Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:48, реферат
Для активизации процесса развития туризма, по-моему, необходимо кардинальное изменение региональной политики в сфере туризма.
Таким образом, на сегодняшний день статистическое наблюдение организовано за туристическими организациями и средствами размещения, которые входят в туризм полностью. Но этой информации явно недостаточно. Так как рассчитать их вклад можно только на основании построения сателлитных счетов туризма, которые дают сводную оценку сектора «Туризм». Построение на систематической основе сателлитных счетов туризма, как отмечено в Федеральной целевой программе «Развитие статистики на 2007-2011 годы» является конечной целью совершенствования статистки туризма. Первый этап – это создание системы статистических показателей, обеспечивающих комплексную характеристику развития туризма - выполнен и система доведена до регионов в марте 2007г.
Основная трудность при расчетах сателлитных счетов туризма заключается в том, что большая часть необходимой информации по федеральному государственному статистическому наблюдению рассредоточена по разным отраслям статистики и не разрабатывается в нужном аспекте, а также необходимость получения ведомственной информации по республике, (проведения различного рода обследований домашних хозяйств и непосредственно туристов об их расходах).
О том, что этот вопрос рассчитан на длительную перспективу, свидетельствует разработанная в 2006г. Росстатом «Система статистических показателей, комплексно характеризующих деятельность в сфере туризма, отвечающая международным стандартам в этой области». Согласно данной системе основные индикаторы развития туризма, как доля туристского ВРП в общем объеме ВРП, туристский ВРП, дополнительные показатели, необходимые для рассчетов намечаются рассчитывать в перспективе. В целом доля перспективных показателей Системы составляет около 32%.
Следующей проблемой остается обеспечение полноты сбора и объективности выходной статистической информации. Туристической деятельностью в республике, в основном, занимаются субъекты малого предпринимательства. Так, из 145 объектов, отобранных для обследования по ф.1-турфирма, 97% приходилось на субъекты малого предпринимательства. Для этих типов хозяйствующих субъектов характерна значительная подвижность, непостоянство видов экономической деятельности, что ведет к возврату статистического инструментария в связи с отсутствием указанного адресата, а также к незаполненным отчетам, ввиду прекращения туристической деятельности. По итогам за 2006г. из числа отобранных хозяйствующих лиц статистическую отчетность представили 18%, из которых 83% применяли упрощенную систему налогообложения. В целях обеспечения полноты охвата федеральным статистическим наблюдением по ф.1-турфирма и ф.1-КСР, Бурятстат постоянно взаимодействует с Республиканским агентством по туризму, которое ежегодно предоставляет реестр действующих организаций туризма, а также организаций, имеющих коллективные средства размещения. В качестве повышения отчетной дисциплины малыми предприятиями желательно было бы пересмотреть срок представления статистической отчетности по ф.1-турфирма с 20 апреля на срок не позднее 1 апреля, т.е. вместе с годовой бухгалтерской отчетностью.
Одной из причин непредставления статистической отчетности явилось отсутствие необходимой информации для заполнения показателей ф.1-турфирма у территориально-обособленных подразделений туроператоров, головные организации которых находятся на территории других регионов России. На территории республики осуществляет деятельность один филиал туроператора, головная организация которого находится в г.Москве. В связи с централизацией бухгалтерского учета, данное обособленное подразделение не имеет возможности заполнить сведения по форме по всем разделам. В целях полноты учета деятельности туристических фирм в регионе, не являющихся юридическими лицами, целесообразно изменить порядок заполнения отчета по ф.1-турфирма, чтобы отчет представлялся туроператором (юридическим лицом) по каждому подразделению, находящемуся на территории другого региона, для последующего представления последними в органы государственной статистики по месту нахождения и осуществления деятельности.
