Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:20, дипломная работа
Цель дипломной работы: является анализ туристского и рекреационного потенциала Тюменской области, а так же тенденции их развития.
Задачи дипломной работы:
1. Рассмотрение теоретико – методических подходов развития туристско – рекреационных услуг.
2. Изучение основных тенденций развития рекреации и туризма.
3. Анализ состояния туристской и рекреационной отрасли Тюменской области.
Введение
5
Глава I. Теоретико-методические подходы к формированию и развитию рынка рекреационных и туристских услуг.
6
1.1. Особенности функционирования сферы рекреационных и туристских услуг на современном этапе
6
1.2.Специфика развития различных видов рекреационной деятельности
11
1.3. Формирование рынка рекреационных и туристских услуг
15
Глава II. Современное состояние и тенденции развития рынка рекреационных и туристских услуг России и Тюменской области
19
2.1. Туристско-рекреационный потенциал Тюменской области
19
2.2. Основные методологические подходы к разработке программ формирования туристско-рекреационного комплекса России
28
2.3.Практическая оценка туристско-рекреационного потенциала России и Тюменской области
37
ГлаваIII. Анализ состояния туристских и рекреационных услуг Тюменской области
52
3.1 Анализ сильных и слабых сторон туристской отрасли (SWOT-анализ)
52
3.2 Характеристика основных видов туристической деятельности в г. Тобольске
58
3.3 Формирование и развитие туристских и рекреационных услуг города
62
Заключение
77
Литература
81
Глоссарий
Приложения
88
89
35. Макекадырова, А.С. Некоторые теоретико-методологические подходы к созданию концепции формирования туристско-рекреационного комплекса национальной экономики // Экономика России: теория и практика возрождения. [Текст] / А.С. Макекадырова - М.: Финансы и статистика №7., 2005. - 154 с.
36. Менеджмент туризма: Учебник. [Текст] / – М.: КНОРУС, 2012.
37. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: Учебник. – [Текст] / - М.: Финансы и статистика, 2011.
38. Менеджмент туризма: Туризм в социальной сфере: Учебник [Текст] / - М.: Финансы и статистика, 2002.- 272 с.
39. Маржохова, М.А. Перспективы развития рекреационных территорий в условиях интеграции регионов в процессе глоболизации // Региональная экономика: теория и практика. [Текст] / М.А. Маржохова– 2008. - № 17 (74). С.93 – 96.
40. Оборин, М.С. Системная методология как один из подходов изучения рекреационного природопользования [Текст] / М.С. Оборин // Вестник УдмГУ. Сер. Биология и Науки о Земле. 2010. № 2. С. 12–18.
41. Охрана природы и природных ресурсов [Текст] / Под ред. В.Д. Бондаренко. - Львов: Изд-во при Львов. ун-те, 2009. - 192 с.
42. Панкратов, В.С. С царем в Тобольске: Из воспоминаний. [Текст]/ В.С Панкратов - М.: СП «Слово», 1990. - 64 с.
43. Путрик, Ю.С., Опыт и проблемы методического обеспечения разработки региональных программ развития туризма. Труды академии туризма. [Текст]/ С.В. Жадовская - СПб.: Невский фонд, 2003. - 456 с.
44. Рекреационные системы [Текст] / Под ред. Н.С. Мироненко, М. Бочварова. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2010. 136 с.
45. Разумихин, Н.В. Природные ресурсы и их охрана: Учеб. Пособие [Текст] / Н.В. Разумихин – СПб.: Изд-во. ун-та, 2010.–270 с. 40
46. Севастьянова, С.А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства. [Текст] / С.А. Севастьянова. М.: КНОРУС, 2007. с.25.
47. Ческидов, С.А. Особенности сферы туристско-рекреационных услуг в современных условиях. [Текст] / С.А. Ческидов // Государственное строительство и право. Выпуск 14, 20051 Под общ. ред. Г.В. Мальцева. - М.: Финансы и статистика. 2005.
