Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:26, курсовая работа
Рост автомобилизации населения требует принятия мер по повышению привлекательности общественного транспорта в глазах жителей города, создания условий для его удобного использования и снижения издержек на транспортные корреспонденции. Поскольку данный вид транспорта является лишь частью транспортной системы города, эффективная организация его работы требует комплексного подхода к решению вопросов транспортного обслуживания населения, включающих в себя вопросы градостроительства, развития транспортной инфраструктуры, парковочной политики, организации пешеходного движения и т.д.
Концепция организации и развития
городского пассажирского транспорта общего пользования
города Перми на период 2012 – 2015 гг.
I. Введение
Городской пассажирский транспорт общего пользования является неотъемлемой инфраструктурной частью современного города, позволяя связать его территорию в единое жизненное пространство. Общественный транспорт является главным инструментом, позволяющим обеспечить транспортное обслуживание населения и найти компромисс между инфраструктурными ограничениями городской территории и потребностями жителей в транспортных корреспонденциях.
Рост автомобилизации населения требует принятия мер по повышению привлекательности общественного транспорта в глазах жителей города, создания условий для его удобного использования и снижения издержек на транспортные корреспонденции. Поскольку данный вид транспорта является лишь частью транспортной системы города, эффективная организация его работы требует комплексного подхода к решению вопросов транспортного обслуживания населения, включающих в себя вопросы градостроительства, развития транспортной инфраструктуры, парковочной политики, организации пешеходного движения и т.д.
С точки зрения управления отраслью городских пассажирских перевозок взаимоотношения между ее субъектами должны быть прозрачны для обеспечения стабильности работы отрасли. В тоже время система управления отраслью должна быть достаточно гибкой, механизмы администрирования должны обеспечивать развитие пассажирских перевозок в соответствии с изменяющимся спросом населения.
Отсутствие общего федерального законодательства в данной сфере и передача полномочий по организации транспортного обслуживания населения органам местного самоуправления предоставляет достаточную свободу в выборе механизмов и способов обеспечения транспортного обслуживания жителей, позволяя учитывать опыт как российских, так зарубежных городов.
II. Характеристики отрасли городских пассажирских перевозок в городе Перми
Городской пассажирский транспорт города Перми представлен автобусами, трамваями и троллейбусами (сравнительная характеристика видов транспорта приведена в таблице 1). Маршрутная сеть утверждается постановлением администрации города Перми и включает 111 маршрутов, в том числе маршрутные такси. Из-за наличия двух удаленных районов (Кировского и Орджоникидзевского) показатель плотности маршрутной сети составляет 1,6 км/кв.км, что на 30-40% ниже значения, рекомендуемого для крупных промышленных городов России.
Таблица 1
Сравнительная характеристика видов городского пассажирского транспорта общего пользования г. Перми
Вид транспорта |
Количество маршрутов |
Количество графиков |
Средний возраст ТС, лет |
Средняя скорость движения, км/ч |
Среднесуточный пассажиропоток |
Объем субсидий, тыс.руб.* |
Автобус |
76 |
790 |
12,8 |
18,3 |
705 025,2 |
340 905,4 |
Трамвай |
10 |
122 |
15 |
15,8 |
93 455,3 |
530 988,8 |
Троллейбус |
9 |
84 |
5,7 |
14,8 |
41 969,2 | |
Итого |
95 |
996 |
12,5 |
17,7 |
840 449,7 |
871 894,2 |
* объем субсидий указан по данным 2010 года
На всех маршрутах установлен единый фиксированный тариф, а также действует ряд льготных проездных документов. Изменение тарифа за период 2005-2011 годов представлен в таблице 2.
Таблица 2
Стоимость величины тарифа и стоимость проездных документов*
Стоимость, руб. | ||||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 - 2011 | ||
Тариф, руб. |
5 |
6 |
8 |
10 (ГЭТ - 9) |
12 | |
Проездные документы |
ФСПД |
230 |
230 |
265 |
265 |
415 (отменен с 01.12.2009) |
ЛСПД |
240 |
240 |
275 |
275 |
435 (610 руб. с 01.12.2009) | |
МСПД |
190 |
190 |
220 |
220 |
435 (610 руб. с 01.12.2009) | |
Студ. ЛПД |
200 руб. с 01.05.2005 |
240 |
310 |
460 |
610 | |
Шк. ЛПД |
200 руб. с 01.05.2005 |
180 |
230 |
460 |
610 |
*В данной таблице не указаны данные по стоимости проездных билетов на маршрутах ГЭТ
Перевозки на автобусных маршрутах осуществляются частными компаниями, работающими по договору с департаментом дорог и транспорта администрации города Перми, который является организатором пассажирских перевозок. Как правило, на один маршрут заключается договор с одним перевозчиком. Несмотря на это, небольшое количество транспортных средств, находящихся в собственности каждого перевозчика (в среднем около 10 единиц), не позволяет обслуживать маршрут без привлечения подвижного состава других транспортных компаний, что в свою очередь отрицательно влияет на качество и безопасность пассажирских перевозок.
