Трансмиссия и ходовая часть тракторов МТЗ-80;82

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:46, контрольная работа

Описание работы

Трансмиссия предназначена для передачи энергии от двигателя к движителю трактора, а также с активным рабочим органам сельскохозяйственных машин.
Передача энергии (рис. 2) характеризуется угловой скоростью и крутящим моментом. У автотракторных двигателей внутреннего сгора нии угловая скорость коленчатого вала слишком высока, чтобы передать се непосредственно на колеса или к рабочим органам сельскохо зяйственных машин.

Работа содержит 1 файл

ТРАКТОРЫ.doc

— 444.50 Кб (Скачать)


Вопрос 14

Трансмиссия и ходовая часть тракторов МТЗ-80;82

 

1.1 Назначение механизмов трансмиссии

Трансмиссия предназначена для передачи энергии от двигателя к движителю трактора, а также с активным рабочим органам сельскохозяйственных машин.

Передача энергии (рис. 2) характеризуется угловой скоростью и крутящим моментом. У автотракторных двигателей внутреннего сгора нии угловая скорость коленчатого вала слишком высока, чтобы передать се непосредственно на колеса или к рабочим органам сельскохо зяйственных машин. Поэтому отдельные агрегаты трансмиссии (коробка передач, редуктор, главная передача и т.д.) изменяют угловую скорость, а следовательно, и крутящий момент так, что передаваемая мощность остается почти неизменной.

2. Сцепление

Сцепление тракторов МТЗ-80;-82 (рис. 3) конструктивно подобно сцеплениям всех мобильных машин. Сцепление рассматриваемых тракторов однодисковое, однопоточное, постоянно замкнутое. Отличительной конструктивной особенностью изучаемого сцепления является привод независимого вала отбора мощ ности (ВОМ) от опорного диска сцеплений Опорный диск через при варенную к нему шлицевую ступицу соединен с трубчатым валом 9. Заодно с валом выполнены две шестерни: шестерня Г привода насоса гидросистемы и шестерня Д привода независимого ВОМ.

Привод управления выключения сцеплением - механический. Пе даль выключения сцепления при замкнутом положении удерживается пружиной 13 механического усилителя (сервоустройства). Чтобы быстрее остановить вал сцепления и первичный вал коробки передач, ставится тормозок. Ведущий диск 14 тормозка имеет фрикци онные накладки и установлен на валу 18 сцепления. Отводка 12 уста новлена на кронштейне 10. Управление тормозком и сцеплением сбло кировано тягой 16. В блокировочной тяге установлена пружина 17, че рез которую усиление от рычага сцепления передается к тормозку. При выключении сцепления отводка тормозка прижимается к его ведущему диску и затормаживает силовой вал сцепления. Сцепление размещено в сухом отсеке чугунного литого корпуса, s котором размещаются также редукторы вала отбора мощности и ко робки передач. Корпус соединен впереди с блок-картером двигателя, сзади - с корпусом коробки передач, образующим часть остова тракто ра.

 

Регулировка сцепления, тормозка и сервоустройства.

Величина свободного хода педали управления сцеплением 40...50 мм устанавливается изменением длины тяги 15 (рис. 3), что соответствует зазору между отжимным подшипником и отжимными рычагами 3...4 мм. Педаль должна возвращаться в верхнее исходное положение до упора в полик при включении сцепления и снятия ноги с нее. В случае зависания педали на участке свободного хода необходимо увеличивать сжатие пружины 13 упорным болтом (см. в лаборатории института плакаты и макеты).

Действие тормозка регулируется длиной тяги 16. Для этого необхо димо отсоединить тягу 16 от рычага отводки 11, повернуть рычаг от водки 11 против хода часовой "стрелки до упора, удлинить тягу и присоединить к рычагу. Затем вновь отсоединить тягу 16, укоротив длину ее на 7 мм, и закрепить внизу контргайкой. При этом установится не обходимый зазор между ведущим диском тормозка и его отводкой.

