изучаемый материал, нравственно и эстетически влияя на их сознание. Таким образом, экскурсия становится частью педагогического процесса, принимая на себя функции образования и воспитания человека, формирования его мировоззрения.
Педагогический экскурсионный процесс основан на дидактических принципах, которые определяют содержание, организацию и методику обучения экскурсантов. К числу этих принципов относят: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность.
Экскурсия как форма культурно-просветительной работы играет самостоятельную роль. В учебном же процессе экскурсия, являясь формой обучения, по своему значению не отличается от других форм этого процесса.
Однако не только учебные, но и другие экскурсии по своим задачам и воздействию на участников представляют собой педагогический и воспитательный процесс. Как и во всяком педагогическом процессе, в экскурсии участвуют две стороны: обучающий экскурсовод и обучаемые экскурсанты. Экскурсовод сообщает знания по определенной теме, экскурсанты эти знания воспринимают. Взаимодействие этих двух сторон является основой педагогического и воспитательного процесса. Экскурсовод во взаимоотношениях с аудиторией использует методику педагогического воздействия.
Составной частью профессионального мастерства экскурсовода является педагогическое мастерство, искусство педагога. Понятие "педагогическое мастерство экскурсовода" включает в себя: знания по специальности; способности к анализу, образному мышлению; понимание психологии экскурсанта; умение управлять группой; знания и умения в области педагогической техники; интуицию; уважение личности экскурсанта, а также искусное использование педагогических средств в целях воспитания. Педагогика отводит важное место требовательности воспитателя, которая стимулирует, а в нужных случаях затормаживает деятельность экскурсантов, обеспечивает необходимую активность в проявлении их деловых и нравственных качеств.
К экскурсоводу в полной мере может быть отнесена задача создать атмосферу общего переживания, единомыслия (в экскурсионной группе), а это значит создать из группы людей, объединенных общим интересом и общением, коллектив.
Экскурсоводам следует больше внимания уделять воспитательному аспекту экскурсии, сочетая его с образовательным аспектом. Экскурсионный материал должен быть подобран и использован таким образом, чтобы он развивал познавательные способности участников экскурсии, воспитывал у них высокие моральные качества – любовь к своей Родине, уважение к другим народам, коллективизм и т. д.
Каждая из групп тематических экскурсий имеет свои задачи. Природоведческие экскурсии воспитывают бережное отношение к природе, животному и растительному миру. Искусствоведческие экскурсии направлены на эстетическое воспитание экскурсантов. Производственные экскурсии формируют любовь и уважение к труду. Многие экскурсии воспитывают уважение к обычаям и традициям других народов, населяющих Россию.
Строя педагогический процесс, экскурсовод в своем рассказе использует педагогические методы сообщения знаний. Они подразделяются на индуктивные и дедуктивные. Применяя индуктивный метод сообщения знаний, экскурсовод обобщает факты и делает выводы на основе изложенного материала, продвигаясь от частного к общему, от единичных фактов к общему положению.
Используя дедуктивный метод, он идет от общего к частному и только после этого при помощи аргументов доказывает тезис, выдвинутый вначале. Обычно в качестве такого тезиса выступает формулировка подтемы или одного из основных вопросов.
Эффективность экскурсии как педагогического и воспитательного процесса зависит от уровня активности обеих сторон – экскурсовода и экскурсантов. Создатели экскурсий зачастую ставят задачу – добиться максимальной активности и самодеятельности экскурсантов, побудить их самостоятельно "работать" на экскурсиях. От экскурсовода требовали так вести показ объектов, чтобы подводить экскурсантов к анализу зрительных впечатлений, накопленных в ходе наблюдения объектов.
Важной частью педагогического процесса, который протекает в ходе экскурсии, является осмысление экскурсионной информации. В ходе такого осмысления в сознании экскурсантов происходят различные мыслительные операции – сравнение с ранее увиденным и услышанным, сопоставление данного объекта с другим, выделение главного и второстепенного, обобщение, выводы.
Другая задача экскурсии как педагогического и воспитательного процесса – вооружить экскурсантов практическими навыками для самостоятельного наблюдения объектов. Экскурсия своей наглядностью, методическими приемами показа, формами рассказа способствует активизации экскурсантов. Для решения этой задачи экскурсовод стремится привить группе определенную "экскурсионную грамотность", прежде всего умение видеть объект.