Подвижной состав автобусов представлен, в большей части, автобусами иностранного производства со сроком эксплуатации свыше 10 лет (64 %). Более новый подвижной состав включает только автобусы отечественного производства (36 %).
Городской электрический
транспорт находится в
Более половины подвижного
состава электротранспорта
Диспетчерское управление движением городского пассажирского транспорта осуществляет Центральная диспетчерская служба МБУ «Гортранс». Внедренная в 2008 – 2009 годах система диспетчерского контроля и управления с использованием спутниковой навигации, позволила повысить качество контроля за работой перевозчиков, как по маршруту следования, так и по расписанию движения.
Городской пассажирский транспорт (часть автобусных маршрутов и электротранспорт) субсидируется из бюджета города. Если субсидируемые автобусные маршруты, это, как правило, маршруты, связывающие удаленные районы города или районы с низкой плотностью населения, то субсидирование трамвайных и троллейбусных маршрутов связано высокой степенью их дублирования автобусными маршрутами и необходимостью содержания инфраструктурной составляющей (путевое хозяйство, тяговые подстанции).
Рис.1
Структура управления отраслью пассажирских перевозок в г.Перми
Контроль и диспетчеризация на линии
Организация пассажирских перевозок
Система управления городским пассажирским транспортом общего пользования города Перми находится в стадии реформирования и преобразования с 2008 года, когда была разрушена существовавшая ранее система организации городских пассажирских перевозок, а новые правила работы отрасли до сих пор не созданы. Сложившаяся структура управления представлена на рис.1.
III. Проблемы отрасли городских пассажирских перевозок в городе Перми
Анализ текущего состояния
отрасли городских пассажирских
перевозок показывает снижение спроса
на услуги общественного транспорта.
В качестве основных проблем, требующих
первоочередного решения в
1. Неэффективное использование улично-дорожной сети и транспортной инфраструктуры.
Увеличение транспортной нагрузки на улично-дорожную сеть города Перми приводит к снижению безопасности и скорости движения транспорта, увеличивая затраты на перемещение. Рост количества легковых автомобилей ведет к транспортным заторам и пробкам, затрудняя, в том числе, движение общественного транспорта. Снижение эксплуатационных скоростей движения общественного транспорта (таблица 3) требует принятия мер по предоставлению приоритета маршрутным транспортным средствам.
Таблица 3
Средняя эксплуатационная скорость общественного транспорта в центральной части города и количество легковых автомобилей на 1000 чел.
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Скорость, км/ч |
17,53 |
Нет данных |
Нет данных |
16,13 |
15,88 |
15,69 |
15,51 |
Кол-во легковых автомобилей на 1000 чел., ед. |
125 |
132 |
146 |
160 |
179 |
- |
- |
Значительное дублирование между маршрутами как внутри видов транспорта, так и между ними, ведет к неэффективному использованию дорожной сети и концентрации большого количества транспортных средств на одних направлениях. Следование нескольких маршрутов по одним и тем же участкам улично-дорожной сети ведет к «гонкам» на линии и снижению безопасности перевозок.
Необходима оценка уровня загрузки транспортной инфраструктуры для приведения пропускной способности остановочных пунктов и площадок для межрейсового отстоя общественного транспорта в соответствие с количеством обслуживающего их подвижного состава.
Перегрузка остановочных пунктов приводит к скоплению транспорта, посадке/высадке пассажиров вне остановочных площадок. Отсутствие на многих конечных пунктах разворотных площадок провоцирует создание аварийных ситуаций в связи разворотом транспортных средств на проезжей части. Кроме того, отстой автобусов вблизи жилых домов ведет к недовольству жителей из-за шума и загазованности воздуха выхлопными газами.
При нормативном расстоянии подходов к остановочным пунктам 500 м в г.Перми присутствуют районы где данный показатель значительно выше.
Все вышеизложенное требует разработки отдельных программ, направленных на повышение транспортной доступности, в том числе создания условий для использования общественного транспорта маломобильными категориями пассажиров.
2. Отсутствие прозрачных механизмов взаимодействия между перевозчиками и администрацией города.
Отсутствие полноценной
нормативно-правовой базы, регламентирующей
взаимоотношения между
Внедрение в 2009 году конкурсной
системы распределения
Отсутствует нормативно-правовой акт, устанавливающий правила формирования маршрутной сети и определения объемов работ. Открытие, изменение маршрутов проводится на усмотрение руководителя функционального органа администрации города, выступающего организатором пассажирских перевозок. Это приводит к недовольству не только перевозчиков, которые не могут задействовать избыток подвижного состава, но и жителей города, жалующихся на недостаток объема транспортных услуг, в том числе на отсутствие некоторых транспортных связей.