Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:56, курсовая работа
Цель курсовой работы - дать характеристику анализа инновационных проектов в сфере туризма.
Как правило, потребность анализе инновационного проекта в туризме возникает при решении следующих актуальных задач исследования:
- рассмотреть теоретические предпосылки инновационной деятельности и анализа проектов
- определить особенности инновационной деятельности в туризме;
- провести анализ эффективности проекта в туризме с точки зрения социально-экономического, социального и экологического аспектов
Введение 2
1.Основные теоретические аспекты разработки и анализа инновационного проекта 2
1.1.Необходимость анализа инновационных проектов 2
1.2. Стадии анализа инновационного проекта 8
2.Разработка и анализ инновационного проекта в сфере 14
туризма 14
2.1. Понятие инноваций в туризме 14
2.2. Анализ инновационного проекта в сфере туризме 22
Заключение 26
Список использованных источников 28
- Насколько перспективны эти решения?
- Каков уровень и масштаб научной новизны проекта?
- Является ли проект технически обоснованным?
Социальный анализ эффективности проекта рассматривает вопросы и предлагает меры по обеспечению соответствия результатов проекта интересам различных социальных групп. Этот анализ позволяет наметить такую систему мер, которые, с одной стороны, гарантировали бы поддержку проекта населением, а с другой - способствовали бы достижению целей проекта путем стимулирования изменений в общественных представлениях и поведении. Если проведению социального анализа проекта уделяется недостаточное внимание, то социокультурная ориентация разработчиков проекта может оказывать большее воздействие на содержание проекта, чем социальные ценности потенциальных потребителей [4, с.84].
Социальный анализ инновационного проекта, как правило, концентрируется на следующих группах факторов и аспектах:
- Социальные и демографические характеристики населения, затрагиваемого проектом.
- Приемлемость проекта с точки зрения местной культуры, его способность приводить к нужным изменениям в потребностях и поведении людей.
- Заинтересованность и участие целевых социальных групп во всех стадиях разработки проекта.
Основным методом оценки социальной эффективности проекта является экспертный метод. Экспертиза социальной результативности инновационного проекта может проводиться в следующих формах:
- индивидуальный или групповой опрос высококвалифицированных специалистов (экспертов) соответствующей сферы деятельности;
- социологические опросы населения и трудовых коллективов;
- референдумы по целесообразности проектов, затрагивающих интересы различных слоев населения.
Экологический анализ эффективности проекта. В законодательстве почти всех развитых стран закреплено обязательное требование проводить в рамках инвестиционных проектов оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС), что помогает предотвратить локальные, региональные и глобальные экологические катастрофы [1, с.76].
В нашей стране контроль за воздействием проектов на окружающую среду осуществляется органами государственной экологической экспертизы. Государственной экологической экспертизе подлежат проекты и технико-экономические обоснования на строительство, реконструкцию, развитие и техническое перевооружение предприятий, объектов и сооружений независимо от их сметной стоимости и принадлежности.
Финансово-экономический анализ эффективности проекта обычно проводится на заключительном этапе комплексной экспертизы его разработки, но фактически он является центральным элементом всего системного анализа эффективности инновационного проекта.
Общим принципом оценки эффективности является сопоставление эффекта (результата) и затрат.
Отношение результат/затраты может быть выражено как в натуральных, так и в денежных величинах и показатель эффективности при этих способах выражения может оказаться разным для одной и той же ситуации. Но, главное, нужно четко понять: эффективность в производстве - это всегда отношение.
В целом проблема определения экономического эффекта и выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций требует, с одной стороны, превышения конечных результатов от их использования над затратами на разработку, изготовление и реализацию, а с другой – сопоставления полученных при этом результатов с результатами от применения других аналогичных по назначению вариантов инноваций.
Особенно остро возникает необходимость быстрой оценки и правильного выбора варианта на фирмах, применяющих ускоренную амортизацию, при которой сроки замены действующих машин и оборудования на новые существенно сокращаются.
Метод исчисления эффекта (дохода) инноваций, основанный на сопоставлении результатов их освоения с затратами, позволяет принимать решение о целесообразности использования новых разработок.
Следует различать по содержанию два понятия: экономический эффект и экономическая эффективность.
Первое означает достижение положительного результата (эффекта) от нововведения в целом. Эффект выражается в рублях. Например, внедрение на предприятии новой технологической линии по производству обуви дает экономический эффект в год 150 млн. рублей.
Второе понятие, как правило, включает удельные (на единицу продукции, услуг или вложенный рубль) показатели, которые характеризуют нововведение с качественной стороны. Например, к ним относятся эффективность на рубль затрат, сроки окупаемости и другие.
Изложенные ниже методические схемы расчетов экономического эффекта позволяют определить принципиальные положения выбора наилучшего варианта реализации инновационного проекта. На этапе ТЭО они сводятся к следующему:
а) из всех потенциально возможных отбираются варианты, каждый из которых удовлетворял бы всем заранее заданным ограничениям: социальным нормативам и стандартам, экологическим требованиям, срокам реализации и пр. В эти варианты обязательно должны включаться наиболее прогрессивные мероприятия, технико-экономические показатели которых соответствуют или превосходят лучшие мировые достижения;
б) по каждому из выбранных вариантов определяются (с учетом динамики) затраты, результаты и экономический эффект;
в) лучшим признается вариант, у которого величина экономического эффекта максимальна, либо (при тех же результатах) минимальны затраты на его достижение.
Экономический эффект от реализации инновационного проекта должен найти отражение и быть выделен в плановых и отчетных показателях предприятия (или научной организации). Это сложная и многогранная задача экономического анализа. Поэтому можно наметить только некоторые методические подходы, которые должны конкретизироваться в практической деятельности того или иного предприятия любой формы собственности.
