Испания

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:59, реферат

Описание работы

Испания — вторая по площади после Франции страна Западной Европы. Расположена на крайнем юго-западе Европейского континента и занимает большую часть Пиренейского, или Иберийского, полуострова. Сравнительно невысокие, но труднодоступные горы — Пиренеи отделяют полуостров от остальной Европы. По водораздельному хребту проходит северная сухопутная граница страны. Поднявшись высоко в горы, можно как на ладони увидеть зеленую долину Гарроны и белоснежные французские деревни по ее берегам.

Работа содержит 1 файл

исходный материал.docx

— 117.28 Кб (Скачать)

     Вместе  с тем продолжает хорошо развиваться  автомобильная про-мышленность, куда не ослабевает приток внешнего капитала. Один из факторов строительства в Испании новых автомобильных заводов европейских, американских и японских фирм, прежде всего в Валенсии, — благоприятные экологические условия для жизни высококвалифицированных работников.

     Больше  внимания стало уделяться наукоемким производствам. Темпы развития электроники  исключительно высоки — до 18% в  год. Но несмотря на это, все еще сохраняется сильная зависимость от импорта наукоемкой техники. Конвергенция с ЕС стимулировала развитие прикладных научных исследований. С 1986 г. расходы на НИОКР возросли в четыре раза. Правда, чтобы достичь среднеевропейских показателей, Испании придется увеличить расходы на науку еще как минимум в три-три с половиной раза. Финансируются программы по производству роботов, микроэлектроники.

     Глубокие перемены происходят в сельском хозяйстве. Многие, и прежде всего традиционные, отрасли Испании оказались в тяжелейшем положении. Сильно сократились площади виноградников, почти на 30% уменьшилось производство вина, так как предусмотренная для Испании годовая квота на общеевропейском рынке составляет 2700 тыс. тонн виноградного вина. Упало производство оливкового масла. Массовые протесты разоряющихся крестьян вынудили правительство в 1988 г. официально уведомить ЕС, что оно не сможет обеспечить сокращение площадей виноградников и оливковых деревьев согласно принятым обязательствам.

     Для реструктуризации сельского хозяйства Испания добилась увеличения финансовой помощи из Европейского фонда ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА). Помощь этого фонда очень весома, однако она не способна решить проблему разорения испанских крестьян. Конкурентоспособность их продукции, например зерна и продуктов животноводства, на 30% ниже по сравнению с центрально-европейскими производителями.

     Приспособление  отраслей экономики Испании к  ЕС оказало сильное влияние на развитие внешнеэкономических связей страны. Изменилась структура вложений иностранного капитала. В руках иностранных  кампаний находится почти вся  испанская электроника, около 60% производства фармацевтических товаров, почти 40% производства продуктов питания.

     Важнейшие статьи испанского экспорта в рамках ЕС — промышленные полуфабрикаты, бумага, текстиль, обувь, а также вино. Одна из отраслей специализации — обеспечение стран Союза свежими овощами и фруктами в зимний период.

     Интересным  представляется довольно парадоксальный вывод, сделанный Н. Соколовой, выпускницей географического факультета МПГУ 1998 г., в дипломной работе. Как показывает ее исследование, в результате вступления Испании в ЕС и значительного расширения внешнеэкономических связей экономика страны в целом оказалась более закрытой, чем она была до вступления. Об этом свидетельствует анализ динамики роста объемов внешней торговли страны по отношению к росту ВВП. Несмотря на значительное увеличение объемов внешней торговли, ее удельный вес в структуре ВВП с 1983 по 1993 г. снизился. Удельный вес экспорта упал с 14 до 11%, а импорта — с 18 до 17%. Скорее всего это объясняется довольно высокими темпами роста ВВП, опережающими развитие внешней торговли.

     Соотношение темпов роста импорта и экспорта после вступления в ЕС складывалось для Испании неблагоприятно. Если в первой половине 1980-х гг. экспорт превалировал над импортом, то с 1986 г., после снятия таможенных ограничений, начался резкий рост импорта, который привел к отрицательному сальдо внешнеторгового баланса. А повышение жизненного уровня населения способствовало росту внутреннего спроса, что дополнительно стимулировало увеличение притока иностранных товаров широкого потребления. 

Отраслевая  структура хозяйства

     Среди стран ЕС Испания выделяется разнообразием  природных ресурсов, хотя большинство  из них не выходят за рамки национального значения. В экономике страны базовые отрасли традиционно имеют большой вес, хотя в последние десятилетия они уходят на второй план.

     Минеральные топливно-энергетические ресурсы представлены различными углями (преобладают лигниты, в меньшей степени антрациты), сланцами, ураном.