Получение значительного
Таким образом, для
отслеживания положения в создании и развитии
туристских особых экономических зон
необходимо:
- ввести
федеральное государственное
статистическое наблюдение за
деятельностью особых
- разработать
Методику оценки вклада
- ввести
мониторинг за количеством
В
целях обеспечения полноты
В условиях создания особой
экономической зоны туристско-
3.2. Перспективы и проблемы развития туристско-рекреационного комплекса Байкальского региона |
В статье отмечается важная роль туристско–рекреационного комплекса страны (в т.ч. Байкальского региона) в повышении качества жизни россиян. Показано, что в целях доступности рекреационных услуг необходимо государственное регулирование ценовой политики естественных монополий. Стимулирование развития внутреннего рынка туристско-рекреационных услуг, должно стать одним из направлений антикризисной политики государства |
Ключевые слова: туристско-рекреационный комплекс, Байкальский регион, устойчивое развитие, здоровье нации,государственное регулирование |
В настоящее время, проблема мирового кризиса все еще находится в центре внимания всего человечества. Высказываются самые различные мнения как о его особенностях и признаках, так и о его последствиях. Не совсем ясны критерии выхода из кризиса. Если учитывать только темп роста ВВП, уровень инфляции, биржевой индекс, банковскую ликвидность или даже рост реальных доходов и снижение безработицы, главное внимание следует обратить на оперативные, текущие меры — увеличение оборонного заказа, снижение курса рубля, покупку государством проблемных активов, кредитование банков, дотации и т.д. Для оценки устойчивого развития экономики ряд европейских стран и США, наряду с показателями экономического развития, рационального ведения хозяйства и социальной справедливости используют, в частности, такие показатели как улучшение здоровья населения и качество окружающей среды (снижение заболеваемости и смертности, сокращение выпуска токсичных материалов, воздействующих на человека, сокращение численности населения, проживающего на территориях с низкими стандартами чистоты воздуха и воды). Практически для любого региона России найдутся убедительные данные о тревожном состоянии доровья населения. В последние 25–30 лет прогрессируют социально зависимые и профессионально обусловленные дефекты здоровья (социально-экологическое утомление и переутомление, стрессогенные заболевания) с мощным «психоэмоциональным шлейфом». Тема создания массовой рациональной системы оздоровления с выходом на индивидуальное самосознание, на здоровый образ жизни, на формирование экономической ценности здоровья, на систему эффективного применения здоровьесберегающих технологий длительно находилась без внимания государственной политики, что в конечном итоге приводило к немалым затратам государства. Теперь перед государством стоит вопрос: дать своим гражданам лучшие условия жизни (в т.ч. экологические) или расходовать все большие средства на физически и морально нездоровых людей. В этой связи необходимо отметить огромное значение туристско-рекреационного комплекса страны, который должен выполнять важные функции восстановления здоровья населения, экологического, социального воспитания и просвещения. Тенденции в состоянии здоровья людей заставили также остро поставить вопрос об охране природы. Решение этих проблем предусматривает анализ широкого круга вопросов: оценку туристско-рекреационных ресурсов; оценку экологичности технологий обслуживания туристов — рекреантов; формулирование требований к рекреационной среде; конструирование рекреационной среды с заданными свойствами и ее охрану; совершенствование туристской деятельности и разработку экологически эффективных программ отдыха и восстановления здоровья и духовных сил. В контексте поиска радикальных методов выхода из кризисной ситуации, звучит и заявление мировой туристской общественности. После международной конференции, посвященной стабилизации экономики в условиях кризиса, на которой присутствовали мировые лидеры, Всемирная туристическая организация (UNWTO) опубликовала меморандум, в котором говорится, что поддержка туризма со стороны государства свидетельствует о дальновидности государственных чиновников и ответственных лиц, что в настоящий момент туризм является одним из главных механизмов оживления экономики. Туризм — один из немногих секторов, позволяющих странам с развивающейся экономикой повысить занятость населения, привлечь инвестиции и обеспечить условия для экономического роста. «Сейчас наша задача — выжить в штормовых условиях», — заявил генеральный секретарь UNWTO Джеффри Липмэн. По его мнению, глобальная рецессия стимулировала международный туризм, который способен редуцировать влияние общего экономического спада. «Преодолевая кризис, мы неизбежно меняемся. И тот, кто разделяет нашу позицию, изменится в лучшую сторону», заключает Липмэн *. В решении задач выхода из кризисной ситуации и в реализации идеи сбалансированного эколого-экономического развития, повышения уровня и качества жизни населения, туристско-рекреационному комплексу Байкальского региона определена важная роль. С учетом все большей экономической и