Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 00:11, курсовая работа
Современный перспективный электропривод, с учетом специфики исполнительного органа, должен обеспечить точность согласования закона изменения выходных координат с законом управления, высокое быстродействие, устойчивость при широком диапазоне изменения параметров и при наличии существенных внешних возмущений со стороны нагрузки, достаточно большой ресурс при минимальном ремонтообеспечении и др. Не все аналоговые системы могут удовлетворить все перечисленные требования, поэтому в настоящее время широко используются цифровые системы управления электроприводами на базе микропроцессоров и микроконтроллеров.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………...5
1 РАСЧЕТ И ВЫБОР ИСТОЧНИКА ПИТАНИЯ ДЛЯ ЭП НА БАЗЕ
КОМПЛЕКТНОГО ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ………………….……6
1.1
Расчет и выбор силового трансформатора…………………………………....7
1.2
Расчет и выбор тиристоров для силовых вентильных блоков
комплектного преобразователя. Выбор схемы соединения вентильных блоков……………………………………………………………………….....11
1.3
Определение параметров якорной цепи електропривода………………......13
1.4
Построение статических характеристик тиристорного преобразователя
1.5
Выбор и краткое описание комплектного тиристорного
преобразователя…………………………………………………………..…....21
2 СТАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ РАБОТЫ САУ ЭП…………………………………….24
2.1
Построение естественной электромеханической характеристики
(при питании от сети) и характеристики в разомкнутой системе (от ТП)……………………………………………………………..….....................24
2.2
Составление расчетной функциональной схемы РЭП……………………...29
2.3
Расчет задатчика интенсивности……………………………………………...32
2.4
Построение упорной характеристики РЭП в замкнутой системе…………………………………………………………………………..35
2.5
Расчет и выбор регуляторов скорости и тока и их нелинейных
Звеньев………………………………………………………………………….38
3 ДИНАМИКА САУ РЭП………………………………………………………………...41
3.1
Синтез САУ ЭП………………………………………………………………..41
3.2
Расчет переходных процессов в РЭП………………………………………...44
3.2.1
Составление дифференциальных уравнений в форме Коши и
уравнений связи. 44
3.2.2
Составление таблицы исходных расчетных данных для
реализации стандартных программ построения переходных
процессов в РЭП... 46
4 ПРОЕКТИРОВАНИЕ СРЕДСТВ СОПРЯЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДА С СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………….51
4.1
Выбор датчика скорости……………………………………………………….51
4.2
Выбор средств сопряжения микропроцессора с измерительными преобразователями и исполнительными органами……
Статизм характеристик:
2.2 Составление расчетной
Расчетная функциональная схема РЭП показана на рисунке 2.3. На схеме приняты следующие обозначения: ЗС – задатчик скорости; ЗИ – задатчик интенсивности; – напряжение задания; – напряжение управления во внешнем контуре, определяемое разностью между и сигналом обратной связи по скорости ; НЭ2 – нелинейное звено в регуляторе скорости – зона насыщения; – напряжение сравнения в зоне насыщения; РС – регулятор скорости; – коэффициент усиления регулятора скорости; – выходное напряжение регулятора скорости; – напряжение управления во внутреннем контуре, определяемое разностью между и разностным значением сигнала обратной связи по току и опорным напряжением в НЗ1; РТ – регулятор тока; – выходное напряжение регулятора тока; – напряжение на выходе тиристорного преобразователя; Д1 – статорная часть электродвигателя; – момент сопротивления; – ток двигателя; Д2 – якорная часть двигателя; ДТ – датчик тока; НЭ1 – нелинейное звено в контуре тока – зона нечувствительности; – угловая скорость; – напряжение сравнения в контуре тока; ТГ – тахогенератор – реализует обратную связь по скорости; – коэффициент передачи по скорости; ПУ – промежуточный усилитель в цепи обратной связи по скорости или делитель напряжения.
В схеме используется отрицательная обратная связь по скорости и отрицательная обратная связь по току с отсечкой.
Цепь обратной связи по току выполнена зоной нечувствительности
, а входной каскад усилителя насыщается при .