     Угольная  промышленность в свое время стала основой формирования национальной энергетики и черной металлургии (рис. 7). Важную роль в ее развитии сыграла государственная компания INI (табл. 24). Рядом с угольными шахтами в Астурии были построены крупные ТЭС и ТЭЦ. На базе местных каменных углей и привозной руды из провинций Бискайа, Леон, Луго была создана Астурийская черная металлургия, занимающая по объему продукции 1-е место в Испании. Для использования энергетических и других отходов (угольной и коксовой мелочи) металлургических предприятий Астурии, а также всевозможных побочных продуктов коксования — доменных и коксовых газов, смол и т.д., здесь созданы химические производства. К настоящему времени на базе астурийских углей сформировались довольно крупные промышленные центры и комплексы (Авилес, Мьерес, Ла-Фельгера, Хихон). Однако из-за постепенного истощения местных месторождений и увеличения себестоимости астурийского угля его добыча быстро сокращается, тогда как доля импорта угля в регион растет.

     Леоно-Паленсийский — второй по значимости каменноугольный бассейн страны и главная база антрацитов. Он расположен на южном склоне Кантабрийских гор и тянется узкой полосой от провинции Луго на западе до провинции Бургос на востоке, являясь как бы южным продолжением Астурийского бассейна. Третий по значимости — Пуэртольянский угольный и сланцевый бассейн (провинция Сьюдад-Реаль). Выгодное географическое положение бассейна в центральной части страны, бедной топливно-энергетическими ресурсами, еще с прошлого века придавало ему особое значение.

     На  базе местных каменных углей и битуминозных сланцев сформировался важный промышленный комплекс Испании.

     Одна  из самых серьезных проблем страны — крайне ограниченные запасы нефти  и природного газа. И хотя доля нефти и нефтепродуктов в энергобалансе к началу 1990-х гг. составила 53%, а природного газа 5%, эти показатели значительно ниже, чем в большинстве стран Европы. Испания во все увеличивающихся масштабах импортирует нефть. На нее приходится около 15% стоимости импорта Испании.

     Нефть поступает в основном морским  путем, поэтому танкерный флот имеет  особое значение в развитии страны. Однако глубина акватории у причалов большинства испанских портов не позволяет принимать крупные современные танкеры, что сужает возможности использования портов. Главные нефтяные порты — Барселона, Бильбао и Валенсия — одновременно и центры нефтепереработки. Крупнейшее предприятие испанской нефтеперерабатывающей промышленности — завод в Санта-Крус-де-Тенерифе на Канарских островах. Не последнюю роль в выборе места для его размещения сыграло наличие здесь удобного порта, способного принимать танкеры водоизмещением до 500 тыс. тонн. Внутренние перевозки нефтепродуктов затруднены сильнопересеченным рельефом. Транспорт нефтепродуктов по железным дорогам значительно удорожает их стоимость. Трубопроводный, наиболее дешевый вид транспорта, развивается с большим опозданием. Все это привело к тому, что испанский рынок нефтепродуктов имеет ярко выраженный прибрежный характер. Крупнейший нефтеперерабатывающий район страны — Каталония.

     Испания одна из немногих стран Европы, богатых ресурсами атомного сырья. Это стало стимулом развития атомной энергетики. Другой стимул — исчерпание к 1970-м гг. энергетического потенциала рек и острая нехватка источников энергии. Ускоренное развитие отрасли началось после 1973 г. и проходило на фоне мирового топливно-энергетического кризиса и возникших ограничений на использование импортной нефти и газа в качестве источников электроэнергии. К началу 1990-х гг. доля атомной энергетики в производстве электроэнергии достигла 16%.

     Государственный уранообогатительный завод находится в Андухаре (провинция Хаэн). Сооруженные в 1970—1980-х гг. АЭС в ряде случаев были ориентированы на внутренние районы с резким дефицитом электроэнергии (Альмарас 1 и Альмарас II в Эстремадуре, Зорита и Трильо в столичном регионе, Кофрентес — в В&1енсии).

     Чернобыльская катастрофа спровоцировала мощную волну антиядерных выступлений в Испании. Ядерные программы были заморожены. За последние 10 лет в стране не было построено ни одной АЭС. Наличие рек и гидрогеологические условия благоприятны для развития гидроэлектроэнергетики, хотя число эффективных створов ограничено, а режим рек с его большими годовыми и сезонными колебаниями осложняет их использование, делая этот ресурс нестабильным. И все же доля гидроэлектроэнергии в Испании выше, чем в других странах ЕС (в 1990-х гг. — 5%). Наиболее крупные запасы гидроресурсов, использование которых технически целесообразно, находятся на более влажном севере и северо-западе (Кантабрийский и Северо-Западный бассейны, бассейны рек Дуэро и Эбро).

     Сильная зависимость испанской энергетики от импорта и ограниченность внутренних традиционных источников вынуждают искать альтернативные решения. Для энергоснабжения городов, особенно средних и малых, в последнее десятилетие строятся солнечные, геотермальные и ветровые электростанции.

