Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 11:33, курсовая работа
Сцепление – механизм трансмиссии автомобиля, передающий крутящий момент двигателя и позволяющий кратковременно отсоединить двигатель от трансмиссии и вновь плавно их соединить.
Классификация и требования к конструкции сцепления подробно рассмотрены в [3, 4, 5].
Расчет сцепления………………………………………………………..
Расчет привода сцепления……………………………………………..
Расчет коробки передач………………………………………………..
Определение основных параметров коробки передач……………
Расчет зубчатых колес коробки передач на прочность…………...
Расчет синхронизаторов…………………………………………….
Расчет карданной передачи…………………………………………….
Расчет карданного вала………………………………………………
Расчет крестовины карданного шарнира……………………………
Расчет вилки карданного шарнира…………………………………..
Расчет подшипников карданного шарнира…………………………
Расчет главной передачи……………………………………………….
Расчет дифференциала…………………………………………………
Расчет полуосей……………………………
К недостаткам можно отнести:
i1= 4,0 – 4,5.
Преимуществами трехвальных коробок передач (рис. 1.1, б) являются:
Недостатком является некоторое снижение КПД на промежуточных ступенях.
Двухвальные коробки передач применяют на переднеприводных автомобилях малого класса и заднеприводных – с поперечным расположением двигателя. Трехвальные коробки передач используют для легковых автомобилей, выполненных по классической схеме, грузовых автомобилей и автобусов
4.1. Определение основных параметров коробки передач
После выбора схемы коробки передач определяют ее основные размеры. В первую очередь оценивается межосевое расстояние. Межосевое расстояние приближенно можно определить по формуле:
,
А = 14,5* = 82,4 ≈ 85 мм. = 0,085 м.
где Ме мах - максимальный крутящий момент двигателя, Н×м; А – межосевое расстояние, мм; а – коэффициент.
Величина коэффициента зависит от типа транспортного средства [3]:
Принимаем a= 14,5
Для коробок передач грузовых
автомобилей рекомендуется
Рекомендуемые значения параметров коробок передач
Ме мах, Н·м |
170 |
260 |
340 – 420 |
700 – 850 |
900 – 1150 |
А, мм |
85 |
105 |
125 |
140 |
160 |
Число ступеней |
4 |
5 |
5 |
5 |
10 |
Для коробок передач легковых автомобилей:
А= 65 – 80 мм [5].
Затем устанавливается нормальный модуль зубчатых колес. Нормальный модуль определяется из условий изгибной прочности на усталость или статической прочности при действии максимального момента.
При выборе модуля необходимо
учитывать, что его уменьшение при
увеличении ширины зубчатого венца
зубчатых колес приводит к уменьшению
уровня шума. Для уменьшения массы
коробки передач следует
Для грузовых автомобилей уменьшение уровня шума имеет меньшее значение, чем для легковых, и следует большее внимание уделять уменьшению массы зубчатых передач.
Нормальный модуль определяют по формуле:
,
где mн – нормальный модуль, м; d0 – диаметр начальной окружности, м; z – число зубьев зубчатого колеса.
Торцевой модуль рассчитывают по формуле:
, (4.1.3)
где ms – торцевой модуль, м; b - угол наклона спирали зубьев, град.
Как правило, модуль принимается одинаковый для всех зубчатых колес коробки передач, что дает некоторые технологические преимущества. Величина модуля зависит от передаваемого момента и типа транспортного средства (табл. 1.2) [4].
Таблица 1.2
Значения нормального модуля зубчатых колес коробок передач
М кр, Н×м |
mн, мм |
Тип транспортного средства |
100 – 200 |
2,25 – 2,75 |
Легковые автомобили особо малого и малого класса |
200 – 400 |
2,75 – 3,5 |
Легковые автомобили среднего класса и грузовые малой |
400 – 600 |
3,5 – 4,25 |
Грузовые автомобили средней грузоподъемности |
600 – 800 |
4,25 – 5,0 |
Грузовые автомобили большой грузоподъемности |
800 – 1000 |
5,0 – 6,0 |
Первая передача в коробках передач грузовых автомобилей большой грузоподъемности при малом числе зубьев шестерни (Z=12) |
Стандартные значения нормального модуля, мм [5]:
mн=1,0; 1.25; 1,5; 2,0; 2,5; 3,0;4,0; 5,0; 6,0; 8,0; и т. д.
Принимаем mн= 2,0
Большинство зубчатых колес в коробках передач выполняют косозубыми для уменьшения шума при работе и повышения прочности. При выборе угла наклона учитывают ряд факторов: необходимость обеспечения достаточного осевого перекрытия зубьев; ограничение осевой силы, действующей на подшипники валов; необходимость выдержать заданное межосевое расстояние; условие уравновешивания осевых сил на промежуточном валу (для трехвальных коробок передач).