политической открытости России, значение таких регионов усиливается и на международном уровне. Возникают задачи сохранения уникальных экосистем, культурных и природных ресурсов для всего человечества. Уникальность, неповторимость озера Байкал обусловлена рядом сугубо естественных природных его качеств. С 1996 г. озеро включено в перечень природного наследия ЮНЕСКО по максимальному числу критериев. Территория включает гигантский (около 8.8 млн га) ареал, состоящий из «ядра» — самого озера Байкал, феномена подлинно глобального масштаба (акватория 3,15 млн га), а также из окружающей его прибрежной зоны. Около половины всей площади прибрежной зоны занято особо охраняемыми территориями, включающими 3 заповедника (Баргузинский, Байкальский и Байкало-Ленский), 2 национальных парка (Прибайкальский и Забайкальский), а также несколько заказников, из них — 2 федеральных (Фролихинский и Кабанский), которые вместе исполняют вокруг озера защитную функцию. Байкал обладает особой энергетикой и это чувствует каждый, кто приходит на его берега. Уфологи считают Байкал местом, которое посещали инопланетные корабли. Сюда стремятся сторонники этих теорий, совершаются экспедиции, паломничества, медитации. Глава буддистов мира, Далай-лама ХХIV, неоднократно посещавший Россию и Бурятию, высказал точку зрения, в соответствии с которой возрождение человеческой цивилизации, освобождение ее от пут пороков и заблуждений, и появлении новой цивилизации должно начаться с Байкала. Во второй половине ХХ в. люди достаточно быстро осознали, что природные ресурсы практически не подлежат восполнению, и требуется вложить колоссальные средства на сохранение окружающей среды после ее чрезмерной эксплуатации. Ряд европейских туристских держав стали говорить о том, что они являются странами цивилизованного, следовательно, дорогого туризма, поскольку сохранение и восстановление экологии требует больших средств. В Глобальном этическом кодексе туризма, принятом ВТО в 1999 г., целая глава посвящена вопросам бережного отношения к природным туристским ресурсам: «...при условии соблюдения определенного ряда принципов и правил, ответственный и устойчивый туризм вполне совместим с возрастающей либерализацией условий, которые регулируют торговлю услугами и на основе которых действуют предприятия туристского сектора, и что в этой области можно примирить экономику и экологию, окружающую среду и развитие, открытость для международных обменов и защиту социальной и культурной самобытности» *. Озеро Байкал держит мировое «первенство» по целому ряду важнейших параметров: это глубочайшее в мире озеро (средняя глубина — 730 м, максимальная отметка — 1637 м), это один из крупнейших по своим размерам пресноводных водоемов планеты (23,6 тыс. куб. км — более 20% мировых запасов пресных вод). Здесь территория обитания большого числа видов-эндемиков (70–80% из 2630 видов). Байкал славится своими красотами и природными памятниками. Это объект, привлекающий к себе туристов из всех уголков страны и из-за рубежа. Это один из самых популярных во всей России районов экологического туризма. Государство, в предкризисные годы, начало разработку программ по развитию спорта, туризма и рекреационно-оздоровительных учреждений. В стране были созданы особые экономические зоны туристско-рекреационного типа, в которых уделяется большое внимание и содействие развитию оздоровительной инфраструктуры. Постановлениями Правительства РФ от 03.02.2007 №№67–73 созданы особые экономические зоны туристско-рекреационного типа в Калининградской области, Краснодарском крае, Ставропольском крае, Алтайском крае, Республике Алтай, Республике Бурятия, Иркутской области. Последние две экономические зоны иллюстрируют новые положительные тенденции в развитии туристко-рекреационного комплекса Байкальского региона и используют его рекреационно-оздоровительные ресурсы. Следует рассмотреть и другие новые тенденции, касающиеся небольших курортных зон местного уровня. Новое лесное законодательство (Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ) во многом изменило принципы и параметры разрешенного использования лесов. Следует отметить, что в настоящее время количество малоизмененных природных лесных комплексов сократилось, но одновременно с этим возросла их ценность. К сожалению, в последние годы вопросы рекреации в лесах и ее правового регулирования ставились неоднократно, признавалась необходимость их специального регулирования, однако решены они полностью не были. Подробного законодательного регулирования федеральными органами данный вид лесопользования не получил, но и не признавать рекреационного использования лесов в настоящее время уже просто невозможно. Что касается Байкальского региона, не исключается вариант зонирования территории для промышленного и туристского использования, что фактически уже и происходит, но требует дальнейшего научного исследования и законодательного закрепления. Определенные шаги в этом направлении делаются. Принят Федеральный Закон «Об охране озера Байкал», региональные законы о туризме, выполнен ряд международных и отечественных программ по оценке туристского потенциала Байкальского региона. Важной особенностью современного этапа развития туризма и изменения его организационных форм является проникновение в туристский бизнес транспортных, торговых, промышленных банковских, страховых и других компаний, на которые можно и нужно возлагать ответственность за рациональное и безопасное использование одного из главных видов ресурсов Байкальского региона — рекреационных. Восстановление и сохранение памятников природы и объектов культурного наследия должно стать одной из приоритетных задач для органов власти всех уровней и инвестиций в сферу туризма и рекреации. «Поиск сущностей регионального развития может осуществляться на поле не только наблюдаемых, но и реально измеримых величин. При выборе цели регионального развития, в качестве базиса, в т.