Экономические основы сельского туризма в республике Алтай

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить особенности сельского туризма и перспективы его развития на Алтае.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

1.Обзор литературы по данной теме.
2.Сформулировать понятие сельского туризма и его основные принципы.
3.Выявить особенности и развитие тенденций сельского туризма в Европе и в России.
4.Проанализировать перспективы развития сельского туризма в России и на Алтае.
5.Анализ рынка сельского туризма.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………2

Глава 1.Сельский туризм: понятие, особенности, основные

принципы

1.1. Общие представления о сельском туризме…………………………………….5

1.2. История развития сельского туризма в Европе…….………………………...10

1.3. История развития сельского туризма в России…………………………….13

1.4. Перспективы развития экологического туризма в России..............................16

Глава 2. Экономические основы сельского туризма в республике Алтай

2.1. Экономические аспекты развития сельского туризма в республике Алтай.......................................................................................................................22

2.2. Природно-ресурсный потенциал как экономическая база для развития сельского туризма на Алтае………………………………………….…………….27

2.3. Разработка сельского тура…………………………………………………….31

2.4. Перспективы и пути развития в республике Алтай…………………………38

Заключение………………………………………………………………………….43

Список используемой литературы………………………………………………46

Работа содержит 1 файл

Сельский туризм22.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

     Если  Вы решили заняться сельским туризмом, для этого вам необходимо:

     - выявить потенциал для развития  агротуризма в своей местности;

     - обустроить дом и прилегающую  территорию;

     - продумать вопрос о питании  туристов;

     - организовать досуг отдыхающих;

     - обеспечить безопасность их пребывания;

     - продумать вопрос о юридическом  оформлении своей деятельности;

     - провести исследования рынка  услуг;

     - оценить предстоящий объем первоочередных  работ, затраты и выгоды, изыскать  источники финансирования;

     - донести информацию до потребителя. 

2.4. Перспективы развития  сельского туризма в республике Алтай

     Республика  Алтай - регион с большим экономическим потенциалом. Сельский туризм - это достаточно своеобразный турпродукт с предоставлением не только услуг размещения и питания туристов, но и насыщенный экскурсионными конными маршрутами отдых, с посещением исторических и археологических достопримечательных мест, участие в сельхозработах, рыбалке, сборе грибов и ягод и многое другое, чем богат и своеобразен сельский образ жизни. Участники рынка широко используют это в своей деятельности для разнообразия отдыха и повышения привлекательности. Реализация основных направлений программы господдержки в 2009 году осуществлялась только средствами краевого бюджета в сумме 4,1 млн. рублей. Субсидии выплачены на компенсацию затрат по строительству, реконструкции и ремонту мест размещения, гостевых домов - 2,7 млн. рублей, издание информационно-методической литературы и создание сайта в сети Интернет - 0,2 млн. рублей. Это также стало стимулом для участников к вложению собственных средств около 10,6 млн. рублей. Общий же объем финансирования на развитие сельского туризма региона в 2009 году составил 14,7 млн. рублей. Что же касается более отдаленных перспектив, то следует подчеркнуть, что ресурсы для развития в крае сельского туризма весьма разнообразны. Это, прежде всего, одни из самых благоприятных природно-климатических условий в Сибири; разнообразные ландшафты природных зон края, позволяющие организовать конные, пешие, велосипедные маршруты по окрестностям сел; богато и разнообразно представленные объекты исторического и археологического характера, каждый из которых является предметом экскурсионного показа туристам; сохраненные добрые национальные традиции. Привлекательны для туристов и этнические особенности хозяйствования в быту, представленные в усадьбах русских, немецких, украинских, белорусских, казахских семей; существенным дополнением является наличие казачьей составляющей алтайских сел с их колоритной национальной особенностью; из алтайского села в большую жизнь вышли многие замечательные люди, составляющие гордость и славу России. Временем закреплены традиции паломничества к их родовым истокам. В этой связи можно назвать Василия Шукшина, Германа Титова, Роберта Рождественского, Ивана Пырьева, Екатерину Савинову, Михаила Евдокимова, Валерия Золотухина [14].

     Развитие  сельского туризма активно изменяет географию рекреационной деятельности, способствует становлению новых стандартов и представлений о том, как и где, следует отдыхать, формирует новые туристские потоки. Туризм сегодня модно рассматривать как одну из форм проявления общего процесса освоения территорий в рамках тех или иных социо-культурных образований, т.е. одним из выражений пространственно активной реакции. При этом происходит формирование единого туристского пространства, которое ориентированно именно на те районы, где в силу определенно сложившихся обстоятельств существуют предпосылки и потребность в развитии туризма. Одним из таких районов международного значения является Алтай.