Угол наклона спирали зубьев [5]:
Рабочую ширину венцов зубчатых колес коробки передач можно определить из соотношения:
,
b = 6*2,0 = 12 мм = 0,012 м.
где b – рабочая ширина венца зубчатого колеса, м.
При определении ширины венцов зубчатых колес следует учитывать, что при применении зубчатых колес большей ширины повышаются требования к жесткости валов коробки передач. Число зубьев колес определяется по известному передаточному числу коробки передач (при условии равенства модулей).
,
2,64
iпары – передаточное число зубчатой пары второй ступени коробки передач.
В обозначении числа зубьев принято следующее: нечетные индексы относятся к ведущим зубчатым колесам, четные – к ведомым шестерням.
Число зубьев зубчатого колеса первичного вала Z1= 17 – 27 [5],
Принимаем Z1= 17
Задаваясь числом зубьев зубчатого колеса первичного вала и передаточным числом привода промежуточного вала, можно определить число зубьев шестерни привода промежуточного вала.
После этого необходимо проверить межосевое расстояние по числу зубьев:
Число зубьев зубчатого колеса на ведомом валу можно рассчитать по формуле
,
=
=
Необходимо проверить межосевое расстояние по числу зубьев :
А = мм.
3,97
11
=
= 11*2,64=29
=
= 17*1,17= 19
=
= 25*0,779=19
Определение диаметров начальных окружностей
d = mн * Z d5=46 мм d10=50
d1 = mн * Z1 = 2*17=34 мм d6=26 мм
d2 = 50 мм
d3=58 мм
d4 = 22 мм
4.2. Расчет зубчатых
колес коробки передач на
При расчете коробки передач расчетный момент определяется по максимальному крутящему моменту двигателя. Расчет шестерен производится: на прочность – по напряжениям изгиба зубьев и на долговечность – по контактным напряжениям. В основу расчета положена зависимость Беляева – Герца для наибольших нормальных напряжений в зоне контакта, возникающих при сжатии двух цилиндров.
Напряжение изгиба рассчитывают по формуле
,
где sи – напряжение изгиба, Па; Р – окружное усилие, Н; y – коэффициент формы зуба.
Окружное усилие рассчитывают по формуле
P = = 17187,7 Н
где iк* – передаточное число до рассчитываемого зубчатого колеса; r0 – радиус начальной окружности зубчатого колеса, м.
Коэффициент формы зуба приближенно определяют по формуле
.
y = 0,154 – = 0,179
Допустимые напряжения изгиба зубьев приведены в табл. 1.3 [4].
Таблица 4.3
Допустимые напряжения изгиба зубьев, МПа
Ступень |
Легковые автомобили |
Грузовые автомобили |
Первая, задний ход |
350 – 400 |
500 – 900 |
Высшие ступени |
180 – 350 |
150 – 400 |
Контактные напряжения определяют по формуле:
, (4.2.4)
* =1318 МПа
где Е - модуль упругости 1-го рода Па; sсж – контактные напряжения, Па; a – угол зацепления шестерен, град; r1, r2 – радиусы начальных окружностей шестерен в паре, м; "+" – для внешнего зацепления; "-" – для внутреннего зацепления.
Модуль упругости 1-го рода – Е= 2·105 МПа [4].
Угол зацепления шестерен – a=20° [5].
Допустимые напряжения сжатия приведены в табл. 1.4 [2].
Таблица 4.4
Допустимые напряжения сжатия, МПа
Ступень |
Легковые автомобили и грузовые малой грузоподъемности |
Грузовые Автомобили |
Первая, задний ход |
1500 – 2000 |
3000 – 4000 |
Высшие ступени |
1000 – 1400 |
2000 – 2800 |
Таблица 4.5
Р |
y |
|||
1 |
17187,7 |
0,179 |
107,4 |
1318 |
2 |
11687,6 |
0,131 |
97,4 |
1500 |
3 |
6700,1 |
0,115 |
47,8 |
927,47 |
4 |
1766,4 |
0,070 |
29,4 |
|
5 |
5600 |
0,107 |
56 |
|
6 |
9907,6 |
0,073 |
16,5 |
|
7 |
4532,2 |
0,099 |
50,35 |
|
8 |
5065,4 |
0,179 |
31,65 |
|
9 |
3017,6 |
0,099 |
33,52 |
|
10 |
2293,3 |
0,110 |
22,93 |