Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 23:32, курсовая работа
Целью выполнения данного курсового проекта является конструирование и расчет пассажирского вагона купейного типа. Прототипом по заданию является вагон модели 61-820К.
Введение…………………………………………………………………………5
1. Назначение пассажирских вагонов………………………………………….7
2 Определение технико-экономических параметров вагона…………………10
2.1 Технические требования, предъявляемые к пассажирским
вагонам. Общие требования…………………………………………………….10
2.2Требования безопасности и комфорта……………………………….12
2.3 Требования к параметрам вагона…………………………………….12
3 Вписывание вагона в габарит…………………………………………………15
4 Конструкция пассажирского вагона………………………………………….19
4.1 Тележки пассажирских вагонов……………………………………...20
4.2. Автосцепное устройство. Назначение автосцепных устройств…...24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников…………………………………………..28
4
Конструкция пассажирского
вагона
В эксплуатации испытывались, и находится большое число типов отечественных и зарубежных конструкций пассажирских вагонов, построенных в более ранние периоды времени, имеющих различные планировки кузова и внутреннего оборудования, а также особенности систем жизнеобеспечения. Купейный вагон модели 61-807 с кондиционированием воздуха, централизованным электроснабжением от контактной сети и индивидуальным полупроводниковым преобразователем тока; некупейный спальный вагон модели 61-806 имеет облегчённый на 2,8 т кузов благодаря применению безникелевой нержавеющей стали в его конструкции; некупейный спальный вагон модели 61-900 повышенной населённости,
достигнутой за счёт увеличения длины кузова с 23,6 до 26 м и др. Среди них оригинальной планировкой отличается вагон габарита 02-ВМ (рис. 1, а), в кузове которого размещены восемь двухместных купе с мягкими спальными местами на 16 пассажиров. Между смежными купе находится умывальное отделение, вход в которое сделан из каждого соседнего купе.
Вагон
скоростного поезда относится к
подвижному составу межобластного
сообщения. В его планировке (рис. 1 б)
предусмотрен пассажирский салон 4
с 38 двухместными поворачивающимися мягкими
креслами. Электроснабжение вагона —
централизованное переменным током напряжением
380/220 В, отопление — электрическое, освещение
— люминесцентное. Вагон снабжён системой
кондиционирования воздуха, водоохладителем
питьевой воды, радиотрансляционной сетью,
внутренней телефонной связью.
Рис. 1. Планировка пассажирских вагонов:
а — с двухместными купе, оборудованными мягкими спальными местами;
б — скоростного поезда:
1
— рабочий тамбур; 2
— система водоснабжения; 3
— купе для проводников; 4
— салон для пассажиров; 5
— туалетные отделения; 6 и 9 — коридоры;
7 — служебное отделение; 8
— внутривагонное электрооборудование,
сигнализация и радификация
4.1
Тележки пассажирских
вагонов
Под кузова пассажирских вагонов подкатывают двухосные тележки с
двухступенчатой системой рессорного подвешивания (надбуксовое и
центральное люлечное). Тележки пассажирских вагонов по конструкции
разнообразны, но все они имеют раму, надрессорную балку, рессорное подвешивание, колесные пары с буксами, тормозное оборудование.
В настоящее время в эксплуатации находятся следующие тележки: ЦМВ, КВЗ-5, КВЗ-ЦНИИ-I типа, КВЗ-ЦНИИ-II типа, КВЗ-ЦНИИM,ТВЗ-ЦНИИМ.
Тележка типа КВЗ-ЦНИИ-I
Тележка КВЗ-ЦНИИ-I является типовой и подкатывается под кузова
пассажирских вагонов с массой брутто до 60 т. Эта тележка (рис. 2.) состоит
из двух колесных пар 2, рамы 1, четырех буксовых узлов 7, тормозной
рычажной передачи 13 с двухсторонним нажатием колодок, двойного
рессорного подвешивания – надбуксового 8 с фрикционными гасителями
колебаний и центрального 6 с шарнирно-маятниковой люлькой 4 и
гидравлическими гасителями колебаний 10.
Кузов вагона опирается на боковые горизонтальные скользуны 5
надрессорной балки 9, поэтому между подпятником 12 и пятником кузова
имеется зазор 9 мм. Надрессорная балка 9 имеет связь с рамой 1 тележки
через два поводка 3, которые удерживают её от горизонтальных
перемещений, что улучшает плавность хода вагона.
Подпятник тележки с пятником рамы вагона соединяются через замковый
шкворень 11.
Рама тележки КВЗ-ЦНИИ-I состоит из двух боковых балок 1
коробчатого сечения, сваренных из швеллеров N 20, перекрытых в средней
части сверху и снизу накладками толщиной 14 мм, двух средних
поперечных балок, четырех средних продольных балок и четырех
концевых балок.
Центральное рессорное подвешивание тележки КВЗ-ЦНИИ-I состоит из двух люлек, подвешенных к раме тележки и связанных между собой надрессорной балкой 17. На каждой люльке установлен гидравлический гаситель колебаний , который нижней головкой крепится к кронштейну надрессорной балки, а верхней – к кронштейну продольной балки тележки.
Гасители расположены с обеих сторон тележки под углом 35-45° к
горизонтали, что позволяет им гасить горизонтальные и вертикальные
колебания надрессорной балки.
На каждом поддоне в специальные углубления на подкладки
установлены по две трехрядных пружины . Поддоны имеют шарнирное
соединение с серьгами 2, которые шарнирно связаны с тягами-подвесками 1.
