Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:27, реферат
Конкурентоспособность — это свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения какой- либо потребности в сравнении с аналогичными объектами, представленными на данном рынке, т.е. это способность товаров отвечать требованиям рынка и запросам покупателей. С одной стороны, конкурентоспособность определяется качеством товара, а с другой стороны — его ценой. Большое влияние на конкурентоспособность оказывает также мода, реклама, имидж предприятия, ситуация на рынке и другие факторы.
• улучшение важнейших показателей качества продукции;
• снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
• увеличение сроков гарантии на продукцию;
• развитие сервиса.
В настоящее время
растущая требовательность к улучшению
качества изделий – одна из характерных
черт развития мирового рынка. Таким
образом, в условиях конкурентной борьбы
только те предприятия смогут успешно
развиваться, которые осуществляют
системное управление качеством
продукции.
Сертификация продукции
Сертификация – это совокупность действий и процедур, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованиям стандартов или технических условий. Она является одним из гарантов выпуска высококачественной продукции.
Сертификация появилась в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, непригодной к использованию. Вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей среды заставляют законодательную власть, с одной стороны, устанавливать ответственность поставщика (производителя, продавца и др.) за ввод в обращение недоброкачественной продукции, с другой стороны, устанавливать обязательные к выполнению требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение.
Сертификация основана
на проведении испытаний и оценке
условий производства сертифицируемой
продукции, контроле выполнения этих процедур
и надзоре за качеством продукции
со стороны независимого органа. Сочетание
всех этих операций позволяет установить
в нормативно-технической
Федеральным органом по сертификации в Российской Федерации определен Госстандарт России.
Обязательной сертификации подлежат те изделия или показатели качества, которые могут оказать нежелательное воздействие на человека или окружающую среду, а также другие показатели и качественные характеристики, которые ограничиваются правительственными актами-регламентациями. Например, обязательной сертификации подлежат продукты питания, автомобили, самолеты, электрооборудование, газовые приборы, строительные материалы и др. Продукцию, подлежащую обязательной сертификации и не прошедшую ее, производитель не имеет права не только реализовать, но и производить.
Добровольная
система сертификации предусмат
Самосертификация допускается для надежного партнера. Она широко распространена в Германии, Голландии, Канаде, США, Японии и др. При этом сертификаты на изделия выдает само предприятие строго под свою ответственность.
Сертификация третьей стороной, т.е. посредническая сертификация, предусматривает участие в ней независимой сторонней организации. Сторонняя организация оценивает и подтверждает правильность проводимых мероприятий в соответствии с принятыми правилами, осуществляет испытание образцов, надзор за состоянием технического процесса.
Сертификация третьей стороной может осуществляться как в рамках своей страны, так и в зарубежных центрах, имеющих высокий международный авторитет. Сертификационный знак, выданный престижным испытательным центром, является лучшей рекламой продукции.
Продукция, прошедшая сертификацию, отмёчается следующим
образом:
• выдается документ — сертификат соответствия;
• продукция маркируется знаком соответствия;
• продукция заносится
в список изделий, разрешенных к
продаже, который имеется в
Сертификат выдается на единичную мощность изделия (автоматическую линию, прокатный стан, пресс и др.); на массовую продукцию выдается знак соответствия, который должен наноситься под контролем Главного контролера сертификационного центра и только на изделие из вылущенной партии или на их упаковку, или на то и другое.
Постепенное формирование организационно-технического механизма проведения сертификации осуществляется и в нашей стране. Основополагающим документом федерального уровня в области сертификации являются «Правила по проведению сертификации в Российской Федерации». Данные правила применяются при организации работ по обязательной и добровольной сертификации, служат основой для создания систем (правил) сертификации однородной продукции.
Положения данного документа разрабатывались с учетом действующих в международной и европейской практике сертификации и аккредитации нормативных документов. Это позволяет обеспечить признание сертификатов и знаков соответствия за рубежом. Такое признание в России (соответственно – российских за рубежом) осуществляется на основе многосторонних и двухсторонних соглашений, участником которых является Российская федерация.
Обязательная сертификация
в стране, как это предусмотрено
Законом РФ «О сертификации продукции
и услуг» вводится законодательными
актами РФ для определенной продукции
и проводится уполномоченными на
то федеральными органами исполнительной
власти. Организация и проведение работ
по обязательной сертификации возложены
на Госстандарт России. Им разработана
Система сертификации ГОСТ РФ. Применительно
к ней сформулирована номенклатура продукции,
работ и услуг, подлежащих обязательной
сертификации.
Анализ конкурентоспособности путем сравнения продукции предприятия с товарами предприятий-конкурентов
Анализ конкурентоспособности продукции следует проводить в направлениях изучения ситуации на рынке сбыта, сравнения производимой продукции(товара) с товарами аналогичного профиля, выпускаемыми предприятиями-конкурентами. При этом сравниваемые параметры товаров-конкурентов можно подразделить натри группы: технические, экономические и маркетинговые.
К техническим параметрам относятся:
К экономически параметрам относятся: отпускная цена, себестоимость продукции, затраты на установку, затраты на эксплуатацию и т.д.
К маркетинговым параметрам относятся: имидж предприятия, организация технического обслуживания, дизайн товара, сроки его поставки, условия его оплаты,, стимулирование реализации (продаж) товара с помощью системы скидок, организация каналов продвижения товара, эффективность рекламной компании.
По каждой группе
рассматривается
Затем следует определить интегральный показатель конкурентоспособности следующим образом:
Конкурентоспособность предприятия и его продукции
Конкурентоспособность предприятия – это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой конкурирующих фирм как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.
Конкурентоспособность
фирмы – понятие относительное:
одна и та же фирма в рамках, например,
региональной отраслевой группы может
быть признана конкурентоспособной, а
в рамках отраслей мирового рынка
или его сегмента – нет. Оценка
степени конкурентоспособности, т.е.
выявление характера
• соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью;
• соизмеримостью сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;
• соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма.
Исходя из того, что
конкурентоспособность отражает продуктивность
использования ресурсов фирмы, для
ее оценки необходимо выбрать критерии
продуктивности использования ресурсов.
В том случае, если деятельность
фирмы связана с получением прибыли,
а совокупные ресурсы оцениваются
в денежном выражении, продуктивность
использования ресурсов фирмой может
быть оценена показателем рентабельн
Сложность, а иногда и полное отсутствие доступа к информации о деятельности конкурентов может создать у руководства фирмы необоснованное мнение о превосходстве фирмы над конкурентами, привести к самоуспокоению и ослаблению усилий, связанных с поддержкой необходимого уровня конкурентного преимущества своей фирмы.
Для того, чтобы фирма была конкурентоспособной в борьбе с ведущими фирмами, требуются новые подходы к организации производства и управления. Прежде всего, новые подходы нужны в инвестиционной политике, при проведении на предприятии технической реконструкции, в процессе внедрения новой техники и технологии.
Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов, которые можно разделить на три группы:
• технико-экономические;
• коммерческие;
• нормативно-правовые.
Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции (услуги). Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и др.
Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают:
• конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу);
• предоставляемый
сервис (наличие дилерско-
• рекламу и другие средства воздёйствия на потребителя с целью формирования спроса;
• имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).
Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла.
Высокая конкурентоспособность фирмы является гарантом получения высокой прибыли в рыночных условиях. При этом фирма имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать на достаточно долговременном временном отрезке. В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности предприятия выживать в изменяющихся рыночных условиях.
Управление