Ялуторовск
бережно хранит память о пребывании
ссыльных декабристов, участников польских
восстаний. Памятниками федерального
значения являются мемориальные дома
декабристов М.И. Муравьева-Апостола
и И.Д. Якушкина (основа музейного
комплекса), школа для девочек (первая
в Сибири), открытая по инициативе декабристов,
где преподавал И.Д. Якушкин. Под охраной
государства находится могила декабриста
А.В. Ентальцева с памятным надгробием
на старом городском кладбище, которой
тоже присвоен статус объекта федерального
значения. Рядом установлен памятник другому
декабристу, умершему в сибирской ссылке,
- В.И. Враницкому.
Находится под
охраной и еще один объект, тесно
связанный с историей города, - роща
Декабристов. Это не только очень красивый
природный комплекс на территории города
(естественная березовая роща), но и место,
где любили бывать декабристы, проводя
свой досуг и научные наблюдения. Значительный,
хотя и не в полной мере используемый,
потенциал имеет ближайшее окружение
Ялуторовска с источниками минеральных
вод типа Ессентуки, с интересными природными
достопримечательностями (район озера
Сингуль), с археологическими памятниками,
старинными сельскими поселениями, русскими
и татарскими [69].
Ингальская
долина (междуречье Тобола и Исети)
- одно из наиболее перспективных мест
в Тюменской области для археологических
исследований, где сосредоточены сотни
археологических памятников нескольких
эпох - поселения и погребальные комплексы
от неолита до позднего средневековья.
По мнению ведущих археологов региона
на территории долины, являвшееся частью
знаменитой "Страны городов", включавшей
в себя сотни крупных и малых поселений
от Аркаима до р. Тобол "отметились"
и представители арийских племен, переселявшихся
в Европу и племена представлявшие саргатско-сарматскую
культуру. На могильнике Бузан учеными-археологами
Института проблем освоения Севера Сибирского
отделения РАН найдена лодка-долбленка,
датируемая 3190-60 гг. до н.э.
Большое количество
экспонатов так называемой "Сибирской коллекции Петра
Первого", хранившейся сейчас в Эрмитаже
было собрано, а точнее выкопано по личному
приказу великого российского императора
в этих местах бывшей Тобольской губернии
и доставлено затем в Петербург [69].
Село Покровское
- родина Григория Распутина - имеет почти
столь же почтенный возраст, как и сам
Тобольский Тракт, по которому в свое время
прошагало немало каторжников. За околицей
села стоял дом - пересыльный пункт. Через
этот “Покровский постой” прошли в свое
время А.Н. Радищев, Ф.М. Достоевский, многие
декабристы.
Сейчас в
селе находится частный музей, посвящённый
другу последней императорской
семьи Григорию Распутину. Распутин
- личность неординарная, необыкновенная,
окруженная множеством мифов и легенд,
интерес к нему был всегда огромен, причем независимо
от социального происхождения людей. Музей
располагается в двухэтажном доме крестьянина
Ильи Арсёнова. Он современник Распутина,
стены его дома помнят этого человека.
Сам Григорий Ефимович жил, напротив, через
дорогу.
В основу экспозиции музея легли личные
вещи семьи Распутиных, подлинные фотографии
Григория Ефимовича и его семьи с дарственными
надписями, личные записки Распутина.
Кроме того, в музее находятся копии документов,
хранящихся в различных архивах России,
и обширный печатный материал о Распутине,
изданный на разных языках мира. В августе
2005 года Тюменскую область и село Покровское
посетила правнучка Григория Распутина
- Лоранс Ио (Соловьефф), проживающая ныне
под Парижем [66].
Серьезным стимулом для
дальнейшего развития в регионе туризма, прежде всего делового,
станет и открытие специализированного
экспоцентра в Тюмени для того, чтобы в
областном центре регулярно проводились
экспозиции и выставки, связанные с добычей
углеводородов, нефтегазовым оборудованием
и технологиями. Тем для подобных выставок,
способных собрать большое число российских
и зарубежных предприятий, очень много:
добыча нефти и газа, сейсмика, геофизика,
транспортировка, переработка, бурение,
нефтегазохимия. И этот потенциал должен
быть использован в полной мере.
2.2 Основные методологические
подходы к разработке программ
формирования туристско-рекреационного
комплекса России
Процесс становления
в нашей стране экономики социально
ориентированного рыночного типа, наблюдающийся
в России рост доходов и потребления населения способствуют
во многом серьезным изменениям в структуре
национального хозяйства и появлению
в нем тех комплексов, отраслевых и межотраслевых
образований, которые прямо связаны с
трансформацией российского общества
и государства. К числу таких комплексов
и образований в отечественной экономике
относится туристско-рекреационный комплекс
национальной экономики - ТРК.
При этом под
ТРК национальной экономики следует
понимать совокупность видов экономической
деятельности в стране и отдельных
ее территорий, призванных обеспечить
условия для отдыха, и лечения. В состав
ТРК национальной экономики включаются
ТРК регионов страны и входящие в их состав
отдельные туристско-рекреационные зоны
- ТРЗ [34. C.84].
Анализ современных
тенденций отечественного туризма и рекреации показывает,
что уровень развития национального ТРК
характеризуется как очень низкий, что
не отвечает туристско-рекреационному
потенциалу страны. При наличии в России
мощнейших туристско-рекреационных ресурсов
имеются все предпосылки для становления
ТРК не просто как декларативно приоритетной
сферы экономики, а как межотраслевого
комплекса, реально дающего экономике
страны социальные, экономические, политические
дивиденды и выгоды. В настоящее время
потребность создания ТРК как составной
части национальной экономики страны
вызывает необходимость изменить концептуальный
подход к практике формирования этого
комплекса [35. C.66].
