Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:23, научная работа
Данная работа посвящена исследованию перспектив развития детского туризма в Крыму. Актуальность темы обусловлена тем, что детский туризм является важнейшим фактором, определяющим, с одной стороны, уровень физического развития и сохранения здоровья детей и, с другой стороны, социально-экономический показатель развития страны.
В первой главе работы отражены теоретические аспекты исследования. Даны определения понятия «детский туризм», «система детского оздоровления и туризма» и классификация видов детского туризма.
АННОТАЦИЯ……………………………………………………………………2
ВВЕДЕНИЕ……………………………………….………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития детского туризма……………………………………………………………………….. 5
ГЛАВА 2. Анализ развития рынка детского туризма в Крыму………………………………………………………………………… 11
2.1. История развития Крыма как детской здравницы……………………………………………………………………11
2.2. Характеристика рынка детского туризма и отдыха в Крыму…………………………………………………………………….... 14
ГЛАВА 3. Проблемы и основные направления развития детского туризма в Крыму………………………………………….. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………
1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА АРК ИНСТИТУТ СТРАН ВОСТОКА И АФРИКИ
ЧВУЗ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ. Харьков»
IV Всекрымский конкурс студенческих работ
по актуальным вопросам приоритетного развития АР Крым
Номинация: Реформирование санаторно-курортного и туристического секторов
Конкурсная студенческая работа на тему:
«Детский туризм как перспективное направление развития туристического сектора
АР Крым»
Метлушка Е.А
ИСВА ЧВУЗ «МСУ. Харьков»
Специальность: Менеджмент организаций
4 курс, 41группа
Научный руководитель:
Малахова Виктория Владимировна
Зав. кафедрой менеджмента, к.э.н., доцент
Симферополь. 2011
СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ……………………………………….………………
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития детского туризма……………………………………………………………
ГЛАВА 2. Анализ развития рынка детского туризма в Крыму…………………………………………………………………
2.1. История развития Крыма как детской здравницы………………………………………………………
2.2. Характеристика рынка детского туризма и отдыха в Крыму…………………………………………………………………
ГЛАВА 3. Проблемы и основные направления развития детского туризма в Крыму………………………………………….. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….... 22
АННОТАЦИЯ
Данная работа посвящена исследованию перспектив развития детского туризма в Крыму. Актуальность темы обусловлена тем, что детский туризм является важнейшим фактором, определяющим, с одной стороны, уровень физического развития и сохранения здоровья детей и, с другой стороны, социально-экономический показатель развития страны.
В первой главе работы отражены теоретические аспекты исследования. Даны определения понятия «детский туризм», «система детского оздоровления и туризма» и классификация видов детского туризма.
Во второй главе приводится анализ развития рынка детского туризма в Крыму. Рассматриваются особенности истории развития детских здравниц АР Крым.
Третья глава посвящена проблемам и основным направлениям развития детского туризма в Крыму.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие рекреационно-туристического комплекса Крыма, бесспорно, является одним из приоритетных направлений экономики региона, если не самым значимым. Подтверждением этому может служить повышенное внимание крымских ученых именно к проблемам развития рекреации и туризма в Крыму.
Крым - отличное место для детского отдыха и туризма. Ежегодно в Крым приезжают тысячи школьников, в основном летом и на школьные каникулы. Замечательное сочетание великолепной природы, исторических, ландшафтных и прочих памятников, наличие туристской инфраструктуры и опытных кадров, доступность объектов и разнообразие маршрутов делают Крымский полуостров привлекательным для всех видов детско-юношеского туризма и отдыха.
Детский туризм – это интереснейшие и познавательные экскурсии, комфортабельные детские лагеря, робинзонады, это веселые и познавательные каникулы, расширение кругозора, новые друзья и масса впечатлений для детей всех возрастов.
Крым во все времена считался самой лучшей здравницей для детей. И если уж стоит вопрос детского отдыха, то, безусловно, выбор в первую очередь падает на детские лагеря в Крыму. А все потому, что именно благоприятные природно-климатические факторы служат отправной точкой в выборе детского отдыха в лагерях Крыма.
Актуальность темы обусловлена тем, что детский туризм является важнейшим фактором, определяющим, с одной стороны, уровень физического развития и сохранения здоровья детей и, с другой стороны, социально-экономический показатель развития страны. В перспективе детский туризм должен стать одним из приоритетных направлений развития туризма в Крыму. Экономические преимущества этого вида туризма очевидны: путешествуют школьники и студенты, как правило, организованными группами, поездки ритмично повторяются из года в год, что значительно облегчает планирование бизнеса.
Целью работы является исследование перспектив развития детского туризма в Крыму.
В соответствии с поставленной целью в работе предстоит решить следующие задачи:
- раскрыть сущность детского туризма и определить его виды;
- охарактеризовать современный уровень развития детского туризма в Крыму;
- определить проблемы и перспективы дальнейшего развития детского туризма в Крыму.
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития детского туризма
Детский туризм является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения. Поэтому можно сказать, что детский туризм занимает наиболее благородный сектор рынка туриндустрии.
Программы отдыха, призванные расширить детский кругозор, укрепить здоровье или раскрыть таланты, нацелены в конечном итоге на развитие молодого поколения - в ближайшем будущем потенциально наиболее активного в украинском обществе.
