Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:40, статья
Как правило, без использования автотранспорта не может обойтись ни одна организация, и предприятия строительной отрасли - не исключение. Будь то мощные грузовые автомобили и спецмашины, последние модели иномарок "премиум" класса руководителей или авто попроще, приобретенные для менеджеров и специалистов среднего звена. Всем автомобилям (принадлежащим организации на праве собственности, арендованным или полученным по договору лизинга) требуется горючее, следовательно, проблема нормирования ГСМ не может не интересовать бухгалтера.
Нормы расхода ГСМ от Минтранса
Распоряжением Минтранса
РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р введены в
действие Методические
Как правило, без
использования автотранспорта
Общие сведения
В документе Минтранса выделены:
- три вида норм расхода топлив (базовые, транспортные и эксплуатационные) для автомобилей общего назначения;
- нормы расхода топлива
на работу специальных
В пункте 3 Методических
рекомендаций отмечено, что данные
нормы расхода топлива
К спецавтомобилям
мы обратимся позднее, а
- самосвала исходя из
его снаряженной массы и
- автобуса с учетом
его снаряженной массы и
Кроме того, установлены
транспортные нормы в литрах
на 100 тонно-километров (л/100 т-км), которые
при проведении транспортной
работы грузового автомобиля
учитывают дополнительный к
Наконец, эксплуатационные
нормы устанавливаются по
Обратите внимание:
Учет дорожно-транспортных,
климатических и других
Корректировка норм
В соответствии с
п. 5 Методических рекомендаций
Эксплуатация АТС на
дорогах общего пользования (I,
II и III категорий) в горной местности,
- от 300 до 800 м. - до 5%;
- от 801 до 2000 м. - до 10%;
- от 2001 до 3000 м. - до 15%;
- свыше 3000 м. - до 20%.
Работа автомобилей в городах с населением:
- свыше 3 млн. чел. - до 25%;
- от 1 до 3 млн. чел. - до 20%;
- от 250 тыс. до 1 млн. чел. - до 15%;
- от 100 до 250 тыс. чел. - до 10%;
- до 100 тыс. чел. в городах,
поселках городского типа и
других крупных населенных
Обратите внимание:
Если автотранспорт
эксплуатируется в пригородной
зоне вне границы города, поправочные
(городские) коэффициенты не
При перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и т.д., движении в колоннах, при сопровождении и в других подобных случаях:
- с пониженной средней
скоростью движения
- с пониженной средней скоростью ниже 20 км/ч - до 35%.
При обкатке новых
автомобилей и вышедших из
капитального ремонта (пробег
определяется производителем
Для "старых" автомобилей, находящихся в эксплуатации:
- более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс. км - до 5%;
- более 8 лет с общим пробегом более 150 тыс. км - до 10%.
При работе в карьерах,
движении по полю, вывозке леса
и т.п. на горизонтальных
- для АТС в снаряженном состоянии без груза - до 20%;
- для АТС с полной
или частичной загрузкой
При работе в чрезвычайных
климатических и тяжелых
- I, II и III категорий - до 35%;
- IV и V категорий - до 50%.
При использовании
кондиционера или установки "
- во время движения автомобиля - до 7% от базовой нормы;
- на стоянке нормативный
расход топлива
При простоях автомобилей
под погрузкой или разгрузкой
в пунктах, где по условиям
безопасности или другим
В зимнее или холодное
(при среднесуточной
Обратите внимание:
Рамки статьи не
позволяют перечислить все
Норма расхода топлив
может снижаться при работе
на дорогах общего пользования
I, II и III категорий за пределами
пригородной зоны на равнинной
слабохолмистой местности (
При необходимости
применения одновременно
Изучаем формулы
Документ Минтранса
содержит формулы, пояснения к
ним и примеры расчета
Легковые автомобили
Для легковых автомобилей
нормативное значение расхода
топлива рассчитывается по
(формула N 1)
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D), где:
Qн - нормативный расход топлива, л;
Hs - базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км;
S - пробег автомобиля, км;
D - поправочный коэффициент
(суммарная относительная
Пример 1.
Согласно представленному
водителем путевому листу
- при работе в городских условиях - 10%;
- в зимнее время года (с 1 ноября по 31 марта включительно) - 10%.
Определим нормативный расход топлива за день, воспользовавшись данной формулой. При этом суммарная надбавка к базовой норме (D) равна 20% (10 + 10).
Qн = 0,01 x 12,9 x 120 x (1 + 0,01 x 20) = 19 л.
Усложним условия примера,
приблизив его к реальной
Пример 2.
Изменим условия примера
1. Общий пробег иномарки за 1 апреля
2008 г. составил 280 км, в том числе
по городу 50 км, по дорогам общего
пользования в пригородной
Рассчитаем нормативный расход бензина (Qн):
- по городу: 0,01 x 12,9 x 50 x (1 + 0,01 x 10) = 7 л;
- за городом: 0,01 x 12,9 x 230 x (1 + 0,01 x 0) = 30 л;
- всего: 7 + 30 = 37 л.
Грузовые бортовые автомобили и тягачи
Для грузовых бортовых
автомобилей и автопоездов
Во-первых, потребуется
знать норму расхода топлива
на пробег автомобиля или
Hsan = Hs + Hg x Gпр, где:
Hs - базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (для одиночного автомобиля или тягача Hsan = Hs);
Hg - норма расхода топлив
на дополнительную массу
Gпр - собственная масса прицепа или полуприцепа, т.
Во-вторых, следует рассчитать объем выполненной автомобилем транспортной работы, которая измеряется в тонно-километрах, - W (т-км):
W = Gгр х Sгр*(2), где:
Gгр - масса груза, т;
Sгр - пробег с грузом, км.
А теперь - собственно
формула для расчета
(формула N 2)
Qн = 0,01 x (Hsan x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D), где:
Qн - нормативный расход топлива, л;
S - пробег автомобиля или автопоезда, км;
Hsan - норма расхода топлив
на пробег автомобиля или
Hw - норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 т-км;
W - объем транспортной работы, т-км;
D - поправочный коэффициент
(суммарная относительная
Ниже мы рассмотрим
применение данной формулы на
примерах, а пока отметим еще
два важных нюанса. Для грузовых
бортовых автомобилей и
- бензин - до 2 л;
- дизельное топливо - до 1,3 л;
- и т.д. для разных видов газа.
Кроме того, при работе
грузовых бортовых автомобилей,
- бензин - до 2 л;
- дизельное топливо - до 1,3 л;
- и т.д. для разных видов газа.
Пример 3.
Согласно путевому
листу от 3 апреля 2008 г. общий пробег
одиночного (без прицепа) бортового
автомобиля ЗИЛ-433360 составил 220 км, в
том числе с грузом - 100 км. Вес
перевезенного груза равен 5,5
т. Условия эксплуатации не
требуют применения надбавок
или снижений. Базовая норма расхода
бензина - 31,5 л/100 км, норма расхода
бензина на перевозку
Нормативный расход
бензина по путевому листу
определяется следующим
1) W = 5,5 т х 100 км = 550 т-км - объем выполненной автомобилем за день транспортной работы;
2) Qн = 0,01 x (31,5 x 220 + 2 x 550) x (1 + 0,01 x 0) = 80 л - расход бензина по норме.
Если автомобиль работал
с прицепом, то расчет нормативного
расхода топлива производится
в три действия. Учет повышающих
надбавок (D), например, за работу
в зимнее время года, в городском
цикле, при обкатке и т.д.
аналогичен рассмотренному