Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 18:49, реферат
Система транспортных отношений включает:
– отношения по планированию перевозок (в той мере, в какой на различных видах транспорта сохранилась разработка планов перевозок);
– отношения по организации перевозок, предшествующие сдаче груза для перевозки и имеющие целью установить порядок подачи транспортных средств и предъявления грузов для перевозки;
Введение
1. Правовая основа транспортных отношений
2. Правоотношения сторон по договору перевозки грузов
2.1 Характеристика договора перевозки грузов
2.2 Форма договоров перевозки грузов
Содержание
Введение
1. Правовая основа транспортных отношений
2. Правоотношения сторон по договору перевозки грузов
2.1 Характеристика договора перевозки грузов
2.2 Форма договоров перевозки грузов
Транспорт, предназначенный для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, является инфраструктурой, созданной для удовлетворения потребностей государства и населения в перевозках.
Система транспортных отношений включает:
– отношения по планированию перевозок (в той мере, в какой на различных видах транспорта сохранилась разработка планов перевозок);
– отношения по организации перевозок, предшествующие сдаче груза для перевозки и имеющие целью установить порядок подачи транспортных средств и предъявления грузов для перевозки;
– отношения непосредственно по транспортировке переданного перевозчику груза из пункта отправления в пункт назначения;
– отношения, связанные с оказанием клиенту различного рода транспортно - экспедиционных и иных, связанных с перевозками, операций и услуг;
– отношения между транспортными организациями разных видов транспорта при выполнении прямых смешанных перевозок.
Как и любая другая сфера производственной деятельности, перевозки грузов и пассажиров регулируются правовыми нормами, определяющими правоотношения сторон – участников перевозочного процесса. От того, насколько хорошо участники перевозочного процесса знают свои права, обязанности и ответственность, зависит степень риска в транспортных отношениях, который присущ любой деятельности. К примеру, для грузовладельцев – это риск потерять груз или получить его испорченным, или позднее установленных сроков; для перевозчиков – не получить провозную плату за выполненную перевозку или понести потери в виде выплаченных штрафов при нарушении условий перевозки.
Нормы права, регламентирующие деятельность транспорта и содержащиеся в нормативных актах, составляют транспортное законодательство. Общие положения о перевозках включены в “Основы гражданского законодательства”. Перевозке посвящена глава 40 ст. 784–797 Гражданского кодекса (далее – ГК), а транспортной экспедиции – глава 41 ГК (ст. 801–806).
Кроме того, отдельные положения транспортного права регулируются главой 47. Хранение – главой 48. Страхование – главой 59. Обязательства вследствие причинения вреда и др.
Однако правовое регулирование в ГК отношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, значительно отличается от регламентации иных видов договорных обязательств. Так, положениям, регламентирующим столь сложные отношения как перевозки, в ГК отводится всего 14 статей, в то время как договору аренды, например, – 65, а договору купли-продажи – 113.
Объясняется это тем, что взаимоотношения грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей традиционно детально регулируются специальными законами – транспортными уставами и кодексами.
В соответствии с Конституцией РФ и ГК все транспортные уставы и кодексы должны быть приняты на уровне федерального закона РФ (п. 2, ст. 784 ГК).
Сложность и многообразие транспортных отношений обусловливают характерную особенность транспортного законодательства – его комплексный характер. Трудовое законодательство охватывает правовые нормы, регулирующие планирование, организацию перевозок, собственно транспортировку грузов, пассажиров и багажа, экспедиционное обслуживание и др., поэтому даже такие специфические нормативные акты, как транспортные уставы и кодексы не могут охватить всех особенностей правоотношений по перевозкам. Этим вызвана необходимость издания под уставных документов, к которым относятся Правила перевозок грузов и пассажиров, Технические условия погрузки и крепления грузов, Правила перевозок экспортных и импортных грузов, Правила перевозок грузов в прямых смешанных сообщениях, Тарифные руководства и другие. Указанные нормативно-правовые акты разрабатываются соответствующими транспортными министерствами и ведомствами и утверждаются Правительством Российской Федерации, а следовательно, обязательны для всех участников перевозочного процесса.
