Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:26, курсовая работа
Цель курсовой работы — рассмотреть управление доходами туристского предприятия как элемента стратегии его конкурентоспособности.
Для достижения цели в ходе курсовой работы были поставлены следующие задачи:
изучить сущность и источники формирования доходов туристического предприятия;
рассмотреть стратегии формирования доходов туристического предприятия;
дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Автобусный парк г. Барановичи»;
проанализировать источники и структуру доходов ОАО «Автобусный парк г. Барановичи»;
определить возможные пути решения основных проблем по увеличению доходов ОАО «Автобусный парк г. Барановичи» и рассчитать их экономический эффект.
В связи
с имеющимся достаточным
Решению задач предприятия в условиях рыночной экономики помогает анализ его хозяйственной деятельности, посредством которого можно выявить количественным и качественные сдвиги в работе предприятия, а также определить оптимальные пути совершенствования. Анализ проводит с целью получения представления о реальных возможностях данного предприятии.
В современных условиях перехода белорусской экономики к рыночной чрезвычайно важно обратить внимание на следующие экономические показатели хозяйственной деятельности ОАО «Автобусный парк г. Барановичи» (таблица 2.2).
Таблица 2.2 – Основные показатели хозяйственной деятельности ОАО «Автобусный парк г. Барановичи» за 2009-2011 гг.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2009г. |
2010г. |
Откл. 2010 г. к 2009 г. (+,-) |
2011 |
Откл. 2011 г. к 2010 г. (+,-) |
1.Выручка от реализации |
млн.руб. |
28339 |
33770 |
+5431 |
40033 |
+6263 |
2.Чистая выручка от реализации |
млн.руб |
22671 |
27016 |
+4345 |
32026 |
+5010 |
3. Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг), всего |
млн.руб |
27193 |
33920 |
+6727 |
40378 |
+6458 |
3.1. в т.ч.: Затраты по основному виду деятельности |
млн.руб |
25830 |
32000 |
+6170 |
38017 |
+6017 |
3.2. Затраты по неосновным видам деятельности |
млн.руб |
858 |
1300 |
+442 |
1636 |
+336 |
4. Прибыль от реализации |
млн.руб |
117 |
-1290 |
-1407 |
-1708 |
-418 |
5. Чистая прибыль |
млн.руб. |
943 |
560 |
-383 |
621 |
-61 |
6. Уровень рентабельности реализованной продукции |
% |
0,4 |
-3,8 |
-4,2 |
-4,2 |
-0,4 |
7. Уровень рентабельности продаж |
% |
0,4 |
-3,8 |
-4,2 |
-4,3 |
-0,5 |
Примечание – Источник: [1].
Выручка от реализации в 2011 году составила 40033 млн.руб. Из нее предприятие уплатила государству налог на добавленную стоимость в размере 20%, вследствие чего сформировалась чистая выручка предприятия в размере 32026 млн.руб. В результате проведения аналитических расчетов было определено, что выручка от реализации в период 2010 года по сравнению с 2009 годом выросла на 19,2%, что в денежном эквиваленте составило 33770 млн.руб, а в период 2011 года по сравнению с 2010 годом выросла на 18,6% и составила 40033 млн.руб. После уплаты НДС в 2010 году сумма чистой выручки составила 27016 млн. руб., что на 4345 млн.руб больше, соответственно на 19,2 %, чем в 2009 году. А в 2011 году чистая выручка по сравнению с 2010 годом увеличилась на 5010 млн.руб (18,6 %) и составила 32026 млн.руб.
Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) в 2011 году составили 40378 млн.руб., что больше на 6458 млн.руб., чем в 2010 году. Из них затраты по основному виду деятельности составили 38017 млн. руб., то есть увеличились на 6017 млн.руб. по сравнению с 2010 годом, а затраты по неосновным видам деятельности в 2011 году составили 1636 млн. руб., что на 336 млн.руб больше, чем в 2010 году.
Прибыль от реализации продукции в 2011 году до налогообложения составила -1708 млн.руб.; уровень рентабельности реализованной продукции составил в 2011 году -4,2%; уровень рентабельности продаж составил -4,3%. Как можно видеть в расчетах выше, прибыль не всегда бывает положительной. Она может быть отрицательной, и в этом случае называется это – убытки. А отрицательный уровень рентабельности показывает, что себестоимость произведенной продукции выше, чем заработок от ее реализации, другими словами, убыточность данного предприятия
Таким образом, чтобы достигнуть положительной прибыли предприятие должно пересмотреть всю свою экономическую политику в целом и разработать мероприятия, которые позволят увеличить его доходы, и соответственно прибыль. Но сначала необходимо провести анализ источников и структуры доходов данного предприятия.