Под экономическим эффектом инновации на всех стадиях ее реализации понимается превышение стоимостной оценки результатов над стоимостной оценкой совокупных затрат всех видов ресурсов за весь срок осуществления инновационного проекта [8, с.76].
При этом под сроком осуществления инновационного проекта для каждого нововведения подразумевается весь цикл разработки и реализации проекта, включающий время на проведение НИОКР, опытное освоение, серийное производство, а также период использования результатов.
При определении экономического эффекта на стадиях ТЭО, выбора наилучшего варианта инновационного проекта должны соблюдаться следующие принципы:
- оценка эффективности инновационного проекта осуществляется по условиям использования конечной продукции с учетом всех сопутствующих позитивных и негативных результатов;
- проведение расчетов экономической эффективности осуществляется по всему циклу разработки и реализации инновационного проекта за установленный для проекта период;
- приведение к единому расчетному году применяемых в расчетах экономических нормативов и других установленных показателей, учета экономической неравномерности затрат и результатов, получаемых в различные периоды времени;
- применение в расчетах норматива эффективности капитальных вложений и рыночной стоимости природных и трудовых ресурсов, а также применение сметной стоимости, тарифов и цен, которые отражают качество и эффективность продукции у потребителя.
Величина экономического эффекта, определяемая по условиям использования продукции, должна рассчитываться до установления цен на научно-техническую и производственно-техническую продукцию. Она служит основой для установления цен на эту продукцию. Если при использовании продукции предусматривается повышение ее качества, то расчеты производятся по ценам, учитывающим изменение эффективности использования этой продукции у последующих потребителей [16, с.34].
Следует отметить, что большая роль в развитии современного культурно-познавательного туризма принадлежит грамотным, профессионально подготовленным менеджерам и далеко не в последнюю очередь специалисты в туризме должны быть хорошими психологами. Именно такие хорошо подготовленные специалисты могут разобраться с различными нововведениями и инновациями в туристическом бизнесе. Новое качество роста, которое называется развитием, является следствием инновационного характера предпринимательства в различных сферах.
В условиях рыночной экономики туристские организации все осознают необходимость разработки новых товаров и услуг и связанную с этим выгоду. Определение будущей прибыли от нового туристского продукта является задачей инновационного менеджмента [6, с.90].
Что же он из себя представляет? Это отдельный вид культурно экономической и предпринимательской деятельности для достижения целей туристских фирм на основе эффективной организации инновационных процессов. Кроме того, инновационный менеджмент предполагает реальное и грамотное использование всех имеющихся в распоряжении ресурсов и обязательное внедрение новых форм работы. Инновационному менеджеру предстоит побудить и объединить большое количество организаций и людей на обновление создать необходимые и достаточные экономические условия и стимулы для достижения цели инновации. Управление инновациями вне меньшей степени является искусством чем наукой, и всегда несет оттенок индивидуальности менеджера.
Инновационный менеджмент представляет собой сочетание различных функций (таких как маркетинг, планирование, организация, разработка контроль). Основными задачами инновационного менеджмента являются изучение состояния сферы хозяйственной деятельности и хозяйственных систем осуществляющих нововведения; изучение самой специфики инновационного процесса. Формы внедрения нововведений могут быть различны, специалисты подразделяют их на эволюционные и радикальные. В них входят сохранение и обновление существующих функций, перегруппировка составляющих частей системы, изменение элементов существующей системы. Для изменение концепции и результатов системы, для всех этих новых преобразований, естественно, необходимы особые, инновационные стратегии. Они подразделяются на следующие основные виды:
1) наступательная стратегия (ориентированная на новые рыночные перспективы, ее суть состоит в том, чтобы быть первыми на рынке, что требует высокой квалификации и организованности, а также грамотно проведенного маркетинга; эта стратегия основывается не на одной отдельной инновации, а на целой серии нововведений);
2) защитная стратегия (выход на рынок после предварительного маркетинга);
3) поглощающая стратегия (покупка нововведений у других компаний схожего профиля);
4) создание нового рынка (применение собственных нововведений);
5) промежуточная стратегия (заполнение своей ниши между различными конкурентами);
6) разбойничья стратегия (применения чужих нововведений);
7) привлекающая стратегия (создание штата новых высокопрофессиональных специалистов) [14, с. 89].
Таким образом, инновация - это объект внедряемый в производство в результате проведенного маркетинга и сделанного открытия, качественно отличный от предыдущего аналога. Инновация в любой отрасли в том числе и в туризме, качественно отличается от нововведений. Инновационные изменения в туризме создают внутреннюю энергию эффективного роста. Эти изменения нарушают сбалансированность, но создают основы дальнейшего развития, переход системы в новое качество. Поэтому именно профессиональное введение инноваций в жизнь и является развитием той или иной отрасли. Современные специалисты по развитию общества утверждают, что ни одна из проблем с которой сталкивается в наши дни бизнес, не является более важной и сложной, чем проблема нововведений.
Инновации в туризме, естественно влияют на состояние всей отрасли в целом. Они изменяют следующие основные характеристики отрасли:
1) объем производства и продаж (в данном случае новых туристских брендов);
2) текущие затраты фирмы, занимающейся инновациями;
3) размер созданного и действующего имущества;
4) численность специалистов занятых в проектировке и внедрении нового туристского продукта на рынок;
5) длительность освоения и внедрения новшеств потребителям.
Эффективность современного туристского продукта темпы его развития определяются инновационной активностью и производством товаров «рыночной новизны», которые либо удовлетворяют совершенно новую потребность, либо существенно расширяют крут потребителей. Инновационный процесс, т. е. процесс внедрения новых продуктов на туристский рынок, характеризуется:
1) многочисленностью и изначальной неопределенностью путей достижения цели и высоким риском;