Качество продукции и конкурентоспособность предприятия Понятие и показатели качества продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:27, реферат

Описание работы

Конкурентоспособность — это свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения какой- либо потребности в сравнении с аналогичными объектами, представленными на данном рынке, т.е. это способность товаров отвечать требованиям рынка и запросам покупателей. С одной стороны, конкурентоспособность определяется качеством товара, а с другой стороны — его ценой. Большое влияние на конкурентоспособность оказывает также мода, реклама, имидж предприятия, ситуация на рынке и другие факторы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 79.90 Кб (Скачать)

• улучшение важнейших  показателей качества продукции;

• снижение уровня дефектности  изготавливаемой продукции;

• увеличение сроков гарантии на продукцию;

• развитие сервиса.

В настоящее время  растущая требовательность к улучшению  качества изделий – одна из характерных  черт развития мирового рынка. Таким  образом, в условиях конкурентной борьбы только те предприятия смогут успешно  развиваться, которые осуществляют системное управление качеством  продукции. 

Сертификация  продукции

Сертификация – это совокупность действий и процедур, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованиям стандартов или технических условий. Она является одним из гарантов выпуска высококачественной продукции.

Сертификация появилась  в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, непригодной  к использованию. Вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей среды  заставляют законодательную власть, с одной стороны, устанавливать  ответственность поставщика (производителя, продавца и др.) за ввод в обращение  недоброкачественной продукции, с  другой стороны, устанавливать обязательные к выполнению требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение.

Сертификация основана на проведении испытаний и оценке условий производства сертифицируемой  продукции, контроле выполнения этих процедур и надзоре за качеством продукции  со стороны независимого органа. Сочетание  всех этих операций позволяет установить в нормативно-технической документации (НТД) и контролировать любые важные для потребителя характеристики продукции. Поэтому сертификация не только надежная гарантия строгого их соответствия установленным требованиям  и источник достоверной информации о таком соответствии, но и эффективное  средство и стимул повышения качества продукции.

Федеральным органом  по сертификации в Российской Федерации  определен Госстандарт России.

Обязательной  сертификации подлежат те изделия или показатели качества, которые могут оказать нежелательное воздействие на человека или окружающую среду, а также другие показатели и качественные характеристики, которые ограничиваются правительственными актами-регламентациями. Например, обязательной сертификации подлежат продукты питания, автомобили, самолеты, электрооборудование, газовые приборы, строительные материалы и др. Продукцию, подлежащую обязательной сертификации и не прошедшую ее, производитель не имеет права не только реализовать, но и производить.

Добровольная  система сертификации предусматривает сертификацию продукции только по инициативе ее изготовителя. В этом случае он вправе сертифицировать свою продукцию на соответствие любым требованиям НТД, в том числе зарубежной. Данный вид сертификации может дать очень многое в повышении конкурентоспособности продукции.

Самосертификация допускается для надежного партнера. Она широко распространена в Германии, Голландии, Канаде, США, Японии и др. При этом сертификаты на изделия выдает само предприятие строго под свою ответственность.

Сертификация  третьей стороной, т.е. посредническая сертификация, предусматривает участие в ней независимой сторонней организации. Сторонняя организация оценивает и подтверждает правильность проводимых мероприятий в соответствии с принятыми правилами, осуществляет испытание образцов, надзор за состоянием технического процесса.

Сертификация третьей  стороной может осуществляться как  в рамках своей страны, так и  в зарубежных центрах, имеющих высокий  международный авторитет. Сертификационный знак, выданный престижным испытательным  центром, является лучшей рекламой продукции.

Продукция, прошедшая  сертификацию, отмёчается следующим

образом:

• выдается документ — сертификат соответствия;

• продукция маркируется  знаком соответствия;

• продукция заносится  в список изделий, разрешенных к  продаже, который имеется в сертификационных центрах.

Сертификат выдается на единичную мощность изделия (автоматическую линию, прокатный стан, пресс и  др.); на массовую продукцию выдается знак соответствия, который должен наноситься под контролем Главного контролера сертификационного центра и только на изделие из вылущенной партии или на их упаковку, или на то и другое.

Постепенное формирование организационно-технического механизма  проведения сертификации осуществляется и в нашей стране. Основополагающим документом федерального уровня в области  сертификации являются «Правила по проведению сертификации в Российской Федерации». Данные правила применяются при  организации работ по обязательной и добровольной сертификации, служат основой для создания систем (правил) сертификации однородной продукции.

Положения данного  документа разрабатывались с  учетом действующих в международной  и европейской практике сертификации и аккредитации нормативных документов. Это позволяет обеспечить признание  сертификатов и знаков соответствия за рубежом. Такое признание в  России (соответственно – российских за рубежом) осуществляется на основе многосторонних и двухсторонних соглашений, участником которых является Российская федерация.

