Нормы расхода ГСМ от Минтранса

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:40, статья

Описание работы

Как правило, без использования автотранспорта не может обойтись ни одна организация, и предприятия строительной отрасли - не исключение. Будь то мощные грузовые автомобили и спецмашины, последние модели иномарок "премиум" класса руководителей или авто попроще, приобретенные для менеджеров и специалистов среднего звена. Всем автомобилям (принадлежащим организации на праве собственности, арендованным или полученным по договору лизинга) требуется горючее, следовательно, проблема нормирования ГСМ не может не интересовать бухгалтера.

Работа содержит 1 файл

Нормы расхода ГСМ от Минтранса.docx

— 25.18 Кб (Скачать)

 

 Самосвалы 

 

 В отличие от легковых  и грузовых бортовых автомобилей,  для которых в Методических  рекомендациях установлена базовая  норма расхода топлива, для  самосвалов в разд. 11 этого документа  приведены транспортные нормы.  Итак, для автомобилей-самосвалов  и самосвальных автопоездов нормативное  значение расхода топлив рассчитывается  по формуле: 

 

(формула N 3)

 

Qн = 0,01 x Hsanc x S x (1 + 0,01 x D) + Hz x Z, где: 

 

Qн - нормативный расход  топлив, л; 

S - пробег автомобиля-самосвала  или автопоезда, км;

Hz - дополнительная норма  расхода топлив на каждую ездку  с грузом автомобиля-самосвала,  автопоезда, л; 

Z - количество ездок с  грузом за смену; 

D - поправочный коэффициент  (суммарная относительная надбавка  или снижение) к норме, %;

Hsanc - норма расхода топлив  автомобиля-самосвала или самосвального  автопоезда, которая, в свою очередь,  определяется по формуле (л/100 км):

 

Hsanc = Hs + Hw x (Gпр + 0,5q), где: 

 

Hs - транспортная норма  с учетом транспортной работы (с коэффициентом загрузки 0,5), л/100 км;

Hw - норма расхода топлив  на транспортную работу автомобиля-самосвала  (если при расчете Hs не учтен  коэффициент 0,5) и на дополнительную  массу самосвального прицепа  или полуприцепа, л/100 т-км;

Gпр - собственная масса  самосвального прицепа, полуприцепа,  т; 

q - грузоподъемность прицепа,  полуприцепа (0,5q - с коэффициентом  загрузки 0,5), т. 

 При маневрировании  в местах погрузки и разгрузки  для самосвалов и автопоездов  дополнительно устанавливается  норма расхода топлив (Hz) на каждую  ездку с грузом в размере  до 0,25 л. бензина и дизтоплива (соответствующие значения установлены  также для газа).

 Для большегрузных  автомобилей-самосвалов типа "БелАЗ"  дополнительная норма расхода  дизельного топлива на каждую  ездку с грузом устанавливается  в размере до 1 л. 

 При работе автомобилей-самосвалов  с самосвальными прицепами, полуприцепами  (если для автомобиля рассчитывается  базовая норма как для седельного  тягача или бортового автомобиля) норма расхода топлив увеличивается  на каждую тонну собственной  массы прицепа, полуприцепа и  половину его номинальной грузоподъемности (коэффициент загрузки - 0,5*(3)):

- бензина - до 2 л; 

- дизельного топлива - до 1,3 л; 

- и т.д. для разных  видов газа.

 В случаях работы  самосвалов с коэффициентом полезной  загрузки выше 0,5 допускается нормировать  расход топлив так же, как и  для бортовых автомобилей, по  формуле N 2.

 

 Пример 4.

 В соответствии с  представленным путевым листом  пробег автомобиля-самосвала МАЗ-5551 составляет 180 км. При этом за день  произведено 10 ездок с грузом (Z*(4) = 10). Работа осуществлялась в  зимнее время в карьере. 

 Транспортная (с коэффициентом  загрузки 0,5) норма расхода топлива  (Hs) для данного автомобиля равна  28 л/100 км, норма расхода топлива  для самосвалов на каждую ездку  с грузом (Hz) - 0,25 л. Кроме того, на предприятии установлена надбавка  за работу в зимнее время  (D) в размере 6%, на работу в  карьере - 12%.

 Нормативный расход  топлива определяется следующим  образом: 

 

Qн = 0,01 x 28 x 180 x (1 + 0,01 x 18) + 0,25 x 10 = 62 л. 

 

 Порядок расчета нормативного  расхода топлива при работе  самосвала с прицепом при коэффициенте  загрузки выше 0,5 (с использованием  формулы N 2) проиллюстрирован в  примере N 7, приведенном в Приложении N 5 к Методическим рекомендациям. 

