Расчёт и построение тяговой характеристики тепловоза

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – расчет тяговой характеристики тепловоза, массы поезда, технико-экономические параметров тепловоза, составление схемы расположения оборудования и схемы развески, определение нагрузки на тележки тепловоза, а также закрепление полученные теоретически знания.
В результате исследования усвоить основные принципы работы тепловоза, ознакомиться с основными узлам экипажной части, вспомогательного и электрического оборудования. Рассчитать и построить тяговую характеристику, составить схему расположения оборудования тепловоза.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…….5
1. Краткая характеристика тепловоза серии ТЭМ 7………………….......….9
2. Расчёт и построение тяговой характеристики тепловоза………........…13
3. Расчёт массы поезда…………………………………………………..…....….16
4. Определение технико-экономических параметров тепловоза……...…18
5. Составление схемы расположения оборудования тепловоза………....19
6. Строение тележки тепловоза…………………………………………….......22
7. Определение нагрузки на тележки тепловоза………………………...….26
Заключение……………………………………………………………………....32
Библиографический список…………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

Курсовая по локомотивам.doc

— 1.67 Мб (Скачать)

На тепловозе установлен четырехтактный V-образный двенадцатицилиндровый дизель 2-2Д49 (12ЧН 26/26), имеющий газотурбинный наддув и охлаждение наддувочного воздуха; диаметр цилиндров дизеля и ход поршня 260 мм. Номинальная мощность дизеля при частоте вращения вала 1000 об/мин 2000 л.с; расход топлива при номинальной мощности 153—160г/(э.л.с- ч). Масса дизеля 14 200 кг. Регулирование мощности дизеля осуществляет объединенный регулятор, позволяющий использовать всю свободную мощность дизеля до конструктивной скорости тепловоза.

 

Система охлаждения дизеля двухконтурная. В первом контуре, включающем 12 водовоздушных секций холодильника, охлаждается вода дизеля; во втором, имеющем 18 секций,— вода, охлаждающая масло дизеля в теплообменнике, и наддувочный воздух в воздухоохладителе.

На тепловозе ТЭМ 7 применена (впервые на маневровых тепловозах) электрическая передача переменно-постоянного тока. Тяговый генератор ГС-515, спроектированный и изготовленный Харьковским заводом «Электротяжмаш», представляет собой синхронную двенадцатиполюсную машину с принудительной вентиляцией. Его номинальная мощность 1310 кВт; напряжение 273/153В, ток 2X1520/2X2700 А; частота вращения ротора 1000 об/мин; коэффициент полезного действия 94,5%. По габаритам этот генератор не отличается от генераторов ГС-501А тепловозов ТЭ109 и ТЭ116, но на 500 кг легче последних. Обмотка статора генератора выполнена по схеме двух звезд. Вал генератора соединен с валом дизеля пластинчатой муфтой. Питание обмотки возбуждения ротора генератора осуществляется через выпрямитель от синхронного возбудителя ВС-650 В. Выпрямительная установка УВКТ-8У2, изготовленная Таллиннским электротехническим заводом, собрана из 168 вентилей ВЛ-200-6Б. Тяговые электродвигатели ЭД-120, изготовленные Харьковским заводом «Электротяжмаш», четырехполюсные, имеют опорно-осевую подвеску, последовательное возбуждение и принудительную вентиляцию. Их номинальная мощность 135 кВт (напряжение 205/360В, ток 800/456 А, частота вращения якоря 246/1890 об/мин), максимальная частота вращения 2320 об/мин. Масса электродвигателя 3000 кг.

Цепи управления и освещения  питаются постоянным током напряжением 110В. Цепи управления рассчитаны на работу тепловозов по системе многих единиц. Контроллер машиниста имеет реверсивную рукоятку с положениями «вперед», «нуль», «назад» и главную с нулевой и восемью (1—8) рабочими позициями. Двухступенчатый шестицилиндровый компрессор ПК-5,25 производительностью при частоте вращения вала 1000 об/мин 3,5 м3/мин приводится электродвигателем постоянного тока ЭКТ-3 мощностью 21 кВт.

Для пуска дизеля, зарядки аккумуляторной батареи, питания цепей постоянного тока, в том числе электродвигателя ЭКТ-3, служит стартер-генератор СТГ-7М. На тепловозе установлена кислотная аккумуляторная батарея 48ТН-450 (напряжение 96 В), которая может быть заменена щелочной батареей 68ТПЖНК-250.

