Нормы расхода ГСМ от Минтранса

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:40, статья

Описание работы

Как правило, без использования автотранспорта не может обойтись ни одна организация, и предприятия строительной отрасли - не исключение. Будь то мощные грузовые автомобили и спецмашины, последние модели иномарок "премиум" класса руководителей или авто попроще, приобретенные для менеджеров и специалистов среднего звена. Всем автомобилям (принадлежащим организации на праве собственности, арендованным или полученным по договору лизинга) требуется горючее, следовательно, проблема нормирования ГСМ не может не интересовать бухгалтера.

Работа содержит 1 файл

Нормы расхода ГСМ от Минтранса.docx

— 25.18 Кб (Скачать)

Нормы расхода ГСМ от Минтранса 

 

 Распоряжением Минтранса  РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р введены в  действие Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и  смазочных материалов на автомобильном  транспорте" (далее - Методические  рекомендации). Как следует из  п. 1 этого документа, установленные  нормы предназначены для автотранспортных  предприятий. Вместе с тем предприятия  других отраслей экономики (не  автотранспортные) также могут применять  эти нормы. 

 Как правило, без  использования автотранспорта не  может обойтись ни одна организация,  и предприятия строительной отрасли  - не исключение. Будь то мощные  грузовые автомобили и спецмашины, последние модели иномарок "премиум"  класса руководителей или авто  попроще, приобретенные для менеджеров  и специалистов среднего звена.  Всем автомобилям (принадлежащим  организации на праве собственности,  арендованным или полученным  по договору лизинга) требуется  горючее, следовательно, проблема  нормирования ГСМ не может  не интересовать бухгалтера.

 

 Общие сведения 

 

 В документе Минтранса  выделены:

- три вида норм расхода  топлив (базовые, транспортные и  эксплуатационные) для автомобилей  общего назначения;

- нормы расхода топлива  на работу специальных автомобилей. 

 В пункте 3 Методических  рекомендаций отмечено, что данные  нормы расхода топлива предназначены  в том числе для расчетов  по налогообложению предприятий. 

 К спецавтомобилям  мы обратимся позднее, а теперь  подробно рассмотрим положения,  касающиеся автомобилей общего  назначения. Итак, базовой является  норма в литрах на 100 км пробега  автотранспортного средства (АТС)  в снаряженном состоянии. Транспортная  норма - это расход топлива  в литрах на 100 км (л/100 км) пробега  при проведении транспортной  работы:

- самосвала исходя из  его снаряженной массы и нормируемой  загрузки (с коэффициентом 0,5);

- автобуса с учетом  его снаряженной массы и номинальной  загрузки пассажиров.

 Кроме того, установлены  транспортные нормы в литрах  на 100 тонно-километров (л/100 т-км), которые  при проведении транспортной  работы грузового автомобиля  учитывают дополнительный к базовой  норме расход топлива при движении  автомобиля с грузом, автопоезда  с прицепом или полуприцепом  без груза и с грузом или  с использованием установленных  ранее коэффициентов на каждую  тонну перевозимого груза, массу  прицепа или полуприцепа - до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей  соответственно с дизельными  и бензиновыми двигателями. Таким  образом, транспортная норма (норма  на транспортную работу) включает  в себя базовую норму и зависит  или от грузоподъемности, или  от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого  груза. 

 Наконец, эксплуатационные  нормы устанавливаются по месту  эксплуатации АТС на основе  базовой или транспортной нормы  с использованием поправочных  коэффициентов (надбавок), учитывающих  местные условия эксплуатации, по  формулам, утвержденным Минтрансом  в Методических рекомендациях. 

 Обратите внимание:

 Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных  факторов производится при помощи  поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в виде процентов  повышения или снижения исходного  значения нормы. Конкретные размеры  таких повышений или снижений, применяемых к утвержденным Минтрансом  нормам, устанавливаются приказом  или распоряжением руководства  предприятия. 

 

 Корректировка норм 

 

 В соответствии с  п. 5 Методических рекомендаций нормы  расхода топлив повышаются при  следующих условиях. Работа автотранспорта  в зимнее время года в зависимости  от климатических районов страны - от 5 до 20%*(1) (значения и сроки  действия зимних надбавок представлены  в Приложении N 2 к Методическим  рекомендациям).

 Эксплуатация АТС на  дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности,  включая города, поселки и пригородные  зоны, при высоте над уровнем  моря:

- от 300 до 800 м. - до 5%;

- от 801 до 2000 м. - до 10%;

- от 2001 до 3000 м. - до 15%;

- свыше 3000 м. - до 20%.

 Работа автомобилей  в городах с населением:

- свыше 3 млн. чел. - до 25%;

- от 1 до 3 млн. чел. - до 20%;

- от 250 тыс. до 1 млн. чел. - до 15%;

- от 100 до 250 тыс. чел. - до 10%;

- до 100 тыс. чел. в городах,  поселках городского типа и  других крупных населенных пунктах  (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков  дорожного движения) - до 5%.