 

 Специальные и специализированные  автомобили 

 

 Специальные и специализированные  автомобили с установленным на  них оборудованием подразделяются  на две группы:

- автомобили, выполняющие  работы в период стоянки (автоцистерны, компрессорные, бурильные установки  и т.п.);

- автомобили, выполняющие  ремонтные, строительные и другие  работы в процессе передвижения (автовышки, кабелеукладчики, бетоносмесители  и т.п.).

 Нормативный расход  топлива для спецавтомобилей,  выполняющих основную работу  в период стоянки, определяется  следующим образом: 

 

(формула N 4)

 

Qн = (0,01 x Hsc x S + Ht x T) x (1 + 0,01 x D), где: 

 

Hsc - норма расхода топлив  на пробег, л/100 км;

S - пробег спецавтомобиля  к месту работы и обратно,  км;

Ht - норма расхода топлив  на работу специального оборудования (л/ч) или литры на выполняемую  операцию (заполнение цистерны и  т.п.);

T - время работы оборудования (ч) или количество выполненных  операций;

D - суммарная относительная  надбавка или снижение к норме,  в процентах (при работе оборудования  применяются только надбавки  на работу в зимнее время  и в горной местности).

 Если спецавтомобиль  предназначен также для перевозки  груза, то при расчете вместо Hsc используется показатель индивидуальной  нормы расхода (Hsc'), который определяется  с учетом выполнения транспортной  работы по формуле: 

 

 Hsc' = Hsc + Hw x W, где:

 

 Hw - норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 т-км;

W - объем транспортной  работы, т-км.

 

 Пример 5.

 В соответствии с  путевым листом пробег автокрана  КС-4571 на базе автомобиля КрАЗ-257 равен 40 км. При этом время работы  спецоборудования по перемещению  грузов составило 6,5 ч. 

 Для данного автомобиля  базовая норма расхода топлива  на пробег (Hsc) равна 52,0 л/100 км, на  работу спецоборудования (Нт) - 8,4 л/ч.  При этом в отношении данного  спецавтомобиля действует надбавка  на обкатку в связи с выходом  с капитального ремонта (D) в  размере 5% нормы. 

 Рассчитаем нормативный  расход топлива с применением  формулы N 4:

 

Qн = (0,01 x 52 x 40 + 8,4 x 6,5) x (1 + 0,01 x 5) = 79 л. 

 

 Нормативный расход  топлива для спецавтомобилей,  выполняющих основную работу  в процессе передвижения, определяется  иначе: 

 

(формула N 5)

 

Qн = 0,01 x (Hsc x S' + Hs'' x S'') x (1 + 0,01 x D), где: 

 

Hsc - индивидуальная норма  расхода топлива на пробег  спецавтомобиля, л/100 км;

S' - пробег спецавтомобиля  к месту работы и обратно,  км;

Hs'' - норма расхода топлива  на пробег при выполнении специальной  работы во время передвижения, л/100 км;

S'' - пробег автомобиля  при выполнении специальной работы  при передвижении, км;

D - суммарная относительная  надбавка или снижение к норме, % (при работе оборудования применяют  только надбавки за работу  в зимнее время и в горной  местности).

 Для автомобилей, на  которых установлено специальное  оборудование, нормы расхода топлива  на пробег (передвижение) устанавливаются  исходя из норм расхода топлив, разработанных для базовых моделей  автомобилей с учетом изменения  массы спецавтомобиля.

 

 Устанавливаем нормы 

 

 Применяемые организацией  нормы расходования топлива, а  также поправочные коэффициенты  и условия их использования  устанавливаются приказом руководителя. Очевидно, что при наличии утвержденных  Минтрансом норм предприятию  нет смысла вводить и пытаться  обосновать более высокие лимиты  списания топлива. Во избежание  конфликтов с налоговиками лучше  использовать официально установленные  нормы. Вместе с тем в Методических  рекомендациях отсутствуют нормы  расхода топлива на работу  установленного на некоторых  автомобилях специального оборудования. При этом сказано, что такие  нормы определяются по данным  заводов - изготовителей специальных  и специализированных автомобилей,  л/ч. Поэтому при наличии таких  автомобилей предприятию необходимо  самостоятельно утвердить лимиты  списания топлива с учетом  сведений, предоставленных заводами-изготовителями.

 

 Фактический расход 

 

 Разобравшись с методиками  расчета нормативного расхода  топлива для различных автотранспортных  средств, перейдем к проблемам  его фактического расхода и  списания. И на этом этапе основным  документом для бухгалтера будет  путевой лист автомобиля. Только  теперь ему потребуются сведения  не о пробеге и условиях  работы автомобиля, а о количестве  топлива (остаток при выезде  и возвращении в гараж, количество  заправленного в бак горючего).