Регулировка отжимных рычагов 8 заключается в установке рас стояния А от торца ступицы опорного диска до выступов отжимных рычагов, которыми они соприкасаются с упорным шарикоподшипником отводки включения сцепления. Это расстояние должно быть в пределах 12±0,5 мм. Отклонение каждого рычага от размера не более 0,3 м

3. Коробка передач

Девятиступенчатая коробка передач с продольным расположением валов (рис. 4) состоит из трех редукторов: понижающего А, основного Б и заднего В,включенных в силовую цепь последовательно.

Понижающий редуктор А размещен перед коробкой передач в корпусе сцепления. Он позволяет понижать частоту вращения каждой передачи в 1,3 раза, В него входят ведущая 2 и ведомая 4 шестерня с зубчатыми вентами, соединительная муфта 3 и блок 25 промежуточных шестерен. Включается редуктор передвижением соединительной муфты 3 вперед с использованием двух пар шестерен и назад - по схеме трехвальной коробки передач с прямой передачей.

Основной редуктор Б пятиступенчатый. Вторичный вал 10 изго товлен заодно с ведомой шестерней 8 первой ступени заднего редукто ра. Внутренние зубья этой' шестерни предназначены для включения прямой' IX передачи.

Промежуточный вал 20' задним' концом опирается на ступицу веду щей шестерни 13'второй ступени редуктора В. На заднем торце ступи цы шестерни 13 выполнены выступы для соединения с кулачковой муфтой включения синхронного BOМ.

Промежуточный вал – трубчатый, в ней пропущен внутренний вал 12 привода независимого ВОМ. Hа шлицах промежуточного вала установлены шестерни 17, 18,19,26,23.

На валу 24 спереди на его шлицах установлена каретка 21 для включения I и II передач и заднего хода, а сзади каретка 15 для вклю чения ходоуменьшителя. На тракторах бея ходоуменьшителя эта шестерня сдвинута вперед и зафиксирована пружинным кольцом.

 

Рис. 4. Коробка передач трактора МТЗ-80; -82:



 

 

а - кинематическая схеме коробки передач тракторов МТЗ-80; -82; б - схема переключения передач; Л - понижающий редуктор; В - основной редук тор; В - задний редуктор; 1 - вал сцепления; 2 - ведущая шестерня пони жающего редуктора; 3 - подвижная зубчатая муфта; 4 - ведомая шестерня понижающего редуктора; 5 - вторичный вал; 6 - каретка шестерни IV, V и VII, VIII передач; 7 - каретка шестерни Ш, IV и IX передач; 8 - ведомая шестерня первой ступени; 9 - ведомая шестерня второй ступени; 10 - вторичный вал; II - ведущая шестерня зависимого ВОМ; 12 - вал независимо го привода ВОМ; 13 - ведущая шестерня второй ступени; 14 - каретка пе реключения диапазонов (ступеней); 16 - каретка включения ходоуменьшитель  16 - ведомая шестерня I и П передач переднего и заднего хода; 17 - промежуточная шестерня; 18 и 19 - ведомые шестерни I, II, IV, VII и Щ, VI передач; 20 - промежуточный вал; 21 - каретка включения I и II передач и заднего хода; 22 - промежуточная шестерня; 23 - большая ведомая шестер ня заднего хода; 24 - вал первой передачи и заднего хода; 25 - блок про межуточных шестерен понижающего редуктора; 26 - малая ведомая шестерня заднего хода

 

Высшая (IX передача) – прямая. Её выключают непосредственно со единяя первичный 5 и вторичный 10 валы. Для этого каретку 7 пере мешают назад (на рисунке вправо) и вводят в зацепление с внутренним зубчатым венцом шестерни 8.При включении остальных передач с первичного шла на вторичный передается через задний редуктор В  и промежуточный вал 20.Поскольку промежуточный вал опирается на ступицу шестерни 13, то они вращаются независимо. поэтому, если каретку 14 перемещать по шлицам промежуточного вала влево и ввести ь зацепление с шес терней 8 вторичного вала (положение показано на рисунке), то вклю чается первая ступень редуктора. Перемещая каретки 7 и 6 по шлицам первичного вала и вводя их в зацепление с шестернями 19, 18 и 23, получают соответственно III, IV и V передачи. Если же каретку 14 ре дуктора переместить вправо и ввести в зацепление с внутренним зуб чатым венцом шестерни 13, то шестерня и промежуточный вал будут вращаться как одно целое. Частота вращения вторичного вяла при этом увеличится, т.е. включится вторая ступень редуктора. Если вво дить в зацепление те же каретки и шестерни, то будут получены еще три передачи: VI, VII и VIII.