Знания о
выявленных тенденциях развития и особенностях
функционирования туризма и рекреации
в России служат основой для разработки системы
научно обоснованных предложений по туристско-рекреационному
освоению территории нашей страны и ее
регионов. Отправным моментом при этом
является выработка Концепции развития
ТРК национальной экономики.
Разработка
концепции создания, функционирования и развития
ТРК национальной экономики и его составляющих
должна включать следующие виды работ:
определение места, размеров и границ территорий, отводимых под ТРК;
выявление основных принципов создания, формирования, функционирования и развития ТРК и входящих в его состав подразделений;
обоснование критериев выявления системы приоритетов в развитии хозяйства ТРК и его составляющих;
выявление общих принципов и особенностей создания и формирования органов управления ТРК;
уточнение правовых основ форм и методов взаимоотношений органов управления ТРК с вышестоящими органами государственного и хозяйственного управления РФ и прилегающими к ТРК территориями;
определение и согласование содержания и особенностей налоговой, таможенной, финансовой, социальной, инвестиционной, социально-демографической, экономической, экологической, научно-технической и другой политики в рамках территорий ТРК;
решение вопросов экспортно-импортного и других направлений внешнеэкономической деятельности подразделений, расположенных на территории ТРК [43. C.67].
При этом целевая
функция данной концепции может
быть определена как: обеспечение прав
и свобод граждан страны в отдыхе,
лечении, оздоровлении и туризме; физическое
и духовное оздоровление нации; создание
рабочих мест и улучшение жизненного уровня
населения; активная генерация налогооблагаемой
базы и реально значимый доход бюджетам
всех уровней; снижение социальной напряженности,
обеспечение стабильности в обществе;
создание образа страны, благоприятного
для туризма и рекреации.
Для достижения
этих целей, на наш взгляд, следует
руководствоваться следующими положениями:
1. Туризм и
рекреация не одна отрасль,
а сложнейший межотраслевой комплекс,
требующий особого подхода к
регулированию всей совокупности
отношений, связанных с его функционированием,
включая политические, экономические,
организационные, правовые и другие аспекты.
2. Туристско-рекреационная
деятельность - не только способ
дохода бюджета, а метод привлечения
и доставки платежеспособного
клиента-потребителя в сферу туристско-рекреационной
индустрии (перевозок, размещения, питания,
аттракции и иных), работ, способствующих
потреблению услуг предприятий туристско-рекреационной
индустрии (банковских, финансовых, страховых
и иных), а также в сферу торговли.
3. Национальный туристско-рекреационный
продукт не состоит лишь из продукта деятельности
организаторов туризма и рекреации, которые
являются посредниками в этом процессе.
Это более широкое социально-экономическое
явление, в процессе которого экономические
выгоды проявляются преимущественно в
смежных отраслях хозяйства: попутных
работах, услугах и, главное, товарах, за
которые потребитель платит наличными
деньгами [16 с.94].
Гармоничное
развитие всех составляющих туристско-рекреационного
продукта с опережающим развитием доходообразующих сегментов
- центральная задача и метод организации
работы отечественного ТРК и его отдельных
подразделений.
Таким образом,
исходя из вышеизложенного, следует
сформулировать цели, на реализацию которых
должны быть направлены программы, являющиеся основой для периодического
уточнения и детализации как самой концепции,
так и разработки и реализации самих программ
развития отечественного ТРК. Эти программы
направлены на создание правовой, экономической
и организационной основы, необходимой
и достаточной для формирования современного
ТРК национальной экономики, и разрабатываются
как федеральные, так и региональные. При
этом региональные программы должны разрабатываться
с учетом концепции, федеральных программ
развития туризма и рекреации в стране,
а также международных правовых актов
в области туризма и рекреации. Следует
отметить, что региональные программы
развития ТРК национальной экономики
могут носить краткосрочный (до 3 лет),
среднесрочный (3-5 лет) и долгосрочный
(10-15 лет) характер [43. C.43].
Основными составляющими
программ развития ТРК любого уровня
должны быть обоснование ее разработки,
цели, задачи, сроки реализации, система
программных мероприятий, ресурсное
обеспечение, механизм реализации и
контроля, а также социально-экономические результаты.
При этом в
региональных программах развития ТРК
предусматривается:
создание условий для развития и обновления материально-технической базы соответствующего ТРК, в том числе посредством бюджетного инвестирования, предоставления субсидий и субвенций юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся развитием внутреннего и въездного туризма;
определение приоритетных направлений развития соответствующего ТРК (субъектов РФ, муниципальных образований и т.д.) и повышение эффективности использования существующей материально-технической базы этого комплекса;
разработка и внедрение нормативных правовых актов в области туризма и рекреации, а также их субъектов;
проведение налоговой, инвестиционной и ценовой политики, стимулирующей развитие внутреннего, социального и въездного туризма;
расширение межотраслевой и межрегиональной координации в области туризма и рекреации, а также контактов с иностранными государствами;
научное и информационное обеспечение развития ТРК;
поддержка малого и среднего предпринимательства в области туризма и рекреации;
создание условий для профессиональной подготовки и повышения квалификации работников, занимающихся обслуживанием туристов и рекреантов;
развитие всех видов туризма и рекреации [43. C44].
Порядок формирования, финансирования
и реализации региональных программ развития
ТРК, а также программ местного (муниципального)
значения устанавливается законом соответствующего
субъекта РФ.