Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:20, курсовая работа
Цель: изучить повышение качества и безопасность сервисных услуг объектов туристской индустрии как условие продвижения туристского продукта.
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
-охарактеризовать качество и безопасность услуг в сфере туризма;
- проанализировать государственную политику в области обеспечения безопасности туризма.
Введение. 3
Глава 1. Качество и безопасность услуг в сфере туризма.
1.1.Стандартизация и классификация в сфере туризма. 5
1.2. Зарубежный опыт создания систем классификации гостиниц 6
Глава 2. Государственная политика в области обеспечения
безопасности туризма
2.1. Общая характеристика обеспечения личной
безопасности туристов 11
2.2.Направления совершенствования законодательства
в области обеспечения личной безопасности туристов 22
Заключение. 29
Литература 31
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390 –ФЗ «О безопасности» (далее – Закон о безопасности) Президент России принимает меры по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму, а защита прав и законных интересов российских граждан за рубежом является одной из целей международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения безопасности (часть 2 статьи 7 Закона о безопасности).
Законодательство Российская Федерация о туристской деятельности относит вопросы безопасности туризма к принципам государственного регулирования туристской деятельности, а также ключевым функциям органов исполнительной власти (статьи 3,4, 14 и 16 Федерального закона 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о туристской деятельности).
Содержание деятельности государства в этой сфере заключается в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей на уровне, отвечающем интересам обеспечения безопасности в сфере туризма, адекватном угрозам безопасности.
Высшими органами власти России, органами власти субъектов Российской Федерации, а также местными властями на систематической основе реализуются организационные, политико-правовые оперативные и долгосрочные меры в области обеспечения безопасности российских туристов, в том числе для защиты их финансовых интересов6.
Так, эффективно функционирует система информирования туристов об угрозе безопасности в стране (месте) временного пребывания. Появился механизм финансового обеспечения ответственности туроператоров (в форме страхования гражданской ответственности туроператоров и банковской гарантии надлежащего исполнения их обязательств перед туристами), прозрачная и доступная для туристов система учета профессионалов туризма - единый федеральный реестр туроператоров7.
Правоприменительная практика в сфере туризма показала, что законодательные новеллы последних лет (речь идет об изменениях, внесенных в Закон о туристской деятельности позднее 2007 года) в целом положительно повлияли на ситуацию на туристском рынке. За истекший период времени для компаний, занимающихся международным (выездным) туризмом, законодательно установленный минимальный размер финансового обеспечения последовательно увеличивался с 5-10 миллионов рублей (2008 год) до 30-60-100 миллионов рублей (2009 год). В результате значительно уменьшилось число недобросовестных туроператоров, которые «собирали деньги» с туристов и исчезали, а выплаты страховых компаний по заявлениям туристов составили около 93 524 220 млн. рублей.
Появляется все больше туристских компаний, работающих по «закону» в «белую», а также добровольно выполняющие взятые на себя социальные обязательства. Постепенно повышается прозрачность и инвестиционная привлекательность индустрии туризма, идет процесс укрупнения туристического бизнеса, создания правил и стандартов саморегулируемых организаций.
Потребители становятся все более просвещенными в правовом отношении, умеющими применять Закон на практике. Отмечается существенный рост случаев урегулирования имущественных споров между туристскими организациями и потребителями в досудебном порядке.
Вопросы безопасности российских туристов за рубежом постоянно находятся в центре внимания переговорного процесса высшего руководства страны с иностранными партнерами, в том числе при заключении международных договоров. Повысилась согласованность в деятельности органов власти при оказании финансовой помощи гражданам, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию, а также при эвакуации российских туристов из опасных регионов мира8.
Реализация «права туриста на личную безопасность» выражается в действиях государства по разработке и применению комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждение и устранение угроз личной безопасности туристов, локализации и нейтрализации последствий их проявления. В частности, к таким действиям относятся меры предупреждения, пресечения неправомерных посягательств на жизнь, здоровье, физическую свободу и имущество туриста, меры наказания правонарушителей, защиты туристов от иных социальных, а также природных и техногенных опасностей, меры по возмещению туристам ущерба, причинного преступлением, правонарушением или проступком, ликвидация иных последствий проявления угроз безопасности.
И только в случаях необходимой обороны турист сам осуществляет активные, юридически значимые действия по защите своей жизни, здоровья, физической свободы и имущества (самозащита права).
Стандарт безопасности туристов под мерами личной безопасности туристов понимает комплекс мер организационно-
технического, дипломатического, финансового, правоохранительного и иного характера, направленных на снижение рисков до приемлемого уровня, путем четкого разграничения и выполнения обязанностей всеми участниками процесса оказания туристских услуг, и соблюдением туристами требований личной безопасности.
