Правовое регулирование международных перевозок

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:19, реферат

Описание работы

К началу ХХ века автомобиль стал одним из самых удобных транспортных средств для межгосударственных сообщений. Это потребовало координации правил автомобильного движения сначала на отдельных континентах, а затем и во всем мире. В 1926 г. на конгрессе в Париже европейские государства подписали первую международную конвенцию об автомобильном движении, а пять лет спустя в Женеве – и конвенцию по введению единообразия в дорожных знаках и сигналах.

Работа содержит 1 файл

2правовое регулирование межд.перевозок.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

Международные перевозки

 

К началу ХХ века автомобиль стал одним  из самых удобных транспортных средств  для межгосударственных сообщений. Это потребовало координации  правил автомобильного движения сначала  на отдельных континентах, а затем  и во всем мире. В 1926 г. на конгрессе в Париже европейские государства подписали первую международную конвенцию об автомобильном движении, а пять лет спустя в Женеве – и конвенцию по введению единообразия в дорожных знаках и сигналах. С этого момента наблюдается активизация роста новых международных нормативных актов, регулирующих данный вопрос, и создание соответствующего рода международных организаций (Комиссия по транспорту при Совете Евросоюза, Международная федерация экспедиторских ассоциаций).

Двусторонние соглашения, заключенные Республикой Беларусь с Болгарией, Литвой, Молдовой, Польшей, Украиной и другими государствами, устанавливают ряд общих требований для международных автомобильных перевозок на основе таких международных актов как Конвенция о договоре международной дорожной перевозки от 19 мая 1956 г., Таможенная конвенция о международных перевозках грузов с применением книжки МДП от 15 января 1959 г. и др.

Говоря о международных перевозках следует отметить:

Во-первых, международные автомобильные  перевозки могут выполняться перевозчиками, которые и согласно и национальному законодательству, допущены к осуществлению данных перевозок.

Во-вторых, перевозки должны осуществляться на основании разрешений, которые  выдают уполномоченные на то органы.

В-третьих, перевозки производятся по шоссейным дорогам, открытым для международного автомобильного сообщения.

В-четвертых, используемые в международном  сообщении автотранспортные средства подлежат обязательному страхованию  на случай причинения ущерба третьим  лицам.[14, с.9]

На каждом автотранспортном средстве, осуществляющем международную автомобильную перевозку грузов, должно находиться разрешение, соответствующее виду перевозки, и предъявляться водителем для проверки компетентным органам, если иное не установлено международным договором. Разрешение дает право на совершение одной поездки туда и обратно (с грузом или без груза) в течение периода времени, указанного в разрешении, если иное не установлено международным договором или не предусмотрено в самом разрешении.

В соответствии с международными договорами разрешения могут быть следующих видов:

двусторонние - предоставляют право  на перевозку грузов между пунктом, расположенным на территории Республики Беларусь, и пунктом, расположенным  на территории другого государства, указанного в разрешении;

транзитные - предоставляют право  на проезд автотранспортных средств  транзитом через территорию государства, указанного в разрешении, которое  не является ни страной погрузки, ни страной выгрузки;

двусторонние и транзитные - предоставляют  право на перевозку грузов между пунктом, расположенным на территории Республики Беларусь, и пунктом, расположенным на территории другого государства, указанного в разрешении, или следование транзитом через территорию государства, указанного в разрешении;

в/из третьих стран - предоставляют право на перевозку грузов из пункта, расположенного на территории государства, указанного в разрешении, в третье государство либо из третьего государства в пункт, расположенный на территории государства, указанного в разрешении;

универсальные - предоставляют право  на перевозку грузов между пунктом, расположенным на территории Республики Беларусь, и пунктом, расположенным  на территории другого государства, указанного в разрешении, или следование транзитом через территорию государства, указанного в разрешении, а также на перевозку грузов из пункта, расположенного на территории государства, указанного в разрешении, в третье государство либо из третьего государства в пункт, расположенный на территории государства, указанного в разрешении;

разрешение ЕКМТ - многоразовое разрешение, предоставляющее право на перевозку  грузов между пунктами, расположенными на территории государств - участников Европейской конференции министров  транспорта (далее - ЕКМТ);

разрешение "зеленое" - разрешение, которое может быть использовано для выполнения перевозок грузов только автотранспортным средством, сертифицированным по схеме "зеленого автомобиля";

разрешение "более зеленое и  безопасное" - разрешение, которое  может быть использовано для выполнения перевозок грузов только автотранспортным средством, сертифицированным по схеме "более зеленого и безопасного автомобиля".

