Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:23, научная работа
Данная работа посвящена исследованию перспектив развития детского туризма в Крыму. Актуальность темы обусловлена тем, что детский туризм является важнейшим фактором, определяющим, с одной стороны, уровень физического развития и сохранения здоровья детей и, с другой стороны, социально-экономический показатель развития страны.
В первой главе работы отражены теоретические аспекты исследования. Даны определения понятия «детский туризм», «система детского оздоровления и туризма» и классификация видов детского туризма.
АННОТАЦИЯ……………………………………………………………………2
ВВЕДЕНИЕ……………………………………….………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития детского туризма……………………………………………………………………….. 5
ГЛАВА 2. Анализ развития рынка детского туризма в Крыму………………………………………………………………………… 11
2.1. История развития Крыма как детской здравницы……………………………………………………………………11
2.2. Характеристика рынка детского туризма и отдыха в Крыму…………………………………………………………………….... 14
ГЛАВА 3. Проблемы и основные направления развития детского туризма в Крыму………………………………………….. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………
Таким образом, проведённый анализ рынка детского туризма позволяет оценить работу детских здравниц Крыма в целом положительно.
ГЛАВА 3. Проблемы и основные направления развития детского туризма в Крыму
Детский туризм на сегодняшний день является одним из самых устойчивых сегментов отечественного туристского рынка Крыма. Данный вид путешествий носит социальный статус, что означает полное или частичное его финансирование за счет госбюджета [14, с.45].
Проводимый автором анализ состояния отрасли детского туризма АРК позволил выделить следующие особенности его функционирования на современном этапе:
- падение покупательной способности населения в связи с финансово-экономическим кризисом, что привело к ужесточению борьбы за клиента;
- зависимость детского туризма от демографической ситуации, которая связана с социально-экономическим развитием Украины в целом;
- значительное влияние на формирование детского туристского продукта поставщиков туристских услуг и организаций-контрагентов;
- низкая «прозрачность» крымского рынка детского туризма (отсутствие достоверной официальной статистики и информации о деятельности основных организаций, занимающихся детским туризмом);
- высокие барьеры входа в отрасль детского туризма, что требует от компаний серьезного ресурсного потенциала [15, с.183].
На современном этапе в развитии детского туризма Крыма можно выделить следующие проблемы:
- необходимость дальнейшей дифференциации предлагаемых услуг для детей (турфирмы предлагают целый спектр предложений для клиентов любого достатка, а вот в отношении детского отдыха такой гибкости нет);
- отсутствие единых стандартов, которыми могли бы руководствоваться туристические компании;
- отсутствие чётких гарантий по обеспечению качественного и безопасного детского продукта;
- отсутствие необходимых экономических знаний у администрации детских оздоровительных лагерей (это не позволяет осуществлять правильную политику ценообразования, что в значительной степени влияет на заполнение лагерей и, в конечном счете, на финансовые результаты их деятельности);
- низкое качество предоставляемых туристских услуг в сфере детского туризма, а также проблема старения кадров в сфере туризма (ведь в наше время очень часто уровень цен предоставляемой услуги и профессиональный уровень работника сферы туризма во многом уступают качеству туристской услуги).
С целью определения конкурентных преимуществ и ограничений развития детского туристического комплекса Крыма. Автором проведён SWOT-анализ для детского туристического рынка, приоритетного в контексте стратегических перспектив развития детского туризма в Крыму [16, с.59].
Конкурентные преимущества и ограничения развития детского туризма в Крыму
Сильные стороны | Слабые стороны |
Высокий рейтинг региона в медико-климатическом зонировании | Ухудшение целебных свойств природной среды Крыма за счёт загрязнения водного и воздушного бассейна |
Сложившаяся сеть детских здравниц | Низкие темпы роста детской (потребительской) аудитории |
Большой бальнео- и грязелечебный потенциал, слабо используемый в оздоровительных целях детей | Ухудшение конкурентных позиций крымских детских лагерей за счёт уменьшения дотаций из бюджета |
Развитая система объектов инфраструктуры культурно-познавательного туризма | Отсутствие маркетингового механизма привлечения на отдых детей из стран дальнего зарубежья |
Наличие развитого сегмента семейного и детского отдыха у моря | Необходимость увеличения уровня развития специализированной инфраструктуры детского отдыха в Крыму |
Таким образом, новые экономические условия хозяйствования, последствия финансово-экономического кризиса требуют решения проблем, связанных с необходимостью адекватного реагирования организаций, специализирующихся на детском отдыхе, на существенные изменения как внешней, так и внутренней среды функционирования.
На основе проведённого анализа можно утвердить, что у крымского рынка детского туризма есть хорошие предпосылки для успешного и экономически обоснованного развития. Но следует отметить, что перспективы развития туризма во многом зависят от политической и экономической стабильности, так как туризм может развиваться в экономически благоприятной среде.
Основные стратегические приоритеты и задачи развития детского туристического комплекса в Крыму: реконструкция детских приморских оздоровительных лагерей, создание скаутских лагерей в горно-лесной зоне и центров детской анимации; создание специальной инфраструктуры и туристского предложения для потребностей целевых групп «Семейный туризм», «Детский туризм» и др.; образование инновационных экскурсионных объектов – тематических парков с круглогодичным ролевым моделированием; обеспечение оптимальной структуры и режима функционирования туристско-рекреационного комплекса [16, с.60].