 Обратите внимание:

 Если автотранспорт  эксплуатируется в пригородной  зоне вне границы города, поправочные  (городские) коэффициенты не применяются. 

 При перевозке нестандартных,  крупногабаритных, тяжеловесных, опасных  грузов, грузов в стекле и т.д., движении в колоннах, при сопровождении  и в других подобных случаях: 

- с пониженной средней  скоростью движения автомобилей  от 20 до 40 км/ч - до 15%;

- с пониженной средней  скоростью ниже 20 км/ч - до 35%.

 При обкатке новых  автомобилей и вышедших из  капитального ремонта (пробег  определяется производителем техники) - до 10%.

 Для "старых" автомобилей,  находящихся в эксплуатации:

- более 5 лет с общим  пробегом более 100 тыс. км - до 5%;

- более 8 лет с общим  пробегом более 150 тыс. км - до 10%.

 При работе в карьерах, движении по полю, вывозке леса  и т.п. на горизонтальных участках  дорог IV и V категорий: 

- для АТС в снаряженном  состоянии без груза - до 20%;

- для АТС с полной  или частичной загрузкой автомобиля - до 40%.

 При работе в чрезвычайных  климатических и тяжелых дорожных  условиях в период сезонной  распутицы, снежных или песчаных  заносов, при сильном снегопаде  и гололедице, наводнениях и других  стихийных бедствиях для дорог: 

- I, II и III категорий - до 35%;

- IV и V категорий - до 50%.

 При использовании  кондиционера или установки "климат-контроль":

- во время движения  автомобиля - до 7% от базовой нормы; 

- на стоянке нормативный  расход топлива устанавливается  из расчета за один час простоя  с работающим двигателем - до 10% от  базовой нормы. 

 При простоях автомобилей  под погрузкой или разгрузкой  в пунктах, где по условиям  безопасности или другим действующим  правилам запрещается выключать  двигатель (наличие груза, не  допускающего охлаждения кузова, нефтебазы, специальные склады  и другие объекты), а также в  других случаях вынужденного  простоя автомобиля с включенным  двигателем - до 10% от базовой нормы  за один час простоя. 

 В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре  ниже +5°C) время года на стоянках  при необходимости пуска и  прогрева автомобилей и автобусов  (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании  пассажиров устанавливается нормативный  расход топлива из расчета  за один час стоянки (простоя)  с работающим двигателем - до 10% от  базовой нормы. 

 Обратите внимание:

 Рамки статьи не  позволяют перечислить все случаи  и размеры надбавок к нормам  расхода топлива. С другими  ситуациями повышения норм можно  ознакомиться в п. 5 Методических  рекомендаций.

 Норма расхода топлив  может снижаться при работе  на дорогах общего пользования  I, II и III категорий за пределами  пригородной зоны на равнинной  слабохолмистой местности (высота  над уровнем моря до 300 м) до 15%.

 При необходимости  применения одновременно нескольких  надбавок норма расхода топлива  устанавливается с учетом суммы  или разности этих надбавок (п. 6 Методических рекомендаций). Таким  образом, расчетное нормативное  значение расхода топлива учитывает  характер выполняемой транспортной  работы и условия эксплуатации  автомобиля.

 

 Изучаем формулы 

 

 Документ Минтранса  содержит формулы, пояснения к  ним и примеры расчета нормативного  расхода топлива для легковых, грузовых бортовых, специальных  и специализированных автомобилей,  автобусов, тягачей и самосвалов.

 

 Легковые автомобили 

 

 Для легковых автомобилей  нормативное значение расхода  топлива рассчитывается по формуле: 

 

(формула N 1)

 

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D), где: 

 

Qн - нормативный расход  топлива, л; 

Hs - базовая норма расхода  топлив на пробег автомобиля, л/100 км;

S - пробег автомобиля, км;

D - поправочный коэффициент  (суммарная относительная надбавка  или снижение) к норме, %.

 

 Пример 1.

 Согласно представленному  водителем путевому листу пробег  автомобиля Kia Sportage 2.0 (4L-1,998-128-4A) за 31 марта  2008 г. в условиях города с  населением от 100 до 250 тыс. человек  составил 120 км. Базовая норма расхода  бензина для данного легкового  автомобиля (Hs) равна 12,9 л/100 км. Приказом  директора фирмы утверждены следующие  надбавки:

- при работе в городских  условиях - 10%;

- в зимнее время года (с 1 ноября по 31 марта включительно) - 10%.

 Определим нормативный  расход топлива за день, воспользовавшись  данной формулой. При этом суммарная  надбавка к базовой норме (D) равна 20% (10 + 10).

 

Qн = 0,01 x 12,9 x 120 x (1 + 0,01 x 20) = 19 л. 

 

 Усложним условия примера,  приблизив его к реальной жизни.  Тем не менее ситуации, когда  фактический расход топлива не  совпадает с нормативным, мы  в данных примерах рассматривать  не будем (речь о них пойдет  ниже).

 

 Пример 2.

 Изменим условия примера  1. Общий пробег иномарки за 1 апреля 2008 г. составил 280 км, в том числе  по городу 50 км, по дорогам общего  пользования в пригородной зоне  и за ее пределами - 230 км.

 Рассчитаем нормативный  расход бензина (Qн):

- по городу: 0,01 x 12,9 x 50 x (1 + 0,01 x 10) = 7 л; 

- за городом: 0,01 x 12,9 x 230 x (1 + 0,01 x 0) = 30 л; 

- всего: 7 + 30 = 37 л. 

 

 Грузовые бортовые  автомобили и тягачи 

 

 Для грузовых бортовых  автомобилей и автопоездов нормативное  значение расхода топлива исчисляется  по более сложной формуле, которая  позволяет учесть дополнительную  нагрузку в виде массы прицепа  (полуприцепа) и груза. Итак, для  расчета расхода топлива по  норме необходимо предварительно  определить два показателя.

 Во-первых, потребуется  знать норму расхода топлива  на пробег автомобиля или автопоезда  в снаряженном состоянии без  груза, но с учетом веса прицепа  (полуприцепа) - Hsan (л/100 км):

 

Hsan = Hs + Hg x Gпр, где: 

 

Hs - базовая норма расхода  топлив на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (для одиночного автомобиля  или тягача Hsan = Hs);

Hg - норма расхода топлив  на дополнительную массу прицепа  или полуприцепа, л/100 т-км;

Gпр - собственная масса  прицепа или полуприцепа, т. 

 Во-вторых, следует рассчитать  объем выполненной автомобилем  транспортной работы, которая измеряется  в тонно-километрах, - W (т-км):

 

W = Gгр х Sгр*(2), где: 

 

Gгр - масса груза, т; 

Sгр - пробег с грузом, км.

 

 А теперь - собственно  формула для расчета нормативного  расхода топлива для бортовых  автомобилей: 

 

(формула N 2)

 

Qн = 0,01 x (Hsan x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D), где: 

 

Qн - нормативный расход  топлива, л; 

S - пробег автомобиля или  автопоезда, км;

Hsan - норма расхода топлив  на пробег автомобиля или автопоезда  в снаряженном состоянии без  груза, л/100 км;

Hw - норма расхода топлив  на транспортную работу, л/100 т-км;

W - объем транспортной  работы, т-км;

D - поправочный коэффициент  (суммарная относительная надбавка  или снижение) к норме, %.

 Ниже мы рассмотрим  применение данной формулы на  примерах, а пока отметим еще  два важных нюанса. Для грузовых  бортовых автомобилей и автопоездов,  выполняющих работу, учитываемую  в тонно-километрах, дополнительно  к базовой норме, норма расхода  топлива увеличивается (из расчета  в литрах на каждую тонну  груза на 100 км пробега) в зависимости  от вида используемого топлива  (Hw):

- бензин - до 2 л; 

- дизельное топливо - до 1,3 л; 

- и т.д. для разных  видов газа.

 Кроме того, при работе  грузовых бортовых автомобилей,  тягачей с прицепами и седельных  тягачей с полуприцепами норма  расхода топлива (л/100 км) на пробег  автопоезда увеличивается (из  расчета в литрах на каждую  тонну собственной массы прицепов  и полуприцепов) в зависимости  от вида топлива (Hg):

- бензин - до 2 л; 

- дизельное топливо - до 1,3 л; 

- и т.д. для разных  видов газа.

 

 Пример 3.

 Согласно путевому  листу от 3 апреля 2008 г. общий пробег  одиночного (без прицепа) бортового  автомобиля ЗИЛ-433360 составил 220 км, в  том числе с грузом - 100 км. Вес  перевезенного груза равен 5,5 т. Условия эксплуатации не  требуют применения надбавок  или снижений. Базовая норма расхода  бензина - 31,5 л/100 км, норма расхода  бензина на перевозку полезного  груза (Hw) - 2,0 л/100 т-км.

 Нормативный расход  бензина по путевому листу  определяется следующим образом: 

1) W = 5,5 т х 100 км = 550 т-км - объем выполненной автомобилем  за день транспортной работы;

2) Qн = 0,01 x (31,5 x 220 + 2 x 550) x (1 + 0,01 x 0) = 80 л - расход бензина по  норме. 

 Если автомобиль работал  с прицепом, то расчет нормативного  расхода топлива производится  в три действия. Учет повышающих  надбавок (D), например, за работу  в зимнее время года, в городском  цикле, при обкатке и т.д.  аналогичен рассмотренному нами  в примерах 1 и 2.

Информация о работе Нормы расхода ГСМ от Минтранса