ч. критериального, может быть выбран только человек. Выбор экономического, либо усредненного по региональному социуму базиса является ложным и, в конечном итоге, приводит к невыполнению целевых установок. Источником развития региона является человек. Иные общепринятые источники (потенциалы, ресурсы) приобретают свою созидательную ценность только через деятельность человека...» * Жизнедеятельность человека имеет две полярные формы. Одна из них связана с затратами производительных сил (сфера производственной деятельности, производство благ, рабочее время), другая — с их восстановлением и развитием (сфера быта, потребление благ, нерабочее время). Диалектическое единство этих двух полярных форм жизнедеятельности заключается в том, что без восстановления и развития сил (рекреации) не может быть и их затрат. На протяжении всей биологической эволюции человек развивался как физически высокоактивный организм, поэтому он не мог не «научиться» быстро и эффектно восполнять израсходованную энергию: относительно кратковременный покой (менее 30% от времени суток) и небольшое количество пищи (0,75% от собственного веса — суточный рацион) полностью восстанавливают физические силы человека. Интеллектуализация труда современного времени и повышение психоэмоциональных нагрузок, диктуют свои требования к рекреации, которая должна обеспечить эмоциональную и психофизическую «надежность», «устойчивость» человека в процессе труда. Последнее наиболее эффективно достигается не отключением от окружающей обстановки, а ее сменой, не изоляцией от источников информации, а сменой характера информации, не эмоциональной и интеллектуальной «спячкой», а сменой впечатлений. Механизмы этого кроются в особенности центральной нервной системы человека. Несмотря на резкое изменение характера затрат сил, характер их восстановления практически не изменился: отдых, по-прежнему, у абсолютного большинства нашего населения ассоциируется с физическим покоем и обильным питанием, т.е. реализуются потребности, прямо противоположные действительным рекреационным потребностям современного человека. Кроме того, нервное напряжение в отличие от физического сопровождает человека не только в сфере производства, но и в быту, где оно зачастую бывает выше производственного. Человек всегда стремился к экономному расходованию своей физической энергии, чего нельзя сказать о расходовании им нервных сил. Можно назвать десятки других причин «непроизводительной» траты нервных сил. Вольно или невольно, но современный человек оказывается в состоянии значительного нервного напряжения в течение всего периода бодрствования. И бессмысленно пытаться довести трату нервных сил до современного уровня траты физических, но вместе с тем снижение нерациональных затрат до возможного минимума имеет большой социальный и экономический смысл. Поэтому главную ставку нужно делать на увеличение доли рекреационного времени, повышая или выявляя рекреационную функцию всякой деятельности. Иными словами, целесообразно поставить цель: превратить в рекреационное время весь массив нерабочего времени. Рассмотренные выше подходы крайне важно учитывать при конструировании содержания туристских путешествий, особенно с целью экологического туризма. «Экологический туризм в отличие от коммерческого туризма имеет рекреационную основу, должен быть организован как высокоэффективный рекреационный процесс, максимизирующий не столько коммерческую эффективность, сколько уровень воспроизводства живых сил человека в условиях экологически чистой среды» *. В период экономического кризиса, снижение активности на рынке выездного туризма создает дополнительные возможности для роста путешествий именно внутри страны. Но многие регионы России, обладая значительными туристско-рекреационными ресурсами, пока не в состоянии обеспечить существенное увеличение туристического потока по самым разным причинам — от отсутствия качественного туристического продукта до неэффективного маркетинга территории. Однако местные власти не всегда и в полной мере, имеют практические механизмы управления экономическими и социальными процессами в регионе. Главная проблема внутреннего туризма России — цены на услуги в туристической отрасли, в частности высокие тарифы на проезд. Россия большая страна, и у многих наших соотечественников посещение туристических мест, скажем в Сибири, на Дальнем Востоке, вызывает затруднения. Авиаперелеты регулярными рейсами до Владивостока или