Доход как элемент конкурентоспособности тур предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы — рассмотреть управление доходами туристского предприятия как элемента стратегии его конкурентоспособности.
Для достижения цели в ходе курсовой работы были поставлены следующие задачи:
изучить сущность и источники формирования доходов туристического предприятия;
рассмотреть стратегии формирования доходов туристического предприятия;
дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Автобусный парк г. Барановичи»;
проанализировать источники и структуру доходов ОАО «Автобусный парк г. Барановичи»;
определить возможные пути решения основных проблем по увеличению доходов ОАО «Автобусный парк г. Барановичи» и рассчитать их экономический эффект.

Работа содержит 1 файл

оСНОВНАЯ ЧАСТЬ.docx

— 2.49 Мб (Скачать)

В связи  с имеющимся достаточным природным  и культурно-историческим потенциалом  Республики Беларусь, развитие внутреннего  туризма имеет важное значение в деятельности Отдела маркетинга и туризма ОАО «Автобусный парк г. Барановичи», однако, существует потребность в развитии въездного и выездного туризма.

Решению задач предприятия в условиях рыночной экономики помогает анализ его хозяйственной деятельности, посредством которого можно выявить количественным и качественные сдвиги в работе предприятия, а также определить оптимальные пути совершенствования. Анализ проводит с целью получения представления о реальных возможностях данного предприятии.

В современных  условиях перехода белорусской экономики  к рыночной чрезвычайно важно  обратить внимание на следующие экономические показатели хозяйственной деятельности ОАО «Автобусный парк г. Барановичи» (таблица 2.2).

Таблица 2.2 – Основные показатели хозяйственной деятельности ОАО «Автобусный парк г. Барановичи» за 2009-2011 гг.

Наименование

показателя

Ед.

изм.

2009г.

2010г.

Откл.

2010 г. к 2009 г. (+,-)

2011

Откл.

2011 г. к 2010 г. (+,-)

1.Выручка от реализации

млн.руб.

28339

33770

+5431

40033

+6263

2.Чистая выручка от реализации

млн.руб

22671

27016

+4345

32026

+5010

3. Затраты на производство и  реализацию продукции (работ,  услуг), всего

млн.руб

27193

33920

+6727

40378

+6458

3.1. в т.ч.:  Затраты по основному виду деятельности

млн.руб

25830

32000

+6170

38017

+6017

3.2. Затраты по неосновным видам  деятельности

млн.руб

858

1300

+442

1636

+336

4. Прибыль от реализации продукции

млн.руб

117

-1290

-1407

-1708

-418

5. Чистая прибыль

млн.руб.

943

560

-383

621

-61

6. Уровень рентабельности реализованной продукции

%

0,4

-3,8

-4,2

-4,2

-0,4

7. Уровень рентабельности продаж

%

0,4

-3,8

-4,2

-4,3

-0,5


 

Примечание – Источник: [1].

 

Выручка от реализации в 2011 году составила 40033 млн.руб. Из нее предприятие уплатила государству налог на добавленную стоимость в размере 20%, вследствие чего сформировалась чистая выручка предприятия в размере 32026 млн.руб. В результате проведения аналитических расчетов было определено, что выручка от реализации в период 2010 года по сравнению с 2009 годом выросла на 19,2%, что в денежном эквиваленте составило 33770 млн.руб, а в период 2011 года по сравнению с 2010 годом выросла на 18,6% и составила 40033 млн.руб. После уплаты НДС в 2010 году сумма чистой выручки составила 27016 млн. руб., что на 4345 млн.руб больше, соответственно на 19,2 %, чем в 2009 году. А в 2011 году чистая выручка по сравнению с 2010 годом увеличилась на 5010 млн.руб (18,6 %) и составила 32026 млн.руб.

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) в 2011 году составили 40378 млн.руб., что больше на 6458 млн.руб., чем в 2010 году. Из них затраты по основному виду деятельности составили 38017 млн. руб., то есть увеличились на 6017 млн.руб. по сравнению с 2010 годом, а затраты по неосновным видам деятельности в 2011 году составили 1636 млн. руб., что на 336 млн.руб больше, чем в 2010 году.

Прибыль от реализации продукции в 2011 году до налогообложения составила -1708 млн.руб.; уровень рентабельности реализованной продукции составил в 2011 году -4,2%; уровень рентабельности продаж составил -4,3%. Как можно видеть в расчетах выше, прибыль не всегда бывает положительной. Она может быть отрицательной, и в этом случае называется это – убытки. А отрицательный уровень рентабельности показывает, что себестоимость произведенной продукции выше, чем заработок от ее реализации, другими словами, убыточность данного предприятия

Таким образом, чтобы достигнуть положительной прибыли предприятие должно пересмотреть всю свою экономическую политику в целом и разработать мероприятия, которые позволят увеличить его доходы, и соответственно прибыль. Но сначала необходимо провести анализ источников и структуры доходов данного предприятия.