Обязательная сертификация в стране, как это предусмотрено  Законом РФ «О сертификации продукции  и услуг» вводится законодательными актами РФ для определенной продукции  и проводится уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти. Организация и проведение работ по обязательной сертификации возложены на Госстандарт России. Им разработана Система сертификации ГОСТ РФ. Применительно к ней сформулирована номенклатура продукции, работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации. 

Анализ  конкурентоспособности  путем сравнения  продукции            предприятия с товарами предприятий-конкурентов

Анализ конкурентоспособности  продукции следует проводить  в направлениях изучения ситуации на рынке сбыта, сравнения производимой продукции(товара) с товарами аналогичного профиля, выпускаемыми предприятиями-конкурентами. При этом сравниваемые параметры товаров-конкурентов можно подразделить натри группы: технические, экономические и маркетинговые.

К техническим параметрам относятся:

  • показатели, характеризующие качество продукции (товара): его соответствие государственным и техническим условиям надежностьбезопасность и т.д.;
  • нормативные показатели отражающие соответствие стандартам, патентную чистоту и т.д.

К экономически параметрам относятся: отпускная цена, себестоимость продукции, затраты на установку, затраты на эксплуатацию и т.д.

К маркетинговым параметрам относятся: имидж предприятия, организация технического обслуживания, дизайн товара, сроки его поставки, условия его оплаты,, стимулирование реализации (продаж) товара с помощью системы скидок, организация каналов продвижения товара, эффективность рекламной компании.

По каждой группе рассматривается параметрический  индекс:

  • Ai — значимость параметра, определяется экспертным методом;
  • Пj — значение параметра;
  • — число параметров каждой группы.

Затем следует определить интегральный показатель конкурентоспособности  следующим образом:

  • Jт — сводный параметрический индекс по техническим показателям;
  • Jм — сводный параметрический индекс по маркетинговым характеристикам;
  • Jэ — сводный параметрический индекс по экономическим характеристикам.
 
 

Конкурентоспособность предприятия и  его продукции

Конкурентоспособность предприятия – это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой конкурирующих фирм как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.

Конкурентоспособность фирмы – понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может  быть признана конкурентоспособной, а  в рамках отраслей мирового рынка  или его сегмента – нет. Оценка степени конкурентоспособности, т.е. выявление характера конкурентного  преимущества фирмы по сравнению  с другими фирмами, заключается  в первую очередь в выборе базовых  объектов для сравнения, т.е. в выборе фирмы-лидера в стране или за ее пределами. Такая фирма-лидер должна обладать следующими параметрами:

• соизмеримостью характеристик  выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с  ее помощью;

• соизмеримостью сегментов  рынка, для которых предназначена  выпускаемая продукция;

• соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует  фирма.

Исходя из того, что  конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов фирмы, для  ее оценки необходимо выбрать критерии продуктивности использования ресурсов. В том случае, если деятельность фирмы связана с получением прибыли, а совокупные ресурсы оцениваются  в денежном выражении, продуктивность использования ресурсов фирмой может  быть оценена показателем рентабельности производства, т.е. отношением прибыли, полученной в том или ином периоде, к истраченным в том же периоде ресурсам, оцененным как издержки производства. Для объективной оценки конкурентоспособности фирмы ее руководству необходима возможность изучения рынка, особенно за пределами страны.

Сложность, а иногда и полное отсутствие доступа к  информации о деятельности конкурентов  может создать у руководства  фирмы необоснованное мнение о превосходстве  фирмы над конкурентами, привести к самоуспокоению и ослаблению усилий, связанных с поддержкой необходимого уровня конкурентного преимущества своей фирмы.

Для того, чтобы фирма была конкурентоспособной в борьбе с ведущими фирмами, требуются новые подходы к организации производства и управления. Прежде всего, новые подходы нужны в инвестиционной политике, при проведении на предприятии технической реконструкции, в процессе внедрения новой техники и технологии.

Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов, которые можно разделить на три  группы:

• технико-экономические;

• коммерческие;

• нормативно-правовые.

Технико-экономические  факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции (услуги). Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и др.

Коммерческие  факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают:

• конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение  между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу);

• предоставляемый  сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг);

• рекламу и другие средства воздёйствия на потребителя  с целью формирования спроса;

• имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла.

Высокая конкурентоспособность  фирмы является гарантом получения  высокой прибыли в рыночных условиях. При этом фирма имеет цель достичь  такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать на достаточно долговременном временном  отрезке. В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности предприятия выживать в изменяющихся рыночных условиях.

Управление конкурентоспособностью предполагает совокупность мер по систематическому совершенствованию изделия, постоянному  поиску новых каналов его сбыта, новых групп по покупателей, улучшению  сервиса, рекламы.

Информация о работе Качество продукции и конкурентоспособность предприятия Понятие и показатели качества продукции