Особое положение транспортное право в системе гражданского права занимает главным образом благодаря особенностям договора перевозки, значительно отличающегося от других договоров.
Договор перевозки можно представить как совокупность нескольких самостоятельных видов договоров. Во-первых, это договор подряда, так как исполнение его заключается в достижении известного результата, и до тех пор, пока этот результат не будет достигнут, договор считается неисполненным, каковы бы ни были отдельные услуги, оказанные заказчику подрядчиком. По договору подряда подрядчик обязуется на свой риск выполнить определенную работу по заданию заказчика, а последний обязуется выдать вознаграждение за выполнение задания. Точно так же и перевозчик выполняет перевозки на свой риск и своими средствами передвижения, за что и получает вознаграждение в виде провозной платы и дополнительных сборов.
Кроме этого, договор перевозки предполагает еще и ответственность перевозчика за перевозимые грузы, а это характерно для договора хранения. Обязанность же перевозчика передать доставленный в пункт назначения груз получателю характерна для договора поручения.
Еще одна существенная особенность договора перевозки состоит в том, что договор заключается грузоотправителем и перевозчиком в пользу грузополучателя. И хотя некоторые теоретики права утверждают, что грузополучатель не является стороной в договоре, тем не менее нельзя отрицать, что не только не участвуя в договоре, но иногда даже не зная о его заключении, грузополучатель по этому договору получает не только права и обязанности, но и ответственность, установленную законом.
И, пожалуй, самая существенная особенность договора перевозки – это его массовость. Так, например, на железнодорожном транспорте в 1998 году принималось к перевозке более сорока двух тысяч вагонов в сутки. Поэтому все основные условия перевозки строго регламентируются, а не определяются волей сторон. Большинство норм права, регулирующих договор перевозки груза, императивные, т.е., предписывающие определенное поведение сторон, участвующих в договоре. Массовым характером договоров перевозки можно объяснить и особенности определения размеров и оснований ответственности, и особенности в порядке рассмотрения споров.
Формой договора перевозки груза является соответствующий каждому виду транспорта документ: накладная – на железнодорожном и речном транспорте; грузовая накладная – на воздушном; товарно-транспортная накладная – на автомобильном. На морском транспорте перевозка груза в каботаже оформляется коносаментом, а в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении – накладной. Коносаменты в зависимости от способа организации судоходства подразделяются на линейные и чартерные.
На автомобильном транспорте товарно-транспортная накладная является не только документом, регулирующим отношения автотранспортного предприятия и грузоотправителя, но одновременно служит документом учета товарных ценностей.
Коносамент имеет еще более специфические функции. Он является одновременно формой договора перевозки, распиской, удостоверяющей факт принятия груза перевозчиком, и товарораспорядительным документом, то есть документом, распоряжение которым означает и распоряжение самим грузом.
Форма договора перевозки может зависеть не только от вида транспорта, но и от вида отправки и вида сообщения. Так, на железнодорожном транспорте существуют формы накладных: накладная на перевозку повагонной отправки, накладная на перевозку контейнерной отправки, накладная на перевозку маршрутной отправки, накладная на перевозку груза в прямых смешанных железнодорожно-водных сообщениях, накладная на перевозку груза в прямых смешанных железнодорожно-автомобильных сообщениях.
Если рассматривать перевозку груза по железным дорогам, то накладная, представленная грузоотправителем на груз и сопровождающая этот груз на всем пути следования, – не только единственная, но и обязательная форма договора, являющаяся доказательством заключения договора перевозки. Для грузополучателя накладная – это легитимирующий документ, представление которого дает ему право выступать в качестве владельца груза.
Грузоотправителю в удостоверение приема груза к перевозке выдается грузовая квитанция, она дает ее владельцу право распоряжаться грузом до его выдачи получателю. Договорные отношения между перевозчиком и грузоотправителем этим документом не создаются, а только удостоверяются, поэтому в случае разногласий в содержании накладной и грузовой квитанции решающее значение принадлежит накладной.