     Республика Алтай является одним из наиболее посещаемых иностранцами (после Москвы и Санкт-Петербурга) регионом России. Этим она обязана не только своему географическому положению, но и благоприятным природным условиями.

     Основой туристско-рекреационного потенциала области являются:

  • природно-ресурсный потенциал как база для развития сельского туризма, лечебно-оздоровительного туризма и туризма на природе;
  • культурно-историческое наследие как основа развития культурно-познавательного туризма;
  • научно-производственный потенциал как база для развития бизнес- и конгресс туризма;
  • туристско-рекреационная инфраструктура.

     Привлекательность Алтая для туристов определяется, прежде всего, тем, что природа на огромной территории сохранилась в естественном, практически неизменном человеком состоянии. Высокая степень пейзажности и эстетическая привлекательность ландшафтов, обилие интересных для познания природных объектов, а также своеобразие флоры и фауны, позволяют признать, что Алтай – один их немногих крупных регионов планеты, наиболее перспективных для организации международных экологических туров.

     Республика  Алтай обладает значительными рекреационными ресурсами, которые выражаются в наличии различных ландшафтов, от сухостепных до горно-таежных, горно-тундровых, альпийско-субальпийских. Однако туризм развивается не организованно, без необходимого участия и контроля местных туристских фирм, а также администрации края и органов местного самоуправления. Исходя из этого, можно выделить 2 важные проблемы: загрязнение окружающей среды и не использование возможности получение экономической прибыли для местного населения и бюджета края.

     Наиболее  перспективным вариантом является наделение мест массового туризма  данного региона статусом природных  или природно – хозяйственных парков, туристская деятельность в которых должна базироваться на принципах сохранения ландшафтного и биологического разнообразия, поддержания исторически сложившихся ремесел и промыслов, учете интересов и культурных традиций местного населения, а также привлечение его к развитию туризма. Создав такие природоохранные территории и адаптировав их под рекреационные зоны, создается возможность для развития экологического туризма, ориентированного на прямое использование более или менее «диких» природных зон в качестве дестинаций внедрение экологических технологий во все компоненты тура.

     При правильном становлении, адаптации  и функционировании модели развития сельского туризма на Алтае, следует ожидать следующий результат:

     Устойчивое  использование природных ресурсов;

     Обеспечение сохранения природного. Социального  и культурного разнообразия;

     Повышение уровня экологического образования  посетителей;

     Сохранение  затрат на природоохранные мероприятия;

     Поддержка местной экономики за счет налогооблагаемой базы привлечения предприятий;

     Участие местного населения в развитии туризма  и получение им финансовых и прочих преимуществ от этой деятельности.

     Из-за слабо развитой инфраструктуры туризма, недостаточности дорог сдерживается туристический бизнес. Однако с развитием  дорожной сети возрастет доступность диких уголков природы, их облик неизбежно изменится. Привлекательность таких мест для сельских туров уменьшится. Этот процесс хорошо известен странам с развитым массовым туризмом. Следует заранее продумать возможную, и, главное, достаточную сеть коммуникаций (шоссе, дорог, троп) и сервисных комплексов. Максимально сохранить дикий облик природы (в том числе ощущение недоступности удаленных ее уголков), но при этом дать возможность насладиться этой дикостью.

     С учетом традиций природопользования следует расширить сеть охраняемых природных территорий, прежде всего, природных парков, предназначенных специально для создания оптимальных условий для сельского туризма. Концепция развития природных парков должна сочетать в себе заповедность и в то же время, не препятствовать разумному природопользованию, дающему возможность развивать экономику, в том числе туриндустрию.

     Организация использования и охрана всех рекреационных  ресурсов в регионе требует постоянного  внимания и контроля со стороны управляющих органов и эксплуатирующих предприятий. Необходимо обустройство объектов туризма, ведение постоянного экологического мониторинга, разработка мер по оптимизации нагрузок.  
 
 

С новой страницы! Заключение

     Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен XX столетия, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых. Это понятие намного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.

     Туризм  принадлежит к сфере услуг  и является одной из крупнейших и  динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии.

     В курсовой работе были рассмотрены основы сельского туризма, основные виды и концепции, ресурсы и уровень развития в республике Алтай, принципы, перспективы и пути развития сельского туризма на Алтае, а также разработан и рассчитан общий бизнес-план для агротура.

     Анализ  стартовых условий и перспектив развития сельского туризма на Алтае позволяет сформулировать выводы и наиболее острые проблемы, связанные с туризмом и рекреацией.