Требуемый коэффициент усиления разомкнутой системы, необходимый по соображениям заданного статизма σЗ, определяется следующим образом:
где D – заданный коэффициент регулирования скорости,
- заданный перепад скорости:
Рисунок 2.3 - Функциональная схема двухконтурной САУ РЭП
- заданный относительный
- перепад скорости в
- коэффициент передачи
Таким образом,
Значения коэффициентов усиления по контурам управления определим из выражения:
Необходимый коэффициент обратной связи по скорости
По полученному значению выбираем тахогенератор с :
По полученному значению выбираем тахогенератор, с коэффициентом преобразования ближайшем к полученному, типа ТГ-4 с , ближайшим к .
где ;
— з паспортних даних тахогенератора.
Коэффициент согласующего промежуточного усилителя в цепи ОС:
2.3 Расчет
входного контура (задатчика
Для получения постоянного динамического тока якоря в переходных режимах система управления электропривода должна обеспечить постоянное ускорение двигателя. Это легко достигается с помощью задатчика интенсивности (рисунок 2.4). Принцип работы задатчика заключается в следующем. Входное постоянное напряжение, пропорциональное заданной скорости привода, заряжает конденсатор С, в цепи которого установлен транзистор VT1, регламентирующий зарядный ток конденсатора. При любой полярности входного напряжения требуемая полярность напряжения на электродах транзистора обеспечивается диодами моста VD1-VD4.
Благодаря включению транзистора по схеме с общей базой его коллекторные характеристики идут почти параллельно оси абсцисс и зарядный ток конденсатора С остается постоянным вплоть до очень малого значения напряжения на переходе коллектор-база. Величина зарядного тока регулируется током смещения через эммитерный переход. При этом напряжение на конденсаторе изменяется во времени согласно уравнению:
где UC - напряжение на конденсаторе;
C - емкость зарядного (накопительного) конденсатора;
IЗ - сила тока заряда конденсатора;
UЗ - напряжение задания.
- время интегрирования, нарастания UЗ ,
где - нарастание угловой скорости при разгоне от 0 до ;
Рисунок 2.4 - Электрическая схема входного каскада САУ РЭП (ЗИ)
Схема электрическая задатчика интенсивности представлена на рисун-
ке 2.5.
Рисунок 2.5 - Схема электрическая задатчика интенсивности
Входное постоянное напряжение, пропорциональное заданной скорости привода, заряжает конденсатор C1, в цепи которого установлен транзистор VT1, регламентирующий зарядный ток, который остается постоянным вплоть до очень малого напряжения на переходе «коллектор-база». Величина этого тока регулируется током смещения через эмиттерный переход. Требуемая полярность напряжения на транзисторе VT1 обеспечивается мостом VD1¸VD4.
- допустимое угловое ускорение.
Параметры (С и Uн) зарядного конденсатора находятся из уравнения экспоненты:
Принимаем , тогда .
Из справочника выбираем конденсатор типа К21-5 – 13 мкФ и резистор типа МЛТ номиналом 1кОм.
Величина зарядного тока:
Транзистор VT выбираем, исходя из значения и - КТ302А.
2.4 Построение
упорной электромеханической
Значение угловой скорости определяется из уравнения статической характеристики для замкнутой САУ:
1) Т1 ( I = 0, ) – точка идеального холостого хода:
2) T2 ( I = Iн, ) – точка номинального режима:
3) Т3 ( I = Iнас, ) – точка, в которой регулятор скорости переходит режим насыщения (обратная связь по скорости прекращает свое действие).
Iнас = (1,3 - 1,4)Iн = 73,5 (А),
4) Т4 ( I = Iотс , ω=ωотс) – точка, в которой вступает в действие отсечка по току Iотс = (1,7 – 1,8)Iн = 94,5 (А). Между точками 3 и 4 обратные связи не действуют, поэтому система по своему поведению аналогична разомкнутой САУ ЭП:
5) Т5 ( I = Iст , ) – точка, в которой наступает стопорный режим: двигатель работает на упор при I=Iст=2Iн, а скорость равна нулю.
