Доход как элемент конкурентоспособности тур предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы — рассмотреть управление доходами туристского предприятия как элемента стратегии его конкурентоспособности.
Для достижения цели в ходе курсовой работы были поставлены следующие задачи:
изучить сущность и источники формирования доходов туристического предприятия;
рассмотреть стратегии формирования доходов туристического предприятия;
дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Автобусный парк г. Барановичи»;
проанализировать источники и структуру доходов ОАО «Автобусный парк г. Барановичи»;
определить возможные пути решения основных проблем по увеличению доходов ОАО «Автобусный парк г. Барановичи» и рассчитать их экономический эффект.

Работа содержит 1 файл

оСНОВНАЯ ЧАСТЬ.docx

— 2.49 Мб (Скачать)

Последовательность  и содержание основных этапов мониторинга  валовых доходов показана на рисунке 1.2. Из рисунка видно, что наблюдение выступает начальным моментом, анализ - центральным, а подготовка информации для оценки перспектив является завершающим этапом процесса мониторинга. Обобщенная и систематизированная информация позволяет принять обоснованные решения относительно корректировки действующей или выбора новой стратегии валового дохода [3, с.38].

Мониторинг должен стать основой  обоснования, как базовых стратегий, так и стратегий валовых доходов  и прибыли.


Рис. 1.2 – Система мониторинга  валового дохода предприятия

Примечание  – Источник: [3, с. 39].

 

Управление  доходами – это часть экономической стратегии предприятии, которая направлена на создание экономических условий, которые обеспечивают возмещение постоянных затрат предприятия, покрытие переменных затрат, полной и своевременной уплаты всех видов налогов, обязательных платежей и обеспечение получения целевой прибыли [6, с.182].

Общая модель управления доходами предприятия приведена  на рисунке 1.3.


Рис. 1.3 – Управление доходами предприятия

Примечание  – Источник: [6, с.182].

 

Разработка  стратегии управления доходами предприятия  предусматривает первоначальное исследование процесса формирования доходов, определение  основных тенденций и закономерностей, выявление и количественную оценку факторов, которые обуславливают  объем и уровень доходов.

Информационной  основой анализа доходов туристического предприятия является отчет о финансовых результатах его деятельности.

Конечный  результат деятельности туристического предприятия характеризуется не одним, а группой показателей. Но среди них только прибыль отражает превышение полученного результата от реализации туристского продукта и других видов деятельности над всеми его затратами [11, с.63].

С точки  зрения бухгалтерского учета, прибыль  отдельного предприятия состоит  из двух компонентов:

1) дохода  от обычной деятельности предприятия,  представляющего собой разницу  между выручкой от продаж и  необходимыми производственными  и иными затратами;

2) дохода, получаемого предприятием от определенных видов его активов, приносящих прибыль (ценные бумаги, долговые обязательства), а также активов, чья стоимость может изменяться в ходе отчетного периода (запасы, земельные участки, оборудование, ценные бумаги) [16].

Прибыль как экономическая категория  отражает доход туристического предприятия от реализации туристского продукта или услуги, созданных в производительной деятельности путем соединения факторов производства (труд, капитал, рекреационные ресурсы). Она имеет количественное и качественное выражение. В первом случае прибыль представляет собой разность между выручкой от реализации и издержками производства туристического предприятия. Во втором - характеризует эффективность его деятельности, которая определяется как отношение результатов хозяйственной деятельности к затратам ресурсов, которые необходимы для осуществления этой деятельности. Экономическая эффективность отражает уровень развития предприятия и степень использования издержек производства и характеризуется успехами в достижении прибыли - конечного результата хозяйственно-финансовой деятельности [17, с.174].

Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что в современных условиях конкурентоспособности важным для каждого предприятия туристской индустрии является разработка стратегии по увеличении его прибыли, которая обеспечивает условия выживания туристического предприятия и выступает защитным механизмом от его банкротства. А важнейшим фактором, влияющим на сумму прибыли предприятия, является размер доходов, который формируется в процессе его деятельности и представляет собой поток денежных и иных поступлений в течение определенного периода времени. Источниками формирования дохода туристического предприятия являются: доходы от видов деятельности предприятия, операционные доходы, внереализационные доходы и другие доходы предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АВТОБУСНЫЙ ПАРК Г. БАРАНОВИЧИ»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Автобусный парк г. Барановичи»

Открытое  акционерное общество «Автобусный  парк г. Барановичи» создано на основании  приказа Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 30.12.2008 г. № 383 путем преобразования республиканского унитарного предприятия  «Автобусный парк №2 г. Барановичи», в соответствии с законодательством  Республики Беларусь о приватизации государственного имущества.

Держателями акций являются 99 физических лиц  и Министерство транспорта и коммуникаций.

Общество  является преемником прав и обязанностей названного предприятия в соответствии с передаточным актом, за исключением  прав и обязанностей, которые не могут принадлежать Обществу.

Общество  являемся коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный  баланс, печать.

Общество  вправе иметь штампы, бланки со своим  наименованием, собственную эмблему, товарный знак (знак обслуживания), открывать  в установленном порядке текущий (расчетный) и иные счета в банках.

Основной  целью деятельности Общества является получение прибыли.

Предприятие осуществляет внешнеэкономическую  деятельность в соответствии с законодательством  Республики Беларусь.

Общество  отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.

Акционеры Общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью Общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Общество  не вправе выступать гарантом, поручителем  третьих лиц – юридических  лиц негосударственной формы  собственности и физических лиц  по исполнению этими лицами своих  обязательств, по возврату представляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями кредитов, за исключением кредитов, выдаваемых на строительство жилых помещений.

Общество  может в установленном порядке  создавать унитарные предприятия, филиалы и представительства, участвовать  в создании (входить) в состав объединений, в том числе в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп, быть учредителем (участником) других хозяйственных  обществ и товариществ.

Срок  деятельности Общества не ограничен.

Первый  финансовый год Общества начинается с даты его регистрации и завершается 31 декабря текущего года. Последующие финансовые годы соответствуют календарным [18].

Организационная структура ОАО «Автобусный парк г. Барановичи» включает в себя производственную и непроизводственную сферу (Приложение А).

Руководителем предприятия является директор. В  его подчинении находятся: главный  инженер, заместитель директора  по экономике и перевозкам, заместитель  директора по общественным вопросам и информационной работе, инженер  по гражданской обороне и безопасность движения (БД), ЧС и спецработе, ОТК.

В производственную структуру предприятия входят все  подразделения производственной сферы, такие как: производственно-технический  отдел, служба главного механика, инженер  по охране труда, станция технического обслуживания, авторемонтная мастерская, гаражная служба, сектор материально-технического снабжения. Во главе всех этих подразделений  находится главный инженер. Также к производственной сфере относят бухгалтерию, плановый отдел, отдел автоматизированной системы управления производством, контрольно-ревизионная служба, служба перевозок, отдел маркетинга и туризма. Руководителем этих подразделений является заместитель директора по экономике и перевозкам [14].

ОАО «Автобусный  парк» г. Барановичи использует линейную структуру организации. Эта структура  характеризуется тем, что во главе  каждого структурного подразделения  находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредотачивающий  в своих руках все функции  управления. При такой структуре  каждый подчиненный имеет одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все  каналы управления.

ОАО «Автобусный  парк г. Барановичи» осуществляет следующие  виды деятельности:

    • деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, не подчиняющегося расписанию;
    • деятельность автомобильного грузового транспорта;
    • перевозки прочими видами транспорта, подчиняющегося расписанию;
    • организация перевозок грузов;
    • услуги автомобильных стоянок;
    • хранение и складирование;
    • производство, передача и распределение тепловой энергии тепловыми электростанциями;
    • оптовая и розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями;
    • техническое обслуживание и ремонт автомобилей;
    • предоставление услуг столовыми при предприятиях и учреждениях;
    • распиловка и строгание древесины;
    • удаление и обработка сточных вод и другое.

