Экологический туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 16:27, диссертация

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ перспектив развития туризма в Армении, выявление приоритетных задач при решении этой проблемы.
Цель работы определила ее задачи:
1. Дать комплексную оценку туристическому потенциалу Армении
2. Проанализировать и оценить перспективы развития туризма в Армении
3. Определить приоритетные направления развития туризма в Армении

Содержание

Введение……………………………………………………………………4

Глава 1. Место Армении в современном мире.........................................6
Географическое положение Армении …………………………….6
1.2. Древние цивилизации и история Армении…………………………9
1.2.1. Культура современной Армении..........................................……..12
1.2.2. Обычаи страны…………………………………………………….15
1.3. Туристический потенциал Армении и индустрия туризма……….16
Средства размещения……………………………………………..21
Предприятия питания……………………………………………..25
Транспорт..........................................................……………………27
Подготовка кадров для туриндустрии……………………………29
1.4. Туристические формальности. Таможенные правила…………….30
Глава 2. Туризм как составная часть национальной программы возрождения экономики…………………………………………………………………33
2.1.Законодательная база и правительственные мероприятия по развитию туризма в стране..........................…………………………………... 34
2.2. Международное сотрудничество правительственных структур Армении в сфере туризма……………………………………………………….39
2.3. Реклама турпродукта Армении………………………………43 2.4. Экономические показатели туристической отрасли Армении…..45
Глава 3. Оценка перспектив развития отдельных видов туризма в Армении…………………………………………………………………………50
3.1. Культурно-исторический и познавательный туризм………………53
3.2. Лечебно-оздоровительный туризм………………………………….55
3.3. Экологический туризм………………………………………………57
3.4. Религиозный туризм…………………………………………………63
3.5. Этнический туризм…………………………………………………..63
3.6. Агротуризм…………………………………………………………..64
3.7. Спортивный туризм……………………………………………….68
3.8. Событийный туризм………………………………………………69
Заключение……………………………………………………..………71
Список литературы…………………………………………..………...73

Работа содержит 1 файл

DIPLOM.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

 

В Армению были приглашены руководители 8 иностранных туристических агентств. Следствием поездки была проведенная  пресс-конференция, где представители  иностранного турбизнеса (представители  армянской диаспоры в своем большинстве) высоко оценили перспективы развития туризма в Армении. Наиболее востребованными будут, по мнению участников поездки, музейный, приключенческий, спортивный, экологический и др. Руководители американских компаний «Карван-сарай», «Джаффакс» придерживаются мнения, что гарантией развития туризма в Армении являются национальные особенности, которые здесь сохранены. «Это очень хорошо, что здесь нет «Макдональдса», - заявили они. По мнению директора компании «Закинтуртранс» Генриха Тер-Маркосяна, низкий уровень туризма в Ереване обусловлен неверной деятельностью многочисленных турагенств. Главное, считает Тер-Маркосян, это серьезный контроль правительства над туристическими организациями. Г-н Тер-Маркосян утверждает, что для развития туризма в Армении необходим не только контроль правительства над соответствующими структурами, но и участие в этом деле настоящих профессионалов.

 

Первоочередными задачами армянских  коллег, по мнению иностранных специалистов, должны стать следующие. Во-первых, увеличение числа авиарейсов и маршрутов, особенно «Армянских авиалиний». Правительство РА должно усиленно рекламировать страну, ее возможности. Гости пожелали увидеть армянские дороги более благоустроенными, гостиничные комплексы вне Еревана - более уютными и добротными. Европейским и американским стандартам отвечают несколько столичных гостиниц. Высоко представители европейского и американского турбизнеса оценили армянскую  кухню, сервис армянских ресторанов, уровень обслуживания в них29.

 

В последние годы Армения систематически принимает участие в туристских ярмарках WTM в Лондоне, ITB в Берлине, организации ASTA в Вашингтоне, «Шелковый путь» в Тбилиси, международной ярмарке в Киеве. В рамках программы развития регионального туризма были опубликованы рекламные буклеты о туристической инфраструктуре Дилижана и Иджевана30.

 

Два года назад Армения удачно представила  свои возможности, в том числе  и туристические, на ЭКСПО-2000 в Ганновере. За 5 месяцев ее стенд посетило 800 тыс. человек. Огромный интерес этот стенд вызвал у немецких СМИ, которые постоянно публиковали материалы об Армении. Активную политику по продвижению на мировом туристическом рынке Армения продемонстрировала и на прошедшей в ноябре этого года Лондонской World Travel Market. Красивый и яркий стенд, материалы (в том числе видеофильмы и CD-диски) поступали в пресс-офис WTM практически ежедневно, подробно рассказывали о туристических и рекреационных возможностях страны.

 

2.4. Экономические показатели туристической  отрасли       Армении

 

С началом третьего тысячелетия туризм Армении переживает явный подъем. Это связано и с фактами ряда торжеств и исторических событий, прошедших в Армении, и с государственной политикой в области развития туризма.  Динамика роста потока туристов очевидна. Представим в виде цифр некоторые показатели развития отрасли. Так, в 1996 году в гостиничном комплексе Армении проживало 7 000 туристов из РФ, то только за первое полугодие 2001 года их количество составило 18 000. Конец 1990-х гг. был отмечен констатацией факта: армянский туристический продукт  не конкурентоспособен на мировом рынке из-за высокой цены и низкого качества. В страну приезжали 25-30 тысяч человек в год. Армения практически не была представлена на международном рынке как туристическая дестинация.

 

Уже 2001 год для туризма Армении оказался рекордным: по сравнению с 2000 г. количество посетивших республику гостей возросло почти в полтора раза и составило около 50 тыс. человек. Юбилейные торжества прошли, и ожидался объективный спад турпотока. Однако этого не произошло. В 2002 году количество туристов в Армении на 100 человек составило 5 человек, общий доход рынка туризма на душу населения, включая все относящиеся к туризму покупки и услуги - 55 долларов. Среднегодовые темпы роста посетителей-туристов в 1998-2002 г. составили 35,1%31.

 

Туризм в Армении по своей  структуре имеет определенную сезонность и, в соответствии с этой сезонностью, делится на разные ниши. В последние  годы летний сезон стал довольно привлекательным  для посетителей Армении. В частности, это касается армян диаспоры и туристов из соседних стран - Ирана и стран СНГ.

 

К сожалению, не удалось точно выяснить, какую часть ВВП составили  доходы от туризма за последние годы. Пресса, со ссылкой на авторитетные экономические источники, приводит цифры, сильно разнящиеся между собой. Так, экономический еженедельник Армении «Деловой экспресс» приводит такие цифры: за  2002 г. доходы от туризма в Армении составили порядка 12-14% от ВВП, или около 120 млн. долларов против 7-9% от ВВП в 2001 г., когда страну посетило 100 тыс. туристов32.

 

В то же время газета «Ноев ковчег»  со ссылкой на интервью министра торговли и экономического развития РА А. Петросяна  приводит более скромные данные: в 2002 году доходы в сфере туризма составили 5-7% от ВВП33.

 

Исходя из приведенных фактов, становится понятным, что первоочередной задачей структурных подразделений правительства, ответственными за туротрасль, становится налаживание систематического и объективного статистического учета. И такая задача уже поставлена.

 

По тем же данным, в 2002 г. Армению посетили в качестве туристов 162 тыс. чел.  Ожидалось, что в 2003 г.  этот показатель будет превышен, так как уже в январе-июне 2003 года Армению посетило более 70 тыс. туристов, что на 21% превышает показатель аналогичного периода 2002 года (по другим данным – на 27, 7%)34.

 

Действительно, в 2003 году ощутимо вырос  внутренний туризм - на 36,1% по сравнению  с 2002 годом. Было зафиксировано 154394 посещения  гостиниц и домов отдыха туристами-резидентами. По окончательным данным Национальной статистической службы РА, в 2003 году Республику Армения посетило 206 094 туриста, что на 27,1% больше уровня 2002 года35. Таким образом, запланированная планка в 200 тыс. туристских посещений в год была пройдена.

 

Интересны данные Министерства экономического развития Армении о том, сколько тратит в стране каждый турист. Включая авиаперевозки, каждый турист оставляет в Армении за семь дней пребывания примерно $800-1000. Явная приблизительность подсчетов делает сомнительной цифру в 200 млн. долларов, которая должна оставаться в Армении36.

 

Оценивая влияние туризма на экономику страны, Минэкономразвития  Армении пришло к выводу о том, что доля туризма в ВВП страны колеблется от 6% до 8 %. Это довольно серьезный показатель. При условии  сохранения внутренней стабильности, отстраненности от региональных эксцессов, туризм, по мнению министра торговли и экономразвития, способен увеличивать бюджетные поступления ежегодно на 20 %. При среднегодовых темпах роста туризма в Армении в 18% доход экономики страны от этого вида бизнеса к 2010 году составит около 300 млн. долларов.

 

В 2010 году количество туристов приблизится  к отметке 450 тыс. человек, а при  росте производительности в индустрии  ежегодно на 7% на одного занятого в  сфере этот показатель составит 6 тыс. долларов. Доход от одного туриста к 2010 году составит 660 долларов. 0б этом свидетельствуют данные исследования компании McKinsey & Company, осуществленного по заказу проекта «Armenia 2020». Согласно источнику, развитие туризма позволит обеспечить работой 50 тыс. человек. В 2002 году доход от 150 тыс. туристов составил порядка 80 млн.долларов, а занятость по отрасли - 23 тыс. человек. Производительность колеблется в пределах 3,5 тыс.долларов на человек/год, а прямой доход от одного туриста -530 долларов37. Для сравнения: в Объединенных Арабских Эмиратах в 2002 году на 100 граждан страны приходилось 167 туриста, общий доход по рынку туризма на душу населения оказался на уровне 3,34 тыс.долларов, и прямой доход от одного туриста - 1 тыс. долларов Для сравнения: в Объединенных Арабских Эмиратах в 2002 году на 100 граждан страны приходилось 167 туриста, общий доход по рынку туризма на душу населения оказался на уровне 3,34 тыс.долларов, и прямой доход от одного туриста - 1 тыс. долларов38.

