Исследование классификации туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении классификации туризма.

Цель этого исследования определила постановку следующих задач:

- изучить эволюцию и необходимость видов туризма;

- выявить критерии классификации туризма, охарактеризовать классификацию туризма;

- рассмотреть классификацию туризма в ООО «Карта мира»;

- дать рекомендации по совершенствованию классификации туризма турфирмы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Глава I Теоретические аспекты классификации туризма.

1.Эволюция и виды туризма……………………………………………6
2.Критерии классификации туризма…………………………………10
Глава II Исследование классификации туризма на примере ООО «Карта Мира».

2.1 Характеристика турфирмы ООО «Карта мира»……………………20

2.2 Классификация туризма……………………………………………...21

2.3 Рекомендации по совершенствованию классификации туризма…23

Заключение…………………………………………………………………25

Список использованной литературы……………………………………...27

Работа содержит 1 файл

Классификация туризма.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

    -  въездной туризм -  путешествия нерезидентов в пределах государственных границ какой-либо страны;

    -  выездной туризм -  путешествия резидентов одной страны в какую-либо иную страну.

    Указанные типы туризма по-разному сочетаются между собой, образуя следующие категории туризма:

    -  туризм в пределах страны включает внутренний и въездной туризм;

    -  национальный туризм включает внутренний и выездной туризм;

    -  международный туризм включает въездной и выездной туризм;

    Указанные категории могут использоваться применительно к отдельной стране, к региону в данной стране, либо к региону, включающему несколько  стран.

    Функциональная  классификация видов туризма  определяется целью поездок.

    В соответствии с данными признаками различают следующие основные виды туризма:

    -  рекреационный;

    -  лечебно-оздоровительный;

    -  познавательный;

    -  деловой;

    -  спортивный;

    -  этнический;

    -  религиозный;

    -  транзитный;

    -  образовательный.

    Наиболее  распространенными являются рекреационный и познавательный туризм.

    Рекреационный туризм отличается большим разнообразием и может включать зрелищно-развлекательные программы, охоту, рыбалку, музыкальное и художественное творчество, посещения спортивных мероприятий в качестве зрителя и т. д.

    Лечебно-оздоровительный  туризм обусловлен потребностью в лечении различного рода заболеваний и оздоровлении организма после перенесенных болезней. Здесь можно говорить о турах с исключительно лечебной целью, для лечения каких-либо тяжелых заболеваний, реабилитации после травм, аварий, операций и турах лечебно-оздоровительных, с целью поддержания молодости, красоты и здоровья, снятия стресса и усталости.

    Познавательный (экскурсионный) туризм включает в себя поездки с целью ознакомления с природными и историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, традициями народов в посещаемой стране. Поездка может включать в себя познавательные и рекреационные цели одновременно.

    Деловой туризм охватывает путешествия со служебными или профессиональными целями без получения доходов по месту временного пребывания. К этому виду туризма ВТО относит поездки для участия в съездах, научных конгрессах и конференциях, производственных совещаниях и семинарах, ярмарках, выставках, салонах, а также для проведения переговоров и заключения контрактов, монтажа и наладки оборудования. Деловой туризм включает: бизнес-поездки, конгрессно-выставочный туризм и инсентив-туризм (incentive -  стимул, побуждение). Инсентив-туризм представляет собой поездки, предоставленные руководством фирмы своим сотрудникам бесплатно в качестве поощрения за хорошую работу. Инсентив-туры, как правило, предусматривают хорошее качественное обслуживание по системе «все включено». Общая доля делового туризма составляет от 10 до 20 % в международном туристском объеме.

    Спортивный  туризм предполагает выезд для проведения спортивных мероприятий в тех или иных странах и регионах. Его, в свою очередь, можно подразделить на профессиональный и любительский туризм. Как «специальные виды туризма» нас интересует любительский туризм, который можно подразделить следующим образом: зимние и летние, а также водные, воздушные, пустынные и горные виды спорта.

    Этнический  туризм преследует цель посещения места рождения или происхождения семьи, а также места жительства родственников и/или близких. Этот вид туризма носит название ностальгического (nostalgie tour). Приоритетное значение этот вид туризма имеет для стран, где проживают большие диаспоры людей родом из других стран. У туристов из Германии, например, пользуются популярностью поездки в Поволжье, а у туристов из Финляндии -  на Карельскую землю, Ладожское озеро (около 500 тыс. финнов вынужденно покинули эти места в период военных действий 1939- 1945 гг.). Распространен этнический туризм и у китайцев, диаспора которых насчитывает более 60 млн человек.

    Религиозный туризм основывается на религиозных потребностях людей различных конфессий. Религиозный туризм можно назвать древнейшим, его корни уходят в незапамятные времена. Он имеет две основные разновидности: паломнический туризм(отдельно следует выделить духовно-паломническое направление) и религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности. Религиозный туризм в отдельных конфессиях имеет свои особенности.

    Транзитный  туризм в соответствии с рекомендациями ВТО включает две разновидности:

    -  перемещения авиапассажиров, которые не въезжают в страну, а лишь делают пересадку на стыковочный рейс;

    -  перемещения туристов, которые едут к месту конечного назначения с небольшой остановкой для стыковки рейсов в третьих странах.

    Образовательный туризм предполагает туры продолжительностью от 15 дней до 3 месяцев с целью повышения квалификации либо углубления знаний по тем или иным дисциплинам. Наиболее популярными в настоящее время являются образовательные туры с целью изучения иностранных языков или углубления знаний иностранного языка.