     Большинство предприятий черной металлургии расположено на севере, в Стране Басков, особенно в районе Бильбао, вблизи крупных железорудных месторождений, а также в Астурии около центров добычи угля. Как уже говорилось, к концу 1970-х гг. многие лучшие месторождения руды и угля, эксплуатировавшиеся десятилетиями, оказались исчерпанными, а разработка оставшихся месторождений обходится значительно дороже. Истощение внутренних ресурсов стимулировало увеличение импорта сырья и топлива. В середине 1990-х гг. его доля в испанском потреблении железной руды составила 50%, а угля — 90%.

     Среди стран ЕС Испания выделяется значительными запасами полиметаллических руд, хотя уже начинает ощущаться их дефицит. По широте номенклатуры получаемых металлов Испания находится на 9-м месте в мире и на 1-м в ЕС. В настоящее время Испания занимает видное место в мире по получению пиритов, плавикового шпата, лидирует в ЕС по получению свинца, меди, сурьмы, золота, серебра, ниобия, тантала, находится на 2-м месте по производству цинка и олова, на 3-м — по производству вольфрама. Крупнейший центр цветной металлургии Северной промышленной зоны — Авилес, развившийся на базе свинцовых и цинковых руд Кантабрии. Появлению здесь алюминиевой промышленности способствовало наличие удобного порта, а также его обеспеченность электроэнергией. До ввода в строй в 1980 г. алюминиевого завода в г. Сан-Сиириан (Галисия) на Авилес приходилось около 40% производства алюминия в стране. Завод в Сан-Хуан-де-Ньева рядом с Авилесом имеет 77% мощностей по выплавке электролитического цинка.

     Химическая  промышленность. В последние годы активно развиваются предприятия органической химии. Основные районы их сосредоточения — Северная индустриальная зона, Каталония, Столичный регион. Новым районом химической промышленности становится Западная Андалусия. Наряду с близостью к «нефтяной дороге Европы» этому способствуют богатейшие месторождения пиритов и другого горнохимического сырья. Основные центры — Севилья и Уэльва.

     Испанская целлюлозно-бумажная промышленность по объемам выпускаемой продукции — вторая после Финляндии. Компания ENSE является крупнейшим в мире производителем бумажной массы из древесины эвкалипта, который специально выращивается для нужд бумажной индустрии. В нашей стране больше других известна испанская бумага фирмы Tetra Рак.

     Текстильная промышленность —  старейшая в стране. Еще в Средние века в окрестностях Барселоны появились первые мануфактуры. Производство тканей и пошив одежды традиционно были главными отраслями специализации хозяйства Каталонии. Текстильная промышленность давала около 10% ВВП страны. Однако после вступления Испании в ЕС для отрасли наступили нелегкие времена. Экспансия в Европу текстиля из азиатских стран подорвала сложившийся рынок. Последние десятилетия производство тканей неуклонно сокращается, а вместе с ним и число рабочих мест: из 400 тыс. осталось менее 300 тыс.

     Испанская обувная промышленность базируется в основном в Каталонии. По производству обуви Испания в Европе уступает только Италии. Испанская обувь отличается хорошим качеством и экспортируется в основном в Германию и во Францию.

     Еще одна традиционная отрасль специализации  — табачная промышленность. Испания входит в десятку крупнейших мировых производителей сигарет. Государственная компания Tabacalera занимает 5-е место среди крупнейших табачных монополий мира. В последние годы компания стремится расширить свой рынок сбыта, прежде всего за счет стран Восточной Европы и республик бывшего Советского Союза.

     Автомобильная промышленность — лицо современной экономики Испании. Как уже отмечалось, испанская автомобильная промышленность была создана за кратчайшие сроки в 1960—1970-х гг. в рамках плана стабилизации экономики 1959 г. Ведущие позиции в отрасли изначально занял западногерманский капитал, а главным производителем автомобилей стала компания «Фольксваген». Сегодня в Испании есть крупные филиалы не только немецких компаний, но и американских («Дженерал Моторс», «Форд»), французских («Пежо», «Ситроен», «ФАСА-Рено»), японских («Ниссан»). Национальные автомобильные компании «Сеат» и «Енаса» помимо легковых автомобилей выпускают современные грузовики, фуры и рефрижераторы. В 1994 г. она произвела больше автомобилей, чем все другие компании в Испании, кроме «Дженерал Моторс» (более 300 тыс. штук). К 1990-м гг. Испания заняла 5-е место в мире по производству легковых автомобилей, обогнав Англию и Италию. В 2000 г. общее производство автомобилей в стране превысило 2300 тыс. штук в год. Новым крупным центром автомобильной промышленности наряду с Мадридом и Барселоной стала Валенсия.

Информация о работе Испания