Для решения этих задач необходимо комплексно подойти к организации детского отдыха:
- обеспечить доступность массового детского отдыха всем слоям населения страны (и не только за счет дотаций, но и за счет экономически обоснованных невысоких цен);
- добиться снижения стоимости детского отдыха за счёт снижения затрат на транспортные услуги. В вопросе снижения их стоимости государство может выступить как «крупный» туроператор или регулировать эти проблемы через различные экономические рычаги. Появление таких туроператоров позволит создавать самостоятельный или совместный туристский продукт, себестоимость которого будет значительно ниже. Это обеспечит невысокие цены на массовый детский отдых. Одновременно увеличится и количество разнообразных услуг, предлагаемых на рынке детского туризма. Речь идет как об индивидуальных VIP-лагерях, так и о массовом туристском продукте. Как показывает практика деятельности частных лагерей, а их в Крыму достаточно, расширение спектра предложений приносит большой экономический эффект;
- наиболее полно и дифференцированно подходить к удовлетворению потребностей детей в отдыхе при максимальном использовании при этом национальных природных, историко-культурных и этнографических ресурсов, а также в придании детскому отдыху культурно-познавательной, оздоровительной и воспитательной направленности;
- увеличить безопасность детского отдыха в результате пересмотра нормативной базы детского туризма и снятия различных ограничений на организацию детских поездок;
- создать условия для дальнейшего развития новых мест детского отдыха на основе консолидации усилий и опыта всех участников рынка детского туризма.
Следовательно, перед крымскими организациями, специализирующимися в сфере детского туризма, встает проблема поиска наиболее эффективных методов управления как каждой организации в отдельности, так и всем детским туризмом Крыма в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детский туризм - один из самых массовых видов туризма, который представлен экскурсиями для школьников, спортивным туризмом (в т.ч. спортивно-туристские соревнования), самодеятельными школьными обменами, познавательными и рекреационными детскими турами, оздоровлением и отдыхом в детских лагерях, а также выездным туризмом (т.е. организацией международных безвалютных обменов, поощрительными выездами для талантливых подростков, выездами в международные детские центры (лагеря) и т.д.
Туристические операторы Крыма активно выступают с предложением детских туров на рынке турбизнеса. География предложений достаточно обширна: Южный Берег Крыма (ЮБК), Восточное и Западное побережье.
Анализ состояния отрасли и дальнейшее развитие крымского детского туризма предполагает обеспечение доступности массового детского отдыха всем слоям населения страны, и не только за счет дотаций, но и за счет экономически обоснованных невысоких цен.
Задача туристической политики АР Крыма в сфере детского туризма должна состоять в наиболее полном и дифференцированном удовлетворении потребностей детей в отдыхе и в максимальном использовании при этом национальных природных, историко-культурных и этнографических ресурсов, а также в придании детскому отдыху культурно-познавательной, оздоровительной и воспитательной направленности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. Пособие. – М.: БГЭУ, 1999. – 644 с.
2. Модельный закон «О детском и юношеском туризме»// Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ, 2005. - № 35. – С.2-5.
3. Дефектологический словарь. 2-й том. – М.: МПСИ. – 2007.- Режим доступа к словарю: www.defectology.ru/turizm _detskij.html.
4. Терминология. Виды туризма. – М., 2005. – Режим доступа: www.votur.ru/terminologiy-vid-
5. Крашко М. Краєзнавство і туризм: Навч.-метод. посібник. – К.: Вища школа, 1994. – 191 с.
6. Коцан І.Я. Шкільний туризм: Навч.-метод. посібник. – К.: Муар, 1998. – 208 с.
7. Організація відпочинку та оздоровлення дітей: концепції, технології, досвід. / О.В. Биковська, В.М. Горбинко, Ж.В. Петречко та інш. – К.: Державний ін.-т проблем сім’ї та молоді, 2004. – 208 с.
8. Кашуба Я.М. Система дитячого оздоровлення і туризму// Материалы второй республиканской научно-практической конференции «Туризм, курорты и наука» / Под ред. И.Ф. Карташевской. – Симферополь: 2009. – С.112-116.
9. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. – М.: «Ось – 89», 1998. – 160 с.
10. Попов А.Д. Через тернии к морю и в горы: возрождение детско-юношеского туризма в Крыму после Великой Отечественной войны.// VIII Таврические научные чтения. Сборник научных статей. Часть 2. – Симферополь, 2007. – С.38-44.
11. Гуляев В.Г. Организация туристической деятельности. Учебное пособие. – М.: Нолидж, 1996. – 312 с.
12. Статистичний щорічник Автономної Республіки Крим. / За ред. О.І. Пітюренко. – Сімферополь: ГУС в АР Крим, 2011. – 551 с.
13. Ганиева А.К. Экономические аспекты концепции развития детского отдыха и оздоровления в Крыму. // Культура народов Причерноморья. – 2005. - № 68. – С.93-95.
14. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм и семейное воспитание // Воспитание школьников: Научно – методич. журнал. – 2010. - № 7. – С.45-49.
15. Конивец А.И. Проблемы и возможности детского туризма // Возможности и перспективы туристического бизнеса: Сборник статей. – Симферополь: ООО «НУПУ», 2004. – С.183-191.
16. Стратегия экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 гг. // Научный рук-ль И.М. Яковенко. – Симферополь, 2011. – 73 с.