Сила тяги длительного режима при скорости 10,3 км/ч 343 кН (35 000 кгс). Конструкционная скорость тепловоза 100 км/ч. Служебная масса тепловоза с ⅔ запаса песка и топлива 180 т, т. е. нагрузка от колесной пары на рельсы составляет 22,5 тс. На тепловозе уложен балласт в виде чугунных плит общей массой 25 т, из которых 12 т съемные; следовательно, возможно снижение нагрузки от колесной пары на рельсы до 21 тс с соответствующими изменениями номинальных значений силы тяги длительного режима [до 314 кН (32 000 кгс)] и скорости (до 11,6 км/ч). Запас топлива на тепловозе 6000 кг, песка 2300 кг, воды 950 кг и масла 800 кг.

После 1975 г. Людиновский тепловозостроительный  завод продолжал изготовление тепловозов ТЭМ 7 по нескольку единиц в год. В период 1977—1980 гг. ВНИИЖТ совместно с ВНИТИ и Людиновским заводом провели комплекс исследований и поездных испытаний тепловозов ТЭМ 7, которые позволили несколько улучшить конструкцию экипажной части. Основные эксплуатационные испытания тепловозов проводились на Свердловской железной дороге. В депо Свердловск-Сортировочный поступили к 1981 г. шесть тепловозов ТЭМ 7, а в 1982 г. все ранее работавшие на маневрах тепловозы ТЭЗ были заменены тепловозами ТЭМ 7.

Тепловозы ТЭМ 7, начиная с № 0003, выпускались только с винтовыми пружинами между рамой кузова и промежуточными рамами. Параллельно этим пружинам были поставлены гидравлические гасители колебаний. При внесенных в конструкцию тепловоза изменениях общий прогиб рессорного подвешивания составил 172 мм, из которых на первую ступень пришлось 46 мм.

На тепловозах ТЭМ 7, начиная с № 0003, установлен тяговый генератор ГС-515У2, имеющий активную мощность 1400 кВт (напряжение 280/175В, линейный ток 2X1570/ 2X2500 А) и частоту тока 100 Гц при частоте вращения вала 1000 об/мин; поставлен стартер-генератор 2ПСГ-02; из первого контура системы охлаждения дизеля исключена одна секция радиатора (осталось 11 секций) и добавлена во второй контур (стало 19 секций); начали устанавливать тяговые электродвигатели ЭД-120А, отличающиеся от электродвигателей ЭД-120 только изоляцией отдельных узлов; изменилось количество воды (850 кг) и масла (970 кг) в системе охлаждения дизеля.

Во время испытаний  тепловозов выявилось, что для быстрого наполнения тормозной системы состава  производительность компрессора недостаточна. В порядке эксперимента на тепловозе ТЭМ 7-0017 были установлены два компрессора ПК-5,25.

В мае 1980 г. Людиновский  завод начал выпуск установочной партии тепловозов ТЭМ 7; эти локомотивы строились в течение всей одиннадцатой пятилетки (1981 — 1985 гг.) и продолжали строиться в дальнейшем.

 

 

2. РАСЧЕТ И ПОСТРОЕНИЕ ТЯГОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕПЛОВОЗА

 

             Тяговая характеристика Fk=f(V) рассчитывается для номинальной мощности тепловоза с учетом типа электрической передачи и количество секций тепловоза-образца.

Касательная мощность локомотива определяется по формуле, кВт:

Nk=Ne·ηтг·ηтэд·ηзп·βвсп· ηву   (2.1)

где Ne – эффективная мощность энергетической установки тепловоза, кВт;

       ηтг – коэффициент полезного действия тягового генератора (ηтг=0,95);

       ηтэд – коэффициент полезного действия тягового электродвигателя (ηтэд=0,83);

       ηзп – коэффициент полезного действия зубчатой передачи (ηзп=0,96-0,98);

       βвсп – коэффициент, учитывающий отбор мощности от силовой установки на привод вспомогательных механизмов тепловозов;

       ηву – коэффициент полезного действия выпрямительной установки(0,99),

βвсп=1-∆N/Ne, (2.2)

где ∆N=(0,08-0,15)Ne – расход мощности на привод вспомогательных механизмов.

∆N=0,1· Ne,

βвсп=0,9,

Nk=1470·0,95·0,83·0,97·0,99·0,9=1002 кВт.

Касательная сила тяги локомотива, кН,

Fk=3,6·Nk/V, (2.3)

где V – скорость движения тепловоза, км/ч,

Зависимость Fk=f(V) строится для номинальной мощности при условии Nk=const, значения скорости задаются в интервале от 5 до Vk.(Vk – конструкционная скорость тепловоза).