 

2.2 Анализ источников и структура доходов ОАО «Автобусный парк г. Барановичи»

Основными источниками анализа доходов и прибыли являются данные отчета о финансовых результатах, который предоставляет информацию не на конкретную дату, а за определенный период.

Данные  о динамике и структуре доходов представлены в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 – Финансовые показатели ОАО «Автобусный парк г. Барановичи» за 2009-2011 гг.

Показатели

Ед.изм.

2009 год

2010 год

Темп изм. 2010 к 2009,%

2011 год

Темп изм 2011 к 2010,%

Доходы по АП, всего

тыс.руб

27834071

34229506

123

49920652

146

Прочие доходы, всего по АП

тыс.руб

1551601

3210899

207

5225060

163

- туризм

тыс.руб

22120

40648

184

54525

134

- другие

тыс.руб

169683

210607

124

339014

161

Прибыль

Прибыль от реализации

тыс.руб

116727

-1290406

-

-1548298

-

Чистая прибыль по АП

тыс.руб

927290

329839

-

26365

-

Прибыль от реализации:

- прочие, в том числе:

тыс.руб

387389

802953

-

1141668

-

- туризм

тыс.руб

379

-1478

-

6690

-

- другие

тыс.руб

131589

168109

-

282690

-

Расходы

Всего

тыс.руб

26688069

34388925

129

49833308

145

- налоги

тыс.руб

1661479

1963910

118

3083233

157


 

Примечание – Источник: [1].

 

В результате проведения аналитических расчетов над данными таблицы 2.3 было определено, что доходы по ОАО «Автобусный парк г. Барановичи» в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличились на 23% и составили 34229506 тыс.руб., а в 2011 году по сравнению с 2010 годом – на 46% и составили 49920652 тыс.руб. Соответственно, за этот период увеличилась и сумма отчисляемых налогов, и в 2011 году она составила 3083233 тыс.руб.

Также из данной таблицы видно, что в структуру  прочих доходов предприятия входит туризм. В 2010 году доходы от туризма  составили 40648 тыс.руб., что на 84% больше, чем в 2009 году, и на 34% меньше, чем в 2011 году, так как в этот период доход от туризма составил 54525 тыс.руб. А прибыль от  реализации туристских услуг за 2010 год  имела отрицательное значение, и составила -1478 тыс.руб., что означало убыточность деятельности предприятия, в частности, отдела маркетинга и туризма. Но в 2011 году ситуация изменилась в лучшую сторону, так как из таблицы 2.3. видно, что в этом году прибыль от реализации туристских услуг составила 6690 тыс.руб. Это связано с тем, что в 2011 году отдел маркетинга и туризма начал оказывать услуги по перевозке пассажиров по трем международным маршрутам, связывающим г. Барановичи с городами Литвы, Латвии, Украины. В этом же году предприятие начало предлагать следующие экскурсии: тур выходного дня в Западную столицу Украины – город Львов, экскурсия в город Киев, паломническая экскурсия в Почаевскую Лавру, и экскурсии по Беларуси для населения России и Европы [13].

Однако  по-прежнему доход от туристической деятельности составляет лишь малую долю в общем доходе ОАО «Автобусный парк г. Барановичи» в 2011 году он составил лишь 0,11% (рисунок 2.4).

 

Рисунок 2.4 – Доля доходов от туристической деятельности предприятия

Примечание – Источник: собственная разработка.

 

Поэтому возрастает необходимость увеличения доходов предприятия от туристической деятельности. На основании проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Автобусный парк г.Барановичи» можно видеть, что размер выручки от реализации в 2011 году составил 40033 млн.руб., что на 18,6% больше, чем в 2010 году. Прибыль от реализации продукции в 2011 году до налогообложения составила -1708 млн.руб., а уровень рентабельности реализованной продукции составил в 2011 году -4,2%. Отрицательные значения прибыли и уровня рентабельности говорят о том, что данное предприятие является убыточным, поэтому необходимо разработать мероприятия, которые позволят увеличить его доходы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

ПУТИ РЕШЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ  ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ДОХОДОВ ОАО «АВТОБУСНЫЙ  ПАРК Г. БАРАНОВИЧИ»

3.1. Мероприятия, предлагаемые для  решения проблем по увеличению  доходов ОАО «Автобусный парк г. Барановичи»

Как было сказано ранее, в ходе анализа  финансово-экономической деятельности ОАО «Автобусный парк г.Барановичи» были выявлены проблемы по получению дохода предприятием. Поэтому для их решения, авторами предлагаются следующие мероприятия:

