Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 11:33, курсовая работа
Сцепление – механизм трансмиссии автомобиля, передающий крутящий момент двигателя и позволяющий кратковременно отсоединить двигатель от трансмиссии и вновь плавно их соединить.
Классификация и требования к конструкции сцепления подробно рассмотрены в [3, 4, 5].
Расчет сцепления………………………………………………………..
Расчет привода сцепления……………………………………………..
Расчет коробки передач………………………………………………..
Определение основных параметров коробки передач……………
Расчет зубчатых колес коробки передач на прочность…………...
Расчет синхронизаторов…………………………………………….
Расчет карданной передачи…………………………………………….
Расчет карданного вала………………………………………………
Расчет крестовины карданного шарнира……………………………
Расчет вилки карданного шарнира…………………………………..
Расчет подшипников карданного шарнира…………………………
Расчет главной передачи……………………………………………….
Расчет дифференциала…………………………………………………
Расчет полуосей……………………………
Продолжение табл. 2.4
Момент инерции маховика двигателя
Автомобиль |
УАЗ–469 |
РАФ–2203 |
ПАЗ–3201 |
ЛиАЗ–677 |
ЛАЗ–695Е | |||||
Jм, кг·м2 |
0,360 |
0,314 |
0,510 |
1,070 |
0,991 |
Продолжение табл. 2.4
Момент инерции маховика двигателя
Автомобиль |
ЛАЗ–699Н |
ГАЗ–52 |
ГАЗ–3307 |
ЗИЛ–431410 |
ЗИЛ–133 |
Jм, кг·м2 |
1,740 |
0,491 |
0,510 |
0,991 |
0,991 |
Продолжение табл. 2.4
Момент инерции маховика двигателя
Автомобиль |
КамАЗ–5320 |
Урал–377 |
КрАЗ–257 |
МАЗ–5551 |
МАЗ–5432 |
Jм, кг·м2 |
2,070 |
1,740 |
4,61 |
2,60 |
4,61 |
Момент инерции условного маховика, приведенного к ведущему валу коробки передач, рассчитывают по формуле
,
кг*м2
где Ма – полная масса автомобиля, кг;
rк – радиус качения колеса, м;
i0 – передаточное число главной передачи;
i1- передаточное число первой ступени коробки передач.
Угловая скорость коленчатого вала двигателя для автомобилей с бензиновым двигателем определяют по формуле
,
где wе – угловая скорость коленчатого вала двигателя, рад/с;
wм – угловая скорость при максимальном крутящем моменте, рад/с.
Для автомобилей с дизелями угловая скорость коленчатого вала двигателя определяют по формуле
,
где wN – угловая скорость при максимальной мощности, рад/с.
Угловая скорость коленчатого вала двигателя определяют по формуле
,
рад/c
где n – частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин.
Момент сопротивления движению автомобиля, приведенный к коленчатому валу двигателя, рассчитывают при допущении о равенстве радиусов качения всех колес автомобиля по формуле
,
= 27,85 Н*м
где g – ускорение свободного падения, кг/м×с2;
hтр – КПД трансмиссии.
y=0,02 [4].
Допустимая удельная работа буксования [4]:
При определении теплового режима сцепления рассчитывается нагрев ведущего диска. Маховик имеет значительно большую массу, чем нажимной диск, и поэтому температура его нагрева сравнительно невелика.
При расчете нагрева ведущего диска принимается допущение, что теплопередача в окружающую среду отсутствует, и вся работа буксования используется на нагрев диска.
Нагрев ведущего диска при одном трогании с места рассчитывают по формуле
, (2.20)
°С
где DТ – нагрев ведущего диска, °С;
g- доля теплоты, поглощаемая диском;
Mд- масса нажимного диска, кг;
Сд- удельная теплоемкость стали, Дж/кг×град.
Доля теплоты, поглощаемая диском [4]:
Принимаем g= 0,5.
Радиальные размеры дисков выбираются, исходя из размеров фрикционных накладок. Толщина дисков предварительно принимается в зависимости от наружного диаметра накладок и затем уточняется по результатам теплового расчета сцепления:
,
Sд = 0,05*0,38 = 0,019 м
Мд = π**Sд*ρ
Мд = 3,14**0,019*7800 = 10,6 кг.
