Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 23:42, реферат
Конкуренция производителей товаров и услуг за рынки сбыта с целью получения высоких финансовых результатов (доходов, прибыли) является основой рыночных отношений в любой отрасли экономики, в том числе в сфере транспортно-экспедиционного обслуживания. Являясь наиболее положительной стороной рыночной экономики, конкуренция устраняет монополизм, создает стимулы для снижения тарифов и повышения качества транспортно-экспедиционного обслуживания, особенно в условиях ограниченного спроса на этом рынке.
Введение 3
1. Конкуренция в сфере ТЭО и ее виды на рынке ТЭУ 4
2.Конкурентоспособность транспортно-экспедиционной организации
2.1.Понятие конкурентоспособности 5
2.2. Факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности 7
Заключение 18
Список использованной литературы 19
1. Услуги по погрузке-разгрузке предоставляются ограниченному кругу грузовладельцев, в основном при осуществлении мелкопартионных и контейнерных перевозок, и пользуются стабильным, массовым спросом. Переход на рыночные отношения переводит их в разряд потенциально перспективных с экономической точки зрения.
2. Услуги по транспортированию предоставляются постоянно, пользуются стабильным и массовым спросом. Мотивом спроса на данный вид услуг являются производственно-экономические факторы, связанные с необходимостью перемещения грузов в пространстве и во времени, а также экономическая целесообразность транспортирования грузов именно автомобильным транспортом.
3. Подготовительно-заключительные услуги предоставляются постоянно, пользуются стабильным и массовым спросом. Мотив спроса тот же, что и при предоставлении услуг по транспортированию, так как подготовительно-заключительные услуги являются элементом технологического процесса транспортирования грузов автомобильным транспортом.
4. Складские услуги предоставляются ограниченному кругу грузовладельцев, в основном при осуществлении мелкооптовых и контейнерных перевозок через терминалы (грузовые автостанции). Для этих видов перевозок спрос эпизодический и индивидуальный. Ограниченность предоставления данного вида услуг связана с существующей организацией автомобильных перевозок и отсутствием у автотранспортных организаций материально-технической базы для оказания этих услуг. Переход к рынку переводит эти услуги в разряд предоставляемых постоянно в связи с аутсорсингом ведущих производственных компаний.
5. Экспедиционные услуги предоставляются ограниченному кругу клиентов, пользуются стабильным и массовым спросом. Переход на рыночные отношения переводит эти услуги в разряд предоставляемых постоянно. Мотивом спроса при этом будет являться возможность полного освобождения грузовладельцев от несвойственных им функций, связанных с оформлением товарно-транспортной документации, охраной и сопровождением грузов, выполнением планово-расчетных операций.
6. Организационно-посреднические услуги предоставляются ограниченному кругу клиентов, спрос эпизодический и индивидуальный, в основном при обслуживании железнодорожных станций, морских и речных портов, при междугородных и международных перевозках. Переход к рынку переводит эти услуги в разряд предоставляемых постоянно. Мотивом спроса при этом будет являться возможность быстрой и бесперебойной доставки товара в любую точку, лизинг и аренда ТС, ПРМ и складов.
7. Консультационно-аналитические услуги предоставляются ограниченно, пользуются стабильным и массовым спросом; в основном это услуги по выбору типа ПС, по расчету оптимального маршрута перевозок. В ближайшем будущем спрос на эти услуги будет расти. Мотив спроса — возможность определения экономически более выгодного способа доставки груза и возможность прогноза ситуации на рынке транспортных, экспедиционных, посреднических и комплексных услуг.
8. Информационные услуги предоставляются практически всем клиентам, пользуются стабильным и массовым спросом. Мотивом является желание и производственная необходимость у грузовладельца точно знать местонахождение груза и время его прибытия в пункт назначения.
По такой же схеме описывается спрос на перевозки и услуги на других видах транспорта. Как показывает практика, при оценке уровня конкурентоспособности организации в качестве оптимального значения можно принять величину резерва, т.е. превышения предложения над спросом, независимо от вида услуги в размере 20%. Если этот показатель больше, например, по транспортным услугам, определенная часть провозных возможностей окажется невостребованной, что повлечет за собой непроизводительные расходы; если меньше — может возникнуть ситуация отказа клиенту в перевозках, т.е. потеря дохода организации.
Рассмотрим основные группы факторов, которые определяют конкурентоспособность организации и зависят от его деятельности — факторы, зависящие от работы организации.
Состояние организации характеризуют следующие факторы:
• уровень знаний спроса на перевозки и услуги. Владение необходимой и актуальной информацией, объективным прогнозом само по себе является фактором конкурентоспособности. В той части сегмента рынка, где организация не имеет собственных возможностей информационного или структурного ресурса для своего развития, используется транспортный консалтинг;
• объем и номенклатура предоставляемых услуг. В эту категорию входят номенклатура обрабатываемых грузов и вид услуг для данного груза и направлений перевозки;
• научно-технический потенциал, характеризующий использование результатов научно-технических разработок. Для транспортно-экспедиционной организации это в первую очередь использование современных достижений менеджмента и маркетинга, телематики, глобальных компьютерных сетей и распределенных информационных систем;
• применение прогрессивных технологий, в первую очередь логистических;
• расширение номенклатуры услуг; применение новых видов ТЭО;
• обеспеченность организации производственной базой для решения технологических задач;
• состояние инфраструктуры транспортно-экспедиционной системы — наличие складов, терминалов, филиалов, оснащенность компьютерной техникой и средствами связи, обработки и передачи информации и т.п.;
• состояние и квалификация трудовых ресурсов;
• уровень управления (с позиций нововведений, прибыльности и ответственности);
• уровень маркетинговой работы.