Перечень мер по обеспечению безопасности туристов подробно определяется в Стандарте безопасности туристов и включает в себя:
- информирование туристов об угрозе безопасности в стране (месте) временного пребывания;
- выполнение требований безопасности жизни, здоровья и имущества туристов, содержащихся в договорах о реализации туристского продукта, а также между юридическими лицами и частными предпринимателями, оказывающими туристские услуги;
- страхование жизни и здоровья туристов (экскурсантов) от несчастных случаев, включая прохождение ими маршрутов, представляющих повышенную опасность, страхование имущества и страхование от невыезда;
- обеспечение профилактики заболеваний, в том числе проведение профилактических медицинских прививок;
- оказание помощи туристам при возникновении чрезвычайных ситуаций и несчастных случаев (неотложная медицинская и правовая помощь, предоставление средств связи);
- обеспечение материально-технического состояния объектов туристской индустрии и оказание услуг гарантирующих безопасность туристов (экскурсантов);
- обеспечение сохранности имущества туристов в стране (месте) временного пребывания (в средствах размещения, во время перевозок туристов и т.д.);
- обеспечение сопровождения туристских групп (караванов) специальными службами;
- защита персональных данных туристов, охрана их чести и достоинства в стране (месте) временного пребывания;
- обеспечение квалификационной и профессиональной подготовки работников туристской индустрии;
- сертификация (аттестация) оборудования объектов туристской индустрии и туристского снаряжения на соответствие заявленным требованиям;
- техническое регулирование, обеспечения безопасности процессов производства и эксплуатации объектов туристской инфраструктуры (аттракционов и иных средств развлечения, канатных дорог, аэропортов, ж/д вокзалов и др.);
- применение специальных средств индивидуальной защиты туристов (экскурсантов) и системы оповещения в случае возникновения угрозы безопасности;
- оказание помощи пострадавшим туристам (лечение, доставка потерпевших в медицинские учреждения и др.).
Обеспечение личной безопасности туристов осуществляется туристами самостоятельно и (или) субъектами личной безопасности, а также лицами, участвующими в обеспечении личной безопасности туристов. К числу субъектов личной безопасности можно отнести Минспорттуризм России, Федеральное агентство по туризму, МЧС России, МИД России, МВД России, Федеральную службу защиты прав потребителей и обеспечения благополучия человека, а также иные органы государственной власти и местного самоуправления, в сферу полномочий (функций) которых входит оказание помощи туристам (далее также - субъекты обеспечения личной безопасности туристов).
Субъектами, участвующими в обеспечении личной безопасности туристов, являются:
а) владельцы гостиниц, а также других средств размещения;
б) владельцы средств транспорта (авиационные предприятия, эксплуатанты воздушных судов, судовладельцы, эксплуатанты космической техники и др.);
в) владельцы предприятий общественного питания;
г) владельцы средств развлечения (организаторы тотализаторов, организаторы игорных заведений и другие лица, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса);
д) владельцы объектов делового, познавательного, оздоровительного, спортивного и иного назначения (владельцы объектов культурного наследия, лица, осуществляющие культурную деятельность, культурные центры за рубежом, санаторно-курортные организации, физкультурно-спортивные объединения и организации, спортивные клубы);
е) лица, осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность;
ж) лица, предоставляющие экскурсионные услуги, гиды, гиды-переводчики и иные творческие работники;
з) операторы туристских информационных систем;
е) страховщики, страховые брокеры, страховые агенты, страховые актуарии.
Несмотря на то, что круг субъектов личной безопасности туристов широк, тем не менее, основное бремя принятия решения о совершении туристической поездки или отказе от нее в конечном итоге лежит не органах власти или на организаторах путешествий, а на самом туристе. Поэтому знание общих основ безопасности жизнедеятельности, четкое следование инструкциям (рекомендациям) по соблюдению мер личной безопасности, здравый смысл, разумное и осмотрительное поведение в незнакомой среде позволяют туристу значительно снизить риск причинения вреда его жизни и здоровью, а также сохранить в целости свое имущество. Турист также несет ответственность за обеспечения личной безопасности сопровождающих его несовершеннолетних граждан.
При применении субъектами личной безопасности, а также самим туристом соответствующих мер безопасности должны учитываться факторы и условия (или их совокупность), которые оказывают значительное влияние на эффективность таких мер. К этим факторам и условиям относятся:
- особенности цели и вида путешествия (деловой туризм, экстремальный туризм, лечебно-оздоровительный туризм и др.);
- уровень качества и безопасности оказываемых туристу услуг, в том числе особенности организации путешествий с использованием различных видов транспорта;
- продолжительность путешествия (необходимость акклиматизации, адаптации организма туриста к новым условиям, психологическая совместимость участников туристской группы и т.д.);
- природная среда и географический ландшафт страны (места) временного пребывания (городская, сельская, морская, горная, пустынная местность и т.д.);
- санитарно-эпидемиологическая обстановка и гидрометеорологические особенности страны (места) временного пребывания (экваториальный, тропический, умеренный, и полярный тип, континентальный, морской, высокогорный, солярный климат, качество воды и пищи, наличие специфических животных и насекомых и др.);
- социально-культурная, религиозная и этнографическая среда (язык, культурные, этические традиции и обычаи местного населения);
- состояние законности и правопорядка в стране (месте) временного пребывания, уровень «туристского сознания» местного населения;
- уровень культуры личной безопасности и правовой культуры туристов.
1.2.Направления совершенствования законодательства в области обеспечения личной безопасности туристов
В Российской Федерации проблемы эффективности защиты прав и законных интересов российских туристов, а также правового обеспечения их личной безопасности особенно остро встали после 15 ноября 2010 года, когда оказался неплатежеспособным один из крупнейших российских туроператоров («Капитал-тур»). В результате пострадало более 8000 туристов, оплативших свои поездки в период до февраля 2011 года, 2718 из них находились за рубежом и для оказания им неотложной оперативной помощи потребовалось привлечение значительных сил и средств не только федеральных органов исполнительной власти в сфере туризма и консульских учреждений Российской Федерации за рубежом, а также профессионального туристского, страхового и транспортного сообщества. На февраль 2011 года общая задолженность «Капитал тур» перед туристами составляет более 326 млн. рублей, в страховую компанию поступили обращения граждан на сумму около 150 млн. рублей.
Информация о работе Государственная политика в области обеспечения безопасности туризма