Тяги-подвески крепятся к продольной балке рамы тележки с помощью
валиков 7, подшипников 6, которые расположены в упорах 5, приваренных к
балке. Благодаря шарнирному опиранию тяг-подвесок 1 на продольные балки
рамы люлька может отклоняться поперек рамы вагона. Форма валиков 6
(наличие радиальных
выточек) и проушин тяг-
поворачиваться и вдоль вагона. Для лучшего представления взаимодействия
и конструкции деталей люлечного подвешивания обратимся к рис. 4.
Детали подвешивания – серьга 4, тяги-подвески 3, валики 8 и 1, шайбы 2 и 6,
подшипники 5 – изготавливают штамповкой. Для предохранения тяги 3 от
износа в отверстие нижней проушины вставляют цементированную втулку 7.
Поддон 9 люльки изготавливается литьем.
В случае обрыва тяг-подвесок для предохранения поддона от падения на путь предусмотрены болты 12 проходящие внутри пружин. Болты Т-
образными головками через резиновую шайбу 10 опираются на продольную
балку рамы. Снизу на болты навернуты гайки 14.
От падения надрессорной балки 17 на путь в случае обрыва тяг-подвесок 1 предусмотрены предохранительные скобы 3, которые крепятся к
поперечным балкам рамы. Для предотвращения перекоса надрессорной
балки 17, при прохождении вагоном кривых участков пути, она связана с
рамой тележки
продольными поводками.
Рисунок 2-Тележка
пассажирская
4.2 Автосцепное устройство. Назначение автосцепных устройств
Автосцепки
могут быть разделены на две большие
группы: механические автосцепки, т. е.
обеспечивающие автоматическое сцепление
единиц подвижного состава, и унифицированные
автосцепки, которые, помимо сцепления,
предусматривают соединение межвагонных
коммуникаций, включающих в себя один
или два воздухопровода, а при необходимости
и контакты электро- и радиоцепей, а также
паропроводы отопления.
Механические автосцепки применяются
для сцепления грузовых и пассажирских
вагонов общего назначения; при этом межвагонных
коммуникации соединяются вручную.
Унифицированные автосцепки устанавливают
на специальном подвижном составе: вагонах
метрополитенов, некоторых типах зарубежных
электро- и дизель-поездов и др.
Автосцепное устройство подвижного состава
cоветских железных дорог общего назначения
было двух типов: вагонного и паровозного.
Автосцепное устройство вагонного типа
устанавливается на грузовых и пассажирских
вагонах, тепловозах, электровозах, вагонах
дизель- и электропоездов и тендерах паровозов,
а паровозного устанавливалось - на паровозах,
мотовозах, автодрезинах и некоторых специальных
вагонах.
Цельнометаллические пассажирские вагоны
всех типов оборудованы ударно-тяговыми
приборами. Последние установлены на обоих
концах вагона и предназначены для сцепления
вагонов между собой и с локомотивом, а
также удержания единиц подвижного состава
на определенном расстоянии друг от друга,
передачи растягивающих и сжимающих усилий
от одного вагона к другому, смягчения
действия этих усилий. Полный комплект
автосцепного устройства одного конца
вагона состоит из автосцепки, расцепного
привода, ударно-центрирующего прибора,
упряжного устройства с поглощающим аппаратом
и опорных частей. Автоматической сцепке
присвоено обозначение СА-3 (советская
автосцепка, третий вариант). Узлы и детали
автосцепного устройства вагонного типа
имеют следующее назначение.
Автосцепка
служит для сцепления единиц подвижного
состава, а также передачи тяговых
и ударных нагрузок. Поглощающий
аппарат смягчает удары и рывки, предохраняя
подвижной состав, грузы и пассажиров
от вредных динамических воздействий.
Тяговый хомут через клин передает
поглощающему аппарату тяговое усилие
от автосцепки.
Передний и задний упоры (объединенные
упорные угольники), расположенные между
стенками хребтовой балки, передают нагрузку
на раму. На современном подвижном составе
передний упор отлит вместе с ударной
розеткой. Тяговые усилия от поглощающего
аппарата передаются на передний упор
через упорную плиту . Задний упор воспринимает
ударные нагрузки непосредственно от
корпуса поглощающего аппарата.
Ударная розетка упора предназначена
для усиления концевой балки рамы вагона
или локомотива и восприятия в некоторых
случаях части удара непосредственно
от автосцепки наряду с поглощающим аппаратом.
Автосцепка СА-3 (рис.3) является тягово-ударной
нежесткого типа. Она состоит из корпуса
4 и деталей механизма сцепления: замка
5, замкодержателя 2, предохранителя 3, подъемника
6, валика подъемника 7. Головная часть
автосцепки (голова) переходит в удлиненный
пустотелый хвостовик, в котором имеется
отверстие 1 для размещения клина, соединяющего
автосцепку с тяговым хомутом. Голова
автосцепки имеет большой 10 и малый 9 зубья.
В пространство между малым и большим
зубьями, в так называемый зев автосцепки,
выступают замок 5 и замкодержаталь 2, взаимодействующие
в сцепленном состоянии со смежной автосцепкой.
Большой зуб имеет три усиливающих ребра:
верхнее, среднее и
Рис.3 Автосцепка СА-3 |
нижнее, плавно
переходящие в хвостовик и
соединенные между собой
Список
используемых источников
1.Шадур, Л.А. Вагоны/ Л.А. Шадур.- М.Транспорт, 1980г.
2.Вписывание
вагона в габарит.
3.Шадур, Л.А. Конструирование
и расчёт вагонов/ В.В. Лукин, Л.А. Шадур.-М.:
МПС России, 2000г.
Заключение
В курсовой работе определили технико-экономические параметры проектируемого пассажирского вагона, а также линейные размеры вагона.
Произвели вписывание
вагона в габарит и привели
описание конструкции вагона: кузова,
ходовых частей и автосцепного устройства.