Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:59, курсовая работа
Эксплуатационные свойства автобуса характеризуют возможность его эффективного использования в определенных условиях и дают возможность оценить степень соответствия конструкции требованиям эксплуатации.
В курсовой работе я анализирую тягово-скоростные свойства, которые определяют возможный диапазон скоростей движения, интенсивность и путь разгона в тяговом режиме, предельные дорожные условия, при которых автомобиль способен двигаться с заданными конструктивными параметрами. Чем лучше тягово-скоростные свойства, тем меньшие затраты времени на перевозку. Что положительно сказывается на его продуктивности.
В данной работе я буду производить расчетно-графический анализ для автобуса ПАЗ-672, движущегося по дороге с коэффициентом суммарного дорожного сопротивления y = 0,019.
Для заданной модели в курсовой работе выполняю необходимые расчеты на основании конкретных технических данных автобуса. Строю графики и по ним анализирую тягово-скоростные свойства.
Произведенные расчеты свожу в таблицы, текст сопровождаю расчетными зависимостями с расшифровкой параметров.
ВВЕДЕНИЕ
Эксплуатационные свойства автобуса характеризуют возможность его эффективного использования в определенных условиях и дают возможность оценить степень соответствия конструкции требованиям эксплуатации.
В курсовой работе я анализирую тягово-скоростные свойства, которые определяют возможный диапазон скоростей движения, интенсивность и путь разгона в тяговом режиме, предельные дорожные условия, при которых автомобиль способен двигаться с заданными конструктивными параметрами. Чем лучше тягово-скоростные свойства, тем меньшие затраты времени на перевозку. Что положительно сказывается на его продуктивности.
В данной работе я буду производить расчетно-графический анализ для автобуса ПАЗ-672, движущегося по дороге с коэффициентом суммарного дорожного сопротивления y = 0,019.
Для заданной модели в курсовой работе выполняю необходимые расчеты на основании конкретных технических данных автобуса. Строю графики и по ним анализирую тягово-скоростные свойства.
Произведенные
расчеты свожу в таблицы, текст
сопровождаю расчетными зависимостями
с расшифровкой параметров.
Из справочника НИИАТ и документации на автобус выбираю для заданной модели автобуса исходные данные для расчета и реальные значения основных параметров автобуса для сравнения их с полученными расчётными.
а) Исходные данные для расчета
Вид автобуса автобус
Полная масса m, кг 7825
Марка
и тип двигателя ЗМЗ-672, карб.
Максимальная мощность Nemax, кВт 85,6
Частота вращения коленчатого вала двигателя при
максимальной мощности nN , об/мин 3200
Наличие ограничителя частоты вращения вала двигателя есть
Передаточные числа:
- коробки передач Uk1 6,55
Uk2 3,09
Uk3 1,71
Uk4 1,00
- раздаточной коробки Ukр1 1,00
Ukр2 1,963
- главной передачи U0 6,83
Шины 240-508 (8,25-20)
Статический радиус колеса rст., м 0,453
Габаритные размеры:
- ширина ВГ, м 2,44
- высота НГ, м 2,952
КПД трансмиссии h 0,85
Коэффициент сопротивления воздуха К, Н×с2/м4 0,4
б) Реальные значения основных параметров автобуса для сравнения их с полученными расчетными
Максимальный крутящий момент двигателя Меmах, Н×м 284,4
Частота вращения вала двигателя при максимальном крутящем
моменте nм, об/мин 2000
Максимальная
скорость Vmax, км/ч 80
Для
построения внешней скоростной характеристики
поршневого двигателя внутреннего сгорания
используют эмпирическую формулу, позволяющую
по известным координатам одной точки
скоростной характеристики (Nemax
и nN) воспроизвести всю кривую
мощности:
, (1)
где Ne, кВт – текущее значение мощности двигателя, соответствующее частоте вращения вала двигателя nN, об/мин;
Nemax, кВт – максимальная мощность двигателя при частоте вращения nN , об/мин;
А1, А2 – эмпирические коэффициенты характеризующие тип двигателя внутреннего сгорания.
Значение эмпирических коэффициентов для карбюраторных двигателей принимаю: А1 = 1, А2 = 1
Для
выбора текущего значения n диапазон
частоты вращения вала двигателя от минимально
устойчивых оборотов nmin
до nN разбиваю на 8 произвольных
участков с постоянным интервалом Dn.