 

В качестве заключения к главе можно предложить следующее. Туризм в Армении представляет довольно динамично развивающуюся отрасль экономики. Имея в качестве стартовых условий экономические реалии постсоветского пространства, за последние пять лет в Армении достигнуты определенные результаты развития отрасли. К ним можно отнести явно положительную динамику туристских прибытий в Армению, рост числа гостиниц, повышения качества обслуживания, привлечение  к решению вопросов инвестиций в туротрасль иностранного капитала (в лице армянской диаспоры).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3

 

Оценка перспектив развития отдельных  видов туризма в Армении

 

 

 

Анализ туристических ресурсов Армении, приведенный выше, помог  выяснить, что как культурно-исторический, так и природный туристический  потенциал страны огромен. При правильной постановке маркетинговой работы, а также совершенствовании и развитии туристической инфраструктуры, в том числе формирования объектов туристского показа на основе реставрации и развития исторических центров, составления новых маршрутов, ориентированных на разные интересы туристов, количество иностранных туристов, прибывающих в страну, может значительно вырасти.

 

Начиная с 2001 г., спрос на туристские услуги внутри страны постоянно растет. Как отмечено в правительственных  документах, постепенно возвращается интерес к культурно-познавательному туризму.

 

При этом отчетливо выявилось несоответствие существующего турпродукта и  современного туристского спроса. Причина  эта кроется в почти полном отсутствии двух-трехзвездных гостиниц туристского класса, предлагающих качественное обслуживание, в низком уровне подготовки персонала для работы на туристическом рынке. В целом, несмотря на свой огромный туристический потенциал, Армения остается одной из  немногих стран с невысоким уровнем развития внутреннего туризма. Как отмечено в Законе о туризме Республики Армения, даже «уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает наша страна, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма в  стране, так как представляют лишь один из элементов туристского предложения».

 

В целом для успешной реализации туристических программ необходимо решить следующие задачи:

 

1. Создание сбалансированного рынка  туристских услуг на основе  приоритетного развития въездного туризма.

 

2. Привлечение инвесторов для  участия в создания объектов  туристской индустрии в РА.

 

3. Удовлетворение спроса потребителей (как отечественных, так и зарубежных) на туристско-рекреационные услуги.

 

4. Сохранение и реставрация памятников архитектуры.

 

Как известно, туризм является гарантом стабильного дохода местных бюджетов. Главная функция туротрасли заключается  сегодня в формировании имиджа Армении  и создание ее инвестиционной привлекательности. Увеличение потока туристов и становление индустрии туризма создают благотворный инвестиционный климат. Положительный имидж страны и гарантия внутриполитической стабильности также привлекает к нему потенциальных инвесторов.

 

Согласно оценкам ВТО, в настоящее  время наиболее перспективными сегментами рынка, растущими опережающими темпами, являются:

 экологический туризм

 культурно-познавательный туризм, охватывающий 10% мирового потока  туристов, жизненный уровень которых  выше среднего  и которые постоянно  ищут новые туристские направления для путешествий

 тематический, или специализированный, туризм, подразумевающий такие виды  как научный, учебный, спортивный, событийный, лечебно-оздоровительный  туризм

 круизы

 экскурсионный (однодневный)  туризм39

 

Попробуем отследить на примере  Боровска перспективы развития каждого из выше перечисленных видов (априорно исключив круизы).

 

В формировании политики планомерного развития туризма должно быть заложено осознание всеми участниками  процесса факта: наличие природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала не является определяющим фактором в развитии туризма в регионе. Требуется специально разработанные программы, основанные на последовательности мер, исходящих из имеющихся предпосылок формирования туристского предложения, а также механизмы их реализации. Немаловажно, из каких источников будет реализовываться финансирование этих программ.

 

Основой перспектив развития туротрасли в Армении должен стать, в первую очередь, выбор приоритетов на каждом отдельном этапе. Не ставя своей  задачей расчет экономической обоснованности действий на каждом этапе, следует отметить, что «наращивание» необходимой туристской инфраструктуры должно быть связано последовательностью действий как правительственных, так и коммерческих структур.

 

В настоящий момент, когда, как отмечено, Армения пользуется, в основном,  как инфраструктурой, так и разработками советского периода развития, необходимо определить те виды туризма, которые имеют наибольшую перспективу развития.

 

Основной поток туристов прибывает  в Армению из трех стран, имеющих и самую большую армянскую диаспору (за исключением Ирана). Больше всего Армения привлекает российских туристов. Чаще других ее выбирают также граждане США и Канады. Из стран Западной Европы естественно также доминируют те, где развита армянская диаспора.

 

Недельный турпакет на семью с двумя  взрослыми и ребенком 5-12 лет, включая  перелет и транспорт, размещение в отеле З* или 4*, питание, экскурсии, составляет в среднем $800. По западным меркам, такую поездку может себе позволить даже средне обеспеченный гражданин любой развитой страны. Российский же турист практически всегда предпочтет известную  европейскую или азиатскую туристическую страну, где за те же  деньги ему будет обеспечен больший комфорт, нежели в Армении40.

Информация о работе Экологический туризм