•
уровень участия в
• прочие факторы, в том числе размер кредиторской и дебиторской задолженности организации, уровень запасов, динамика валовых доходов за последние 3 — 5 лет.
На повышение эффективности работы организации направлено действие следующих факторов:
• производительность ТС, мощность материально-технической базы, оборудования и механизмов, достаточность площадей;
• производительность труда;
• размер ежегодных капиталовложений в развитие организации;
• деловые качества партнеров по основному виду деятельности (контактность, быстрое решение вопросов и т.п.).
На повышение степени удовлетворенности требованиям клиента направлены следующие факторы:
• своевременность доставки товара (груза);
• обеспечение сохранности груза при выполнении транспортно-экспедиционных операций;
• экономичность доставки;
• готовность транспортных и экспедиционных организации принять на себя функции по широкому спектру услуг.
Для
успешной работы на рынке транспортно-
Факторы
конкурентоспособности наглядно проявляются
морском транспорте. В табл. 2 представлены
факторы конкурентоспособности, выделенные
на основе анализа опыта работ зарубежных
и отечественных организаций.
Таблица 2. Факторы конкурентоспособности на рынке транспортно-экспедиционных услуг
Фактор | Характеристика |
Известность экспедитора в деловых кругах транспортных организаций и грузовладельцев | Большой стаж практической работы, глубокое знание конъюнктуры транспортных возможностей и международного рынка услуг по доставке грузов |
Наличие высококвалифицированного персонала в данной области деятельности | Связь с другими смежными видами деятельности, обеспечивающих процесс перевозки (таможня, фитокарантинные службы, различного рода инспекции, правоохранительные органы и т. п.) |
Развитая сеть контрагентов | В других странах, регионах России, странах СНГ |
Техническая оснащенность современными средствами связи | Коммуникации, программы, базы данных |
Удобство расположения организации | На основных торговых маршрутах |
Наличие собственных или арендуемых складов | Уровень оснащенности и пригодности для определенных видов грузов (холодные, отапливаемые, механизированные охраняемые и т.п.), подъездные пути |
Наличие таможенных складов | Доступность |
Наличие и состав материально-технической базы | Подвижной состав, парк собственных или арендуемых контейнеров, перегрузочное и вспомогательное оборудование, в том числе средства для переработки грузов |
Объем и спектр предоставляемых услуг по обработке грузов | Номенклатура обрабатываемых грузов, вытекающий из каждой позиции вид предоставляемых услуг для данного груза и направлений перевозки |
Система подготовки документов | На базе компьютерных программ и базы данных, исключающих нежелательные ошибки в оформлении |
Степень надежности экспедитора | Обеспечение сохранности
груза, наличие и частота |
Уровень ставок тарифов | В рамках перечня экспедиционных услуг и условий их оплаты, в области предоставления специальных видов по отдельным договорам экспедиции, возможные условия предоставления скидок с уровня тарифов и другие договорные условия (которые часто являются конфиденциальными) |
Кроме перечисленных факторов конкурентоспособности организации следует выделить также ее принадлежность к национальным или международным ассоциациям транспортно-экспедиционных организаций.
Для каждого фактора выбирается или разрабатывается показатель. Например, регулярность и своевременность перевозок характеризуется степенью выполнения перевозок в установленные сроки, сохранность количества и потребительских качеств перевозимых грузов — величиной выплаченных рекламаций на перевозку 100 т грузов и т.п.
Оценка конкурентоспособности услуги (или деятельности организации) осуществляется с целью выявления отрицательных факторов и разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности. Среди множества методических подходов к определению достоверного уровня конкурентоспособности услуг (организации) чаше других используют следующие:
• построение интегрального показателя конкурентоспособности на основе оценки групп свойств услуги, в том числе степени удовлетворения требований клиента;
• разработка списка главных параметров услуги, их ранжирование и экспертная оценка;
• опросы клиентов и экспертов;
• сравнение по обладанию с потенциалом;
• построение профилей графоаналитических методов;
• зарубежные методики стратегического маркетинга.
Рассмотрим методику оценки конкурентоспособности на основе построения интегрального показателя, предлагаемую в официальных документах, регламентирующих деятельность по ТЭО (Р 3112178-0393 — 2000 «Организация предпринимательской деятельности на автомобильном транспорте»).
Проведение оценки можно представить следующей последовательностью действий.
Этап 1. Выбор факторов конкурентоспособности для оценки их показателей. Следует помнить, что отбираться должны только те факторы, которые реально влияют на конкурентоспособность компании в конкретных рыночных условиях. Например, для оценки конкурентоспособности в состав основных показателей могут быть не включены факторы внешней среды:
• объем выполняемых ТЭУ (в сумме дохода от реализации);
• своевременность выполнения ТЭУ;
Информация о работе Конкурентоспособность транспортно-экспедиционной организации