Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 00:48, статья
На протяжении веков Дунай играет важную роль в развитии экономических связей стран по территории которых протекает эта крупнейшая река Европы. Поэтому проблемы обеспечения надежного прохода в Черное море всегда имели приоритетное значение для государств Центральной и Юго-Восточной Европы.
Весной 1858 г. инженер
К. Гартлей предложил 2 проекта: образование
глубоководных выходов через
устья Сулинского или Георгиевского
рукавов. В основу их был положен принцип
обвалования речных устьев и выдвижение
двух параллельных дамб в море за изобату
5,5 м. Техническая комиссия из инженеров,
выбранных от Франции, Англии, Пруссии
и Сардинии, высказавшись также за Георгиевский
рукав, сделала заключение о том, что строительство
парных молов в устье крупной реки, впадающей
в бесприливное море, является паллиативом
(мерой, не обеспечивающей полного, кардинального
решения поставленной задачи), поскольку
она не в состоянии приостановить вынос
речных наносов в море и образование бара
на выходе из дамб, и что единственным
средством, решающим проблему, является
устройство самостоятельного шлюзованного
канала в стороне от существующего устья.
Инженер Гартлей, согласившись с решением этой комиссии, представил проект канала со шлюзом для Георгиевского гирла стоимостью 17,5 млн. франков или 5,8 млн. золотых русских рублей.
Поскольку быстро собрать такие деньги было затруднительно, и строительство заняло бы не один год, ЕДК решила с целью скорейшего обеспечения интересов терпящего большие убытки судоходства приступить к осуществлению проекта Гартлея по временному (на ближайшие 5-6 лет) обустройству Сулинского устья двумя дешевыми временными дамбами с увеличением глубин на баре с 2,5 до 4,0-4,5 м. Строительство дамб закончилось 3 сентября 1861 г., глубина над баром за счет размыва его речным потоком увеличилась с 2,9 до 5,3 м (почти вдвое!). Учитывая столь обнадеживающий результат и разногласия специалистов относительно Георгиевского рукава, ЕДК в 1865 г. приняла решение о превращении временных сулинских дамб в постоянные.
И с этого момента началась непрерывная война людей с природой: перед дамбами образовывалась обширная отмель, дамбы приходилось удлинять – это давало лишь временный эффект. В канале, которому уделялось основное внимание, проектная глубина была достигнута только через 40(!) лет после начала строительства.
В
период, когда вся дельта Дуная
принадлежала Румынии, делались неоднократные
попытки существенно улучшить эксплуатационные
качества Сулинской судоходной системы.
Румыния приняла решение о строительстве
канала со шлюзами вне дельты Дуная и завершила
его в 1986 г.
В Килийском рукаве первый судоходный
канал был построен по гирлу Полуночное
в 1902 г. Он «самоликвидировался» через
2 года. В 1904 г. П. С. Чеховичем был разработан
проект канала со шлюзом по трассе Соломонов
рукав – Жебриянская бухта. Стоимость
строительства оценивалась в 4 млн. золотых
рублей. Проект осуществлен не был.
В 1914 г. во время первой Мировой войны адмиралу Потапову пришла в голову «блестящая идея» – ввести в Дунай броненосцы береговой обороны и расстрелять из главного калибра столицу союзников Германии. По его приказу в устье Очаковского рукава был прорыт канал. Броненосцы в Дунай не попали – канал занесло до их подхода, а Сулинский контролировался Румынией, которая была союзником Германии. Тем не менее, адмирал вписал свое имя в историю навечно – устьевая часть Очаковского гирла до сих пор называется Потаповский канал.
В 1957 г. Советский Союз построил канал в устье гирла Прорва, который не обеспечивал морского судоходства – по нему могли пройти только суда типа «река-море». Объемы ремонтных черпаний вначале были незначительными, но они непрерывно росли. Поэтому в начале 90-х годов, когда объемы черпаний выросли по сравнению с первоначальными в 20 раз, был разработан, как сейчас выяснилось, бесперспективный проект строительства канала со шлюзом из Очаковского гирла на акваторию порта Усть-Дунайск, расположенный на южном берегу Жебриянской бухты.
Существует также Сулинская судоходная система, соединяющая Морской Дунай с морем. Канальные сборы за проход по этой системе непрерывно возрастают и достигли такого потолка, при котором транспортировка по воде в Европу строительных материалов или зерна (основных составляющих экспорта Украины) теряет смысл. Как результат - порты Измаил и Рени, способные перерабатывать до 30 млн. тонн грузов в год, влачат жалкое существование. Потеряны налаженные в прошлые годы грузопотоки. На их восстановление потребуются годы и годы.
После
ввода в эксплуатацию в 1986г. строившегося
почти 30 лет канала со шлюзами Чернаводэ
– Констанца (пропускная способность
до 100 млн. т в год) в комплексе с перевалочным
терминалом Констанца-Юг (оценочная общая
стоимость строительства 4 млрд. долларов
США) проблема судоходства по трассе Речной
Дунай - Черное море получила окончательное
решение. Грузопоток по этой трассе нарастает,
и перераспределить его в пользу дунайских
портов Украины, пожалуй, не удастся.