2.2 Анализ источников и структура доходов ОАО «Автобусный парк г. Барановичи»
Основными источниками анализа доходов и прибыли являются данные отчета о финансовых результатах, который предоставляет информацию не на конкретную дату, а за определенный период.
Данные о динамике и структуре доходов представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Финансовые показатели ОАО «Автобусный парк г. Барановичи» за 2009-2011 гг.
Показатели |
Ед.изм. |
2009 год |
2010 год |
Темп изм. 2010 к 2009,% |
2011 год |
Темп изм 2011 к 2010,% |
Доходы по АП, всего |
тыс.руб |
27834071 |
34229506 |
123 |
49920652 |
146 |
Прочие доходы, всего по АП |
тыс.руб |
1551601 |
3210899 |
207 |
5225060 |
163 |
- туризм |
тыс.руб |
22120 |
40648 |
184 |
54525 |
134 |
- другие |
тыс.руб |
169683 |
210607 |
124 |
339014 |
161 |
Прибыль | ||||||
Прибыль от реализации |
тыс.руб |
116727 |
-1290406 |
- |
-1548298 |
- |
Чистая прибыль по АП |
тыс.руб |
927290 |
329839 |
- |
26365 |
- |
Прибыль от реализации: | ||||||
- прочие, в том числе: |
тыс.руб |
387389 |
802953 |
- |
1141668 |
- |
- туризм |
тыс.руб |
379 |
-1478 |
- |
6690 |
- |
- другие |
тыс.руб |
131589 |
168109 |
- |
282690 |
- |
Расходы | ||||||
Всего |
тыс.руб |
26688069 |
34388925 |
129 |
49833308 |
145 |
- налоги |
тыс.руб |
1661479 |
1963910 |
118 |
3083233 |
157 |
Примечание – Источник: [1].
В результате проведения аналитических расчетов над данными таблицы 2.3 было определено, что доходы по ОАО «Автобусный парк г. Барановичи» в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличились на 23% и составили 34229506 тыс.руб., а в 2011 году по сравнению с 2010 годом – на 46% и составили 49920652 тыс.руб. Соответственно, за этот период увеличилась и сумма отчисляемых налогов, и в 2011 году она составила 3083233 тыс.руб.
Также из данной таблицы видно, что в структуру прочих доходов предприятия входит туризм. В 2010 году доходы от туризма составили 40648 тыс.руб., что на 84% больше, чем в 2009 году, и на 34% меньше, чем в 2011 году, так как в этот период доход от туризма составил 54525 тыс.руб. А прибыль от реализации туристских услуг за 2010 год имела отрицательное значение, и составила -1478 тыс.руб., что означало убыточность деятельности предприятия, в частности, отдела маркетинга и туризма. Но в 2011 году ситуация изменилась в лучшую сторону, так как из таблицы 2.3. видно, что в этом году прибыль от реализации туристских услуг составила 6690 тыс.руб. Это связано с тем, что в 2011 году отдел маркетинга и туризма начал оказывать услуги по перевозке пассажиров по трем международным маршрутам, связывающим г. Барановичи с городами Литвы, Латвии, Украины. В этом же году предприятие начало предлагать следующие экскурсии: тур выходного дня в Западную столицу Украины – город Львов, экскурсия в город Киев, паломническая экскурсия в Почаевскую Лавру, и экскурсии по Беларуси для населения России и Европы [13].
Однако по-прежнему доход от туристической деятельности составляет лишь малую долю в общем доходе ОАО «Автобусный парк г. Барановичи» в 2011 году он составил лишь 0,11% (рисунок 2.4).
Рисунок 2.4 – Доля доходов от туристической деятельности предприятия
Примечание – Источник: собственная разработка.
Поэтому возрастает необходимость увеличения доходов предприятия от туристической деятельности. На основании проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Автобусный парк г.Барановичи» можно видеть, что размер выручки от реализации в 2011 году составил 40033 млн.руб., что на 18,6% больше, чем в 2010 году. Прибыль от реализации продукции в 2011 году до налогообложения составила -1708 млн.руб., а уровень рентабельности реализованной продукции составил в 2011 году -4,2%. Отрицательные значения прибыли и уровня рентабельности говорят о том, что данное предприятие является убыточным, поэтому необходимо разработать мероприятия, которые позволят увеличить его доходы.
