Транспортный комплекс Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 23:16, контрольная работа

Описание работы

1. Значение транспорта в обеспечении внутри- и межрайонных связей между отраслями мирового хозяйства.
2. Влияние природных и социально-экономических факторов на работу транспорта и размещение путей сообщения.
3. Назначение различных видов транспорта.
4. Технико-экономические особенности и показатели работы различных видов транспорта.
5. География путей сообщения.
6. Формирование единой транспортной сети, ее конфигурация и густота.
7. Структура перевозок. Основные направления пассажиро- и грузопотоков.
8. Взаимодействие различных видов транспорта.
9. Основные транспортные узлы.
10. Экологическое воздействие транспортного комплекса на окружающую среду.
11. Проблемы и перспективы развития и размещения отдельных видов транспорта и путей сообщения.

Работа содержит 1 файл

Транспортный комплекс Японии.doc

— 264.00 Кб (Скачать)

Транспортный  комплекс Японии 

     Транспорт — одна из важнейших  отраслей экономики любой страны. Это важная система в сложном  механизме мирового хозяйства,  которая обеспечивает производственные  связи, осуществляет перевозки  грузов и пассажиров. При характеристике работы транспортной системы используются такие показатели, как объем перевозимых грузов, грузооборот (учитывающий и вес, и дальность транспортировки грузов), пассажирооборот, густота транспортной инфраструктуры и многие другие.

     Соотношение видов транспорта в транспортных системах регионов и отдельных стран мира различно. Так, транспортная система промышленно развитых государств имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта, включая электронный.

     Особенно высоким уровнем развития транспортной инфраструктуры отличается Япония. Транспортной системе Японии может позавидовать любая страна мира. Все виды транспорта в Японии безупречно организованы, а сеть шоссейных дорог принадлежит к числу наиболее высокоразвитых на планете. На 100 кв. км территории приходится около 7 км железных и 30 км шоссейных дорог. Воздушное сообщение обеспечивают современные аэропорты (крупнейшие – Токио и Осака). На побережье расположены крупные морские порты – Кобэ, Тиба, Нагоя, Иокогама и Кавасаки. Острова соединены мостами и туннелями, между ними курсируют паромы. В Японии развиты все виды транспорта за исключением речного и трубопроводного. По объему грузоперевозок первое место принадлежит автомобильному транспорту (60%), второе место - морскому. Роль железнодорожного транспорта сокращается, а авиаперевозок - растет. В связи с очень активными внешнеэкономическими связями, Япония обладает самым крупным торговым флотом в мире. 

  1. Значение  транспорта в обеспечении  внутри- и межрайонных  связей между отраслями хозяйства
 

     Именно транспорт обеспечивает не только нормальную жизнедеятельность государства, но и его национальную безопасность и целостность. «...Транспорт должен дать экономике нечто большее, чем просто необходимые пропускные и провозные возможности...» В системе единого народнохозяйственного комплекса Японии транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Всевозрастающие масштабы общественного производства, расширение сфер промышленного использования природных ресурсов, развитие экономических и культурных связей как внутри страны, так и с зарубежными странами, требования обороноспособности страны не могут быть обеспечены без мощного развития всех видов транспорта, широко разветвленной сети путей сообщения, высокой мобильности и маневренности всех видов транспорта.

     Территория Японии разделена  на 9 экономических районов (с  севера на юг): 1. Хоккайдо; 2. Тохоку (префектуры Аомори, Иватэ, Мияги,  Акита, Ямагата, Фукусима); 3. Канто  (префектуры Ибараки, Тотиги, Гумма, Сайтама, Тиба, Токио, Канагава); 4. Тюбу (префектуры Ниигата, Тояма, Исикава, Фукуи, Яманаси, Нагано, Гифу, Сидзуока, Айти); 5. Кинки (префектуры Миэ, Сига, Киото, Осака, Хёго, Нара, Вакаяма); 6. Тюгоку (префектуры Тоттори, Симанэ, Окаяма, Хиросима, Ямагути); 7. Сикоку (префектуры Токусима, Кагава, Эхимэ, Коти); 8. Кюсю (префектуры Фукуока, Сага, Нагасаки, Кумамото, Оита, Миядзаки, Кагосима); 9. Окинава, и 4 подрайона (входят в состав экономических районов).

     Стремительная внутренняя миграция, поток инвестиций, развитие новых для Японии отраслей промышленности, нехватка свободных земельных участков под промышленную застройку, создание сплошной цепи промышленных городов и производственно-территориальных комплексов привели к образованию в индустриальной части урбанизированных, а затем и гиперурбанизированных ареалов. Такие образования в результате последовавшего процесса «расползающейся концентрации» переросли в метрополии.

     Территория индустриальной части  стала местом проживания почти 70% населения страны. Возникло явление маятниковой миграции рабочей силы. Иными словами, из-за чрезвычайно высокой стоимости земли в крупных городах жители метрополий поделились на две группы: меньшую, «ночную», финансовое положение которой позволяет жить и работать в черте крупных городов, и уезжающую вечером домой за город.  В связи с этим транспорт в Японии играет огромную роль в обеспечении внутри- и межрайонных связей государства.