Выдачу разрешений производит Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее - Транспортная инспекция). Транспортная инспекция ежегодно принимает заявки от белорусских перевозчиков о необходимом количестве разрешений на следующий год до 15 октября текущего года, обобщает их и до 1 ноября представляет в управление автомобильного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Транспортная инспекция выдает разрешения юридическим и физическим лицам Республики Беларусь, осуществляющим международные автомобильные перевозки грузов, только на автотранспортные средства, зарегистрированные в Республике Беларусь, имеющие действующую лицензионную карточку, и при условии сдачи в установленные сроки полученных ранее разрешений.

Количество разрешений одного вида по одной стране, находящихся у  перевозчика, не должно превышать количества автотранспортных средств, имеющих действующие лицензионные карточки, с учетом многоразовых разрешений и разрешений ЕКМТ. Выдача "зеленых" и "более зеленых и безопасных" разрешений осуществляется при представлении копии лицензионной карточки с отметкой соответствия автотранспортного средства предъявляемым экологическим требованиям либо копии действующего сертификата соответствия.

Использованное разрешение должно быть возвращено в Транспортную инспекцию  в течение 15 дней после выполнения перевозки.[5]

Не требуется разрешения в следующих случаях:

на иностранные автотранспортные средства, состоящие на временном  учете в Республике Беларусь;

на автомобили технической помощи, выполняющие поездки за или с  неисправным автомобилем;

на буксировку иностранного полуприцепа (прицепа) белорусским транспортным средством;

на вывоз из республики закупленного иностранным лицом в Республике Беларусь транспортного средства.[14, с.112]

1. Порядок  расчетов за международные автомобильные  перевозки

 

Расчеты за международные  перевозки грузов могут осуществляться как в безналичном, так и в наличном порядке расчетов.

Безналичные расчеты между  заказчиком и перевозчиком за выполнение перевозки грузов производятся, как  правило, на основании счета перевозчика  с приложением к нему товарно-транспортной накладной CMR, которая согласно Правилам автомобильных перевозок грузов является товарно-транспортной накладной международного образца, имеющей соответствующие отметки грузоотправителей и грузополучателей, если иной порядок расчетов не установлен договором. При этом CMR-накладная обязательно должна содержать следующие данные: дата и место составления товарно-транспортной накладной "CMR"; грузоотправитель (наименование, адрес, страна); перевозчик (наименование, адрес, страна); место и дата погрузки груза; место разгрузки груза; грузополучатель (наименование, адрес, страна); перечень прилагаемых документов; принятое обозначение характера груза и род его упаковки; количество грузовых мест, их специальная маркировка и нумерация; масса брутто, кг или объем, куб.м; платежи, связанные с перевозкой (ставки, скидки, надбавки, дополнительные сборы и т.п.); указания грузоотправителя, требуемые для выполнения таможенных и других формальностей. Кроме того, для целей взимания косвенных налогов и контроля за их уплатой при перемещении товаров автомобильным транспортом между Республикой Беларусь и Российской Федерацией субъекты хозяйствования к CMR-накладной прилагают товарную накладную на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2.

Следует также помнить, что валютное законодательство Республики Беларусь ограничивает сроки проведения внешнеторговых операций (в том числе международных перевозок). Так, Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 2000 г. № 7 "О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее – Указ №7) установлено, что белорусские международные перевозчики обязаны обеспечить поступление денежных средств от экспорта услуг не позднее 90 календарных дней с даты оказания услуг. Если же резидент Республики Беларусь пользуется услугами перевозчиков-нерезидентов, осуществляя авансовые платежи за планируемые международные перевозки, то он должен проконтролировать срок оказания этим нерезидентом соответствующих услуг: этот срок не должен превышать 90 календарных дней с даты проведения платежа за оказываемые услуги. При этом датой оказания услуг считается дата получения груза грузополучателем, отмеченная им в товарно-сопроводительных документах. В данном случае в качестве грузополучателя может выступать непосредственно покупатель транспортируемого товара, являющийся стороной по внешнеторговому договору, так и указанное в таком договоре в качестве грузополучателя иное лицо, не являющееся при этом стороной по договору. Нарушение этих сроков может повлечь за собой наложение на белорусского резидента штрафа в размере до 2 % не полученных в установленный срок денежных средств (стоимости не оказанных в установленный срок услуг) за каждый день превышения срока, но не более суммы не полученных в установленный срок указанных денежных средств.