в район Байкала крайне дороги и доступны далеко не всем, а система чартерных рейсов пока развита недостаточно. Именно поэтому внутренний туризм носит во многом локальный характер. Кроме транспортной доступности мест отдыха проблемой являются высокие цены на энергоносители и в целом на услуги ЖКХ, которые составляют весомую часть стоимости гостиничных услуг. Туристический сезон в России не такой долгий, как в других странах, а содержать объекты туристско-рекреационного комплекса требуется круглый год. Нужны реальные шаги для развития внутреннего туризма. И тут на первое место выходит экономический фактор: большие туроператоры в развитии внутреннего туризма не заинтересованы, а мелкой туристической фирме вести свою деятельность на этом поприще легально не представляется возможным, так как законы обязывают внести залоговый депозит. Несмотря на наши огромные возможности, несовершенство законодательной базы во многом тормозит развитие внутреннего туризма. Вторым сдерживающим фактором является неприятие местного населения: для нас турист из-за рубежа — это кошелек туго набитый деньгами, и сломать этот стереотип очень сложно. Но потенциал внутреннего и въездного российского туризма огромен, и сейчас использован далеко не полностью. Мы находимся только в начале пути построения современной туристической инфраструктуры. Залог успеха — в тесном взаимодействии государства, регионов и туристского бизнеса *. О положительном влиянии внутреннего рынка на национальную экономику говорят примеры из отечественной истории. Так, если в США в период Великой депрессии, объем производства сократился на 1/3, то в это же время в СССР ежегодный экономический рост составлял 10–15%. В послевоенный же период удвоение промышленного производства в СССР было осуществлено за 8 лет, в то время как в США — за 18 лет, а в Англии — за 22 года. Это обстоятельство объясняется тем, что СССР, в своем развитии опирался, прежде всего, на внутренний рынок в отличие от нынешней России, которая опирается в первую очередь на мировой рынок. Сразу же оговоримся: когда речь идет о развитии внутреннего рынка в России, то речь не идет о полном отказе от экспортной политики. Речь идет в данном случае о разумном подходе к этой проблеме, а также о том, что и в условиях открытой экономики необходимо развивать внутренний рынок, если мы хотим в будущем избежать подобных кризисных явлений. Объективно внутренний рынок России, как в условиях командной, так и рыночной экономики, является достаточно емким *. Несмотря на существующие проблемы, в Байкальском регионе идет последовательная работа по формированию современного туристско-рекреационного комплекса. Эффективность этой работы была бы гораздо выше при своевременном государственном урегулировании вышеизложенных проблем. В рамках Дней республики Бурятия, на заседании Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму, в выступлении директора Департамента Минспорттуризма России Н.А.Назиной отмечалось, что Бурятия последовательно проводит работу, направленную на формирование конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса на востоке России. Заместитель руководителя Федерального агентства по управлению ОЭЗ Д.В.Федоткин сообщил, что Бурятия осуществляет все запланированные мероприятия по созданию ТР ОЭЗ «Байкальская гавань», и что в условиях дефицита бюджетных средств, принято решение далее финансировать эту программу на 2,65 млрд рублей. В выступлении президента Российского союза туриндустрии С.П. Шпилько отмечен положительный опыт Бурятии по применению понижающего коэффициента ЕНВД для малых гостиниц. Заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Г.П. Пилипенко подчеркнул, что в условиях кризиса, ожидается переориентация с зарубежных поездок на путешествия внутри страны. И Бурятия имеет хорошие шансы стать центром притяжения для этих туристов, поскольку в регионе кроме Байкала есть минеральные и термальные источники, горы, прекрасные этнокультурные ресурсы *. Продвижение турпродуктов — дорогостоящий рыночный механизм, эффективность которого в настоящее время возможна лишь с помощью государственно-частного партнерства при ведущей роли государства. Эти механизмы должны функционировать на постоянной основе, а не эпизодически, что, к сожалению, имеет место в современной отечественной практике. Экономия на продвижении турпродуктов на внешние и внутренние рынки зачастую оборачивается существенными экономическими потерями, вызванными сокращением доходов от туризма и рекреации, поступающих в бюджеты всех уровней, и снижением инвестиционной активности из-за увеличивающихся сроков окупаемости капитальных вложений, направляемых в развитие туристско-рекреационной инфраструктуры. Осторожный оптимизм выражают специалисты в связи с поручением Президента России Д.А. Медведева соответствующим государственным структурам определить механизмы, направленные на развитие внутреннего туризма, повышение его доступности для школьников, студентов, пожилых граждан, обеспечение информационной поддержки развития внутреннего туризма с целью, в частности, антикризисного регулирования этой сферы. |
3.3 Разработка предложений развитие туристских центров и зон туризма.
