Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:57, реферат
Отечественное тракторостроение развивается не только количественно, но и качественно. Создаются прогрессивные высокопроизводительные тракторы, работающие на повышенных скоростях, их модификации и самоходные шасеи, необходимые для комплексной механизации сельского хозяйства. Тракторы имеют широкий диапазон передач, сравнительно небольшую металлоемкость при высокой износостойкости; они приспособлены для работы с навесными и полунавесными машинами и орудиями.
Введение …………………………………………………………………… 1
1.Развития технологии машиностроения
в годы Великой Отечественной войны………………………………… 4
2.Развития моторных заводов в годы
Великой Отечественной войны
2.1Пермский моторный завод: малоизвестные факты из истории
в годы Великой Отечественной войны………………………………… 5
2.2 Ульяновский моторный завод………………………………………... 8
3.Автотракторная промышленность ………………………………………. 9
4.Автомобильная промышленность………………………………………. 10
Заключение………………………………………………………………….. 14
Список литературы…………
С самого начало войны на производство для войны были переключены машиностроительные гиганты Урала : Уралмашзавод с его мощным кузнечным и станочным оборудованием; Челябинский тракторный завод; Тагильский завод большегрузных вагонов с его громадными литейными, кузнечными и механосборочными цехами.
К существовавшим
на урале крупнейшим заводом были присоеденены
мощности эвакуированных заводов , в частности
таких ,как Кировский ,и заводов,вновь
построенных за годы войны. Уралмашзавод
к 1944 г. Увеличил выпуск продукции почти
в 7 раз, Кировский – в 9 раз , в частности
выпуск
тяжелых танков только в 1943-1944 гг. возрос здесь в 3,3 раза . Один из
уральских заводов увеличил в 1943 г . свое производство по сравнению с довоенным временем более чем в 10 раз. О мощности уральских заводов можно судить по тому, что один завод выпустил за время войны уральских заводов можно судить по тому , что один завод выпустил за время войны 35 тыс. танков, другой дал армии 18 тыс.тяжелых танков и самоходных орудий и стили за время войны более 130 тыс. пушек . Один из заводов на урале дал за эти годы десятки тысяч моторов.
Почти не было таких видов военной1 продукции, которых не давал бы фронту Урал :танки ,танковые и автомобильные моторы ,самолеты и авиамоторы, автомобильли,пушки, пулеметы, минометы, автоматы, стрелковое оружие, авиабомбы, снаряды, птроны, мины, торпеды , гранаты, точные приборы- артиллериские, авиационные .для подводных лодок, оборудование партизанских радиостанций и т.п.
Наряду с военной техникой на урале развернулось в годы войны производство других видов машин. Наиболее крупным достижением ураьского машиностроения было создание за годы войны уральского станкостроения. До этого времени станки на Урале не производились. В 1944 г .здесь было уже более десяти заводов, выпускавших токарные, револьверные, сверлильные .расточные, шлифовальные, агрегатные и другие станки ,прессы, молоты, гидроприводы. Значительно развивалось инструментальная промышленность ,было создано и получило широкое развитие энергетическое машиностроение: турбостроение, двигателестроение, электромашиностроение. Начал работать крупный Уральский турбинный завод и трансформаторный завод и электромоторный завод. Развернулось мощное дизеле- приборостроение.
1. С июня по
декабрь 1941 г. Пермский
2. Авиамоторные заводы СССР за годы войны
произвели 208 875 авиамоторов. Вклад пермских
моторостроителей в разгром фашизма составил
около 31 тысячи моторов. Т.е. каждый 7 мотор
сделан в Перми. Это: истребители Ла-5, Ла-7,
бомбардировщики Ту-2, Пе-8, Су-2, штурмовик
Су-6, оснащенные пермскими моторами, в
воздушных боях доказали свое превосходство
над авиацией противника.
3. В первые месяцы войны на
свою территорию завод принял
6
эвакуированных
предприятий и 2 конструкторских бюро:
из Москвы, Харькова, Днепропетровска,
Ленинграда. Спустя 2 месяца все эвакуированные
в Пермь заводы уже выпускали свою продукцию,
влившись в состав завода № 19.
4. Для размещения эвакуированных и привезенных
на завод по призыву молодых рабочих за
военных четыре года было построено 77
бараков, которые были рассчитаны на проживание
4,5 тысяч человек. Фактически в бараках
проживал каждый второй из 24 тысяч работавших
в годы войны моторостроителей.
5. В 1941 г. на площадях заводской Летно-испытательной
станции (у деревни Фролы) и в корпусах
3а, 4б, 54, 55 разместился Харьковский самолетный
завод № 135 и Опытно-конструкторское бюро
Сухого, где с августа 1941 г. по февраль
1942 г. был выпущен 51 самолет Су-2 с моторами
АШ-82 производства нашего завода.
6. К 1942 г. на заводе были сданы в эксплуатацию
20 цехов! Производственные площади удвоились
по сравнению с довоенным периодом.