Под детским туристским продуктом принято понимать совокупность определенного количества и качества товаров и услуг, а также знаний и умений персонала организаций, обслуживающих детей, необходимых для удовлетворения их познавательных или рекреационных потребностей в том или ином туристском регионе, основанных на использовании местных туристско-рекреационных ресурсов [1, с.10].
Индустрия туризма отличается от других сфер тем, что доходы от туристского бизнеса носят не одномоментный характер, а увеличиваются по мере укрепления доверительного отношения потребителей туристских услуг к производителям этих услуг. Поэтому можно утверждать, что вовлечение подростков и молодых людей в занятия туризмом с раннего возраста, показ молодым людям лучших образцов туристского продукта в момент высокой эмоциональной восприимчивости, свойственной юному возрасту, приведет и к увеличению их потребности в туристских поездках и путешествиях в более зрелом возрасте. Кроме того, развитие детского туризма должно привести и к увеличению числа молодых людей, решивших сделать туризм своей основной профессией, т.е. решить проблему подготовки туристских кадров, которая сегодня также стоит достаточно остро.
Однако назначение развития детского туризма определяется в обеспечении многостороннего развития личности. Именно походы, поездки, экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира. Важен туризм и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов.
Необходимо также отметить влияние детского туризма на развитие в подрастающем поколении коммуникабельности, самодисциплины, адаптации к условиям современной жизни.
Принимая во внимание, что будущее поколение Украины в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, перед государством и обществом в настоящее время стоят первоочередные задачи по возвращению молодому поколению прекрасного мира детского туризма и развитие его во всех формах и видах.
В настоящее время существуют следующие подходы к определению понятия «детский туризм»:
- средство гармоничного развития детей (лиц, не достигших возраста 14 лет), девушек и юношей (лиц, не достигших возраста 18 лет), реализуемое в форме отдыха и общественно-полезной деятельности, характерными структурными компонентами которого являются поход, путешествие, экскурсия [2, с.2];
- один из видов активного отдыха учащегося, сочетающийся с образовательно-воспитательными целями, закаливанием организма и участием в труде [3];
- организованное путешествие группы детей школьного возраста (от 7 до 17 лет) в сопровождении руководителя [4].
Таким образом, под детским туризмом понимается вид туризма, потребителями услуг которого являются дети в возрасте 7-17 лет, отправляющиеся в путешествие с целью отдыха, оздоровления, образования и др. целями в сопровождении руководителя туристской группы или инструктора-проводника.
Как комплексное социально-экономическое понятие туризм классифицируется по различным критериям: по целям путешествий, по форме организации, по количеству участников, по возрастному показателю и т.д. С этой позиции туризм можно подразделить на: внутренний, международный (выездной, въездной), комбинированный.
По целям путешествий выделяются следующие виды туризма: познавательный, спортивный, рекреационный (на отдых), оздоровительный.
По тематическим направлениям познавательные путешествия школьников можно разбить на этнографические, геологические, экологические, исторические, археологические и другие виды выездов [6, с. 52].
По способу организации туристские путешествия подразделяются на: плановые (осуществляются по программам туристско-экскурсионных учреждений), самодеятельные.
По продолжительности походов и путешествий различают: одно-двухдневные и многодневные.
Популярным видом туризма является самодеятельный туризм. К наиболее распространенным формам самодеятельного туризма относятся: туристские прогулки, походы, экспедиции, слеты, туристские лагеря.
По способу активного передвижения самодеятельный туризм, классифицируется как: пешеходный, лыжный, водный, горный, спелеотуризм, велотуризм, авто-мототуризм, комбинированный [5, с.140].
По имеющимся данным наибольшее развитие получили такие виды туризма, как пешеходный, лыжный, водный, скалолазание и горный туризм.
В отдельных регионах распространён спелеотуризм.
По степени сложности спортивно-туристские выезды делят на: некатегорийные и категорийные походы (1, 2, 3 степени сложности).
При организации самодеятельных походов со школьниками существуют нормативы, ограничивающие возраст участников и их подготовку. Например, к тренировочным выездам допускаются дети от 7 лет с предоставлением одного руководителя на 6 школьников, в походы 1-ой категории сложности допускаются учащиеся от 12 лет, 2-ой категории - от 14 лет, руководитель сопровождает 12-15 детей. В походы 3-ей категории сложности идут школьники от 15 лет в сопровождении одного руководителя на 8-12 человек [5, с.142].
В детском туризме существует особенность в классификации на основе такого критерия как сезонность. Выделяются: сезонный - каникулярный период (осень, зима, весна - 8-12 дней, лето - 3 месяца) и межсезонный.
Можно выделить несколько основных видов детского туризма, существующих в настоящее время в Украине и Крыму, а именно:
1. Внутренний туризм: экскурсии для школьников, спортивный туризм (в т.ч. спортивно-туристские соревнования), самодеятельные школьные обмены, познавательные и рекреационные детские туры на коммерческой основе, оздоровление и отдых в детских лагерях.
2. Выездной туризм: организация международных безвалютных обменов, образовательные, деловые и поощрительные выезды для талантливых подростков, победителей творческих конкурсов, олимпиад и т.д., познавательные и рекреационные туры на коммерческой основе, выезды в международные молодежные и детские центры (лагеря).
Необходимо отметить, что все виды детского туризма в практической жизни встречаются как по отдельности, так и в сочетании друг с другом.
В последнее время увеличился интерес к экономическим, организационно-управленческим, научно-методическим и правовым вопросам детского оздоровления, которое нуждается в новых комплексных подходах к изучению данной проблематики.