    В зависимости от способа организации  выделяют организованный и неорганизованный туризм.

    Организованный  туризм предполагает заранее разработанную и организованную туристской фирмой программу путешествия для туриста/туристов согласно их пожеланиям и бюджету. Туристская фирма заранее бронирует и оплачивает все туристские услуги по всему маршруту, оформляет все необходимые выездные документы.

    Неорганизованный  туризм предполагает, что туристы сами, без участия и/или посредничества туристской фирмы, организовывают свое путешествие. Самостоятельно разрабатывают маршрут поездки, определяют объекты экскурсионного посещения, планируют места ночлегов, оформляют выездные документы и т. д. Неорганизованный туризм в мире очень популярен. Прежде всего в странах, гражданство которых позволяет путешествовать в другие страны без оформления въездной визы (например, граждане стран Шенгенского соглашения могут передвигаться по всей Европе совершенно свободно, гражданам США также не нужна въездная виза в страны Шенгенского соглашения). Относительно небольшие расстояния, хорошая транспортная сеть, возможность свободного пересечения границ соседних государств, наличие многих экскурсионных объектов и другие немаловажные факторы повлияли на то, что доля неорганизованного туризма в Европе составляет 80 %.

    По  продолжительности путешествий  выделяют следующие виды туризма: краткосрочный (туры «выходного дня», поездки на срок до 7 дней), среднесрочный (туры продолжительностью от 9 до 12 дней) и долгосрочный (туры на срок от 15 до 30 дней).

    По  использованию транспортных средств, задействованных в ходе путешествия, можно выделить следующие виды туризма:

    -  железнодорожный;

    -  авиационный;

    -  теплоходный/водный (морской и речной);

    -  автомобильный;

    -  автобусный;

    -  велосипедный;

    -  с использованием иных средств передвижения.

    По  интенсивности посещения туризм можно подразделить на постоянный и сезонный.

    Под постоянным туризмом следует понимать относительно равномерные посещения туристских регионов и объектов в течение всего календарного года.

    Под сезонным туризмом понимают такие посещения туристских регионов, частота которых зависит от климатических условий региона и субъективных характеристик туристского объекта. К сезонным видам можно отнести рекреационный туризм, конгрессно-выставочный туризм. На сезонность туризма также оказывает влияние вид туризма. Различают высокий, средний и низкий сезоны. Высокий сезон характеризуется условиями наиболее полноценного использования туристами туристских ресурсов. На сезонность того или иного вида туризма оказывают существенное влияние природно-климатические факторы, общенациональные и религиозные праздники, каникулы, массовые мероприятия.

    В зависимости от возрастной категории туристов можно выделить следующие виды туризма:

    -  детский;

    -  молодежный;

    -  лиц среднего возраста;

    -  лиц третьего возраста.

    Всемирная туристская организация предложила следующую градацию туристов по возрастному  признаку: дети, путешествующие с родителями (до 15 лет), молодежь (15- 24 года), экономически активные молодые туристы (25- 44 года), экономически активные туристы среднего возраста (45- 64 года), туристы третьего возраста (от 65 лет).

    В практике работы предприятий туристской индустрии для целей статистики выделяют следующие возрастные категории:

    0-2 года -  инфант (грудной ребенок);

    3-12 лет -  ребенок;

    14-18 лет -  школьник;

    18-25 лет -  молодежь (студенты);

    26-45 лет -  взрослые;

    46-65 лет -  взрослые;

    65 лет и старше -  пенсионеры (третий возраст).

    Для планирования туризма возраст важен  с точки зрения мотивации путешествия  и финансового обеспечения туристской поездки.

    По  источникам финансирования туризм можно подразделить на коммерческий и социальный типы.

    Коммерческий  туризм ориентирован на получение туристскими предприятиями прибыли, является основным источником для развития производства услуг. Стремясь максимизировать прибыль, туристские фирмы постоянно ищут наиболее оптимальное сочетание между величиной издержек и конечной ценой тур-продукта. Предоставляемые ими туристские услуги ориентированы в основном на клиентов со средним и высоким уровнем дохода.

    Социальный  туризм субсидируется из средств, выделяемых на социальные нужды в целях создания условий для туризма определенных категорий граждан. Субсидии выделяются как из государственных, так и из негосударственных фондов, а также благотворительными организациями. В Манильской декларации указывается, что «социальный туризм -  это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан».

    Концепция социального туризма базируется на трех основных принципах:

    1) обеспечение отдыхом каждого члена общества путем вовлечения в среду туризма людей с низким уровнем дохода;

    2) субсидирование туристских поездок малоимущих граждан;

    3) участие государственных, муниципальных и общественных структур в развитии туризма.

    Данная  концепция реализована на практике в Швейцарии, Германии и Франции  с использованием отпускных чеков. В России данный тип туризма реализуется  через фонды социального страхования и представлен прежде всего лечебно-оздоровительным туризмом.

    В последнее время появились и  пользуются спросом новые виды туризма: экотуризм, агротуризм, экзотико-приключенческий и экстремальный туризм.

    Появление на рынке этих новых видов услуг обусловлено многими факторами: научно-техническим прогрессом, предоставляющим все новые возможности в организации поездок, урбанизацией, в связи с которой возникает желание снять стресс и абстрагироваться от жизненной рутины, а при определенном стабильном уровне дохода, который позволяет путешествовать, возникает пресыщенность от стандартных туристских программ.

Информация о работе Исследование классификации туризма