Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 20:07, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение системы государственного регулирования индустрии туризма и механизмов её функционирования.
В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
1. изучение системы управления туризмом;
2. анализ законодательной базы в области туризма и пути её совершенствования;
3. рассмотрение особенностей туристской отрасли в Республике Татарстан.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава I. Система государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации…………………………………………………………5
1.1. Состояние туристского комплекса в России……………………….5
1.2. Правовые основы туристской деятельности в России……………12
1.3. Система органов государственной власти, осуществляющих регулирование туристской деятельности в РФ………………………………..26
Глава II. Организационный механизм управления туристской деятельностью в Республике Татарстан ………………………………………………………30
2.1. Характеристика туристских ресурсов Республике Татарстан …30
2.2.Состояние туристской отрасли в Республике Татарстан …………36
2.3. Правовые и организационные основы регулирования туристской деятельности в Республике Татарстан…………………………………………39

Заключение……………………………………………………………………….45
Список используемой литературы…………………………………………...…47

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 78.63 Кб (Скачать)

 

РОССИЙСКОЕ  ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 
НОУ ВПО РОССИЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА 
КАЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовой проект

по дисциплине: «Туроперейтинг»

на тему: «Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Выполнила:

  студентка гр. Т-171

Зиннатуллина А.В.

Научный руководитель:

  Ильина Н.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань 2011 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………...…3

 

Глава I. Система государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации…………………………………………………………5

          1.1. Состояние туристского комплекса в России……………………….5

          1.2. Правовые основы туристской деятельности в России……………12

          1.3. Система органов государственной власти, осуществляющих регулирование туристской деятельности в РФ………………………………..26

 

Глава II. Организационный механизм управления туристской деятельностью в Республике Татарстан ………………………………………………………30

           2.1. Характеристика туристских ресурсов Республике Татарстан …30

           2.2.Состояние туристской отрасли в Республике Татарстан …………36

          2.3. Правовые и организационные основы регулирования туристской деятельности в Республике Татарстан…………………………………………39

 

 

Заключение……………………………………………………………………….45

Список используемой литературы…………………………………………...…47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последнее  десятилетие туризм превратился  в заметную составляющую экономики  России, выступая важным фактором, влияющим на рост занятости населения, стимулирующим производство товаров и услуг, развивающим инфраструктуру и коммуникации в регионах.

Туризм  оказывает огромное влияние на сохранение и развитие природного, исторического  и культурного потенциала страны, гармонизацию отношений между странами и народами, является важным средством  физического развития и духовного  воспитания населения, особенно молодежи.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что система государственного регулирования туристской деятельности находится на стадии формировании и требуется разработка специальных государственных мер по её совершенствованию.

За последние  годы в сфере туризма произошли  существенные изменения. На региональном и муниципальном уровнях приступили к разработке программ развития туризма.

Большое значение для развития туризма имеют  решения, принятые в Геленджике на заседании  Президиума Государственного совета 23 июля 2009 года под председательством Президента Российской Федерации В.В. Путина, где впервые за последние годы серьезно обсуждались вопросы развития курортно-рекреационного комплекса России. Вопросы формирования государственной политики и единого туристского пространства России стали обсуждаться на экономических и туристских форумах (Петербургский, Байкальский, Дальневосточный, Московский), научно-практических конференциях различного уровня.

Вместе  с тем, в индустрии туризма  пока не сложилась эффективная система  рыночных отношений, налицо существенное отставание туристской отрасли от мировых  стандартов в сфере управления, организационных  и производственных технологий, законодательного обеспечения туристской деятельности. Государство, к сожалению, не осуществляет разработку стратегических ориентиров развития отрасли.

В работе сделана попытка разобраться  в причинах такого положения, проанализировать сложившуюся ситуацию.

Целью данной работы является изучение системы государственного регулирования индустрии туризма и механизмов её функционирования.

В рамках данной цели поставлены следующие  задачи:

  1. изучение системы управления туризмом;
  2. анализ законодательной базы в области туризма и пути её совершенствования;
  3. рассмотрение особенностей туристской отрасли в Республике Татарстан.

