Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:19, реферат
К началу ХХ века автомобиль стал одним из самых удобных транспортных средств для межгосударственных сообщений. Это потребовало координации правил автомобильного движения сначала на отдельных континентах, а затем и во всем мире. В 1926 г. на конгрессе в Париже европейские государства подписали первую международную конвенцию об автомобильном движении, а пять лет спустя в Женеве – и конвенцию по введению единообразия в дорожных знаках и сигналах.
Исходя из определения договора перевозки груза и содержания ГК в целом, определимся, за что отвечает перевозчик, принявший договор к исполнению.
При разрешении вопроса о принятии искового заявления к рассмотрению хозяйственные суды исходят из требований, содержащихся в пункте 1 статьи 751 ГК РБ, в силу которых до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном законодательством. В претензии должны быть указаны краткое описание претензии, сумма ущерба, почтовый адрес заявителя и его банковские реквизиты, дата составления претензии. Претензия должна быть подписана ее заявителем. К претензии должны быть приложены товарно-транспортная накладная, акт, расчет ущерба и при необходимости - другие документы, необходимые для ее рассмотрения.
Иск к перевозчику может быть предъявлен заказчиком в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок [5]. 378. По всем спорам, возникающим при международной перевозке грузов, истец может обратиться в суд страны, в которой ответчик зарегистрирован как субъект предпринимательской деятельности или в которой груз был принят к перевозке от грузоотправителя (выдан грузополучателю). Обращение в другие суды не допускается.
Поэтому если к материалам искового
заявления не приложены доказательства
направления претензии
Согласно статье 6 ХПК РБ право на обращение в хозяйственный суд в целях защиты государственных и общественных интересов имеют прокурор, государственные органы, органы местного управления и самоуправления и иные органы в случаях, предусмотренных законодательными актами, без соблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора.
Следует обратить внимание, что пункт 1 статьи 751 ГК РБ содержит отсылочную норму только к порядку предъявления претензии к перевозчику, предусмотренному законодательством, а не к срокам ее предъявления. Таким образом, предъявление претензии по истечении срока, установленного Уставом или Правилами, не является препятствием к принятию хозяйственным судом искового заявления к рассмотрению по существу. По договорам международной перевозки грузов порядок предъявления претензий регулируется статьей 30 КДПГ и пунктом 375 Правил автомобильной перевозки грузов, утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций от 01.07.2002 г. № 20 (далее - Правил), в силу которых, если при приемке груза от перевозчика у получателя возникают претензии по поводу явно выраженной порчи, повреждения или недостачи груза, то он должен немедленно сделать об этом соответствующую оговорку в товарно-транспортной накладной "CMR" (накладной). Если недостача, порча или повреждение груза имели незаметные внешне потери или повреждения и были обнаружены грузополучателем после принятия груза от перевозчика, то получатель вправе не позднее 7 дней со дня принятия груза, исключая выходные и праздничные дни, предъявить письменную претензию перевозчику. В таком случае считается, что грузополучатель получил груз не в таком состоянии, в котором он был описан в товарно-транспортной накладной. Относительно же международных перевозок установлено п.376 Правил перевозки грузов, что при просрочке в доставке груза грузополучатель может потребовать уплаты возмещения лишь в том случае, если он направил претензию перевозчику в течение двадцати одного дня со дня получения груза в свое распоряжение.
При автомобильных перевозках грузов согласно пункту 133 Правил срок исковой давности устанавливается в один год с момента получения ответа на предъявленную претензию либо неполучения от перевозчика ответа в течение тридцати дней, как это установлено пунктом 132 Правил.
При исчислении срока исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров перевозки, на которые распространяется действие КДПГ, хозяйственные суды должны руководствоваться пунктом 1 статьи 32 КДПГ, которым установлен годичный срок исковой давности. Однако в случае умышленных неправомерных действий или такого ненадлежащего исполнения обязательств, которое согласно закону, применяемому хозяйственным судом, рассматривающим дело, приравнивается к умышленным неправомерным действиям, - устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается:
в случае частичной утраты груза, повреждения его или просрочки в доставке - со дня сдачи груза;
в случае утраты всего груза - с тридцатого дня по истечении согласованного срока доставки или, если таковой не был согласован, с шестидесятого дня после принятия груза перевозчиком к перевозке;
во всех прочих случаях - по истечении трехмесячного срока со дня заключения договора перевозки.
Наличие или отсутствие умышленных неправомерных действий в таких случаях устанавливается хозяйственным судом, рассматривающим конкретное дело.
Обстоятельства, которые могут
служить основанием для имущественной
ответственности при
Освобождение от ответственности перевозчика
Перевозчик и заказчик освобождаются от уплаты штрафа за невыполнение договора, если оно произошло вследствие: явлений стихийного характера (заносы, наводнения, пожары и т.п.); аварий, устранение которых занимает не менее трех суток; временного прекращения или ограничения движения автотранспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования.
Перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза в случаях, когда: груз прибыл в исправном автотранспортном средстве за исправными пломбами грузоотправителя, а штучный груз - в исправной таре или без нарушений упаковки и пломб грузоотправителя; недостача, порча или повреждение произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза на автотранспортном средстве с открытым кузовом; сопровождение груза производится заказчиком; недостача груза не превышает естественной убыли, а также в иных случаях, если докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Перевозчик освобождается от ответственности за качественное состояние перевозимой стеклянной тары (цвет бутылок или банок, а также наличие на них щербинок, сколов, посечек и т.п.).
Перевозчик возмещает
За простой автотранспортного средства под погрузкой или разгрузкой сверх установленных договором норм времени, а также за простои автотранспортного средства в месте стоянки или пути следования, возникшие по вине грузоотправителя (грузополучателя), они должны оплатить перевозчику неустойку по повременному тарифу, если иное не предусмотрено договором. В Российской Федерации данная норма конкретизируется п.4 ст. 35 Устава автомобильного транспорта, в частности штраф за задержку (простой) транспортных средств, поданных для погрузки (выгрузки) составляет 5% провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении, и 1% среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении.
Если грузоотправителем
За задержку автотранспортных средств и контейнеров, возникшую вследствие того, что к товарно-транспортной накладной не были приложены документы, необходимые для исполнения таможенных, санитарных или других правил, заказчик уплачивает неустойку, предусмотренную договором. Заказчик возмещает перевозчику убытки, возникшие по его вине при погрузке или разгрузке.
Ответственность за несвоевременную подачу транспорта
Обязательства по перевозке грузов подчиняются общим правилам гражданского законодательства об ответственности лишь в той мере, в какой соответствующий вопрос не нашел должного отражения в нормах транспортных уставов, кодексах и других актах, регулирующих перевозку грузов. Анализ этих норм позволяет выделить две группы обстоятельств, в которых получают отражение особенности ответственности перевозчиков за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором и грузоотправителя за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам. Они касаются: 1) условий ответственности; 2) характера, размера и форм ответственности. Рассмотрим каждую из этих групп.
Ответственность за неподачу транспортных средств и за неиспользование поданных транспортных средств носит взаимный характер: грузоотправитель отвечает перед перевозчиком, которому он должен сдать груз для перевозки, а перевозчик отвечает перед грузоотправителем, грузы которого он обязан перевезти. Нарушение обязанностей перевозчиком выражается в описанных далее формах.
Неподача транспортных средств под погрузку. Для того чтобы обязанность перевозчика по подаче транспортных средств была признана выполненной, требуется строгое соответствие этой подачи количественным показателям заявки или иного договора. Заявка (заказ) считается перевозчиком невыполненной, если, несмотря на ее своевременную подачу грузоотправителем, транспортные средства в соответствующие сроки не подавались или подавались в меньшем, чем предусмотрено заявкой (заказом), количестве.
Подача под погрузку неисправных транспортных средств или транспортных средств, непригодных для перевозки конкретных грузов. С точки зрения юридической квалификации в рассматриваемом случае имеет место ненадлежащее исполнение обязанностей. Но по своим последствиям оно тождественно неисполнению: и в первом, и во втором случаях грузоотправитель лишен возможности осуществить предусмотренную заявкой (заказом) погрузку, что приводит к срыву перевозки груза.
Обязанность перевозчиков по подаче
грузоотправителям транспортных средств,
пригодных для перевозки
Нарушение грузоотправителями своих обязанностей может выразиться следующим образом:
а) поданные транспортные средства не используются;
б) поданные перевозчиком транспортные средства признаются неиспользованными в случае их простоя при отказе от уже поданных транспортных средств или при их недогруженности (например, из-за отсутствия груза);
в) последовал отказ от предусмотренных заявкой (заказом) транспортных средств. Такой отказ может быть сделан только до их подачи перевозчиком.
В отличие от общегражданской имущественной ответственности по принципу вины (ст. 401 ГК), ответственность за невыполнение заявки (заказа) при перевозках грузов на транспорте наступает не только за вину, но и за случай.
Вина третьих лиц в
Обязательства перевозчика перед
заказчиком возникают из договора.
Соответственно, определение начала
возникновения обязательства
В соответствии со ст. 402 ГК РБ договор считается заключенным, если стороны в требуемой форме достигли соглашения по всем существенным условиям договора.
Такое соглашение может быть достигнуто как подписанием сторонами полного текста договора, так и принятием перевозчиком к выполнению разового заказа, оформленного по установленной форме.[15]
С момента получения заказчиком
от перевозчика подтверждения
Правила регламентируют четкое время
прибытия транспорта только в отношении
внутриреспубликанских
Если заказчик понес убытки вследствие несвоевременной подачи перевозчиком транспорта, эти убытки могут быть возмещены за счет виновного лица, т.е. перевозчика (п.1 ст. 364 ГК РБ). Под убытками заказчика понимаются те расходы, которые он не понес бы, если бы смог загрузить транспортное средство своевременно, а также неполученные им доходы. Например, расходы по скадскому хранению груза, расходы по аренде разгрузочных машин и механизмов, неустойка, выплаченная заказчиком по договору (например, если заказчиком выступает экспедитор, который несет ответственность перед грузоотправителем) и так далее.
Информация о работе Правовое регулирование международных перевозок