7. В годы войны на заводе работало 7 тысяч
подростков в возрасте от 11 до 16 лет. В
цехе М.И. Субботина они составляли 80 %
состава рабочих.
8. Война сделала сиротами миллионы детей
в нашей стране. Для детей, чьи отцы погибли
на фронте, завод в 1943 году организовал
детский дом, который располагался в зданиях
Летно-испытательной станции. Организация
его была проведена по инициативе А.Г.
Солдатова. В годы войны в детском доме
жили 130 воспитанников. Учились дети в
школе села Фролы Пермского района. По
окончании семилетки воспитанники направлялись
для дальнейшей учебы в ремесленные училища
и на завод. В 1955 г. воспитанников осталось
менее 80 человек, и детский дом был расформирован,
оставшихся детей отправили в детские
дома наркомата авиационной промышленности
в Рыбинск и Уфу.
9. 23 июня 1941 г. директором завода Германом
Васильевичем Кожевниковым были отменены
все выходные и отпуска для работников
завода – завод перешел на все долгие
4 годы войны на круглосуточную работу
с продолжительностью смен в 11-12 часов.
10. В мае 1942 г. директором завода был назначен
А.Г. Солдатов, сумевший мобилизовать коллектив
на освоение производства мотора АШ-82.
В результате коллектив завода в короткий
срок освоил его крупносерийный выпуск
и выполнил программу 1942 г. за самоотверженную
работу коллектив завода им. Сталина по
итогам Всесоюзного социалистического
соревнования 6 месяцев подряд присуждалось
переходящее Красное Знамя Государственного
Комитета Обороны. С июня 1942 по апрель
1945 гг. завод 18 раз становился победителем
социалистического соревнования среди
предприятий отрасли и отмечался переходящим
Знаменем Государственного
Комитета Обороны
(ГКО). 20 мая 1946 г. состоялся митинг, посвященный
вручению заводу Знамени ГКО на вечное
хранение.
11. В годы войны за невыполнение Сталинского
фронтового задания директор, генерал-майор
инженерно-авиационной службы А.Г. Солдатов
мог своим приказом расформировать любое
производственное подразделение. Такая
судьба, например, постигла в 1944 г. цех
43, который был ликвидирован с формулировкой
"…как не справившийся с производственным
заданием".
12. За годы войны завод освоил производство
двигателей М-82, М-82ФН, М-82Ф, разработанных
в конструкторском бюро под руководством
Аркадия Дмитриевича Швецова. В 1944 г. двигателям
была изменена маркировка на инициалы
конструктора – АШ, а сам А.Д. Швецов был
удостоен высших наград родины, став первым
Героем Социалистического Труда в Пермской
области. Разработки конструктора в 1942
и 1943 гг. были удостоены Сталинских премий.
13. 16 сентября 1945 г. Президиум Верховного
Совета СССР "За образцовое
выполнение заданий
правительства по производству моторов",
наградил завод № 19 второй наградой –
орденом Красного Знамени. Моторы АШ-82,
АШ-82Ф, АШ-82ФН действительно сыграли в
"войне моторов", как часто называют
вторую мировую историки, весьма заметную
роль. Особенностью самой награды является
то, что завод получил орден Красного Знамени,
но не трудового, как это должно бы было
быть по статусу ордена, а боевого. Это
обстоятельство, безусловно, подчеркивает
значение той продукции, которую поставлял
завод фронту и ее и роль в победе.
14. К 1945 г. завод стал крупнейшим моторостроительным
предприятием в СССР. В его цехах трудилось
24 060 человек.
15. В первые дни войны рабочие завода подали
сотни заявлений с просьбой добровольно
уйти на фронт, но не всем удалось осуществить
свой патриотический порыв. За 4 года войны
на фронт было призвано военкоматами г.
Перми и Пермского района 3266 работников
завода. В сражениях погибли, пропали без
вести, умерли в госпиталях 1016 моторостроителей.
На стелу у ДК занесены в 1967 г. 233 фамилии.
16. Моторостроители гордятся именами замечательных
летчиков, удостоенных за боевые подвиги
званием Героя Советского Союза. Это: Николай
Федорович Краснов, Павел Константинович
Бабайлов и Анвар Гатауллин. На счету Н.
Краснова 47 сбитых немецких самолетов.
П. Бабайлов уничтожил 28 вражеских машин.
А.Гатауллин повторил подвиг экипажа Н.Гастелло,
направив горящий самолет на скопление
фашистской техники. Фронтовые разведчики
– Александр Александрович Пономарев
и Владимир Евдокимович Шинкаренко, совершили
десятки рейдов в стан врага, доставляя
сведения о расположении и замыслах противника,
их подвиги высоко отмечены командованием
– оба стали полными кавалерами Орденов
Славы.
17. После победного мая 1945 г. многие фронтовики
вернулись к мирному
труду. На заводе
трудились тысячи фронтовиков, но с
каждым годом их становилось все
меньше. Сегодня рядом с нами трудятся
только трое: Леонид Александрович
Макаревич, Юрий Михайлович Бурылов
и Павел Константинович Гонин.