ГЛАВА 3
ПУТИ РЕШЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ДОХОДОВ ОАО «АВТОБУСНЫЙ ПАРК Г. БАРАНОВИЧИ»
3.1. Мероприятия, предлагаемые для решения проблем по увеличению доходов ОАО «Автобусный парк г. Барановичи»
Как было
сказано ранее, в ходе анализа
финансово-экономической
1. Совершенствование маркетинговой деятельности ОАО «Автобусный парк г. Барановичи», в частности, Отдела маркетинга и туризма. Анализ маркетинговой деятельности отдела маркетинга и туризма показал, что, несмотря на название данного отдела, в его штатном расписании отсутствует должность маркетолога. На наш взгляд, данному предприятию необходимо включить в штатное расписание должность маркетолога, в обязанности которого будут входить мероприятия по продвижению туристского продукта, реклама, связи с общественностью; формирование ценовых стратегий. Однако для того, чтобы включить в штатное расписание нового сотрудника, необходимо сначала потратить денежные средства на его поиск (например, объявление в печатных изданиях, интернете или с помощью кадрового агентства), организацию рабочего места (офисная мебель, компьютер, оргтехника и другое), и, конечно, оплату труда. Поэтому авторами предлагается включить в должностную инструкцию специалиста по туризму отдела маркетинга и туризма обязанности маркетолога, и поощрять данного сотрудника в виде премии.
Следующее мероприятие по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия - активизация рекламной деятельности.
В настоящее
время Отдел маркетинга и туризма
использует некоторые виды рекламы
для продвижения своих
2. Расширение ассортимента. Так как деятельность отдел маркетинга и туризма ориентирована, главным образом, на организацию поездок в пределах Беларуси для сотрудников предприятий города и района, а также школьников, то продвижение и продажа туров по новому направлению обеспечит конкурентное преимущество и позволит увеличить прибыль предприятия.
В качестве мероприятия, обеспечивающего безубыточность работы отдела, предлагается формирование и продвижение туров на детский отдых.
Детский туризм является одним из самых массовых и, по оценке зарубежных специалистов, занимает в мире устойчивое второе место, уступая только «возрастному туризму». Экономические преимущества этого вида туризма очевидны: путешествуют школьники и студенты, как правило, организованными группами, поездки ритмично повторяются из года в год, что значительно облегчает планирование бизнеса. Поэтому авторами предлагается ввести детский отдых в Болгарии, который будет ориентирован на школьников.
3.2. Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий
После разработки мероприятий по увеличению дохода ОАО «Автобусный парк г.Барановичи» необходимо выяснить, будут ли они экономически эффективными. Произведем расчет единовременных и текущих затрат на мероприятия, а также основных технико-экономических показателей с расчётом на один год.
1.1. Включить
в должностную инструкцию
Таблица 3.1 Затраты по мероприятию 1.1.
Статья затрат |
Сумма, тыс.руб. | |
1. Единовременные затраты |
0 | |
Итого единовременных затрат |
0 | |
2.Текущие затраты | ||
Премия |
300 | |
Итого текущих затрат |
300 | |
Итого затрат |
300 |
По данным таблицы 3.1 видно то, что единовременные затраты на осуществление мероприятия составят 4410 тыс.руб., текущие составят 300 тыс.руб.
1.2. Активизация рекламной деятельности. Авторами предлагается для продвижения сайта в интернете данного предприятия начать использовать такой вид интернет-рекламы как баннер. Баннер можно разместить на таких сайтах как traveling.by или tio.by размером 468х60 мм 3000 показов в месяц вверху главных страниц сайтов. Стоимость размещения данного баннера на месяц составила 450 тыс.руб. Учитывая ярко выраженный сезонный характер турбизнеса, предлагается использовать схему охвата сезонного опережения, то есть повысить интенсивность рекламы перед началом сезона. Значит, рекламу следует давать уже в начале мая и в течение всего летнего сезона до конца сентября. Таким образом, длительность рекламы составит 5 месяцев, а стоимость 500 тыс.руб в месяц. Данные затраты на осуществление мероприятия 1.2 - активизация рекламной деятельности сведем в таблицу 3.2.
Информация о работе Доход как элемент конкурентоспособности тур предприятия