Передачи умножаются редуктором В при включении f, II передач, а также заднего хода. Шестерня 17 вращается на промежуточном валу свободно, как на оси. Будучи постоянно зацепленной большим венцом с кареткой 7, а малым - с шестерней 16, она передает вращение на вал 24. Последний вращается в том же направлении, что и первичный, но значительно медленнее его, так как обе ведущие шестерни, участвую щие в передаче меньше ведомых. Поэтому, когда каретку 21 вводят в зацепление с шестерней 19, промежуточный вал вращается с самой малой частотой. Если с помощью каретки 14 переключить редуктор, то будут получены I и П передачи.

Если каретку 21 переместить влево и ввести в зацепление с шес терней 22, то промежуточный вал будет вращаться медленно в обрат ном направлении. Поэтому, переключая редуктор, получают две пере дачи заднего хода.

Механизм переключения передач работает по принципу автомо бильных коробок передач. Отличительной особенностью механизма переключения передач трактора МТЗ-80; -82 от других тракторов является отсутствие механизма блокировки переключения передач. Детали коробки передач смазываются трансмиссионным маслом ГМ-3-9, которое заливают в полость корпуса через отверстие в крыш ке.

Диаграмма рабочих скоростей

Коробки современных тракторов многоступенчатые. Это облегчает механизатору оптимально загрузить двигатель, включив соответствующую  передачу. С другой стороны, если число рабочих передач достига ет If), то механизатору уже сложно выбрать наиболее производитель ную и экономичную передачу для конкретных условий работы. Если трактор не загружен (на малоэнергоемких работах), то даже опытному механизатору весьма сложно выбрать нужную передачу с пониженной частотой вращения коленчатого вала. Облегчить эту задачу помогает диаграмма скоростей.

По ординате на диаграмме нанесены значения скорости движения агрегата, а по абсциссе - значения частоты вращения коленчатого вала двигатели. Сплошными линиями отмечены передачи трактора с вклю ченным редуктором (слева) и без редуктора (справа). Например, прово дя пунктирную линию ш> оси абсцисс а диапазоне 7 км/ч видно, что в распоряжении механизатора имеется 5 передач с различной частотой вращения коленчатого вала на одной скорости движении at регата с ре дуктором (VI - 1800 мин '; V - 2000 мин"1) и без редуктора (Ш - 2200 мин"1; IV - 1800 мин"1; V - 1500 мин"1), соответственно. И из них только одна передача будет самая экономичная - V без редуктора, со ответствующая минимальной частоте вращения коленчатого вала дви гателя 1500 мин"1.

4. Задний мост трактора

В корпусе заднего моста (рис. 6) размещены главная передача, диф ференциал, конечная передача, дисковый тормозной механизм и вал отбора мощности.

Ведущая шестерня 4 главной передачи установлена на шлицах вто ричного вала коробки передач, ведомая 6 кренится к корпусу диффе ренциала. Дифференциал имеет четыре сателлит: полуосевые шестерни 6 посажены на шлиры валов ведущих шестерен 7. Работа кониче ского дифференциала заднего моста 'трактора МТЗ-80; -82 аналогична автомобильному коническому дифференциалу ГАЗ-5ЗА, ЗИЛ-130, зер новому комбайну СКД изучаемых в цикле "Шасси". Отличительной особенностью дифференциала' заднего моста МТЗ является дополни тельное устройство - автоматическая блокировка дифференциала (АБД), которая состоит из исполнительного механизма смонтирован ного в кожухе левого тормозного механизма и датчика, состоящего из толкателя 12 с золотником 13, расположенного в гидроусилителем руле вого управления.

Исполнительный механизм состоит из дисковой фрикционной муф ты с гидроусилителем Ведущие диски 8 соединяются со шлицами на ружного конца левой ведущей шестерни 7конечной передачи, ведомые 2 - с газами корпуса 9 муфты блокировки. Вал I блокировки проходит внутри полой шестерни 7 конечной передачи и шлицами соединен с крестовиной дифференциала.