  • богатый и уникальный туристско-рекреационный потенциал региона, является определяющим фактором развития сельского туризма в регионе;
  • сельский туризм – надежная возможность занятости и обеспечение рабочих мест населения, проживающих в сельской местности;
  • сельский туризм стимулирует значительный рост числа туристских маршрутов в окрестностях традиционных мест отдыха, что способствует восстановлению памятников природы и культуры в этих районах;
  • благодаря сельскому туризму многие местные населенные пункты на территории области обретают новую жизнь в качестве рекреационных центров;
  • в самых популярных местах отдыха местные власти стимулируют организацию праздников, конкурсов, тематических дней (день рыбака), разнообразных мероприятий для детей, пешеходных, водных и конных прогулок, экскурсии;
  • развитие сельского туризма положительно влияет на развитие предпринимательства в сфере туризма, поддерживая малый бизнес в этой области;
  • рассматриваемое направление туризма способствует совершенствованию нормативно-правовой базы развития туризма и рекреации;
  • отдых по типу сельский туризм позволяет получить смену обстановки за небольшие финансовые потери для семьи, так как стоимость такого проживания будет ниже, чем в гостинице. При этом все знают нехватку и плачевное состояние гостиниц в маленьких городах, с минимальным комфортом и максимальными ценами;
  • кроме того, сегодня на российском рынке туризма растет интерес к внутреннему туризму и имеется конкретный спрос на аренду на летний период домов в сельской местности.

     Однако  есть и побочные эффекты:

  • с развитием сельского туризма в республике заметно оживилась предпринимательская активность в сельской местности, в частности выросло число актов покупки-продажи недвижимости;
  • слабо проводится рекламная политика, направленная на создание имиджа региона в качестве одного из наиболее привлекательных центров отдыха по типу сельский туризм.

     Но  будущее пока не так ясно, как  хотелось бы. Слово за государством. Необходима законодательная поддержка людям, которые решили заниматься сельским туризмом. Его бурное развитие возможно в случае принятия благоприятного закона, предоставляющего льготы и преференции для этой сферы услуг.

     Важно также, чтобы процесс происходил не стихийно, а помогали сельчанам в создании, скорее даже воссоздании, среды, умножающей национальное достояние народа, профессионалы. Каждая сельская усадьба индивидуальна. Как сохранить ее неповторимость, и при этом переоборудовать, организовать зону отдыха в соответствии с национальными традициями, могут подсказать архитекторы, этнографы, специалисты по ландшафтному дизайну. Эти вопросы должны стать и частью образовательного курса по сельскому туризму. И тогда, безусловно, мы увидим реальные и позитивные перемены в белорусской деревне, а страна наша будет выглядеть еще привлекательней. 

 

  Список  использованной литературы

  1. Федеральный закон от 04.10.1996г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;
  2. Александрова, А. Ю. Международный туризм. / А. Ю. Александрова. – М.: Аспект Пресс, 2001. - 172 с.;
  3. Биржаковзапятая М. Б. Введение в туризм (3-е издание) [Текст] / М. Б. Биржаков. – СПб.пробел: Издательский дом «Герда», 2002. - 238 с.;
  4. Воронкова Л. П. Туризм, гостеприимство, сервис: словарь-справочник. / Л. П. Воронкова. – М.: Аспект Пресс, 2002. - 336 с.;
  5. Жукова М. А. Индустрия туризма: менеджмент организации. / М. А. Жукова. – М.: Финансы и статистика, 2002. - 225 с.;
  6. Квартальнов В. А. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. / В. А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 470 с.;
  7. Ляпина И. Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания. / И. Ю. Ляпина. – М.: ПрофОбрИздат, 2001. – 213 с.;
  8. Николаенко Д. В. Рекреационная география. / Д. В. Николаенко. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 228 с.;
  9. Петров К. М. Общая экология: взаимодействие общества и природы. / К. М. Петров. – СПб.: Химия, 1997. – 349 с.;
  10. Биржаков М. Б., Новикова О. А. Исторические предпосылки деревенского туризма.//Туристические фирмы, №28, 2002г.;
  11. Григорьева В. В. Экологически безопасные формы туризма: подходы и принципы.//Туристические фирмы, №28, 2002г;
  12. Туризм в 2020 году.//Туризм: практика, проблемы, перспективы, №1., 1998г;
  13. http://www.agroportal.ru/agrotour/guest.htm;
  14. http://www.agrotourism.narod.ru;
  15. Автор, если есть Название материала [Электронный ресурс]. – Электрон. данн. – Режим доступа : http://www.cyprusadvertiser.com. – Заглавие с экрана.
  16. http://fortunecity.com/boozers/grapes/293/zurnal/190004.htm;
  17. http://www.gov.kaliningrad.ru/targo.php3;
  18. http://www.gms.ru;
  19. http://www.iet.ru/special/kaliningrad/kalin_fre.htm;
  20. http//www.internevod.com/rus/info
  21. http//www.kosa.ru
  22. http://kourier.izmail.com/ua;
  23. http://www.ratanews.ru
  24. http://altniva.jino.ru

Информация о работе Экономические основы сельского туризма в республике Алтай