На территории Республики Бурятия сформировано и формируется несколько туристских центров и зон туризма. Отличительными особенностями зон туризма от туристских центров является то, что последние являются не только местами посещения туристов, но и местами, где существует профессиональная туристская среда, и откуда формируются туры по периферии республики, в то время как зоны туризма эту роль не выполняют.
Основными типами туристских центров на территории республики в данное время являются следующие типы:
городские центры туризма, располагающие развитой материальной базой и инфраструктурой туризма, достопримечательностями, объектами культуры и спорта, досуга и развлечений, а также профессиональными туристскими организациями, организующими прием и обслуживание. К данному типу центров относятся г.г. Улан-Удэ, Северобайкальск, Кяхта;
сельские центры туризма, располагающие дифференцированно развитой материальной базой туризма, в основном состоящей из туристских баз, баз отдыха и санаториев, а также альтернативными средствами размещения в частном секторе. Сельские центры, как правило, не располагают развитой инфраструктурой, достаточным количеством объектов культуры и спорта, отдыха, досуга и развлечений, а также кадровой базой. К данному типу центров относятся с.с. Аршан, Усть-Баргузин, Гремячинск, Горячинск, Максимиха, Иволга и другие;
Основными типами зон туризма являются следующие типы:
В соответствии
со складывающимися в этих центрах
и зонах ситуациями, применяется
дифференцированный подход в вопросах
использования и развития данных
территорий, определяемый на основании
отдельных исследований.
Все действующие и перспективные центры
и зоны включаются в
Генеральный план развития
туризма и Генеральную
Схему размещения объектов
и инфраструктуры туризма, их развитие
осуществляется в соответствии с Генеральным
планом на основе локальных архитектурных
проектов и менеджмент-планов. Разработке
архитектурных проектов и менеджмент-планов
предшествуют исследования туристского
потенциала данных центров и зон, включающие
оценку пределов допустимых рекреационных
нагрузок, оценку привлекательности и
доступности, а также изыскательские работы.
До утверждения проектов и планов в установленном
порядке, строительство новых и расширение
действующих объектов туризма приостанавливается.
Последовательность и порядок развития
туристских центров и зон туризма определяется
в Генеральном плане развития туризма
по результатам маркетинговых исследований
и данных статистики о посещаемости. При
этом используется принцип первоочередного
освоения наиболее перспективных, т.е.
располагающих лучшими ресурсами, удобно
расположенных и доступных, посещаемых
центров и зон, освоение менее перспективных
центров и зон осуществляется во вторую
очередь. По мере развития сети центров
и зон, создаются условия для перераспределения
туристского потока из более нагруженных
на менее нагруженные центры и зоны, за
счет чего достигается более равномерное
распределение туристского потока на
территории республики, и соответствующее
распределение выгод от развития туризма.
В случаях изменения рыночной конъюнктуры
и появления повышенного спроса на туристские
центры и зоны туризма, ранее признанные
менее перспективными, в Генеральный план
вносятся коррективы при условии наличия
достаточных финансовых и материальных
ресурсов, необходимых для развития этих
территорий.
Управление деятельностью туристских
центров и зон туризма, не имеющих статуса
особо охраняемых природных территорий,
осуществляется муниципальными образованиями,
а также специально созданными для этой
цели структурными подразделениями. Управление
центрами и зонами, вошедшими в состав
особо охраняемых природных территорий,
осуществляется дирекциями данных территорий.
Развитие материальной базы и инфраструктуры туризма.
Развитие материальной
базы и инфраструктуры туризма осуществляется
с целью повышения качества услуг
и увеличения объемов обслуживания.