48. Чудновский, А.Д. Гостиничный и туристский бизнес [Текст] / А.Д. Чудновский – М.: ЭКМОС, 2008.
49. Чудновский, Менеджмент туризма [Текст] / А.Д., Жукова М.А.: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006.
50. Шарафутдинов, В. О. смысловой нагрузке понятия «туризм» [Текст] / В. О. Шарафутдинов. // «Туризм: право и экономика», - №2 (9) 2005. - С.24.
51. Шматько, Л.П., Туризм и гостиничное хозяйство. [Текст] / Л.П. Шматько Ростов-на-Дону.: «МарТ», 2005. - 352 с.
52. Шеховцева, А. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания. [Текст] / Шеховцева А. // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - № 4. - С. 15.
53. Шабдурасулов, И.В. Проблемы социализации рекреационной среды [Текст] / И.В. Шабдурасулов // Тезисы докл. Первой Всесоюзн. конф. «Проблемы социальной экологии».– М.: КНОРУС, 2009.–Ч.2.–С. 129.
54. Экономика современного туризма [Текст] / Под ред. Г.А. Карповой. – М.-СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2009.
55. Duffield B.S., The assessment of tourism impacts // Perspectives on Environmental Impact Assessment. [Текст] / S.E.Walker - D. Reidel Publishing Company, 2006.
56. PROREPORT – кабинет интерактивных отчетов. Рынок туристических услуг в России 2011.
Исследование, анализ, развитие, сегментация
рынка туристических услуг [Электронный
ресурс] Режим доступа: http://proreport.ru/pages/
57. Боталов, Н. Тюменская область обладает
колоссальным потенциалом для развития
историко-культурного, этнографического,
оздоровительного, охотничье-рыболовного
и делового туризма. [Электронный ресурс]
// Тюменские известия №216 (5424). Режим доступа: http://www.t-i.ru/article/
58. Горохов, В. Тюменские известия. Тобольск:
точки роста. // [Электронный ресурс].- Режим
доступа: http://www.t-i.ru/
59. Долженко, Г.П. Туристская деятельность
в регионе: структура, степень развития,
организаторы (на примере Ростовской области)
// Труды Международной туристской академии.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gennadiy-
60. Единая информационная система. Будущее
туризма в Тюменской области [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.rostur.ru/
61. 1.3.Жигулина, Т.В., система государственных
гарантий прав российских туристов. [Электронный
ресурс] // Тюменские известия. Режим
доступа: http://www.t-i.ru/article/
62. Исторические достопримечательности
Тюменской области. [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.w-siberia.ru/w-
63. Ириков, В.А., Стратегия развития туризма
на территории Тюменской области на период
до 2020 года [Электронный ресурс] / Ткаченко
П.Н., Кузнецов В.В., Акопянц Т.Д. Режим доступа: http://www.consultactiv.ru/
64. Краеведческий портал [Электронный
ресурс] Режим доступа: http://kraeved.lib.tomsk.ru/
65. Мотовилова, А. Накануне.ru Тобольск
– мечта поэта, туриста и инвестора! [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.nakanune.ru/
66. Пиджакова, Е.Н. Характеристика основных
видов туристической деятельности в г.Тобольске.
Проблемы и перспективы управления экономикой
и маркетингом на предприятии. [Электронный
ресурс] Режим доступа: http://perspectives.utmn.ru/
67. Стратегия развития туризма на территории
Тюменской области [Электронный ресурс]
Режим доступа: http://www.w-siberia.ru/w-
69. Туристическая инфраструктура Тюменской
области. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.w-siberia.ru/w-
70. Туристический потенциал Тюменской
области. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://72rus.ru/6-tyumen-
71. Турагентства Тюмень, туроператоры Тюмень, экскурсионные Бюро
[Электронный ресурс]
Режим доступа: http://www.personalguide.ru/
72. Тюменская область: гостиницы, отели и санатории [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://all-hotels.ru/tumenobl/
73. Тобольск – мечта поэта, туриста и инвестора.
// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://next-stop.ru/
74. Туристический потенциал г. Тобольска. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://admtyumen.ru/ogv_ru/
75. Тюмень. Региональный интернет ресурс. Поток туристов в Тобольск увеличился. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.2men.ru/news/ - 2012-05-07/604481/ 23.05.2012
76. Тобольск - жемчужина Сибири. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vgm-59.narod2.ru/ - 19.05.2012
Глоссарий
Внутренний турист - ночующий временный посетитель, т. е. совершающий в посещаемом месте как минимум одну ночевку, постоянно проживающий в определенной местности и путешествующий в целях туризма в иную местность в пределах своей страны, но вне пределов его обычного обитания на срок, не превышающий 12 месяцев и не занимающийся оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.
Иностранные туристы - лицо, путешествующее в целях туризма в другую страну, не являющуюся страной его обычного местожительства и находящуюся за пределами его обычной среды, на срок не менее 24 ч, без занятия оплачиваемой деятельностью.
Природные рекреационные ресурсы - это ресурсы всех видов, которые могут использоваться для удовлетворения потребностей населения в отдыхе и туризме.
Продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и другое).
Рекреация - это природно-территориальные комплексы с улучшенными в процессе хозяйственного освоения рекреационными характеристиками, которые используются для организации на их основе конкретных видов рекреационных занятий.
Рекреационные учреждения - включают здания и инженерные сооружения (профилактории, пансионаты, дома отдыха, пионерские и спортивно-оздоровительные лагеря, санатории и курортные лечебницы), сооружения спортивного и культурного назначения (спортивно-оздоровительные комплексы, стадионы, театры, клубы, музеи).
Туризм - это специфическая отрасль сферы услуг, включающая в себя деятельность туристских предприятий по предоставлению комплекса туристских услуг и продаже туристских товаров в целях удовлетворения потребностей человека, возникающих в период его путешествия (поездки).
Туристская инфраструктура – понимается как комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, в том числе телекоммуникационной связи, дорог, смежных индустрии туризма предприятий, обеспечивающих нормальный доступ туристов к туристским ресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, обеспечение жизнедеятельности предприятий индустрии туризма и собственно туристов.
Турист — потребитель тура, туристского продукта или туристских услуг; временный посетитель местности, населенного пункта, территории или страны независимо от его гражданства, национальности, пола, языка и религии; находящийся в данной местности не менее чем 24 часа, но не более 12 месяцев в течение календарного года или находящийся вне места своего проживания в пределах своей страны и осуществляющий, по меньшей мере, одну ночевку; путешествующий ради удовольствия или с познавательными, лечебными, деловыми целями и не занимающийся при этом деятельностью в месте временного пребывания, оплачиваемой из местного источника.
Туристско-рекреационный комплекс (ТРК) - совокупность видов экономической деятельности в стране и отдельных ее территорий, призванных обеспечить условия для отдыха, и лечения.
Туристско-рекреационные зоны (ТРЗ) – вид особой экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сфере туризма.
Туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.
Туризм внутренний - путешествия в пределах Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации.
Туризм выездной - путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну.
Туризм въездной - путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации; а также путешествия в пределах субъекта Федерации (региона, локального места, города) лиц, не проживающих постоянно в пределах данной территории.
Туристские ресурсы - природные, исторические, социально культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил.
Туристская индустрия – совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов – переводчиков.
Тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.
Туристский продукт – оформленное (в технологической схеме и маркетинговой оболочке) предложение на туристском рынке, предназначенное для реализации потребителю - туристу.
Туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - туроператор).
Турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент).
Услуги гида - переводчика - деятельность профессионально подготовленного физического лица по ознакомлению туристов с туристскими ресурсами в стране (месте) временного пребывания.
Экскурсия – это коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т.п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Экскурсии могут быть как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг.
Экспоцентр - выставочный комплекс.
Приложение 1
Виды рекреационной деятельности
Рисунок 1.1 Виды рекреационной деятельности
Приложение 2
Информация о работе Формирование и развитие рынка рекреационных и туристских услуг Тюменской области