Дорожная ведомость, которая вместе с накладной следует с грузом до станции назначения, имеет многоцелевое назначение: она служит для контроля: за правильностью начисления провозных платежей; порядка проследования грузом пунктов перехода с дороги на дорогу для определения дорог, виновных в просрочке доставки груза; для расчетов железных дорог – участников перевозки между собой; для статистических целей, а при международных перевозках грузов – для целей таможенного контроля и пропуска груза через таможенную границу. Такое же назначение имеет и дорожная ведомость внутреннего водного сообщения. Кроме того, именно в дорожной ведомости грузополучатель ставит отметку о получении груза.
Таким образом, дорожная ведомость с распиской получателя является юридическим документом, подтверждающим факт выполнения договора перевозки.
На морском и авиационном транспорте документом, аналогичным дорожной ведомости, является грузовой манифест – транспортный документ, содержащий сведения о грузе, записанные по каждому порту отдельно и перечни коносаментов по каждому грузу и по порту назначения в целом.
Манифест вручается представителям судовой администрации и таможенным органам, рассылается агентам и стивидорам в портах выгрузки, судовладельцу.
На воздушном транспорте в соответствии с резолюцией международной ассоциации воздушного транспорта установлены образец авианакладной и правила ее заполнения, а также назначение каждого экземпляра.
В связи с тем, что в настоящее время из массовых перевозчиков грузов только железнодорожный транспорт имеет новый устав, то рассмотрение правоотношений по договору перевозки будет базироваться на примере железнодорожного транспорта, а также других видах транспорта в той мере, в которой их уставы и кодексы не противоречат нормам, содержащимся в гл. 40 ГК.
Поскольку договор перевозки признается публичным, а железнодорожный транспорт – транспортом общего пользования, любой грузоотправитель имеет право предъявить груз к перевозке, подав заявку на перевозку груза за 10 дней до начала погрузки при внутригосударственных перевозках и за 15 дней в международных и прямых смешанных сообщениях. При этом прием грузов, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, производится по предъявлению. То есть фактически для всех грузов осуществлен переход к системе отправления “по предъявлению”, что существенно упрощает организацию перевозок грузов по железным дорогам для грузоотправителей.
При предъявлении груза к перевозке грузоотправитель должен представить на каждую отправку груза составленную надлежащим образом транспортную железнодорожную накладную и другие, предусмотренные правилами перевозок грузов документы (ст. 31 ТУЖД). Грузоотправитель заполняет в накладной следующие графы: станция и дорога назначения, точные и полные наименования и почтовые адреса отправителя и получателя, знаки и марки отправителя на грузовых местах, наименование груза в соответствии с Единой статистической номенклатурой грузов, приведенной в Тарифном руководстве № 1, масса груза. При необходимости
заполняются графы “Особые заявления и отметки отправителя”. К
дополнительным документам, прилагаемым к накладной в зависимости от
рода груза и вида сообщения, относятся_______: таможенная декларация,
карантинное свидетельство, ветеринарное свидетельство, качественное
удостоверение.
Железная дорога может требовать передачи ей груза в таком состоянии, при
котором он сможет выдержать перевозку и прибыть на станцию назначения в
целости и сохранности. Мало того, железная дорога может даже отказать в
перевозке, если груз, требующий упаковки, предъявлен для перевозки без
тары или в таре, не соответствующей Государственным стандартам. При
этом право решения вопроса, требуется ли упаковка груза и удовлетворяет
ли она всем требованиям, принадлежит железной дороге. Обязанность
грузоотправителя – подготовить грузы для перевозки таким образом,
чтобы обеспечивались: безопасность движения, сохранность грузов, вагонов,
контейнеров закрепленные статьей 25 ТУЖД.
Железная дорога при приеме груза к перевозке не имеет возможности во
всех случаях производить тщательный осмотр и проверку состояния груза,
тем более проверить состояние внутренней упаковки, которая иногда имеет
Информация о работе Правоотношения сторон по договору перевозки грузов