Ульяновскому моторному заводу (УМЗ) «Группы ГАЗ» присвоено звание «Организация трудовой славы Ульяновской области». Соответствующее Свидетельство за подписью губернатора Ульяновской области Сергея Морозова было вручено представителям УМЗ накануне Дня Победы.
Звание «Организация
трудовой славы Ульяновской области»
присвоено УМЗ «За трудовую деятельность
по выпуску продукции оборонного
значения и продукции народно-
обороны страны в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
Ульяновский моторный завод «Группы ГАЗ» внес существенный вклад в обеспечение оборонной мощи страны. Трудовой фронт, который развернулся на территории предприятия в годы войны, сыграл значительную роль в обеспечении армии стратегически важной продукцией. Здесь было организовано производство малолитражных двигателей, грузовиков ЗИС-5 и боеприпасов. На передовую из Ульяновска было отправлено 10 тысяч трехтонных автомобилей и больше 20 тысяч моторов. Так, в тяжелые военные годы были сформированы основные направления деятельности завода, который продолжил свой трудовой путь в мирное время.
Предприятие смогло сохранить лучшие традиции, перенять достойный опыт, разработать и внедрить современные технологии производства, создать новые продукты, содействовать социально-экономическому развитию региона. Сегодня УМЗ в составе крупнейшего в России автомобилестроительного холдинга «Группы ГАЗ» выпускает бензиновые двигатели экологического класса Евро-3 для автомобилей семейства «ГАЗель» и «Соболь». Легкие коммерческие автомобили марки «ГАЗ» с ульяновскими двигателями используются в сфере малого и среднего бизнеса, в области пассажирских перевозок, в различных отраслях экономики, обеспечивая комфорт и благосостояние граждан России.
Звание предполагает
включение Ульяновского моторного
завода в Книгу Почёта «Организация
трудовой славы Ульяновской области».
Кроме того, в парке культуры и
отдыха «Победа» (Ленинский район г. Ульяновска)
будет установлена памятная табличка
УМЗ.
Автотракторная промышленность.
Создание отечественной автотракторной промышленности и других отраслей машиностроения позволило перейти к массовой механизации и модернизации Красной Армии, оказавшим огромное влияние на многие стороны военного строительства и в первую очередь на организацию, подвижность и энерговооруженность войск.К началу Великой Отечественной войны на оснащении Красной Армии состояло 272600 автомобилей всех типов, большое количество бронемашин, артиллерийских тягачей и другой специальной техники.Автомобильный парк Красной Армии состоял в основном из легковых автомобилей ГАЗ-М1, ГАЗ-61, грузовых автомобилей ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА, ГАЗ-ММ, ЗИС-5 и ЗИС-6. Имелось так же небольшое количество грузовиков производства Ярославского автозавода, санитарных и штабных автобусов. Большая часть автомобильной техники в начале войны находилась в составе автотранспортных батальонов танковых, мотострелковых и стрелковых дивизий. Например, автотранспортный батальон каждой стрелковой дивизии по штату должен был иметь 558 автомашин. Кроме того, в составе Красной Армии имелись автотранспортные войска, объединявшие специальные автомобильные части и подразделения. Они насчитывали 19 полков, 38 отдельных батальонов, а также несколько отдельных рот, в которых имелось 27000 грузовых машин.Понесенные в начале войны потери автомобильной техники в первое время восполнялись исключительно за счет мобилизации автомобилей из народного хозяйства и текущего производства. Автомобильные заводы с началом войны перешли на выпуск упрощенных моделей автомобилей ГАЗ-ММ, ГАЗ-ААА, ЗИС-5В и ЗИС-6. В связи с нехваткой артиллерийских тягачей в сентябре 1942 г. было начато производство полугусеничных грузовых автомобилей ЗИС-42. Было начато также производство командирского автомобиля ГАЗ-64, замененного вскоре более совершенной модификацией ГАЗ-67.Весьма важную роль в обеспечении мобильности войск и выполнении грузоперевозок в интересах действующей армии играли поставки автотракторной техники по ленд-лизу. Часть машин поступала в готовом виде через порты Севера и Дальнего Востока, а также с юга – через советско-иранскую границу. Другая часть собиралась из импортных деталей на Горьковском автозаводе и Московском заводе им. Сталина.Кроме того, широко использовалась и трофейная автомобильная техника. Например, только за зимнюю кампанию с ноября 1942 г. по март 1943 г. части Красной Армии захватили 123 тыс. немецких машин. К 1945 г. трофейные автомобили составили 9,1% парка действующей армии. Все это позволило увеличивать объем армейских автоперевозок. В 1943 г. он был уже вдвое больше, чем в 1941 г., а в 1944 г. увеличился втрое. Всего автомобильными частями в период Великой Отечественной войны было перевезено свыше 101 млн. тонн
Информация о работе Развития науки в области машиностроения в годы Великой Отечественной войны