 Напомним, что в соответствии  с Планом счетов и инструкцией  по его применению горюче-смазочные  материалы учитываются на субсчете 3 "Топливо" счета 10 "Материалы". В момент выдачи топлива водителю*(5) его стоимость со счета 10-3 не  списывается, движение отражается  на субсчетах второго порядка  проводкой: Дебет 10-3-2 "Топливо  в баках транспортных средств"  Кредит 10-3-1 "Топливо на складах" - на стоимость отпущенного водителям  топлива. 

 Выданное водителям  топливо находится у них под  отчетом. Основанием для списания  ГСМ из-под отчета водителя  на затраты производства является  путевой лист. При этом в учете  делают проводку: Дебет 20, 23, 25, 26, 29, 44 Кредит 10-3-2 "Топливо в баках  транспортных средств". По состоянию на последний день месяца количество топлива, содержащегося в баках автомобилей, подтверждается актом снятия остатков.

 Очевидно, что фактический  расход ГСМ по путевому листу  может быть:

- равен нормативному;

- меньше нормы; 

- больше расхода по  норме. 

 В первом из названных  случаев, а также при незначительных  отклонениях от нормы (колебания  в ту или иную сторону в  разные дни, не приводящие в  целом за месяц к излишкам  или перерасходу) на затраты  производства (в том числе и  для целей налогообложения прибыли)  списывают стоимость фактически  израсходованного топлива. Обычно  при рассмотрении данной темы  авторы отмечают, что организации  необходимо тщательно расследовать  факты перерасхода ГСМ с тем,  чтобы установить причины этого  явления. При проведении таких  расследований комиссия проверяет  правильность исчисления нормативного  и фактического расхода топлива,  проводит контрольные замеры, выясняет  причины перерасхода, составляет  акт с указанием результатов  расследования и предложений. 

 Причиной перерасхода  может быть техническое состояние  автомобиля, например наличие конструктивных  дефектов. В этом случае оформленный  комиссией акт позволит списать  стоимость ГСМ исходя из фактического  расхода (понятно, что автомобиль  должен быть поставлен на ремонт).

 Если перерасход произошел  по вине водителя, то руководитель  предприятия на основании предложений  комиссии может привлечь работника  к материальной ответственности  (взыскать стоимость ГСМ из  заработка). В этом случае в  расходы включают стоимость топлива  по норме, сумма сверхнормативного  расхода списывается на счет 94 "Недостачи и потери от порчи  ценностей" с последующим отнесением  на счет 73-2 "Расчеты по возмещению  материального ущерба". Конечно,  работодатель вправе снизить  размер взыскиваемой с водителя  суммы (например, с учетом его  материального состояния) либо  полностью освободить работника  от материальной ответственности  (даже при наличии вины). В этом  случае стоимость сверхнормативного  топлива списывается в состав  прочих расходов проводкой: Дебет  91-2 Кредит 94 и не учитывается при  расчете налога на прибыль. 

 С большой долей  вероятности можно утверждать, что  инспекторы, выявив при проверке  факты необоснованного перерасхода  топлива, потребуют восстановления  НДС. Арбитры разных судебных  инстанций, вплоть до высшей, неоднократно  признавали претензии ИФНС о  доначислении ранее правомерно  принятого к вычету НДС необоснованными.  Однако отстаивать позицию, отличную  от официального мнения Минфина,  организации нужно будет в  суде. Если бухгалтер согласится  с требованиями чиновников, то  восстановленную сумму НДС необходимо  отнести на увеличение размера  причиненного работником ущерба  и либо взыскать из причитающегося  ему заработка, либо списать  в прочие расходы, не уменьшающие  налогооблагаемую прибыль. 

 

 Ура, экономия?!

 

 По мнению автора, расследовать  нужно не только факты перерасхода  ГСМ, но и случаи значительной  экономии. Дело в том, что причиной  экономии может быть:

- неправильно установленная  норма расхода (не та марка,  модель автомобиля и т.п.);

- счетная ошибка при  определении нормативного или  фактического расхода; 

- искажение исходных данных  для расчета (завышение фактического  пробега, массы перевезенного  груза, указание в путевом листе  на работу с прицепом при  фактическом его неиспользовании  и т.д.).

 Любая из этих причин  может привести к тому, что  видимая экономия обернется фактическим  перерасходом ГСМ. Кроме того, в последнем из названных случаев  (искажение сведений в путевом  листе) может быть завышена  сумма начисленной заработной  платы, например, водителям-сдельщикам. Или другой случай: на некоторых  предприятиях разработана и действует  система премирования водителей  в процентах от суммы полученной  экономии топлива. Поэтому, выплачивая  премию за "липовую" экономию, организация завысит свои расходы  в том числе для целей налогообложения  прибыли.


Информация о работе Нормы расхода ГСМ от Минтранса