Объектом исследования является формирующаяся система государственного регулирования туристской деятельности в РФ.

Предмет исследования – нормативная  и законодательная база в области  туризма РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Система государственного регулирования  туристской деятельности в Российской Федерации

 

1.1 Состояние туристского комплекса  в России

Современная туристическая индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике. Прибыли  от въездного туризма могут полностью  обеспечить небольшие государства, такие как, например, Швейцария, которая  является наиболее привлекательной  и удобной для туризма страной (по материалам исследования, проведенного Всемирным экономическим форумом). Россия же занимает только 68 место из 124 по привлекательности для туристов. Активное развитие транспорта, внедрение новых технологий, удешевляющих и ускоряющих путешествия, неизбежно приводят к увеличению туристских потоков. А собственно развитие туризма неизбежно оказывает положительное влияние на экономику – появляется необходимость совершенствования туристической инфраструктуры, для чего формируются новые рабочие места, увеличиваются налоговые поступления. Все это позволяет повысить уровень жизни населения.

 Анализ  современного состояния туризма  в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта  сфера в целом развивается  стабильно и динамично. Отмечается  ежегодный рост внутреннего туристского  потока. Быстро растущий спрос  на туристские услуги внутри  страны вызвал бум строительства  малых гостиниц, в основном, в  курортных регионах, а также увеличение  числа гостиниц международных  гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге  и других крупнейших городах  страны, создание отечественных  гостиничных цепочек. Резко увеличился  объем инвестиционных предложений  по гостиничному строительству  как со стороны иностранных,  так и со стороны отечественных  инвесторов. При этом основные  предложения направлены на развитие  гостиничного бизнеса в регионах  России. Особо следует отметить  успехи последних лет в развитии  курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады – 2014. Благодаря этому получили всемирную известность не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край в целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня.

 В  настоящее время в стране насчитывается  более 6 тысяч гостиниц, тогда  как в 2004 году их насчитывалось  только 4 тысячи. С учетом количества  иных средств размещения, таких  как пансионаты, дома и базы  отдыха, туристские базы и другие, общее количество средств размещения  туристов составляет около 10 тысяч.  Численность российских граждан,  проживавших в 2006 году в гостиницах, санаторно-курортных организациях  и организациях отдыха, составила  26,6 млн. человек, из них в  гостиницах - 16,4 млн.человек.

Объем платных  услуг, оказываемых населению гостиницами  и аналогичными средствами размещения, ежегодно растет и составил в 2007 году 88,9 млрд.руб., что превысило показатели 2005 года на 47%.

По прогнозным оценкам Всемирного совета по туризму  и путешествиям, доходы от туризма  в 2007 году в ВВП нашей страны с  учетом мультипликативного эффекта  составили 6,7%. Согласно данным того же источника, число рабочих мест в  туризме составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей - 5,7%, инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом росте в 8,2%.

Известно, что наша страна насчитывает огромное количество культурных и природных  достопримечательностей, а также  иных объектов туристского показа. К ним, согласно данным Росстата, относятся 2368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, 67 цирков, 24 зоопарка, почти 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников. В России в настоящее время действуют 103 музея-заповедника и 41 музей-усадьба (идентичные музеям-заповедникам по характеру деятельности объекты, отличающиеся, как правило, небольшой территорией). Музеи-заповедники играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом. Из 15 объектов культурного наследия, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, 12 находятся в составе музеев-заповедников. В соответствии с этим сеть музеев-заповедников как центров международного и внутреннего туризма требует постоянного совершенствования и развития.

Что касается таких объектов туристской инфраструктуры, как аквапарки, развлекательные  центры, горнолыжные комплексы, туристский транспорт и др., то их явно не хватает.

Очевидным является и то, что туристский потенциал  страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного  отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует  более активного проведения государственной  политики в сфере туризма.

Москва  и Санкт-Петербург, являясь до сих  пор основными транспортными  воротами для въезда иностранных  туристов, принимают на себя до 75% международных  прибытий, число которых в последние 2-3 года сокращается из-за резкого  роста цен в названных городах. Сокращение въездного туристского потока в нашу страну начало происходить с 2006 года. В 2007 году число прибытий «классических» иностранных туристов с целью отдыха уменьшилось более чем на 8%.

