Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 16:27, диссертация
Целью дипломной работы является анализ перспектив развития туризма в Армении, выявление приоритетных задач при решении этой проблемы.
Цель работы определила ее задачи:
1. Дать комплексную оценку туристическому потенциалу Армении
2. Проанализировать и оценить перспективы развития туризма в Армении
3. Определить приоритетные направления развития туризма в Армении
Введение……………………………………………………………………4
Глава 1. Место Армении в современном мире.........................................6
Географическое положение Армении …………………………….6
1.2. Древние цивилизации и история Армении…………………………9
1.2.1. Культура современной Армении..........................................……..12
1.2.2. Обычаи страны…………………………………………………….15
1.3. Туристический потенциал Армении и индустрия туризма……….16
Средства размещения……………………………………………..21
Предприятия питания……………………………………………..25
Транспорт..........................................................……………………27
Подготовка кадров для туриндустрии……………………………29
1.4. Туристические формальности. Таможенные правила…………….30
Глава 2. Туризм как составная часть национальной программы возрождения экономики…………………………………………………………………33
2.1.Законодательная база и правительственные мероприятия по развитию туризма в стране..........................…………………………………... 34
2.2. Международное сотрудничество правительственных структур Армении в сфере туризма……………………………………………………….39
2.3. Реклама турпродукта Армении………………………………43 2.4. Экономические показатели туристической отрасли Армении…..45
Глава 3. Оценка перспектив развития отдельных видов туризма в Армении…………………………………………………………………………50
3.1. Культурно-исторический и познавательный туризм………………53
3.2. Лечебно-оздоровительный туризм………………………………….55
3.3. Экологический туризм………………………………………………57
3.4. Религиозный туризм…………………………………………………63
3.5. Этнический туризм…………………………………………………..63
3.6. Агротуризм…………………………………………………………..64
3.7. Спортивный туризм……………………………………………….68
3.8. Событийный туризм………………………………………………69
Заключение……………………………………………………..………71
Список литературы…………………………………………..………...73
Кроме того, разработан закон РА «О
Туризме и туристической
Национальное собрание Армении приняло во втором чтении пакет законопроектов о внесении изменений и дополнений в законы «О туризме и туристической деятельности», «О лицензировании» и «Об организации и проведении проверок в организациях, учреждениях, предприятиях».
В ходе обсуждения представленных законопроектов
было отмечено, что недостатком
Правительство утвердило государственную Программу развития курортных санаториев и домов отдыха, в которой подчеркивается стратегия развития оздоровительного туризма. Правительство одобрило программу перспективного развития санаториев и домов отдыха на 2004-2008 гг. и график исходящих из программы мероприятий.
Что касается гостиничного комплекса, то, несмотря на бурное формирование этого бизнеса в Армении, правовая база для этого вида деятельности слаба. В принятом парламентом пакете законопроектов зафиксирована государственная политика в области развития туризма, разграничены ее отдельные направления, а также те институциональные элементы, которые позволят повысить качество предоставляемых услуг и осуществлять контроль за этим процессом. Принятие законопроектов позволит реформировать туристическую инфраструктуру страны, привлечь в эту сферу экономики иностранные инвестиции и интегрироваться в международные туристические структуры, считают в правительстве Армении.
Национальным собранием РА был принят пакет налоговых поправок, в результате чего от налога на добавленную стоимость были освобождены организации, занимающиеся въездным туризмом.
В рамках программы будет проведено подробное описание имущества, а затем, на информационной базе будут оформлены инвестиционные пакеты. Первым шагом после этого будет приватизация лечебниц и санаториев. Новая программа предполагает вовлечение в сферу туризма ученых, которые изучат возможности армянского климата и ландшафта для будущего развития инфраструктуры туризма и разработки перспективных программ для привлечения туристов.
Важной вехой в развитии туризма в Армении стали две программы, принятые Министерством экономического развития РА в 2002 г. Первая касается развития туризма в общинах (первичной административной единице Армении). Программа констатирует факт, хорошо известный из мировой практики туризма: столичные туроператоры, формируя турпродукт из общенациональных ресурсов, прибыль в качестве налогов приносят в столичный бюджет. Основная цель программы – стимулирование территориального развития с помощью туризма. Это должно инициировать создание новых рабочих мест, формированию благоприятных инвестиционных условий, росту бюджетного дохода общин и т.п. На первом этапе программы предусмотрено провести туристическое районирование республики. Второй этап предусматривает создание общенациональной системы информации на основе региональных центров и создать координационный центр – Армянское агентство развития туризма. Третий этап ставит своей задачей поддержку формирующихся коммерческих механизмов в сфере регионального туризма.
Вторая программа касается перспектив развития курортных санаториев и домов отдыха на территории Армении. Констатируя печальный факт сокращения числа посещений армянских здравниц (почти в 40 раз), министерство намечает пути выхода из сложившегося кризиса. В их число входят: правильная оценка потенциала курортных ресурсов, отдельных курортов, проведение инвентаризации; районирование курортных ареалов, организация углубленных маркетинговых исследований, в т.ч. международного рынка лечебно-оздоровительных услуг и т.д.
В целом, признав своевременность появления документов, нельзя не отметить, что они носят, скорее, декларативный характер, поскольку не предусматривают механизмов выполнения этих, бесспорно, нужных программ.
Музейный сектор в армянском туристическом продукте расценивается правительством, как довольно серьезная составляющая. С этим связана и ценовая политика туристических фирм, занимающихся въездным туризмом. Традиционно считается, что слабая конкурентоспособность армянского турпродукта связана с высокими ценами, отпугивающими многих клиентов. Однако чиновники высокого ранга министерства торговли и экономического развития считают, что особенность армянского туризма состоит в том, что он строится, в основном, на экскурсионно-познавательной составляющей. Многие фирмы предлагают трех- и более дневные маршруты Армении с посещением культурных и исторических достопримечательностей, музеев, которые по цене, увы, сопоставимы с десятью днями на берегу моря в Анталии. Тем не менее, проанализировав компоненты армянского турпродукта, власть предержащие в Армении пришли к выводу, что дороговизна эта, в основном, связана с гостиничными ценами. В данный период времени правительство вступило в борьбу с монополистами в гостиничном секторе, стремятся ликвидировать монополию, что уже привело к некоторому спаду цен.
Как считают в правительстве РА, существует ряд вопросов, требующих своего незамедлительного разрешения. В ближайшее время представляется абсолютно необходимым активизировать и расширить работу по развитию туристической инфраструктуры в областях республики. Особенно актуальным видится организация подготовки кадров среднего звена для сферы маркетинга, обслуживания и управления туризмом. В числе первоочередных задач - расширение представительства Армении, демонстрация достижений туристической сферы республики на международном уровне и создание в ряде стран (США, Франция, Великобритания, Германия, Испания, Иран, Россия, Япония) информационного комплекса «Армения», а также разработка и осуществление издание большого туристического путеводителя, в котором отразить все существующие туристические ресурсы. В планах правительства - разработка и реализация коммерческого туристического Интернет-проекта.
Анализируя имевшие в
2.2. Международное сотрудничество
правительственных структур
В осуществлении
В 2001г. был подписан Меморандум о сотрудничестве между правительством Армении и фондом «Линей». В рамках благотворительной программы «Линей» задействованы проекты «Культура» и «Туризм», которые предусматривают восстановление дорог, комплексов культуры, музеев. Общая стоимость программы составляет $150 млн., из которых $17,5 млн. предусмотрено выделить на восстановление культурных объектов20.
На проходившем в Нью-Йорке в 2003 г. бизнес-форуме, посвященном Армении, с призывом к иностранным инвесторам вкладывать средства в армянскую экономику выступил главный советник президента РА по экономическим вопросам В. Нерсисянц. Для этого есть предпосылки - армянская денежная единица драм является самой стабильной в регионе и здесь наблюдается постоянный экономический рост. Чиновник высокого ранга армянского правительства особо подчеркнул, что осуществляемое в настоящее время в рамках программы американского фонда «Линей» восстановление культурных объектов Армении внесет положительный вклад в развитие туризма в стране21.
Общим мнением представителей бизнеса на форуме, в основном, имеющих армянские этнические корни, Армения и ее созидающий народ предоставляют огромные возможности для развития частного бизнеса. Доказательством этого является вложение в экономику Армении европейских и американских крупных компаний.
Армения активно сотрудничает с международными туристическими организациями. С 1997 года республика вступила в ряды членов Всемирной туристической организации (ВТО), активно содействующей ей в развитии отрасли. 15-ой сессией Генеральной Ассамблеи ВТО было принято решение о присвоении организации статуса специализированной структуры ООН.
С 1999 г. в Армении работает армянское
представительство
В 2003г. в составе Армянского агентства развития туризма (ATDA) был создан единственный не только в регионе, но и в странах СНГ информационный центр «Армения ИТЦ». Сотрудниками центра создана исчерпывающая база данных о туристических организациях, гостиницах, объектах общепита, музеях, выставочных, концертных залах и других объектах, представляющих интерес для внутренних и иностранных туристов. Эта информация, которая бесплатно предоставляется всем желающим, размещена в свободном доступе на Интернет-странице «Армения ИТЦ»22.
В рамках пилотной программы «Развитие
туризма в регионах Армении», которую
IESC осуществлял совместно с
Особое внимание было уделено такому
немаловажному фактору
Другая программа IESC под названием
«ночлег и завтрак» проходила
в Лорийском и Сюникском
ATDA при содействии экспертов из IESC разработало маркетинг-план на 2003-2004 гг., который с целью обсуждения предоставлен участникам туристического рынка Армении. Согласно плану, намечено расширить список выставок, на которых желательно участие армянских турфирм.
Армянское правительство налаживает связи в области туризма с представителями туристических правительственных структур европейских стран. Так, армянские представители приняли участие в работе 3-го глобального Совета по туризму и путешествиям в Португалии24.
Налаживаются отношения в сфере туризма и с членами СНГ. Была проведена работа над проектом межгосударственного договора между Арменией и Молдавией «О сотрудничестве в сфере туризма»25.
Предпринята попытка восстановления отношений в сфере туризма между Россией и Арменией. На прошедшей в декабре 2001 г. встрече В.В. Путина и Р. Кочаряна, одним из вопросов стал вопрос о сотрудничестве в области туризма. В. Путин и Р. Кочарян подписали, кроме того, договор о долгосрочном экономическом сотрудничестве на период до 2010 года. В их присутствии подписан и ряд межправительственных соглашений, в том числе о поощрении и взаимной защите капиталовложений, о сотрудничестве в области туризма, о взаимном признании документов об образовании и другие26.
2.3. Реклама армянского турпродукта
Известно, что грамотная реклама
турпродукта способствует его активному
продвижению. Поставленная задача состояла
в должном представлении
Проведение пиар-акций с участием представителей местных, а тем более иностранных турфирм, а также прессы, способствует созданию положительного образа страны, подчеркивая ее национальные особенности. В рамках этого направления правительственные структуры заняты разработкой серии мероприятий по созданию не только инвестиционно привлекательного образа Армении, но и проведению грамотной пиар-кампании. Так, в 2003 году были организованы с ознакомительными целями 5 поездок по республике журналистских и туроператорских групп из-за рубежа. Поездка финансировалась Армянским агентством по развитию туризму. Визит стал возможен благодаря корпусу Международной исполнительной службы, действующей при финансировании Международного агентства развития США, 11-ти армянским туристическим агентствам, «Британским авиалиниям» и ряду местных ресторанов28.