     Бедная природными ресурсами  страна сумела успешно интегрироваться за послевоенные годы в мировую экономику, превратившись сначала в обрабатывающий цех планеты, а затем в поставщика наукоемкой продукции и, наконец, в крупнейший финансовый центр. Именно поэтому в стране стали активно развиваться морской и воздушный транспорт. 
 

  1. Влияние природных и социально-экономических  факторов на работу транспорта и размещение путей сообщения.
 

     Природные факторы значительно  повлияли на размещение путей  сообщения метро. Прокладывали  первые линии подземки не проходческими щитами, а экскаваторами, сверху, по возможности прямо под дорожным полотном, чтобы не затрагивать соседние дома. А потом закрыли туннели сверху железными щитами, по которым и пошел наземный поток автотранспорта. Так, например, произошло на токийской Гиндзе. В случае необходимости с помощью кранов и лебедок можно без всяких проблем вскрыть «потолок» метрополитена и добраться до места неисправности или аварии. Соответственно, и попасть на платформу станции метро можно довольно быстро — сбежав два-три лестничных пролета вниз. Без всяких эскалаторов. Впрочем, далеко не везде. Рельеф японской столицы достаточно сложен. Соответственно, и рельсы метро то уходят на несколько десятков метров вглубь, то подходят к самой поверхности, а то и выскакивают наружу. Так, например, на станции «Сибуя», зажатой между двумя холмами, вагоны метро останавливаются на четвертом этаже здания местного универмага.  

  1. Назначение  различных видов  транспорта.
 

     ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ в Японии являются  важнейшим видом транспорта.

     После второй мировой войны железные дороги сыграли важную роль в возрождении нации. Вскоре Япония стала на путь интенсивного экономического развития и ускоренной урбанизации. В этом железные дороги также сыграли важную роль, осуществляя перевозки основной массы населения. Сейчас железным дорогам Японии свойственен высокий уровень технической оснащенности и управления.

     Японские железные дороги перевозят  около 22,63 миллиарда пассажиров  каждый год. Это составляет  в среднем 200 поездок на каждого  японского жителя в год. (Прил. N 1)

     Новая японская железнодорожная  система скоростных суперэкспрессов  Синкансэн привлекла мировое  внимание со времени начала  строительства линии Токайдо  Синкансэн в 1960 г. Линия была  пущена в октябре 1964 г. (накануне  Токийской Олимпиады) и связала Токио с Осакой. Колея шириной 1435 мм не имеет уровневых пересечений, отличается плавностью поворотов и склонов и предназначена только для перевозки пассажиров. Это позволяет поездам развивать скорость в 200 км/час. Впоследствии были построены другие линии Синкансэн, включая Санъё, Тохоку и Дзёэцу. Линии «поездов-пуль» сейчас составляют 2153,9 км, а поезда перевозят ежегодно около 275 млн. пассажиров.

     Начиная с 60-х гг. железные дороги  стали испытывать все возрастающую  конкуренцию со стороны автомобильного и авиационного транспорта.

     Между тем железнодорожные колеи  суперэкспрессов Синкансэн продолжают  распространяться все в новые  и новые уголки страны. В октябре  1997 г., в преддверии открытия зимних  Олимпийских игр в феврале  1998 г., открылась первая очередь линии суперэкспрессов Синкансэн, связывающая Такасаки (северо-запад Токио) с Нагано. Самый быстрый поезд «Асама» на этой линии имеет максимальную скорость 275 км/час.

     Частные компании местного значения (железные дороги, не входящие в группу JR) перевозят 60% пассажиров по всей Японии, 96% которых следуют в большие городские центры или прилегающие районы. Очевидно, что загруженность японского городского транспорта без пригородных поездов была бы значительно больше. 

     МЕТРО. Значительная часть линий Токийского метрополитена очень неглубокого залегания. В отличие, скажем, от Москвы, местные строители метро не ставили перед собой тройную задачу — создать новую систему городского транспорта, сделать ее «восьмым чудом света» и одновременно обеспечить горожан доступными бомбоубежищами на случай войны. В Токио во главу угла были поставлены принципы функциональности и рационализма, а значит, и дешевизны.     Начало работы первого участка столичного метрополитена относят к декабрю 1927 г., когда 2,2-километровый туннель соединил станции «Уэно» и «Асакуса». Ныне в Токио функционирует 12 линий метро общей протяженностью более 230 км.

     Линии токийской подземки довольно  разветвленные и замысловатой  сеткой покрывают карту столицы. Но проблема не только в огромном количестве станций, линий и переходов. Дело в том, что одни линии принадлежат муниципалитету Токио, а владельцами других являются частные компании. А частники прокладывали линии, сообразуясь не столько с нуждами города, сколько с планируемой выгодой. В результате бывает, что на достаточно больших отрезках линии идут почти параллельно друг другу.