ОАО «Автобусный  парк г. Барановичи» оказывает следующие  услуги:

    • Ремонт и техническое обслуживание грузовых автомобилей и автобусов.
    • Сварочные работы на кузовах автобусов КАВЗ, ПАЗ, САЗ, Икарус ЛАЗ.
    • Ремонт кабин и кузовов автомобилей ГАЗ, МАЗ, ЗИЛ.
    • Ремонт кузовов легковых, грузовых автомобилей и автобусов.
    • Ремонт и техническое обслуживание автомобилей.
    • Станция технического обслуживания:
    • Сервисное, гарантийное и послегарантийное обслуживание автомобилей и автобусов производства РУП "МАЗ", ПАЗ, КАВЗ.
    • Диагностика электронных систем управления, АБС, АКПП, легковых и грузовых автомобилей.
    • Шиномонтаж и балансировка колес автомобилей.
    • Диагностика, электронная система управления.
    • Ремонт и техническое обслуживание гарантийное, послегарантийное обслуживание [13].

Также, с августа 2009 года ОАО «Автобусный парк г. Барановичи» в целях повышения собственных доходов, повышения экспортной выручки от оказываемых услуг приступило к реализации туристических поездок  в международном сообщении с использованием комфортабельных автобусов, имеющихся в его наличии.

Для выполнения этих целей было создано специальное  подразделение. Его наименование –  «Отдел маркетинга и туризма».

Отдел маркетинга и туризма входит в состав службы перевозок. Структура и штат отдела маркетинга и туризма утверждается руководителем предприятия.

Организационная структура данного отдела представлена ниже (Рисунок 2.1).


Рисунок 2.1 – Схема организационной структуры отдела маркетинга и туризма

Примечание – Источник: собственная разработка.

 

Возглавляет отдел маркетинга и туризма начальник  отдела, который назначается и  отстраняется от должности директором ОАО «Автобусный парк г. Барановичи». На должность начальника отдела маркетинга и туризма назначается лицо, имеющее  высшее образование и стаж работы не менее 5 лет. Все специалисты и  служащие отдела маркетинга и туризма  также назначаются и смещаются  директором ОАО «Автобусный парк г. Барановичи» по представлению  начальника отдела [7].

В соответствии с положением отдел маркетинга и  туризма:

  • участвует в разработке и реализации стратегий, направленных на развитие туристической, маркетинговой, рекламной деятельности, а также деятельности связанной с осуществлением международных перевозок грузов на предприятии;
  • организует работу по приему заказов на почасовую перевозку пассажиров;
  • предоставляет клиентам туристические услуги в соответствии с требованиями Законов РБ «О туризме», «О защите прав потребителей», действующими стандартами и нормами;
  • организует деятельность на предприятии, связанную с организацией и выполнением международных перевозок грузов;
  • организует разработку договоров и оформляет документы по всем видам деятельности и другое [15].

На сегодняшний  день отделом маркетинга и туризма ведется работа по оказанию туристско-экскурсионных услуг для работников предприятий города, учащихся школ и средне специальных учебных заведений, а также организуются сборные поездки для жителей города Барановичи в любых экскурсионных направлениях.

В настоящее  время отделом маркетинга и туризма  предлагается следующие виды отдыха:

    • летний отдых в Украине: Лебедевка, Межводное, Поповка, Коблево, Скадовск, Феодосия;
    • детский отдых в Беларуси и другое.

Также отдел  маркетинга и туризма осуществляет маркетинговую деятельность. В настоящее время первоочередной задачей, стоящей перед отделом, является организация широкомасштабной рекламы по всем видам средств массовой информации, наглядной агитации в форме буклетов (Приложение Б), а также использование широкомасштабных «билбордов».

Информация о работе Доход как элемент конкурентоспособности тур предприятия