Важное место в экскурсионном процессе занимает организаторская работа экскурсовода, проводимая на протяжении всего маршрута с момента посадки группы в экскурсионный автобус, с первых шагов в пешеходной экскурсии. Организуя экскурсантов, экскурсовод выполняет обязанности педагога.
Важной частью экскурсии как педагогического процесса является послеэкскурсионная работа экскурсовода. Перед экскурсоводом ставится задача – превратить окончание экскурсии в начало самостоятельной домашней работы ее участников по закреплению и углублению полученных знаний. Экскурсанты получают рекомендации, как продолжить самообразование; им сообщаются список литературы для чтения, перечень кинофильмов для просмотра, названия экскурсий, которые необходимо посетить.
В педагогической деятельности экскурсовода различают этапы:
1) подготовку
экскурсовода и группы к
2) проведение самой экскурсии;
3) послеэкскурсионную работу, закрепляющую экскурсионный материал.
Экскурсовод осуществляет две задачи: дидактическую – вооружение экскурсантов знаниями и воспитательную – формирование мировоззрения, норм поведения и речевого этикета.
Для экскурсовода, как и для педагога, характерны четыре компонента деятельности: конструктивный, организаторский, коммуникативный и познавательный.
1) Конструктивный компонент – умение отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, перестроить план проведения экскурсии, схему использования методического приема, содержание своей информации.
2) Организаторский компонент – умение осуществить руководство группой, организовать сообщение информации, направить внимание экскурсантов на необходимые объекты, обеспечить выполнение программы обслуживания.
3) Коммуникативный компонент – умение установить деловые отношения с группой, водителем автобуса, работниками музея, методистами бюро, руководителем методической секции и с другими экскурсоводами.
Установлению контактов с аудиторией способствуют такие качества экскурсовода, как приветливость, доброжелательность, манера поведения и непринужденность во взаимоотношениях с аудиторией. Для каждого экскурсовода естественным является волнение при встрече с группой. В то же время экскурсовод не должен проявлять неуверенность, суетиться, излишне жестикулировать, торопливо вести свой рассказ.
4) Познавательный компонент – это умение совершенствовать содержание экскурсий, методику и технику их проведения; анализировать особенности экскурсионного процесса, результаты своей деятельности и на этой основе совершенствовать педагогическое мастерство; дифференцировано подходить к различным группам экскурсантов. Главное для экскурсовода как педагога – умение передать свои знания экскурсантам. Особенности педагогического процесса: высокая степень наглядности, четкая тематичность материала, развитая методика сообщения знаний обучаемым.
Деятельность экскурсовода отличается от других видов деятельности по уровню психологического напряжения. Она родственна деятельности педагога, писателя, артиста. Результатом этой деятельности является конкретный "психологический продукт" – то, к чему стремится каждый педагог: влияние на психику другого человека в нужном направлении. Результат этот неоднозначен. Он зависит от знаний и профессионального мастерства педагога. Полученный "продукт" может быть положительным, отрицательным или нейтральным. Судить о нем можно по знаниям, умениям и навыкам, усвоенным обучаемыми и воспитуемыми, а также по их поведению.
Важно, чтобы экскурсовод владел основами педагогической психологии, которая является частью психологии как науки. Педагогическая психология изучает психологические проблемы воспитания и обучения. Усвоив основные требования педагогики, экскурсовод активно использует наиболее эффективные формы передачи знаний аудитории, средства обучения и воспитания.
Биля́р (тат. Биләр, Bilär) — средневековый город в Волжской Булгарии (X-XIII век).
Общие сведения
Биляр располагался в центре Западного Закамья на левом берегу реки Малый Черемшан правого притока реки Большой Черемшан, впадающей в Волгу (современный Алексеевский район Республики Татарстан).
В русских исторических хрониках город начинает упоминаться с 1164 года (Лаврентьевская летопись) под названием Великий Город. С XII века являлся столицей Волжской Болгарии. Последнее упоминание о Великом городе относится к 1236 году, когда во время монгольского нашествия город был разграблен и сожжён.