Минимальную частоту вращения коленчатого
вала nmin принимаем равной
600
об/мин. (2)
Определив
Ne для принятых значений
n, вычисляем соответствующие значения
крутящего момента двигателя
. (3)
Результаты
расчетов по формулам (1), (2), (3) свожу в таблицу
1.2 и строю внешнюю скоростную характеристику
двигателя Ne=f(n) и Me=f(n)
(рисунок 1.2).
Таблица 1.2 – Внешняя скоростная характеристика ДВС
Параметр | Числовое значение | ||||||||
n, об/мин | 600 | 925 | 1250 | 1575 | 1900 | 2225 | 2550 | 2875 | 3200 |
A1· n/nN | 0,188 | 0,289 | 0,391 | 0,492 | 0,594 | 0,695 | 0,797 | 0,898 | 1,000 |
A2· (n/nN)2 | 0,035 | 0,084 | 0,153 | 0,242 | 0,353 | 0,483 | 0,635 | 0,807 | 1,000 |
A3· (n/nN)3 | 0,007 | 0,024 | 0,060 | 0,119 | 0,209 | 0,336 | 0,506 | 0,725 | 1,000 |
A1·(n/nN)+A2·(n/nN)2–A3· (n/nN)3 | 0,216 | 0,348 | 0,484 | 0,615 | 0,737 | 0,843 | 0,926 | 0,980 | 1,000 |
Ne, кВт | 18,495 | 29,829 | 41,397 | 52,661 | 63,085 | 72,128 | 79,254 | 83,924 | 85,600 |
Me, Н·м | 294,381 | 307,961 | 316,272 | 319,313 | 317,083 | 309,583 | 296,813 | 278,773 | 255,463 |
Рисунок
1.2 – Внешняя скоростная характеристика
ДВС
Для
различных передач и скоростей
движения автобуса рассчитываю значения
составляющих уравнение силового баланса
. (4)
Тяговое
усилие на ведущих колесах определяю
из выражения, Н
, (5)
где rд – динамический радиус колеса, который в нормальных условиях движения принимают равным rст, м.
Вторую
составляющую силового баланса – силу
суммарного дорожного сопротивления –
определяю по формуле, Н
, (6)
где G = g×m – полный вес автобуса, Н;
g = 9,81 м/с2 – ускорение свободного падения.
В расчетах не учитываю влияние скорости движения на коэффициент сопротивления качению, в связи с этим y = const.
Для ПАЗ-672 G=9,81×7825=76763,25 Н, а при заданном y=0,019, Рy=0,019×76763,25=1458,50175 Н.
Сила сопротивления воздуха, Н
, (7)
где F – лобовая площадь автобуса, м2;
V – скорость автобуса, км/ч.
Лобовую
площадь автобуса определяю приближенно
по формуле
, (8)
где a
– коэффициент заполнения площади; для
своей модели автобуса я принимаю a
= 0,85.
F = 0,85×2,44×2,952
= 6,122 м2.
Сила сопротивления разгону, Н
, (9)
где d – коэффициент, учитывающий влияние инерции вращающихся масс автобуса;
j – ускорение автобуса в поступательном движении, м/с2 .
При построении и анализе графиков силового баланса величина Pj не рассчитывается, а определяется как разность тягового усилия Рk и суммы сопротивлений движению Py+Pw.
График силового баланса и все последующие строят в функции скорости автобуса V, км/ч, которая связана с частотой вращения вала двигателя n зависимостью
, (10)
где rk – радиус качения колеса, м, равный, при отсутствии проскальзывания, статическому радиусу rст.
Динамический
фактор автобуса D определяю для различных
передач и скоростей движения по формуле
. (11)
Переменные
по скорости величины Рk,
Pw и D рассчитываю по формулам
(5), (7), (11) и свожу в таблицу 1.3. По рассчитанным
величинам строю график силового баланса
автобуса и график динамической характеристики.
Постоянные величины в формулах целесообразно
для упрощения расчетов привести к общим
коэффициентам. Так, для тягового усилия
на первой передаче
Аналогично получаем Рk2 = 39,6004305×Ме, Рk3 = 21,9148013×Ме, Рk4 = 12,8156733×Ме.
Для расчета скорости V на первой передаче
Аналогично для остальных передач
V2 = 0,00809×n, V3 = 0,01462 ×n, V4 = 0,025×n.