1. Совершенствование маркетинговой деятельности ОАО «Автобусный парк г. Барановичи», в частности, Отдела маркетинга и туризма. Анализ маркетинговой деятельности отдела маркетинга и туризма показал, что, несмотря на название данного отдела, в его штатном расписании отсутствует должность маркетолога. На наш взгляд, данному предприятию необходимо включить в штатное расписание должность маркетолога, в обязанности которого будут входить мероприятия по продвижению туристского продукта, реклама, связи с общественностью; формирование ценовых стратегий. Однако для того, чтобы включить в штатное расписание нового сотрудника, необходимо сначала потратить денежные средства на его поиск (например, объявление в печатных изданиях, интернете или с помощью кадрового агентства), организацию рабочего места (офисная мебель, компьютер, оргтехника и другое), и, конечно, оплату труда. Поэтому авторами предлагается включить в должностную инструкцию специалиста по туризму отдела маркетинга и туризма обязанности маркетолога, и поощрять данного сотрудника в виде премии.

Следующее мероприятие по совершенствованию  маркетинговой деятельности предприятия - активизация рекламной деятельности.

В настоящее  время Отдел маркетинга и туризма  использует некоторые виды рекламы  для продвижения своих туристических  услуг. Среди них: буклеты, билборды, рекламы в общественном транспорте (печатная и голосовая автобусах), а также реклама в местных печатных изданиях. Однако, на наш взгляд, этого недостаточно. Поэтому авторы предлагают использовать широкие возможности интернета, а именно, такой вид интернет-рекламы как баннер, так как он является самым недорогим и эффективным способом продвижения сайта предприятия в поисковых системах интернета. Основные преимущества баннерной рекламы:

  • быстрый старт (работает уже через несколько часов после запуска);
  • легкая управляемость (будет действовать столько, сколько нужно);
  • оперативность воздействия рекламы (возможность донесения информации для потребителей непосредственно с запуском рекламной компании);
  • узнаваемость;
  • легкая настройка показа рекламы под целевую аудиторию.

2. Расширение ассортимента. Так как деятельность отдел маркетинга и туризма ориентирована, главным образом, на организацию поездок в пределах  Беларуси для сотрудников предприятий города и района, а также школьников, то продвижение и продажа туров по новому направлению обеспечит конкурентное преимущество и позволит увеличить прибыль предприятия.

В качестве мероприятия, обеспечивающего безубыточность работы отдела, предлагается формирование и продвижение туров на детский отдых.

Детский туризм является одним из самых массовых и, по оценке зарубежных специалистов, занимает в мире устойчивое второе место, уступая только «возрастному туризму». Экономические преимущества этого вида туризма очевидны: путешествуют школьники и студенты, как правило, организованными группами, поездки ритмично повторяются из года в год, что значительно облегчает планирование бизнеса. Поэтому авторами предлагается ввести детский отдых в Болгарии, который будет ориентирован на школьников.

 

3.2. Расчет экономического эффекта  от предложенных мероприятий

После разработки мероприятий по увеличению дохода ОАО  «Автобусный парк г.Барановичи» необходимо выяснить, будут ли они экономически эффективными. Произведем расчет единовременных и текущих затрат на мероприятия, а также основных технико-экономических показателей с расчётом на один год.

  1. Совершенствование маркетинговой деятельности предприятия.

1.1. Включить  в должностную инструкцию специалиста  по туризму отдела маркетинга  и туризма обязанности маркетолога.  В дальнейшем, предприятию предлагается поощрять специалиста по туризму за выполнение дополнительной работы по маркетингу в виде премии – 300 тыс.руб. Данные затраты на осуществление этого мероприятия  сведем в таблицу 3.1.

 

Таблица 3.1 Затраты по мероприятию 1.1.

 

Статья затрат

Сумма, тыс.руб.

1. Единовременные затраты

0

Итого единовременных затрат

0

2.Текущие затраты

Премия

300

Итого текущих затрат

300

Итого затрат

300


 

По данным таблицы 3.1 видно то, что  единовременные затраты на осуществление  мероприятия составят 4410 тыс.руб., текущие составят 300 тыс.руб.

1.2. Активизация рекламной деятельности. Авторами предлагается для продвижения сайта в интернете данного предприятия начать использовать такой вид интернет-рекламы как баннер. Баннер можно разместить на таких сайтах как traveling.by или tio.by размером 468х60 мм 3000 показов в месяц вверху главных страниц сайтов. Стоимость размещения данного баннера на месяц составила 450 тыс.руб. Учитывая ярко выраженный сезонный характер турбизнеса, предлагается использовать схему охвата сезонного опережения, то есть повысить интенсивность рекламы перед началом сезона. Значит, рекламу следует давать уже в начале мая и в течение всего летнего сезона до конца сентября. Таким образом, длительность рекламы составит 5 месяцев, а стоимость 500 тыс.руб в месяц. Данные затраты на осуществление мероприятия 1.2 - активизация рекламной деятельности сведем в таблицу 3.2.

Информация о работе Доход как элемент конкурентоспособности тур предприятия