Расчетная сила тяги Fкр определяется из формулы (3) при расчетной скорости движения Vр.

                                        Fkp=3,6·Nk/ Vp,                                               (2.4)

                                     

 

Fкр=3,6·1002/10,3=350 кH.

 

На график зависимости Fk=f(V) наносят кривую ограничения по сцеплению, рассчитываемую по формуле, кН:

                                                   

Fсц=Pсц·ψk ;                                              (2.5)

                                                        Pсц = qл·n,                                       (2.6)

где Pсц – сцепной вес тепловоза, кН;

 

  qл – нагрузка на ось локомотива, кН;

 

   n – количество ведущих осей локомотива;

                                                              Pсц =222·8=1776 kH

  ψk – расчетный коэффициент сцепления,

ψk=0,118+5/(27,5+V). (2.7)

Значения Fсц определяются при скоростях 0; 5; 10; 15;20…км/ч:

                                         Fсц=1776·0,2=355,2 kH;

                                      

Fсц=1776·0,158=280,61 kH;

 

Fсц=1776·0,136=241,54 kH;

 

Fсц=1776·0,12=213,12 kH;

 

Fсц=1776·0,108=191,81 kH;

 

 

 

                                                                                                               Таблица 1

Результаты  расчетов Fсц и Fk

Скорость, км/ч

Коэффициент сцепления, ψk

Сила тяги по сцеплению, Fсц, кН

Касательная сила тяги, Fk, кН

1

2

3

4

0

0,2

355,2

5

0,158

280,61

721,44

10

0,136

241,54

360,72

15

0,12

213,12

240,48

20

0,108

191,81

180,36

25

144,288

30

120,24

35

103,062

40

90,18

45

80,16

50

72,144

55

65,585

60

60,12

65

55,495

70

51,531

75

48,096

80

45,09

85

42,437

90

40,08

95

37,97

100

36,072


                                                                                               

   

    

  Тяговая характеристики  с нанесенными ограничениями представлены на рис 1. Точке пересечения кривой FСЦ = f(V) и тяговой характеристики FK=f(V) соответствует скорость V, начиная с которой полностью используется как сцепной вес локомотива, так и мощность его энергетической установки (дизеля).

 

 

   3. РАСЧЕТ МАССЫ ПОЕЗДА

 

             Перемещение транспортного средства  с грузом осуществляется под  действием силы тяги, которая  создается энергетической установкой транспортного средства. На тепловозе энергетической установкой является дизель, и от его мощности зависит максимальная расчетная масса поезда.

Масса поезда определяется из условия равенства расчетной  силы тяги Fкр и суммарной силы сопротивления при равномерном движении на заданном расчетном подъеме iр с расчетной скоростью Vр :

Q = (Fкр-Pсцо׳+iр))/(ωо״+iр), (3.1)

где Fр – расчетная сила тяги локомотива, Н (определяется по формуле (2.3)

    

 

   при     V=Vр);

ωо׳ – основное удельное сопротивление движению локомотива, Н/кН;

ωо״ – основное удельное сопротивление движению состава, Н/кН;

iр – крутизна расчетного подъема, ‰.

Основные предельные сопротивлению движения локомотива ωо׳ и состава ωо״ определяются для расчетной скорости Vр по формулам,

ωо׳=1,9+0,01Vр+0,0003Vр2, (3.2)

ωо״=αω״о4+βω״о6, (3.3)

где α, β – соответственно доли четырех- и шестиосных вагонов в составе;

ω״о4, ω״о6 – основное удельное сопротивлению движения четырех- и шестиосных вагонов,

ω״о4=0,7+(30+Vр+0,025Vр2)/qо4; (3.4)

ω״о6=0,7+(80+Vр+0,025Vр2)/qо6, (3.5)

где qо4, qо6 – средняя нагрузка от оси четырех- и шестиосного вагона на рельсы, кН.

 

ω״о6=0,7+(80+10,3+0,025·10,32)/228=1,108 H/kH,

ω״о4=0,7+(30+10,3+0,025·10,32)180=0,939 H/kH,

ωо״=0,59·0,939+0,41·1,108=1  Н/Кн,

ωо׳=1,9+0,01·10,3+0,0003·10,32=2,035 Н/кН,

 

Q=(350 · 103-1776·(2,035 + 8,3))/(1 + 8,3)=35661  Н. ( 3.6 )

                                                     m=Q/g,                                                               

Информация о работе Расчёт и построение тяговой характеристики тепловоза