При расчетах с транспортными  организациями (резидентами и нерезидентами) можно использовать иностранную  валюту. Правда, при расчетах таким  образом с перевозчиками-резидентами  Республики Беларусь должно выполняться  обязательное условие: перевозка должны осуществляться за пределы и из-за пределов Республики Беларусь, за пределами Республики Беларусь или при транзите через территорию Республики Беларусь.

 

Наличные расчеты с международными перевозчиками

Следует отметить, что у  белорусских международных перевозчиков, оказывающих услуги нерезидентам, имеется возможность расчета за свои услуги наличными денежными средствами. По общему правилу, установленному Указом №7, поступление денежных средств от экспорта услуг осуществляется только на счета экспортеров. Однако данная норма не распространяется на суммы авансов в наличной иностранной валюте, полученные представителями международных перевозчиков от нерезидентов за границей Республики Беларусь и используемые для оплаты расходов по перевозке грузов по договорам, в счет оплаты которых эти средства получены. Таким образом, если у белорусского перевозчика отсутствуют денежные средства в иностранной валюте, то он может не выдавать их водителям на командировочные расходы. Водитель вправе получить выручку в наличной иностранной валюте от нерезидента, являющегося заказчиком перевозки, и частично использовать эти средства. При этом следует помнить, что договор о международной перевозке должен обязательно предусматривать порядок расчетов наличной иностранной валютой.[16, с.32]

 

2. Ответственность перевозчика

 

Доставкой и выдачей  груза, поступившего в адрес грузополучателя, завершается исполнение перевозочного  обязательства. В зависимости от того, исполнено обязательство в  точном соответствии с его условиями или нет, либо оно прекращается (исполнением), либо изменяется его содержание, возникает обязанность перевозчика возместить ущерб. Не случайно порядок выдачи и принятия груза, поступившего в адрес грузополучателя, приобретает важное юридическое значение и подробно регламентируется в транспортных уставах, кодексах и правилах перевозки грузов на различных видах транспорта.

Ответственность стороны  по сделке определяется в пределах тех обязательств, которые она  берет на себя в соответствии с  заключенным договором. Особенностью этой ответственности является то, что она может наступать не только за нарушение уже заключенного договора перевозки, но и за несовершение действий, связанных с организацией перевозок. Зачастую стороны недооценивают важность содержания договора, который они заключают, а также соблюдения порядка его исполнения. Поиск правых и виноватых в случае разногласий заканчивается в суде, причем далеко не всегда в пользу того, кто считает себя категорически правым.

В целом по республике наблюдается  увеличение количества поданных в суд исков по основаниям, возникающим из договора перевозки. Например, Хозяйственным судом Гомельской области за 8 месяцев 2005 года рассмотрено 33 дела по спорам, вытекающим из договора перевозки и транспортной экспедиции. Следует отметить, что за аналогичный период 2004 года таких споров было рассмотрено 21. Таким образом, число рассмотренных дел данной категории существенно увеличилось - на 12 дел или 57%. На наш взгляд, существенный рост споров данной категории обусловлен, с одной стороны, многогранностью договорных отношений субъектов хозяйствования и сложностью законодательства, регулирующего правоотношения сторон по перевозке, в особенности норм международного права, с другой стороны - сложным финансовым положением сторон, препятствующим разрешению спорных ситуаций в досудебном порядке. Судебная практика показывает, что основная причина возникновения споров данной категории - низкая платежеспособность субъектов хозяйствования. Как явствует из анализа статистических данных, процент удовлетворяемости исков по данной категории дел высокий и составляет 72,7%. Это свидетельствует о том, что в большинстве случаев субъектами хозяйствования заявляются обоснованные исковые требования, а ответчики неправомерно уклоняются от исполнения возложенных на них обязанностей.[10]

Согласно п.1 ст. 739 ГК РБ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Информация о работе Правовое регулирование международных перевозок