Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:32, курсовая работа
Ключевым направлением достижения экономического роста и повышения качества жизни населения в современном мире является развитие инновационной деятельности, широкое распространение инновационных технологий, продуктов и услуг. В настоящее время в развитых странах 70-85% прироста валового внутреннего продукта приходится на долю новых знаний, воплощаемых в инновационных технологиях производства и управления. Это позволяет делать вывод о становлении общества, основанного на знании. Знание, воплощенное в инновационной продукции,
Введение. 3
1. Сущность и понятие инновации. 5
2. Использование инноваций на предприятиях ресторанного бизнеса. 12
3. Оценка эффективности инноваций. 27
Заключение. 34
Список литературы.. 37
Введение
Содержание
Введение. 3
1. Сущность и понятие инновации. 5
2. Использование
инноваций на предприятиях
3. Оценка эффективности инноваций. 27
Заключение. 34
Список литературы.. 37
Введение
Ключевым направлением достижения
экономического роста и повышения
качества жизни населения в современном
мире является развитие инновационной
деятельности, широкое распространение
инновационных технологий, продуктов
и услуг. В настоящее время
в развитых странах 70-85% прироста валового
внутреннего продукта приходится на
долю новых знаний, воплощаемых в
инновационных технологиях
В настоящее время инвесторы
уделяют инновациям больше внимания,
чем слияниям и приобретениям, чем
изменениям стиля лидерства, чем
поиску новых возможностей сокращения
затрат. Инновации увеличивают доходы
компаний, ускоряют рост, являются основой
для создания конкурентного преимущества,
привлекают инвесторов и потребителей,
причем играют роль не только реальные
инновации, но даже и обещания выхода
на рынок с новыми продуктами, услугами,
технологиями. В широком смысле слова
инновационная деятельность - это
момент жизнедеятельности обществ,
включающий в себя социально-политические,
экономические, общественные и другие
факторы общественного
1. Сущность и понятие инновации
Инновация - это экономическая категория. Как категория (греч. Kategoria высказывание, суждение) инновация отражает наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений. В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП[1]. Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п. Анализ различных определений при водит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
Ученые выделяют пять типичных изменений[2]:
· Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа);
· Внедрение продукции с новыми свойствами;
· Использование нового сырья;
· Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
· Появление новых рынков сбыта.
В ряде источников инновация
рассматривается как процесс. В
этой концепции признается, что нововведение
развивается во времени и имеет
отчетливо выраженные стадии. Инновации
свойственны как динамический, так
и статический аспекты. В последнем
случае инновация представляется как
конечный результат научно-
Различают три логических формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте. Для достижения своих целей по созданию и производству инноваций предприятие осуществляет инновационную деятельность. Однако следует отметить, что в настоящее время в экономической литературе не существует однозначного пони мания сущности инновационной деятельности. В результате проведенного анализа основных определений инновационной деятельности выяснились значительные расхождения в терминологии[3].
Научные исследования и разработки
охватывают: фундаментальные исследования,
прикладные исследования, разработки.
Фундаментальные исследования –
экспериментальные или
Классификация инноваций
является неотъемлемым элементом любых
исследований, связанных с инновациями.
В настоящее время существуют
различные подходы к
Инновации могут оцениваться по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. По технологическим параметрам различают:
· Продуктовые инновации (новые продукты и услуги). К продуктовым инновациям относится применение новых материалов и реагентов, новых полуфабрикатов и комплектующих, получение принципиально новых продуктов.
· Процессные инновации (технологии, организация производства и управленческие процессы). К процессным инновациям относятся новые технологии и новые методы организации производства. Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия.
С рыночных позиций определяют тип новизны инновации для определенных рынков:
· Инновации для отрасли 13 мире;
· Инновации для данного предприятия (группы предприятий);
· По месту в системе (на предприятии, 13 фирме) можно выделить:
· Инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
· Инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
· Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической ).
По степени радикальности инновации можно подразделить на:
· Базисные (радикальные). Базисные инновации относятся к принципиально новым продуктам.
· Улучшающие. Улучшающие инновации связаны с существенным усовершенствованием существующих продуктов или с внедрением новых или значительно усовершенствованных методов организации производства.
· Рационализирующие (модификационные). Рационализирующие инновации включают незначительные усовершенствования (модификацию) продукта или методов организации производства, не оказывающие существенного влияния на изменение основных параметров и свойств продукта (процесса).
Также инновации, в зависимости от видов нововведений классифицируются по признакам (Таблица 1):
Таблица 1
Классификация инноваций по признакам[4]
Признак классификации |
Виды нововведений |
По степени радикальности (новизны), Инновационному потенциалу, оригинальности технического решения и т.д. |
Радикальные (пионерные, базовые, научные и т.п.). Ординарные (изобретения, новые технические решения). |
По характеру применения: Продуктовые; Технологические; Социальные; Комплексные; Рыночные |
Ориентированные на производство и использование новых продуктов. Нацеленные на создание и применение новой технологии. Ориентированные на построение и функционирование новых структур. |
По стимулу появления (источнику] |
Нововведения, вызванные развитием науки и техники, потребностями производства и рынка |
По роли в производственном процессе |
Потребительские и инвестиционные |
По масштабу (комплексности] |
Сложные (синтетические] и простые |
Для кого являются нововведениями |
Для производителя и потребителя. Для общества в целом. Для рынка. |
При разработке механизмов регулирования рыночных процессов с учетом жизненного цикла технологий, продуктов и отраслей мы имеем дело с четырьмя основными видами инноваций[5]:
· Крупнейшие базисные инновации. Данные инновации рассматриваются как основа революционных переворотов в техники, формирования новых ее направлений и создания новых отраслей. Они требуют крупных затрат и длительного времени для освоения и происходят достаточно редко, однако, это компенсируется значительным по уровню и масштабу народнохозяйственным эффектом;
· Крупные инновации. Данные инновации формируют новые поколения техники в рамках данного направления. Они реализуются в более короткие сроки и с меньшими затратами, чем базисные инновации, но скачок в техническом уровне и эффективности сравнительно меньше;
· Средние инновации реализуют такого же уровня изобретения и служат базой для создания новых моделей и модификаций данного поколения техники, заменяющих устаревшие модели более эффективными либо расширяющих сферу применения этого поколения;
· Мелкие инновации улучшают отдельные производственные или потребительские параметры выпускаемых моделей техники на основе использования мелких изобретений, что способствует либо более эффективному производству этих моделей, либо повышению эффективности их использования.
Охранными документами на изобретения являются патенты, авторские права. Средством индивидуализации продукции является товарный знак. "Ноу-хау" представляют собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и другого характера. Коммерческая передача "ноу-хау" оформляется лицензионными соглашениями. Следствием инновационной деятельности являются также промышленные образцы[6]. Права на изобретения, товарные знаки и другие результаты инновационной деятельности оформляются лицензией. Материальными результатами инновационной деятельности являются созданные и освоенные машины, оборудование, приборы, средства автоматизации.
2. Использование
инноваций на предприятиях
О трудностях в развитии инновационной
деятельности в нашей стране сказано
уже немало. Действительно, существуют
правовые, финансовые, организационные
и иные недоработки в обеспечении
процесса создания новых товаров
на основе результатов исследований
и разработок. Нельзя не отметить, что
многое все-таки делается, прежде всего,
усилиями и инициативой Минпромнауки
России по развитию инновационной инфраструктуры.
В высокорисковой инновационной
деятельности многое определяется построением
баланса интересов участников процесса,
который не только результат договорных
отношений, но и результат сложившихся
ожиданий, сложившегося понимания справедливости
при распределение будущих