Общий вид упорной характеристики приведен на рисунке 2.6.
Рисунок 2.6 – Cтатическая электромеханическая характеристика в замкнутой САУ ЭП
Определим статизм :
И жесткость характеристики:
2.5 Расчет и выбор нелинейных звеньев контуров скорости и тока
Выбор PC и зоны насыщения НЭ2 осуществляется в соответствии с
рисунком 2.7.
Рисунок 2.7 - НЭ2 и РС: а) схема; б) статическая характеристика регулятора скорости и НЭ2
Входное напряжение на НЭ2 определяется разностью между напряжением задания и сигналом обратной связи по скорости:
при скорости насыщения, когда происходит пробой стабистора VD, а регулятор входит в зону насыщения, и обратная связь по скорости перестает функционировать:
По значению Uср2= Uпр для формирования зоны насыщения выбираем по справочнику стабистор с Uпр 1 В – 2С107А (Uст.ном = 7,4 (В); Iст.ном = 25 (мА)).
Напряжение на выходе регулятора скорости при ωнас:
Реализация регулятора тока Kрт и зоны нечувствительности в контуре тока НЭ1 осуществляется в соответствии со схемой (рисунок 2.8).
Рисунок 2.8 – НЭ1 и РТ: а) схема; б) статическая характеристика
Значение коэффициента обратной связи по току Кт выбирается из соотношения:
где Icт – ток стопорения (Icт = 2Iн); Iотс – ток отсечки; Uрс.нас. – напряжение на выходе PC в режиме насыщения:
Сигнал обратной связи по току определяется разностью Uот=Kт×Icт - Ucp1, где Ucp1 - напряжение сравнения в Н31 – напряжение пробоя стабилитрона. Он должен уравновешиваться напряжением задания на вход контура тока, которое равно Uрс.нас. Тогда напряжение сравнения:
Для осуществления отсечки по току принимаем стабилитроны на напряжение срабатывания - КС165А (Uст.ном = 6,5 (В); Iст = 10..50 (мА)).
3 ДИНАМИКА САУ РЭП
Проектируемый привод предназначен для реализации главного движения станка, следовательно, его основная задача – поддержание скорости соответственно заданной, то есть по своему функциональному назначению он относится к классу регулируемых электроприводов (РЭП), и основным регулируемым параметром для него является угловая скорость, а подчиненным – сила тока. Таким образом, основу структуры РЭП составят два контура управления:
- внутренний – контур тока (1К);
- внешний – контур скорости (2К).
Структурная схема РЭП представлена на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 – Структурная схема САУ РЭП
Регулятор во внутреннем токовом контуре РЭП представляется ПИ-регулятором с передаточной функцией , полученной в результате суммирования усилительного и интегрирующего звена , где – коэффициент регулятора тока интегрирующий:
где – некомпенсируемая постоянная времени.
Постоянная времени определяется по формуле:
где ;
.
Тогда .
Учитывая, что , получим:
|
Рисунок 3.2 – Структура регулятора тока |
, . Учитывая, что и , принимаем емкость конденсатора C 17 мкФ.
Регулятор во внешнем контуре скорости РЭП является П-регулятором с коэффициентом усиления . Регулятор реализован на операционном усилителе, охваченном обратной связью.
|
Рисунок 3.3 – Структура регулятора скорости |
Задатчик интенсивности, коэффициенты обратной связи, нелинейные элементы схемы 3.3 рассчитаны ранее.
Тиристорный преобразователь является апериодическим звеном САУ со следующей передаточной функцией:
где .
Электрическая часть двигателя (статор) имеет передаточную функцию:
где .
Статический ток, соответствующий приложенной нагрузке:
Механическая часть двигателя (ротор) имеет передаточную функцию:
3.2 Расчет переходных процессов в РЭП
Переходный
процесс по определенному параметру
представляет собой графическое
решение дифференциального
3.2.1 Составление дифференциальных уравнений в форме Коши и уравнений связи
Информация о работе Разработка системы автоматизированного управления регулируемым электроприводом