Масло моторное при срабатывании датчика поступает от гидроуси лителя рулевого управления в пространство между крышкой и диа фрагмой 3. Давление масла на диафрагму 3 передается на диски 2 и 8 муфты. Сжатые диски блокируют левую шестерню 7 и полуосевую шестерню 6, вал блокировки 1 и крестовину 10 в одно целое. Таким образом, сателлиты не могут проворачиваться на своей оси и диффе ренциал блокируется. Это позволяет полностью использовать сцепные возможности обоих колес, повышая тягово-сцепные свойства трактора. Блокировочные связи между ведущими полуосями автоматически пре кращаются, когда передние управляемые колеса отклоняются от ней трального положения на угол более 8...13°. Работа с принудительно блокированным дифференциалом независимо от положения управляемых колес допускается лишь кратковременно для того, чтобы преодо леть труднопроходимый участок пути.

Регулировка главной передачи заднего моста

При регулировке зацепления по длине зуба шестерен главной пере дачи необходимо устанавливать расстояние от задней стенки коробки передач до наружного торца ведущей шестерни, равное 58±0,5 мм. Оно достигается подбором прокладок между фланцем стакана подшипника и задней стенкой коробки. Зазор между зубьями шестерен главной передачи должен быть 0,25...0,5 мм, регулируется прокладками между кор пусом моста и стаканом методом перестановки с одной стороны на другую. Таким же методом пользуются при регулировке главной пере дачи автомобиля ЗИЛ-130.

5. Задний вал отбора мощности

Ведущий полый вал 4 шлицами соединен со ступицей "опорного дис ка 1 сцепления, связанного гольдами и дистанционными втулками с маховиком двигателя. Это обеспечивает вращение вала независимо от того, включено или выключено сцепление. Зубчатые венцы шестерен 2 и 3 находятся в постоянном зацеплении с шестернями 5 и 6, свободно установленными на валу 8. Ведомая шестерня 6 вращается на двух бронзовых втулках, а шестерня 6 - в шарикоподшипниках, установ ленных на ступице шестерни 5.

Шестерни 5 и 6 могут поочередно соединяться с ведомым валом 8 посредством зубчатой муфты 7. При передвижении муфты вперед обес печивается частота вращения ВОМ 9,0  с1(540 мин"1), назад - 16,6 с"1 (1000 мин 1). Механизм переключения ВОМ установлен в нижней крышке корпуса сцепления. С одной частоты на другую переключают, поворачивая поводок гаечным ключом. При включении независимого ВОМ вращение от вала 8 через муфту 10 передается валу 11 коронной шестерни 12 планетарного редуктора, размещенного в корпусе заднего моста. Водило 16 редуктора с тремя свободно установленными сател литами 15 шлицами соединено с валом 18 (хвостовик ЮМ). К шес терне 19 приварен тормозной барабан 17 включения ВОМ, снабжен ный тормозом 14. Шкив тормоза 13 соединен с осями сателлитов 15 и водилом 16, обеспечивая остановку хвостовика ВОМ 18. Для включения ВОМ рычаг управления переводят в крайнее верх нее положение. При этом тормоз на барабане 14 солнечной шестерни затянут, а на барабане 13 водила - отпущен. Вращение от вала 11 с коронной шестерней 12 через сателлиты, которые обегают неподвиж ную солнечную шестерню, передается водилу, а от него - хвостовику 18 ВОМ. Для выключения ВОМ рычаг управления переводят в крайнее ниж нее положение. При этом тормоз на барабане 14 отпущен, а на бара бане 13 затянут. Тогда РОДИЛО 16 вместе с валом 18 остановлено, ко ронная шестерня вращает сателлиты вокруг своих осей, а сателлиты в свою очередь вращают вхолостую солнечную шестерню 19 вместе с барабаном 17.При включении синхронного привода муфту 10 перемещают вперед, разъединяя ее с валом 8 и соединяя со шлицами ступицы ведущей шестерни 9 второй ступени коробки передач.

Информация о работе Трансмиссия и ходовая часть тракторов МТЗ-80;82