где Sд – толщина дисков, м.
Удельная теплоемкость стали – Сд= 481,5 Дж/кг×град [5].
Допустимый нагрев нажимного диска – [DТ] = 10 – 15° С [4].
Полученная расчетная температура является условной (определение ее проведено при одном трогании автомобиля с места) и используется при сравнительной оценке конструкций сцеплений различных типов. В действительности же процесс нагрева дисков значительно сложнее из-за большого числа включений сцепления на единицу пройденного пути, особенно в условиях городского движения. Поэтому температура деталей сцепления в процессе работы автомобиля значительно выше.
2. РАСЧЕТ ПРИВОДА СЦЕПЛЕНИЯ
Классификация и требования к приводам фрикционных сцеплений подробно рассмотрены в [3, 4, 5].
Удобство управления сцеплением обеспечивается правильным выбором передаточного числа привода, чтобы иметь:
1.Оптимальную величину перемещения педали, не более [5]:
Принимаем Sпед= 160 мм.
2.Максимальную величину усилия на педали, не более [3]:
Принимаем Рпед= 150 Н.
Механические приводы (рис. 3.1,а) в настоящее время применяются только на легковых автомобилях особо малого класса; на грузовых автомобилях, автобусах и легковых автомобилях малого класса и выше применяют гидропривод (рис. 3.1,б).
При расчете привода
рассчитываются его
Общее передаточное число привода от педали до нажимного диска можно определить по формуле
,
где iпр – общее передаточное число привода;
iпед – передаточное число педали сцепления;
iв – передаточное число вилки выключения;
a, b – плечи педали;
c, d – плечи вилки выключения
Рис.3.1. Схема гидравлического привода сцепления:
Полный ход педали механического привода складывается из свободного хода педали, рабочего хода и упругих деформаций элементов привода. Полный ход педали механического привода рассчитывается по формуле
, (3.2)
где Sпед – полный ход педали механического привода, м;
Sсв – свободный ход педали, м;
Sр – рабочий ход педали, м;
d- зазор в механизме выключения (между муфтой и рычагами выключения), м;
DS – ход нажимного диска, м;
iр – передаточное число рычагов выключения.
Величина зазора в механизме выключения [2]:
d= 3,5 – 4,0 мм.
Принимаем d= 3,5 мм.
Ход нажимного диска [5]:
Принимаем DS=1,5 мм.
Передаточное число рычагов выключения рассчитывают по формуле
,
где e, f – плечи рычагов выключения, м.
Выполненные конструкции приводов имеют обычно следующие значения передаточных чисел:
iпр= 30 – 45; ip= 3,8 – 5,5; iв= 1,4 – 2,2 [5].
Принимаем iпр= 30 Принимаем ip= 3,8
Исходя из выбранных величин, необходимо определить передаточное число привода сцепления, а затем, задавшись передаточным числом вилки выключения, найти передаточное число педали.
Усилие на педали определяют по формуле
,
где Рпед – усилие на педали, Н;
hпр – КПД привода сцепления.
КПД привода сцепления [3]:
Если усилие на педали больше допустимого, то в привод необходимо устанавливать усилитель.
Принимаем hпр=0,85
Полный ход педали сцепления при гидроприводе рассчитывают по формуле
.
= 3,5*30 + 1,5*30*3,8= 176 мм.
4. РАСЧЕТ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
Коробка передач – агрегат
трансмиссии, предназначенный для
преобразования крутящего момента
и частоты вращения, развиваемых
на коленчатом валу двигателя, для получения
различных тяговых усилий на ведущих
колесах при трогании автомобиля
с места и его разгоне. Коробка
передач служит также для обеспечения
возможности движения автомобиля задним
ходом и длительного
Классификация и требования к конструкции коробки передач подробно рассмотрены в [3, 4, 5].
На современных
При рассмотрении конструкций
коробок передач используется такое
понятие, как "диапазон передаточных
чисел коробки передач" – отношение
передаточного числа низшей ступени
коробки передач к
Преимуществами двухвальных коробок передач (рис. 1.1, а) являются: