Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:26, курсовая работа
Цель курсовой работы — рассмотреть управление доходами туристского предприятия как элемента стратегии его конкурентоспособности.
Для достижения цели в ходе курсовой работы были поставлены следующие задачи:
изучить сущность и источники формирования доходов туристического предприятия;
рассмотреть стратегии формирования доходов туристического предприятия;
дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Автобусный парк г. Барановичи»;
проанализировать источники и структуру доходов ОАО «Автобусный парк г. Барановичи»;
определить возможные пути решения основных проблем по увеличению доходов ОАО «Автобусный парк г. Барановичи» и рассчитать их экономический эффект.
Последовательность и содержание основных этапов мониторинга валовых доходов показана на рисунке 1.2. Из рисунка видно, что наблюдение выступает начальным моментом, анализ - центральным, а подготовка информации для оценки перспектив является завершающим этапом процесса мониторинга. Обобщенная и систематизированная информация позволяет принять обоснованные решения относительно корректировки действующей или выбора новой стратегии валового дохода [3, с.38].
Мониторинг должен стать основой
обоснования, как базовых стратегий,
так и стратегий валовых
Рис. 1.2 – Система мониторинга валового дохода предприятия
Примечание – Источник: [3, с. 39].
Управление доходами – это часть экономической стратегии предприятии, которая направлена на создание экономических условий, которые обеспечивают возмещение постоянных затрат предприятия, покрытие переменных затрат, полной и своевременной уплаты всех видов налогов, обязательных платежей и обеспечение получения целевой прибыли [6, с.182].
Общая модель управления доходами предприятия приведена на рисунке 1.3.
Рис. 1.3 – Управление доходами предприятия
Примечание – Источник: [6, с.182].
Разработка стратегии управления доходами предприятия предусматривает первоначальное исследование процесса формирования доходов, определение основных тенденций и закономерностей, выявление и количественную оценку факторов, которые обуславливают объем и уровень доходов.
Информационной
основой анализа доходов
Конечный результат деятельности туристического предприятия характеризуется не одним, а группой показателей. Но среди них только прибыль отражает превышение полученного результата от реализации туристского продукта и других видов деятельности над всеми его затратами [11, с.63].
С точки зрения бухгалтерского учета, прибыль отдельного предприятия состоит из двух компонентов:
1) дохода
от обычной деятельности
2) дохода, получаемого предприятием от определенных видов его активов, приносящих прибыль (ценные бумаги, долговые обязательства), а также активов, чья стоимость может изменяться в ходе отчетного периода (запасы, земельные участки, оборудование, ценные бумаги) [16].
Прибыль как экономическая категория отражает доход туристического предприятия от реализации туристского продукта или услуги, созданных в производительной деятельности путем соединения факторов производства (труд, капитал, рекреационные ресурсы). Она имеет количественное и качественное выражение. В первом случае прибыль представляет собой разность между выручкой от реализации и издержками производства туристического предприятия. Во втором - характеризует эффективность его деятельности, которая определяется как отношение результатов хозяйственной деятельности к затратам ресурсов, которые необходимы для осуществления этой деятельности. Экономическая эффективность отражает уровень развития предприятия и степень использования издержек производства и характеризуется успехами в достижении прибыли - конечного результата хозяйственно-финансовой деятельности [17, с.174].
Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что в современных условиях конкурентоспособности важным для каждого предприятия туристской индустрии является разработка стратегии по увеличении его прибыли, которая обеспечивает условия выживания туристического предприятия и выступает защитным механизмом от его банкротства. А важнейшим фактором, влияющим на сумму прибыли предприятия, является размер доходов, который формируется в процессе его деятельности и представляет собой поток денежных и иных поступлений в течение определенного периода времени. Источниками формирования дохода туристического предприятия являются: доходы от видов деятельности предприятия, операционные доходы, внереализационные доходы и другие доходы предприятия.
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Автобусный парк г. Барановичи»
Открытое акционерное общество «Автобусный парк г. Барановичи» создано на основании приказа Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 30.12.2008 г. № 383 путем преобразования республиканского унитарного предприятия «Автобусный парк №2 г. Барановичи», в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества.
Держателями акций являются 99 физических лиц и Министерство транспорта и коммуникаций.
Общество является преемником прав и обязанностей названного предприятия в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать Обществу.
Общество являемся коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать.
Общество
вправе иметь штампы, бланки со своим
наименованием, собственную эмблему,
товарный знак (знак обслуживания), открывать
в установленном порядке
Основной целью деятельности Общества является получение прибыли.
Предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Общество отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.
Акционеры Общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью Общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Общество не вправе выступать гарантом, поручителем третьих лиц – юридических лиц негосударственной формы собственности и физических лиц по исполнению этими лицами своих обязательств, по возврату представляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями кредитов, за исключением кредитов, выдаваемых на строительство жилых помещений.
Общество
может в установленном порядке
создавать унитарные
Срок деятельности Общества не ограничен.
Первый финансовый год Общества начинается с даты его регистрации и завершается 31 декабря текущего года. Последующие финансовые годы соответствуют календарным [18].
Организационная структура ОАО «Автобусный парк г. Барановичи» включает в себя производственную и непроизводственную сферу (Приложение А).
Руководителем
предприятия является директор. В
его подчинении находятся: главный
инженер, заместитель директора
по экономике и перевозкам, заместитель
директора по общественным вопросам
и информационной работе, инженер
по гражданской обороне и
В производственную структуру предприятия входят все подразделения производственной сферы, такие как: производственно-технический отдел, служба главного механика, инженер по охране труда, станция технического обслуживания, авторемонтная мастерская, гаражная служба, сектор материально-технического снабжения. Во главе всех этих подразделений находится главный инженер. Также к производственной сфере относят бухгалтерию, плановый отдел, отдел автоматизированной системы управления производством, контрольно-ревизионная служба, служба перевозок, отдел маркетинга и туризма. Руководителем этих подразделений является заместитель директора по экономике и перевозкам [14].
ОАО «Автобусный
парк» г. Барановичи использует линейную
структуру организации. Эта структура
характеризуется тем, что во главе
каждого структурного подразделения
находится руководитель, наделенный
всеми полномочиями и осуществляющий
единоличное руководство
ОАО «Автобусный парк г. Барановичи» осуществляет следующие виды деятельности:
ОАО «Автобусный
парк г. Барановичи» оказывает
Также, с августа 2009 года ОАО «Автобусный парк г. Барановичи» в целях повышения собственных доходов, повышения экспортной выручки от оказываемых услуг приступило к реализации туристических поездок в международном сообщении с использованием комфортабельных автобусов, имеющихся в его наличии.
Для выполнения этих целей было создано специальное подразделение. Его наименование – «Отдел маркетинга и туризма».
Отдел маркетинга и туризма входит в состав службы перевозок. Структура и штат отдела маркетинга и туризма утверждается руководителем предприятия.
Организационная структура данного отдела представлена ниже (Рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 – Схема организационной структуры отдела маркетинга и туризма
Примечание – Источник: собственная разработка.
Возглавляет отдел маркетинга и туризма начальник отдела, который назначается и отстраняется от должности директором ОАО «Автобусный парк г. Барановичи». На должность начальника отдела маркетинга и туризма назначается лицо, имеющее высшее образование и стаж работы не менее 5 лет. Все специалисты и служащие отдела маркетинга и туризма также назначаются и смещаются директором ОАО «Автобусный парк г. Барановичи» по представлению начальника отдела [7].
В соответствии с положением отдел маркетинга и туризма:
На сегодняшний день отделом маркетинга и туризма ведется работа по оказанию туристско-экскурсионных услуг для работников предприятий города, учащихся школ и средне специальных учебных заведений, а также организуются сборные поездки для жителей города Барановичи в любых экскурсионных направлениях.
В настоящее время отделом маркетинга и туризма предлагается следующие виды отдыха:
Также отдел маркетинга и туризма осуществляет маркетинговую деятельность. В настоящее время первоочередной задачей, стоящей перед отделом, является организация широкомасштабной рекламы по всем видам средств массовой информации, наглядной агитации в форме буклетов (Приложение Б), а также использование широкомасштабных «билбордов».
Информация о работе Доход как элемент конкурентоспособности тур предприятия