В отсутствие канала Прорва судоходство
судов с осадкой до 3 м осуществлялось
и продолжает осуществляться по технологическому
каналу, соединяющему гирло Прорва и акваторию
порта Усть-Дунайск. В год проходит до
1500 судов. Однако по этому же каналу в сторону
акватории порта и дальше в Жебриянскую
бухту начали интенсивно поступать речные
наносы, и их поступление увеличивалось
с увеличением ширины и глубины этого
канала, а также черпаний в истоке, которые
уменьшают кривизну поворота потока. В
настоящее время глубины акватории порта
уменьшились с 14 до 3,5-4 м. Это соответствует
отложению на акватории около 5 млн. кбм
грунта. А сколько отложилось на прилегающих
участках дна Жебриянской бухты? Если
оставить соединительный канал в нынешнем
виде, то рано или поздно мы потеряем не
только порт Усть-Дунайск, но и пока достаточно
глубоководную Жебриянскую бухту, со всеми
вытекающими отсюда последствиями.
Воздействие на ценную природную территорию,
которой является Дунайский биосферный
заповедник, должно оцениваться, прежде
всего, по воздействию на биоразнообразие,
флору и фауну, - так как это ценная природная
территория. На Быстром представлены
водно-болотные комплексы одной из последних
ненарушенных дельт. Здесь обитают 16 видов
животных, занесенных в Европейский красный
список, и 58 - в Красную книгу Украины.
Воздействие судового хода на окружающую
среду, в частности, дноуглубление и движение
судов, приводит к перераспределению гидрологического
баланса, загрязнению водоема нефтепродуктами,
распугиванию животных, гибели молоди
ценных и редких видов рыб, и т. п. Поэтому
данный проект и несовместим с сохранением
этих природных объектов. И поэтому общественные
и научные организации выступают против
сооружения здесь судового хода.
До 2004 года подобные проекты на Быстром были запрещены Законом - оно входило в абсолютно заповедную зону Дунайского заповедника. А в зону антропогенных ландшафтов, зону со слабейшим режимом охраны, Быстрое было переведено Указом Президента Украины "О расширении территории Дунайского биосферного заповедника" от 2. 02. 04. И, хотя Закон о природно-заповедном фонде Украины однозначно определяет, что снижение охранного статуса территории может происходить только при потере ею природной ценности, Быстрое было раззаповедано "для транспортных потребностей", то есть незаконно. В качестве компенсации за судоходный канал через Быстрое этот Указ предусматривал передачу заповеднику в постоянное пользование других земель. Однако это мероприятие выполнено не было.
Имеет природную ценность и Жебриянская приморская гряда. Однако она сложена приморскими песками, покрытыми искусственными сосновыми посадками. Таких сосняков великое множество по всей Украине. Поэтому на ней и приемлемо сооружение канала - ведь здесь он нарушит природные комплексы, которые не являются уникальными. До засаживания сосной на гряде сохранялись полупустынные экосистемы, после посадки от них остались одиночные фрагменты. Поэтому, если уж говорить о необходимости сохранения "ценнейшей" Жебриянской гряды, следует говорить о необходимости сноса сосновых насаждений.
Следует также отметить, несостоятельность всех заявлений относительно незначительного ущерба наносимого редким видам живых организмов в районе строительства ГСХ. Во-первых, раритетным видам, занесенным в Красную книгу Украины, в соответствии с украинским законодательством, запрещено наносить любые "местные ухудшения состояния", - это основной принцип государственной политики их сохранения. Во-вторых, редкие виды потому и редкие, что могут жить лишь в специфических условиях, и никуда "частично мигрировать" с разрушенных мест обитания не будут, так как мигрировать им просто никуда - мест пригодных для их обитания почти не осталось.
Для оценки и минимизации негативных последствий строительства Указом Президента Украины от 10. 06. 2003 г. предусматривалась станция мониторинга по наблюдению за воздействием судового пути на природные комплексы Дунайского заповедника. Однако она так и не была создана, как не была осуществлена и система мероприятий, направленных на компенсацию убытков заповедным природным комплексам, упомянутая в этом же Указе. В 2004 г. работы по строительству и эксплуатации канала были начаты и проведены без мониторинга за главным богатством дельты - его растительным и животным миром. В 2006 г., когда с ноября землечерпалка "Цюрупинск" начала дноуглубительные работы на баре гирла Быстрое такого мониторинга снова неоказалось. И именно на отсутствие мониторинга и его низкое качество указывали как отечественные ученые и общественность, так и представители многочисленных международных организаций. Но строителям канала всегда было выгодно такое состояние вещей, так как нет мониторинга - нет рассчитанного ущерба биоте, и необходимости его компенсировать.
Сществующие утверждения относительно успешности мониторинга хорошо опровергает Коллегия Счетной палаты, которая сделала вывод, что существующая система мониторинга окружающей среды не обеспечила необходимой информацией процесс проектирования и строительства глубоководного судового хода и не позволила принять оптимальные проектные решения и обеспечить органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и международные организации обоснованной, объективной и достоверной информацией о состоянии окружающей природной среды и предотвратить отрицательную реакцию международного сообщества на это строительство. На сегодня фактически отсутствуют какие-либо данные относительно воздействия реализации первой очереди канала на птиц, ихтиофауну и те раритетные виды, которые находятся на территории заповедника.
Как известно, 10 июля 2006 г. Комиссия по запросу Конвенции об оценке воздействия на окружающую природную среду в трансграничном контексте (дальше - конвенция Эспо) сделала достоянием гласности свой отчет, в котором признала, что сооружение канала Дунай - Черное море будет иметь значительное вредное трансграничное воздействие. Эта комиссия, в состав которой входили три научных работника, включая представителя Украинского научно-исследовательского института экологических проблем (УкрНИИЭП, Харьков) Анищенко Л. Я., единогласно признала, что строительство Украиной канала Дунай - Черное море имеет значительное трансграничное отрицательное воздействие на окружающую среду.
Согласно
ДБН А.2.2-1-2003, п. 1.11., при наличии
воздействий проектированной
Минприроды. Выводы комиссии Эспо говорят о значительном отрицательном воздействии на рыб и птиц в результате запланированной деятельности по строительству канала, а упоминание Минприроды о компенсационных мероприятиях подтверждает факт такого воздействия на флору и фауну ДБЗ.
Существуют заявления эксперта Программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера" Яна Квета, эксперта Рамсарской конвенции Тобиаса Салате, председателя делегации Совета Европы в Дунайском биосферном заповеднике Эладио Фернандес-Галиано и других, отрицательно оценивших данный проект. Кроме них эксперты Бернской конвенции, Дунайской комиссии, а также решение встречи сторон Орхуской конвенции, которые высказывают отрицательную точку зрения на вопрос строительства канала через гирло Быстрое. Тем не менее, в очередной раз Минтранссвязи опирается на выводы комплексной госэкспертизы т. н. "международными экспертами из Вьетнама, Греции, Грузии, Литвы, Польши, России и экспертами Украины". Впервые эти эксперты и именно в такой комбинации стран появились после "Рабочего семинара международных экспертов "Восстановление транзитного судоходства в украинской части дельты Дуная в условиях существования биосферного заповедника на основе международного опыта", который прошел в Одессе 16 - 20 октября 2003 г. Судя по подписям в резолюции, в семинаре приняло участие 10 человек. На этот семинар Приказом Минтранса Украины было выделено 100 тыс. грн. - по 2.500 грн. на человека в день. И не удивительно, что в дальнейшем эти "эксперты" неоднократно принимали участие в разнообразных мероприятиях Минтранссвязи по данному вопросу, четко заявляя свое положительное мнение о строительстве канала на Быстром.
Кроме работы Комиссии по запросу Конвенции об экологической оценке влияния в трансграничном контексте, существуют отрицательные мнения по поводу строительства канала комитетов других конвенций, которые Украина нарушила реализацией данного проекта, в частности Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом как среда обитания водоплавающих птиц, Конвенции об охране дикой флоры и фауны и природных сред обитания в Европе, Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды и др., которые просто игнорируются.
Аналогично проигнорированы и нарушения национального законодательства, совершенные "Дельта-Лоцманом" при сооружении судового хода. Так, согласно официальной версии «строительство по этому проекту началось 15. 05. 2004 года и продолжалось до мая 2005 г. (с перерывами на время штормов и периоды нереста рыбы)». В реальности же два года кряду работы по сооружению судоходного пути проводились во время государственного нерестового запрета на р. Дунай в период массового ската молодые сельди и частиковых рыб. Из нанесенного ими убытка в размере 1,6 млн. грн. рыбному хозяйству не возмещено ни копейки.
Постоянно
игнорируя законодательство, "Дельта-Лоцман"
устроила при дноуглубительных работах
двойную перевалку грунта, тем
самым увеличив заиление воды с установленных
2-5% втрое выше нормы. Кроме того,
согласно проекту, складирование грунтов
дноуглубления на участках строительства
ГСХ должно было осуществляться в специально
оборудованные береговые отвалы высотой
2-3 м. Площадки под них должны были быть
отведены в соответствии с актами выбора
земельных участков. Намыв следовало
проводить с обустройством пруда-отстойника
с обеспечением необходимой длины пути
освещения пульпы, поскольку участок
длиной 1,1-2 км обеспечивает такие условия.
Общая потребность в отводе земель для
складирования грунтов дноуглубления
составляет 125,02 га". Вопреки же этому,
"Дельта-Лоцман" устроила отвалы
грунта на острове Ермаков, без каких-либо
отводов земельных участков.
Выводы
1. Бесспорным является
2. Создания глубоководного судоходного канала в украинской части Дуная является необходимым условием эффективного функционирования ОАО «Украинско-Дунайское пароходство» и дунайских портов Украины, однако строительство канала в устье гирла Быстрое не дает полного и окончательного решения проблемы морского судоходства в украинской дельте Дуная.
Информация о работе Перспективы развития судохоства река-море в украинской части дельты Дуная