     Метрополитен довольно плотно  интегрирован в общую транспортную  сеть столицы. В пределах одной  станции, лишь перейдя на другую платформу, можно пересесть на городскую электричку или даже на дальний поезд.

     Метрополитен, помимо столицы, работает  в Осаке, Нагое, Кобе, Саппоро,  Иокогаме, Киото, Фукуоке и Сэндае. В 1991 г. в стране существовало 34 линии метро общей протяженностью 523, 6 км. 

     ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ Японии развивался  в благоприятных условиях спроса  и предложения. В Японии этот  вид транспорта используется  не только для поездок за  рубеж, но и для сообщения  внутри страны. Особенно возрос  спрос на услуги авиации в  сфере бизнеса: сокращение транзитного времени может стать причиной увеличения коммерческой прибыли или даже способствовать заключению выгодной сделки. Еще одним фактором в пользу развития воздушных путешествий внутри страны стало снижение расценок на услуги воздушного транспорта. Стоимость перелета из Осака в Токио сегодня всего на 10% дороже путешествия по скоростной железной дороге.  

     МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ

     Развит, прежде всего, на морях, окружающих Японию. Внутреннее море (Сэто Найкай) обслуживает главные индустриальные области центральной Японии. Морской транспорт является основными транспортными артериями страны наряду с железными дорогами. 

     АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ.

     По грузоперевозкам (50% их общего количества) и по перевозке пассажиров (70%) среди видов транспорта в Японии с 70-х годов лидирует автомобильный транспорт. У Японии одно из первых мест в мире по плотности автодорожной сети (3 км на 1 км2). Все города с населением более 500 тыс. человек соединены сетью высокоскоростных автомагистралей (первая появилась в 1963 г.).  По размеру автомобильного парка (76 млн машин, из них около 70% — легковые, 30% — грузовые и 1% — автобусы) Япония занимает второе место в мире после США. На одну семью (домохозяйство) в среднем приходится 1,13 автомобиля. 

  1. Технико-экономические  особенности и  показатели работы различных  видов транспорта.
 

     По грузоперевозкам (50% их общего  количества) и по перевозке пассажиров (70%) среди видов транспорта в  Японии с 70-х годов лидирует  автомобильный транспорт. У Японии одно из первых мест в мире по плотности автодорожной сети (3 км на 1 км2). Все города с населением более 500 тыс. человек соединены сетью высокоскоростных автомагистралей (первая появилась в 1963 г.). В 2001 г. длина шоссейных дорог высшего класса в Японии составляла почти 8 тыс. км, и их строительство продолжается. Но число автомобилей очень велико, поэтому показатели протяженности скоростных дорог в расчете на один автомобиль здесь существенно ниже, чем в других развитых странах — 0,09 км против 0,45 в США, 0,30 во Франции, 0,26 в Германии, 0,21 в Италии, 0,14 в Великобритании. Плата за проезд по высокоскоростным автодорогам весьма высока.

     По размеру автомобильного парка (76 млн. машин, из них около 70% — легковые, 30% — грузовые и 1% — автобусы) Япония занимает второе место в мире после США. На одну семью (домохозяйство) в среднем приходится 1,13 автомобиля.

     Движение на японских дорогах очень интенсивное. Обращает на себя внимание большое число паркингов, которые равномерно распределены вдоль трасс, в непосредственной близости от шоссе, но в так называемых «рукавах»; здесь можно отдохнуть, перекусить, купить товары первой необходимости, сувениры. У стоянок всегда деревья и цветы, а близ некоторых разбиты настоящие небольшие сады. Заметна забота об инвалидах — есть удобные въезды для инвалидных кресел в рестораны, оборудованы специальные туалетные кабины.

     Хотя ныне в Японии лидирует автомобильный транспорт, нельзя забывать о той огромной роли, которую в развитии страны сыграли железные дороги.

     В настоящее время железнодорожный транспорт занимает в стране второе место по объему пассажироперевозок (27%); ежегодный пассажирооборот — 400 млрд. пассажиро-километров. Этот вид транспорта сохраняет популярность у японцев по двум основным причинам. Во-первых, вследствие многокилометровых пробок на автомобильных дорогах многие предпочитают добраться до станции на велосипеде и, оставив его возле станции, продолжать свой путь на поезде — часто так быстрее и, по крайней мере, можно точно рассчитать необходимое на дорогу время. Во-вторых, железнодорожные магистрали в Японии прокладывались в соответствии с миграционными потоками населения, и станции стали своего рода центрами притяжения: возле станций и крупнейшие универмаги, и закусочные на любой вкус. К станциям тяготеют развлекательные учреждения и культурные центры, гостиницы. Сложная экономическая ситуация заставляет все компании диверсифицировать свою деятельность. Железнодорожные компании не стоят в стороне — они всё активнее включаются в новые сферы деятельности, предоставляя новые виды услуг, включая косметические, массажные, турбизнес (здесь можно заказать гостиницу в популярных местах туризма и отдыха, купить билеты, например, в пользующийся необыкновенной популярностью в Японии токийский Диснейленд) и информационный бизнес.

Информация о работе Транспортный комплекс Японии