В туристских центрах, зонах туризма
и в границах особо охраняемых
природных территорий развитие материальной
базы и инфраструктуры туризма осуществляется
в соответствии с Генеральным
Планом развития туризма и Генеральной
Схемой размещения объектов и инфраструктуры
туризма. Развитие инфраструктуры за границами
данных туристских центров, зон туризма
и территорий осуществляется в соответствии
с отраслевыми и муниципальными планами
и программами. Развитие всей
инфраструктуры республики осуществляется
с учетом интересов развития туристско-рекреационного
комплекса. Этот принцип используется
при разработке и выполнении проектов
и программ, предусматривающих строительство
и модернизацию объектов тепло - электроэнергетики,
газоснабжения, водоснабжения, канализации
и утилизации отходов, телекоммуникации,
дорожной инфраструктуры. Они проходят
оценку экспертной группы Межведомственного
совета по туризму и корректируются в
соответствии с рекомендациями совета.
Все заявки на перспективное строительство,
а также проекты строительства и инвестиционные
проекты, проходят оценку экспертной группы
при Межведомственном совете по туризму
на предмет их соответствия Генеральному
Плану развития туризма, Генеральной Схеме
развития материальной базы и инфраструктуры
туризма, а также соответствия ведомственным
требованиям, и утверждаются Межведомственным
советом, который выдает разрешение на
реализацию проектов. Проекты,
не утвержденные Межведомственным
советом по туризму,
не подлежат реализации.
В Республике Бурятия действует порядок,
предусматривающий последовательное
прохождение процедуры по подготовке
и реализации проектов, включающий этапы
разработки заявок с их предварительным
обоснованием, резервирование и отвод
земельных участков, определение источников
финансирования, строительство и ввод
в эксплуатацию, а также порядок, определяющий
сроки прохождения данных этапов. Данный
порядок является общим, в то же время
по отдельным проектам, отличающимся повышенной
сложностью и (или) требующим больших капвложений
и затрат времени, могут устанавливаться
более длительные сроки. Для отбора проектов,
финансируемых за счет государственных,
муниципальных кредитов и (или) под гарантии
государства, а также фонда развития туризма,
комиссией по развитию материальной базы
и инфраструктуры туризма организуются
конкурсы.
Проекты, претендующие на получение государственных,
муниципальных кредитов и (или) гарантий,
а также кредитов фонда развития туризма
и прошедшие конкурсный отбор, включаются
в План инвестиционных проектов туризма,
финансируемых за счет бюджетов и фонда
развития туризма. Их финансирование осуществляется
в соответствии с договорами и очередностью
финансирования. Межведомственный совет
по туризму обладает исключительным правом
изменения очередности финансирования
в отдельных случаях, когда по результатам
маркетинговых исследований выявляется
особая необходимость строительства объектов,
продиктованная конъюнктурными условиями,
делающими реализацию данных проектов
более выгодными для экономики и социальной
сферы республики по сравнению с другими
проектами.
Межведомственный совет по туризму ведет
рейтинг представленных на его рассмотрение
заявок и проектов, а также постоянный
мониторинг успешности выполнения проектов.
Места в рейтинге распределяются с учетом
всех потенциальных материальных и нематериальных
выгод, прежде всего, для интересов республики
и ее жителей, и определяются на основании
анализа бизнес-планов. Рейтинг используется
при решении вопросов включения проектов
в План инвестиционных проектов, а также
вопросов отвода земельных участков, выделяемых
на конкурсной основе.
Преимуществами при распределении мест
в рейтинге обладают проекты, приносящие
наибольшие выгоды, при проектировании
которых учтена конъюнктура рынка и его
тенденции, специфика природного комплекса
Байкальской природной территории и экологические
ограничения, а также использованы современные
технологии и подходы.
Наиболее перспективными объектами размещения
туристов на период действия Концепции
признаются объекты с малым и средним количеством
мест, соответствующие классу 2-3 звезды,
с развитой материальной базой, позволяющей
реализовывать большой перечень разнообразных
услуг высокого качества.
Привлечение внешних и внутренних инвестиций
осуществляется по
отдельному плану, выполнение которого
осуществляется за счет средств бюджета
через республиканскую систему маркетинга,
формирующую и продвигающую предложения
республики по нескольким позициям, в
том числе: предложения по участию в инвестиционных
проектах, предложения по конкурсам земельных
участков под строительство, предложения
по кредитованию. Система маркетинга взаимодействует
по этой линии с российским и международным
финансовыми рынками и обеспечивает обмен
информацией об условиях участия в проектах
и получения кредитов, а также рекламирует
Республику Бурятия в качестве региона,
перспективного для развития туризма
и инвестиций.
Информация о работе Формирование стратегии развития туристско - рекреационного комплекса региона