Это объясняется прежде всего возросшими за последние два года ценами на услуги в стране, а также резким ростом цен на гостиницы в Москве из-за уменьшения числа отелей туристского класса в центре города за счет сноса или закрытия с целью реконструкции ряда известнейших и популярных среди туристов гостиниц, таких как «Интурист», «Москва», «Минск», «Россия», «Украина», «Ленинградская», «Центральная» и «Пекин». В Москве по разным причинам были изъяты из оборота 9 тысяч мест уровня 3 «звезды». Именно нехватка мест в гостиницах туристского класса негативно влияет на развитие въездного и внутреннего туризма. Это существенно удорожает пакет услуг, предлагаемый туристам при их путешествии в Россию. В планах Правительства Москвы намечено построить 353 новых гостиницы до 2011 года. Однако, учитывая укрепление рубля и сложившуюся в столице ситуацию, при которой средняя цена за номер в гостиницах Москвы существенно выше стоимости номера аналогичной категории в странах Европы при более низком комфорте и качестве услуг, иностранным туристам с ограниченным бюджетом становится невыгодно приезжать в столицу.

Экономический кризис в России в августе 1998г. оказал резко негативное воздействие на сферу туризма. Функционирование большинства  турфирм оказалось парализовано, отдельные предприятия прекратили деятельность. Туристский поток, как  въездной, так и выездной, значительно  снизился. В этом случае, согласно мировой  практике, девальвация зарубежной валюты должна благоприятствовать въездному  туризму в связи с удешевлением туров. Однако политическая экономическая  нестабильность в России усилила  отрицательное отношение иностранцев  к нашей стране, что, соответственно, снизило въезд туристов в страну.

В ситуации глобального мирового кризиса 2009 г. туристическая отрасль значительно  меняется. Небольшие туристические  фирмы закроются или присоединятся  к более крупным, то есть может уменьшиться туристический рынок. С другой же стороны финансового кризиса в туристической отрасли – возможное сокращение туристического потока.

Для того, чтобы полнее определить проблемы, препятствующие развитию туризма, Российский союз туриндустрии провел экспертный опрос 115 работающих туроператоров в 27 регионах России.

 К  наиболее значимым проблемам,  требующим пристального внимания  и серьезного подхода к их  решению, относятся недостаточное  развитие туристской инфраструктуры и отсутствие, за редким исключением, практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций при строительстве средств размещения и иных объектов туристского использования.

В настоящее  время в нашей стране значительная часть материальной базы туризма  нуждается в обновлении, так как  около половины гостиниц в нашей  стране относятся к некатегорийным.

Вместе  с тем предложения по развитию туристской инфраструктуры не могут  ограничиваться только созданием нового и реконструкцией существующего  гостиничного фонда. Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство  новых средств размещения, но и  сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания, индустрии  развлечений, объекты туристского  показа и др.).

 Одной  из актуальных проблем является  проблема транспортной составляющей  в обеспечении дальнейшего развития  туризма в России. Это относится  к авиа-, железнодорожному, водному и автосообщению, строительству автомобильных дорог.

Недостаточно  высокий уровень организации  воздушного транспорта внутри страны по сравнению с международными перевозками  является одним из основных факторов, ограничивающих дальнейшее развитие туристских комплексов в регионах страны. Услуги аэропортов по обслуживанию воздушных  судов, пассажиров и грузов регулируются государством как услуги естественных монополий, что ограничивает конкуренцию  на внутреннюю авиаперевозку и не позволяет снизить цены на наземное обслуживание. Конкуренция на основных направлениях между авиаперевозчиками будет способствовать снижению цен и соответствующему увеличению туристского потока. В отличие от многих зарубежных стран в России практически отсутствуют низкобюджетные перевозчики с современным авиапарком. Доля авиационных перевозок в структуре въездного и внутреннего туристского потока весьма значительна, однако состояние парка авиалайнеров, аэропортов, взлетно-посадочных полос пока сдерживает развитие туризма в ряде российских регионов.

Информация о работе Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации